Недействующий


Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

от 7 марта 2012 г. N 198


Об утверждении Программы развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 18.11.2015 N 872, вступившего в силу с 18 ноября 2015 года.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:   

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2013 г. N 701

____________________________________________________________________


Во исполнение Закона Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы (далее - Программа).

2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан обеспечить реализацию Программы и ежегодно представлять в Министерство экономики Республики Татарстан отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы:

за первое полугодие - до 1 сентября отчетного года;

за год - до 1 февраля года, следующего за отчетным.

3. Министерству экономики Республики Татарстан на основании анализа информации, полученной от министерств и ведомств Республики Татарстан, ежегодно представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан и в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы:

за первое полугодие - до 1 октября отчетного года;

за год - до 1 марта года, следующего за отчетным.

4. Признать утратившими силу:

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2009 N 934 "Об утверждении Программы развития конкуренции в Республике Татарстан";

пункт 11 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.12.2011 N 995 "О приостановлении в 2012 году действия отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

          
Программа
развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 7 марта 2012 г. N 198)

     
Паспорт
Программы развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы

Наименование Программы

Программа развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы

Основание для разработки Программы

Закон Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Представитель государственного заказчика - координатор Программы

Министерство экономики Республики Татарстан

Разработчик Программы

Министерство экономики Республики Татарстан

Цель Программы

Развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг в Республике Татарстан

Основные задачи Программы

Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы конкуренции;
сокращение административных барьеров и повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
совершенствование системы государственного и муниципального заказа;
сокращение прямого участия органов государственной власти и местного самоуправления в хозяйственной деятельности организаций;
обеспечение доступа к информации о региональных рынках для привлечения новых участников, оказание информационной и финансовой поддержки участникам рынков;
развитие конкурентоспособности отраслей экономики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию;
развитие малого и среднего предпринимательства;
развитие инновационной, логистической, торговой, дорожной, информационной инфраструктуры;
повышение инвестиционной привлекательности товарных рынков, привлечение на товарные рынки субъектов малого и среднего предпринимательства, создание системы сопровождения инвестиционных проектов;
создание системы антимонопольного регулирования, основанной на балансе интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг;
создание системы мониторинга результативности и эффективности конкурентной политики

Сроки реализации

2012-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

За счет средств текущего финансирования министерств и ведомств Республики Татарстан

Исполнители и участники Программы

Органы исполнительной власти Республики Татарстан совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также предприятия, организации, учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Татарстан

Основные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение доли государственных и муниципальных услуг, по которым административные регламенты приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в общем количестве государственных и муниципальных услуг, занесенных в государственную информационную систему "Реестр государственных и муниципальных услуг", до 100 процентов в 2015 году;
увеличение доли стоимости государственных (муниципальных) контрактов, осуществленных посредством электронных аукционов, в общей стоимости государственных (муниципальных) контрактов до 80% в 2015 году;
снижение количества государственных и муниципальных унитарных предприятий в Республике Татарстан с 238 в 2011 году до 37 в 2015 году;
увеличение доли государственного (муниципального) имущества организаций коммунального хозяйства, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства с 50,7 процента в 2011 году до 70 процентов в 2015 году;
увеличение доли продукции, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового регионального продукта с 24 процентов в 2011 году до 34 процентов в 2015 году

     
Введение


Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, принятая Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ, определяет направления развития секторов экономики и социальной сферы. Основные институциональные факторы данной Программы характеризуют сферу имущественных отношений, наличие серого рынка труда, степень участия государства в экономическом регулировании, экологизации экономики и, что очень важно, развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг (далее - товарные рынки) Республики Татарстан. В Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы задача развития конкуренции ориентирована на активизацию процессов по продвижению татарстанских товаропроизводителей на внешние рынки, а также интеграцию с ведущими зарубежными компаниями.

