ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2015 года N 872
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2016 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 07.02.2017 N 66.
____________________________________________________________________
В целях реализации требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, а также создания условий развития конкуренции на рынках товаров и услуг Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по развитию конкуренции в Республике Татарстан на 2015 - 2016 годы (далее - Дорожная карта).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан обеспечить реализацию Дорожной карты и ежегодно представлять в Министерство экономики Республики Татарстан отчеты о ходе выполнения ее мероприятий:
за первое полугодие - до 1 сентября отчетного года;
за год - до 1 февраля года, следующего за отчетным.
3. Министерству экономики Республики Татарстан на основании анализа информации, полученной от министерств и ведомств Республики Татарстан, ежегодно представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан отчет о ходе реализации Дорожной карты:
за первое полугодие - до 1 октября отчетного года;
за год - до 1 марта года, следующего за отчетным.
4. Признать утратившими силу:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.03.2012 N 198 "Об утверждении Программы развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012 - 2015 годы";
абзацы двадцать второй - двадцать третий пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2013 N 701 "О внесении изменений в отдельные акты Кабинета Министров Республики Татарстан".
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2016 ГОДЫ
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственные исполнители и основные участники | Сроки реализации | Целевые индикаторы | ||
Наименование | 2015 год | 2016 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мониторинг государственных и муниципальных услуг. Снижение административных барьеров | ||||||
За период с 2010 по 2015 год в республике произошли существенные изменения в регулировании конкурентных отношений. Принят и реализован комплекс мер, направленных на развитие конкурентной среды, к которым также относится Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы, утвержденная Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ. С целью решения поставленных в данной Программе задач в сфере развития конкуренции на товарных рынках, а также снижения рисков и угроз в этой сфере разработана и успешно реализуется Программа развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.03.2012 N 198. Необходимо отметить, что Программа развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012 - 2015 годы является продолжением Программы развития конкуренции в Республике Татарстан на 2010 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2009 N 934, основные цели которой достигнуты. Согласно данным, полученным в результате проведенного социологического исследования, хозяйствующие субъекты в целом позитивно оценивают состояние конкурентной среды в Республике Татарстан. Более трети респондентов оценили конкурентную среду на региональных рынках как хорошую (36,4 процента), каждый четвертый считает ее удовлетворительной (27,8 процента), чуть меньшая доля - отличной (22,6 процента). "Плохое" и "очень плохое" состояние конкурентной среды было отмечено в целом 8,6 процента респондентов. Средняя оценка, данная субъектами предпринимательской деятельности, составила 3,74 балла. Однако существуют общие проблемы, которые сегодня ограничивают динамичное развитие конкуренции в Республике Татарстан. К ним можно отнести: наличие административных и экономических барьеров на некоторых рынках; отсутствие механизмов развития приоритетных рынков. В связи с этим существует необходимость совершенствования нормативной правовой базы Республики Татарстан, регулирующей вопросы развития конкурентной среды в различных секторах экономики | ||||||
1.1. | Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов | Министерство экономики Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | доля проектов нормативных правовых актов от общего числа проектов нормативных правовых актов, по которым была проведена оценка регулирующего воздействия, процентов | 95,0 | 100,0 |
1.2. | Подготовка и внесение предложений по оптимизации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг для субъектов предпринимательской деятельности путем сокращения сроков их оказания | государственное бюджетное учреждение "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" | 2015 - 2016 гг. | сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг для субъектов предпринимательской деятельности к предыдущему году, процентов | 5,0 | 5,0 |
1.3. | Мониторинг (аудит) государственных и муниципальных услуг, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности, на предмет качества их предоставления | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное бюджетное учреждение "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" | 2015 - 2016 гг. | доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности, результаты мониторинга которых рассмотрены в целях подготовки и внесения предложений по совершенствованию правовой базы, регулирующей вопросы конкуренции, процентов | 70,0 | 90,0 |
2. Оптимизация процедур закупок государственных, муниципальных и регулируемых заказчиков | ||||||