Необходимостью решения поставленных в указанной Программе задач в сфере развития конкуренции на товарных рынках, снижения рисков и угроз в этой сфере и обусловлена разработка Программы развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы (далее - Программа).

Необходимо отметить, что Программа является продолжением Программы развития конкуренции в Республике Татарстан на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2009 N 934, основные цели которой достигнуты. В соответствии с Программой, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2012 год, а также в связи с вхождением России во Всемирную торговую организацию необходимо уточнить отдельные направления развития товарных рынков, разработать новые направления, требующие принятия регулятивных мер. Программа базируется на основных положениях Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р, и разработана с учетом рекомендаций по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.

В Программе определены цель и задачи конкурентной политики в Республике Татарстан на среднесрочный период, система программных мероприятий, механизм реализации и оценка эффективности и результативности реализации Программы.

1. Краткая характеристика конкурентных рынков Республики Татарстан


2011 год являлся завершающим в процессах реструктуризации секторов татарстанской экономики, обусловленной ее реакцией на вызовы глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., а также корректировкой векторов развития по отдельным секторам экономики и социальной сферы. В условиях неопределенности на мировых финансовых рынках и сегодня нельзя утверждать, что республика вернулась к устойчивым трендам экономического развития, которые были свойственны докризисному периоду времени. Вместе с тем Татарстан в сложные кризисные годы сумел сохранить основные системообразующие сектора экономики и одновременно продолжить формирование новых точек экономического роста.

В 2011 году развитие экономики Республики Татарстан характеризовалось положительной динамикой. Среди позитивных факторов социально-экономического развития Республики Татарстан можно отметить рост показателей в промышленности, прежде всего в обрабатывающих производствах, начавшееся восстановление сельскохозяйственного производства, рост инвестиций в наиболее высокотехнологичные сектора экономики, заметный рост прибыли в реальном секторе, расширение строительства, рост заработной платы и доходов населения, замедление инфляционных процессов.

Анализ результатов ежемесячного опроса руководителей промышленных организаций свидетельствует об улучшении экономической конъюнктуры, росте спроса на продукцию и ее выпуска. Также отмечается улучшение ситуации с обеспеченностью производственными мощностями относительно ожидаемого спроса на ближайшие полгода.

Сегодня экономическая ситуация в республике оценивается как стабильная, общая тенденция - это рост. Объем валового регионального продукта по оценке 2011 года составил 1250 млрд. рублей, превысив уровень 2010 года в сопоставимых ценах на 4,6 процента.

По итогам 2011 года индекс промышленного производства составил 105,7% к уровню 2010 года, объем отгруженной продукции предприятий республики достиг 1295,0 млрд. рублей.

В обрабатывающих производствах индекс промышленного производства составил 111,2% к уровню 2010 г., в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 101,6% и в добыче полезных ископаемых - 100,6 процента.

В обрабатывающем секторе значительные темпы роста промышленного производства достигнуты по видам деятельности, определяющим промышленный профиль республики: в производстве нефтепродуктов - 121,5%, резиновых и пластмассовых изделий - 115,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 113,7%, химическом - 108,3%, машин и оборудования - 108%, транспортных средств и оборудования - 107,9%. Динамично развивалось также производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 125,1%, пищевых продуктов - 109,9%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 109,5 процента.

Индикатором благоприятных изменений деловой активности в промышленности являются также показатели роста грузооборота - 109,1% к уровню 2010 года.

Сохраняется положительная динамика в строительстве - 106,8% к уровню 2010 года. Введено 2396,1 тыс. кв. метров жилья, что выше уровня 2010 года на 18,2 процента.

В экономику и социальную сферу республики направлено инвестиций в основной капитал, по оценке 2011 года, в объеме 386,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,8% выше уровня предыдущего года.

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2011 году составил 165,6 млрд. рублей, или 152,6% в сопоставимых ценах к уровню 2010 года, что обусловлено, прежде всего, высокими показателями в растениеводстве.