В Республике Татарстан в 2014 году было заключено более 280 тыс. контрактов и договоров в сфере государственного и муниципального заказа. Объем закупок составил 86,1 млрд рублей, что является одним из самых высоких показателей в Приволжском федеральном округе. Учитывая высокую скорость оптимизационных мероприятий, направленных на совершенствование процессов регулирования процедур закупок государственных, муниципальных и регулируемых заказчиков, существует необходимость реализации регулирующего воздействия в этой сфере (проведение обучающих семинаров, развитие механизмов оказания содействия участникам размещения закупок и т.п.) | ||||||
2.1. | Создание информационных средств проведения конкурентных закупок в электронной форме для заказчиков, регулируемых Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - регулируемые заказчики) | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (по согласованию) | 2015 г. | экономия бюджетных средств, направленных на закупку товаров, работ и услуг регулируемыми заказчиками Республики Татарстан по отношению к предыдущему году, процентов | 5,0 | - |
2.2. | Создание электронного каталога продукции, производимой в Республике Татарстан, и комплексной организационно-технической системы продвижения продукции республиканских товаропроизводителей (далее - КОТС) | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | доля номенклатурного ряда продукции, производимой в Республике Татарстан, которая представлена в электронном каталоге продукции и КОТС, от общего номенклатурного ряда продукции, производимой в Республике Татарстан, процентов | 70,0 | 85,0 |
3. Стимулирование новых предпринимательских инициатив | ||||||
Одной из приоритетных задач Программы социально-экономического развития Российской Федерации, а также Государственной программы Республики Татарстан "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" является развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение таких экономических и социальных задач, как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На сегодняшний день в Республике Татарстан активно реализуется ряд программных мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Около 45,7 процента средств (1,6 млрд рублей) направлены на оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства для реализации бизнес-проектов. Успешно реализованы такие мероприятия, как: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства ("Лизинг-грант") (субсидии получили 963 субъекта малого и среднего предпринимательства, в результате реализации поддержанных бизнес-проектов создано 6700 новых рабочих мест); внедрение инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства и их технологическая модернизация (субсидии получили 116 субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате реализации поддержанных бизнес-проектов создано 455 новых рабочих мест); предоставление целевых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для реализации бизнес-проектов на территории Республики Татарстан ("Социальное предпринимательство") (субсидии получили 237 субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате реализации поддержанных бизнес-проектов создано 567 новых рабочих мест). По итогам 2014 года в республике реализованы 11 программ поддержки предпринимательства. Вместе с тем сложившиеся в 2014 году условия хозяйствования, вызванные вводом экономических санкций по отношению к Российской Федерации, а также последовавшие за ними контрсанкции обуславливают интенсификацию мер государственного регулирования в сфере поддержки существующих и новых предпринимательских инициатив | ||||||
3.1. | Проект "Фабрика предпринимательства" | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное казенное учреждение "Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан" (по согласованию) | 2015 г. | количество прошедших обучение в рамках реализации проекта, человек | 100,0 | - |
3.2. | Проект "Создание готовых бизнес-макетов" | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное казенное учреждение "Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан" (по согласованию) | 2015 г. | количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации проекта, единиц | 60,0 | - |
3.3. | Проведение совещаний, конференций, заседаний "круглого стола", обучающих семинаров и других мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (по согласованию), государственное казенное учреждение "Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан" (по согласованию) | 2015 г. | количество проведенных совещаний, конференций, заседаний "круглого стола", обучающих семинаров, единиц | 12,0 | - |
3.4. | Размещение в Электронной товарно-информационной системе Республики Татарстан (далее - ЭТИС РТ) перечня продукции, на которую в республике имеется устойчивый спрос и производство которой отсутствует в республике ("инвестиционные ниши") | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (по согласованию) | 2015 г. | количество обоснованных инвестиционных ниш, определяющих перспективные виды продукции, производство которых отсутствует в Республике Татарстан, единиц | 10,0 | - |
3.5. | Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан | Министерство экономики Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | сумма средств, направленных на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, млн рублей | 500,0 | 500,0 |
3.6. | Создание и администрирование интернет-портала информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | Министерство экономики Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | доля подписчиков Республики Татарстан в общем количестве подписчиков интернет-портала информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, процентов | 30 | 50 |
общее количество подписок на интернет-портале информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц | 15 000 | 30 000 | ||||
4. Создание системы антимонопольного регулирования, основанной на балансе интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг | ||||||
За последние годы Республика Татарстан достигла значительных результатов в сфере антимонопольного регулирования. Были утверждены правила недискриминационного доступа в ряде отраслей, что значительно снизило барьеры для входа на рынок компаний и позитивно сказалось на развитии конкуренции и сдерживании роста цен в этих отраслях. В частности, ключевым приоритетом в деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан стала борьба с картелями - наиболее опасным экономическим преступлением в сфере антимонопольной политики. Девальвация национальной валюты в конце 2014 года вызвала существенные темпы роста цен как на продовольственных, так и на непродовольственных рынках. Отдельные хозяйствующие субъекты осуществляли на этом фоне попытки сговоров, в том числе и картельных, в целях максимизации своих экономических интересов. Активизировался и ряд других процессов в сфере нарушения антимонопольного законодательства. Данные явления требуют усиления контроля соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства в сфере антимонопольного регулирования | ||||||
4.1. | Обеспечение государственного контроля за целевым использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы и надбавки к тарифам | Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам | 2015 г. ежеквартально | доля проанализированных инвестиционных программ в сфере тарифной политики от общего числа реализованных инвестиционных программ в сфере тарифной политики, процентов | 100,0 | - |
4.2. | Мониторинг показателей, характеризующих контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, включающих: сведения о количестве нарушений, выразившихся в злоупотреблении хозяйствующими субъектами доминирующим положением; соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию; принятие ограничивающих конкуренцию актов и осуществление ограничивающих конкуренцию действий органов государственной власти и органов местного самоуправления | Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | количество решений об установлении фактов злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, единиц | 22,0 | 20,0 |
количество решений о нарушении запрета на заключение хозяйствующими субъектами ограничивающих конкуренцию соглашений, единиц | 1,0 | 1,0 | ||||
количество решений о нарушении запрета на утверждение ограничивающих конкуренцию нормативных правовых актов и совершение органами государственной власти и местного самоуправления иных действий (бездействия), ограничивающих конкуренцию, единиц | 117,0 | 105,0 | ||||
4.3. | Проведение проверок органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов с целью контроля, предупреждения и пресечения действий, направленных на ограничение конкуренции или на заключение антиконкурентных соглашений | Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | количество проведенных плановых проверок хозяйствующих субъектов, единиц | 12,0 | 8,0 |
количество проведенных плановых проверок органов местного самоуправления, единиц | 18,0 | 24,0 | ||||
количество проведенных внеплановых проверок органов местного самоуправления, единиц | 12,0 | 5,0 | ||||
4.4. | Обеспечение контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, организациями оптового и розничных рынков электрической энергии, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в части закрепленных полномочий | Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам | 2015 - 2016 гг. | доля пресеченных нарушений от общего количества выявленных нарушений, процентов | 100,0 | 100,0 |
4.5. | Обеспечение поэтапного перехода на формирование тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период регулирования в соответствии с федеральным законодательством в сфере регулирования тарифов | Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам | 2015 - 2016 гг. | доля регулируемых организаций, для которых тарифы установлены на долгосрочный период регулирования, от общего количества регулируемых организаций, к которым применимы долгосрочные методы тарифного регулирования согласно законодательству, процентов | 100,0 | 100,0 |
5. Совершенствование процессов развития конкурентной среды на рынке услуг | ||||||
Государственные активы Республики Татарстан составляют 433,3 млрд рублей, в том числе стоимость основных фондов государственных унитарных предприятий и государственных учреждений - 101,4 млрд рублей, государственного портфеля акций - 316,4 млрд рублей, объектов казны - 15,5 млрд рублей. Процессы демонополизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан происходят как путем разукрупнения действующих в отрасли муниципальных предприятий, так и за счет создания предприятий различных форм собственности, в том числе малого и среднего бизнеса, которые привлекаются на равноправной основе к участию в конкурсных отборах подрядчиков. Необходимо отметить, что в настоящее время техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. С целью решения указанных проблем: создаются государственно-частные партнерства, представляющие собой альтернативу приватизации имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности; принимаются программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Развитие конкуренции в коммунальной сфере происходит крайне медленно. Толчком к ее развитию послужило внесение изменений в