Оборот розничной торговли составил 534,9 млрд. рублей, превысив уровень 2010 года на 9,1 процента. Существенное влияние на поддержание общеэкономической динамики продолжает оказывать потребительский рынок. Устойчивый рост заработной платы и пенсий, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объемах, удовлетворяющих платежеспособный спрос населения, развитие системы потребительского кредитования (кредиты населению выросли к уровню 2010 года на 52,6% и составили 107,5 млрд. рублей) способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса.

Инфляция на потребительском рынке составила 105,9% (в Российской Федерации - 106,1%), в том числе на продовольственные товары - 104% (в Российской Федерации - 103,9%), непродовольственные товары - 106,6% (в Российской Федерации - 106,7%), услуги - 108,3% (в Российской Федерации - 108,7 процента).

Средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, в 2011 году, по оценке, составила 20 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 16,1 процента. Темпы роста реальной заработной платы, рассчитанные с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, в 2011 году к уровню соответствующего периода 2010 года составили 107,5 процента.

В течение 2011 года в республике наблюдалась тенденция роста основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Денежные доходы на душу населения составили 19821,3 рублей и превысили в номинальном выражении уровень предыдущего года на 9,2 процента. Реальные денежные доходы составили 101,3% к уровню 2010 года.

На 1 января 2012 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 28,6 тыс. человек, или 1,4% от численности экономически активного населения республики. По сравнению с данными на начало 2011 года доля молодежи в общей численности зарегистрированных безработных в возрасте от 16 до 29 лет уменьшилась с 29 до 24,7 процента.

В органы службы занятости по состоянию на 01.01.2012 работодателями заявлено 21,8 тыс. свободных рабочих мест.

1.1. Оценка состояния конкуренции в нефтедобыче, нефтепереработке, нефтехимии, розничной реализации нефтепродуктов


Республика Татарстан относится к числу важнейших минерально-сырьевых и наиболее благополучных регионов Российский Федерации, которые имеют возможность в течение длительного времени развивать топливно-энергетический комплекс, полностью опираясь на собственную сырьевую базу. Обеспеченность промышленными запасами добывающих предприятий при существующем уровне добычи нефти оценивается в 30 лет.

Ежегодно в республике добывается свыше 30 млн. тонн нефти, что составляет около 6% от добываемой в Российской Федерации. По объемам добычи углеводородного сырья Республика Татарстан занимает третье место среди регионов России, в которых осуществляется добыча нефти.

В республике добывают нефть крупная нефтяная компания ОАО "Татнефть" и 35 малых нефтяных компаний. ОАО "Татнефть" добывает около 26 млн. тонн нефти и занимает 6 место среди нефтяных компаний России.

ОАО "Татнефть" реализуются такие энергоэффективные методы, как одновременно-раздельная эксплуатация и одновременно-раздельная закачка на нагнетательных и добывающих скважинах, внедрение многофазных насосов, закачка полимеров различных модификаций, использование попутного нефтяного газа для выработки электроэнергии и подготовки нефти, эксплуатация скважин насосами с цепными приводами и другие.

В последние годы развивается конкурентная среда и в сфере нефтепереработки. В Республике Татарстан произошел качественный скачок в переработке нефти. На базе имевшейся установки ЭЛОУ-АВТ создан современный нефтеперерабатывающий завод ОАО "ТАИФ-НК" (освоено производство автомобильных бензинов, авиационных топлив). Ежегодно в республике перерабатывается свыше 8 млн. тонн нефти и газового конденсата.

В настоящее время в республике выпускаются все виды моторного топлива, ценные виды сырья для нефтехимической промышленности. В 2011 году в Татарстане добыто 32,5 млн. тонн нефти, что на 0,4% выше уровня предыдущего года. Производство автомобильного бензина возросло на 4,3% и составило 649,8 тыс. тонн, прямогонного бензина - на 20,2% и превысило 1,5 млн. тонн.

В декабре 2011 года запущена первая очередь комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске (ОАО "ТАНЕКО").