законодательство Российской Федерации в области энергосбережения и, как следствие, заинтересованность граждан в снижении расходов на оплату электроэнергии, отопления и водоснабжения, которая стимулирует внедрение организациями в производство ресурсосберегающих технологий. Необходимо продолжить модернизацию и стимулирование энергетической эффективности в указанных секторах экономики как факторов, способствующих развитию конкуренции. Развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг должно способствовать решению основных ключевых задач в этой сфере, таких как передача управления жилищным фондом специализированным жилищным организациям и собственникам жилья и повышение качества предоставляемых услуг по всему их спектру. Принятые в республике управленческие решения позволили сформировать конкурентную среду в системе управления жилым фондом, однако остались нерешенными такие проблемы, как: повышение активности населения в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством; организация обучения по управлению жилищным фондом; развитие общественного контроля в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг | ||||||
5.1. | Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | доля работников сферы жилищно-коммунального хозяйства, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации, от запланированного количества на текущий год, процентов | 100,0 | 100,0 |
5.2. | Реализация на территории Республики Татарстан проекта "Школа грамотного потребителя" | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | количество проведенных обучающих мероприятий в рамках функционирования проекта "Школа грамотного потребителя", единиц | 10,0 | 12,0 |
5.3. | Осуществление мониторинга результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | объем реализации жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых ценах соответствующего периода предыдущего года, процентов | >100,0 | >100,0 |
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам | доля организаций коммунальной сферы, в отношении которых проведен мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, от общего числа организаций коммунальной сферы, по которым установлены тарифы на очередной период регулирования, процентов | 100,0 | 100,0 | |||
6. Развитие конкурентной среды на рынке образования и медицинских услуг | ||||||
Доля расходов консолидированного бюджета на образование в Республике Татарстан устойчиво составляет в последние годы 17 - 20 процентов (порядка 35 - 40 млрд рублей). В Республике Татарстан осуществляют свою деятельность 106 профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются 66 540 студентов. В целях повышения конкурентоспособности человеческих ресурсов в Республике Татарстан планируется централизация образовательных процессов, направленных на получение практических навыков и квалификаций. Кроме того, важная роль отводится обеспечению повышения грамотности представителей малого и среднего бизнеса. На современном этапе развития проявление конкуренции в здравоохранении - это совершенствование механизмов управления качеством в здравоохранении. В Республике Татарстан ведется активная работа по внедрению в медицинские организации менеджмента качества: за последние шесть лет 15 организаций здравоохранения Республики Татарстан приняли участие в церемонии награждения премией "Лучший менеджер по качеству Республики Татарстан". Важным направлением в повышении конкурентоспособности Республики Татарстан на рынке медицинских услуг является полная информатизация отрасли: организация единой информационной сети, внедрение электронных карт пациентов, создание единой базы данных на каждого жителя республики с персональными данными о полученных объемах медицинской помощи. При этом в целях дальнейшего развития конкурентной среды в здравоохранении необходимо решение следующих задач: внедрение систем менеджмента качества; внедрение стандартов качества государственных услуг; обеспечение доступности всех видов медицинской помощи населению | ||||||
6.1. | Разработка и реализация образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства | Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Торгово-промышленная палата Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 г. | количество реализованных образовательных программ для субъектов малого бизнеса за счет средств бюджета Республики Татарстан, единиц | 5,0 | 7,0 |
6.2. | Содействие организациям здравоохранения во внедрении систем менеджмента качества | Министерство здравоохранения Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | доля организаций здравоохранения, внедривших систему менеджмента качества, от общего числа организаций здравоохранения Республики Татарстан, процентов | 25,0 | 35,0 |
6.3. | Включение частных медицинских организаций в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан | Министерство здравоохранения Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | доля частных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, от общего числа частных медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, процентов | 75,0 | 80,0 |
6.4. | Создание ресурсных центров (многофункциональных центров прикладных квалификаций) на базе существующих профессиональных образовательных организаций | Министерство образования и науки Республики Татарстан, профессиональные образовательные организации Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | доля созданных ресурсных центров (многофункциональных центров прикладных квалификаций) на базе существующих профессиональных образовательных организаций от общего числа профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан, процентов | 15,0 | 20,0 |