В состав первого пускового комплекса вошли установка ЭЛОУ-АВТ-7, блок стабилизации нафты, факельное хозяйство, сырьевой парк нефти, товарные парки и наливные эстакады, объекты инженерных систем, объекты электрохозяйства и очистные сооружения.

В настоящее время ОАО "Татнефть" реализует программу дальнейшего развития ОАО "ТАНЕКО" - глубокую переработку нефти для увеличения выхода средних дистиллятов (керосин и дизельное топливо). В 2013 году планируется ввод в эксплуатацию комбинированной установки гидрокрекинга с производством базовых масел.

Реализация инвестиционных проектов в нефте- и газоперерабатывающих компаниях позволит полностью покрыть внутренние потребности республики в качественных моторных топливах евростандарта и тем самым снизить их ввоз из других регионов страны, улучшить сырьевое обеспечение нефтехимических производств, а также в значительной степени нарастить экспортные поставки.

Доля переработанной республиканской нефти увеличится с 25 до 47 процентов. После ввода переработки тяжелых остатков в ОАО "ТАИФ-НК" и в случае доведения мощности ОАО "ТАНЕКО" до 14 млн. тонн в республике будет перерабатываться 74% добываемой нефти. При этом показатель глубины переработки нефти будет доведен в ОАО "ТАНЕКО" до 98 процентов.

Нефтехимическая отрасль Республики Татарстан производит более 11% общероссийского объема химической продукции в денежном выражении.

По производству ряда ключевых видов химической продукции Татарстан уверенно занимает лидирующие позиции в России.

Химические и нефтехимические предприятия республики производят 14% синтетических моющих средств от их общероссийского производства, 31% полипропилена и столько же автошин, 40% каучуков, 50% полиэтилена и более 60% полистирола. Республика Татарстан является единственным в Российской Федерации производителем поликарбоната, а также галобутилкаучуков и сэвилена.

К этому следует добавить, что 35% мирового производства каучука изопренового - аналога натурального и основного в производстве автомобильных шин - также сосредоточено в Татарстане.

Дальнейшее развитие конкурентных преимуществ химической и нефтехимической отраслей промышленности республики связано с реализацией крупных и уникальных для Российской Федерации инвестиционных проектов.

В их числе строительство интегрированного комплекса по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида в г. Менделеевске (ОАО "Аммоний").

ОАО "Нижнекамскнефтехим" продолжается строительство завода по производству АБС-пластиков мощностью 60 тыс. тонн. Принято также окончательное решение о строительстве нового олефинового комплекса мощностью до 1 млн. тонн в год по этилену.

В г. Казани введено крупнейшее в России производство гибких упаковочных материалов для пищевой промышленности с использованием нанотехнологий (ООО "Данафлекс-Нано").

На территории Казанского завода синтетического каучука будет также построен единственный в России завод по производству метилдихлорсиланов (ОАО "КЗСК-Силикон").

В числе основных программных задач по развитию нефтехимии республики на период до 2015 года:

увеличение в 1,6-1,7 раза объемов производства химической продукции в основном за счет выпуска высокотехнологичной продукции, ориентированной на импортозамещение;

внедрение прорывных технологий, обеспечивающих сохранение лидирующих позиций республиканской нефтехимии на российских и зарубежных рынках;

развитие отраслевого малого бизнеса и доведение за счет этого до 30-35% уровня переработки в Татарстане производимой химической и нефтехимической продукции, в первую очередь пластиков.

В республике сформирована конкурентная среда по розничной реализации моторного горючего через сеть автозаправочных станций. Сегодня на территории республики расположены 939 автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций. Основными операторами нефтепродуктообеспечения в Республике Татарстан на оптовом рынке моторного топлива являются ОАО "Татнефть", ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт", ООО "Автодорстрой", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "ЛУКОЙЛ".

Объем реализации нефтепродуктов, включая дизельное топливо, в 2011 году составил 2,2 млн. тонн.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»