7. Развитие конкурентной среды в сфере торговли | ||||||
Сектор торговли является одним из наиболее динамично развивающихся в экономике республики. Доля Республики Татарстан в обороте розничной торговли Российской Федерации составляет 3 процента (8 место среди регионов России). В отраслевой структуре валового регионального продукта Татарстана доля оптовой и розничной торговли занимает второе место после промышленности и составляет 13,5 процента. Оборот розничной торговли Республики Татарстан в 2014 году увеличился на 2,3 процента к уровню предыдущего года и составил 781,0 млрд рублей. В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составила 43,5 процента, непродовольственных товаров - 56,5 процента. Одной из ключевых задач в сфере развития конкуренции является развитие добросовестной конкуренции в сфере розничной торговли, осуществление постоянного мониторинга цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Основными мероприятиями по развитию конкуренции в сфере розничной торговли должны стать: развитие инфраструктуры потребительского рынка; повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка; развитие социально значимых видов услуг торговли; повышение территориальной доступности предоставляемых услуг в сфере торговли; формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров | ||||||
7.1. | Проведение выездных ярмарок в населенных пунктах, удаленных от административных центров муниципальных образований Республики Татарстан | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | количество проведенных выездных ярмарок в населенных пунктах, удаленных от административных центров муниципальных образований Республики Татарстан, единиц | 12,0 | 14,0 |
7.2. | Реализация мер по увеличению сельскохозяйственными товаропроизводителями продаж собственной продукции на ярмарках | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | рост объема продаж собственной продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках проведения ярмарок по сравнению с предыдущем годом, процентов | 105,0 | 105,0 |
7.3. | Открытие новых объектов торговли в малых и отдаленных сельских населенных пунктах | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | количество новых объектов торговли, открытых в малых и отдаленных сельских населенных пунктах, единиц | 15,0 | 30,0 |
7.4. | Участие республиканских товаропроизводителей в конкурсе "Лучшие товары и услуги Республики Татарстан" | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" (по согласованию), Торгово-промышленная палата Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | доля предприятий, прошедших в федеральный этап "100 лучших товаров России", от количества предприятий - участников конкурса "Лучшие товары и услуги Республики Татарстан", процентов | 35,0 | 36,0 |
8. Развитие конкурентной среды на рынке производства грузовых автомобилей и их комплектующих | ||||||
Удельный вес вида экономической деятельности "Производство грузовых автомобилей и их комплектующих" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан составляет 5,7 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 10,1 процента, по Приволжскому федеральному округу - 28,6 процента. Рассматриваемый рынок характеризуется удовлетворительным уровнем рентабельности затрат (но пока недостаточным для высокого уровня инвестиционной привлекательности), низкими оценками в восприятии опрашиваемых респондентов (участников рынка) административных барьеров, а также удовлетворительными параметрами государственного регулирования и эффективности управления. В целом рынок обладает значительным потенциалом роста. В транспортной системе Республики Татарстан огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. В настоящее время на его долю приходится 77 процентов объема перевозок пассажиров. Автомобильный транспорт Республики Татарстан представлен деятельностью 110 предприятий пассажирского автомобильного транспорта различных форм собственности (в том числе 50 субъектов малого предпринимательства). Маршрутная сеть Республики Татарстан включает 867 маршрутов. Наибольшая доля принадлежит пригородным маршрутам (32 процента) и междугородным перевозкам (26 процентов). За прошедшее десятилетие количество маршрутов сократилось на 32 процента. В 2014 г. предприятиями республики (включая субъекты малого предпринимательства), осуществляющими автомобильные перевозки пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, перевезено на коммерческой основе 301,4 млн пассажиров (107,9 процента к 2013 г.). Пассажирооборот составил 2206,0 млн пасс. км - 107 процентов. Запланированные в 2014 г. автобусные рейсы предприятиями выполнены на 95,6 процента. Основными факторами, влияющими на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, являются: отсутствие персонифицированного учета пассажиропоездок, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги; отсутствие эффективной системы оценки затрат транспортных предприятий; низкая транспортная мобильность населения; неэффективный менеджмент. Развитию конкуренции в сфере транспорта будет способствовать реализация следующих направлений: совершенствование методического обеспечения регулирования тарифов на услуги городского транспорта; развитие механизмов равного доступа на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам, проходящим по территории Республики Татарстан | ||||||
8.1. | Проведение открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам, проходящим по территории Республики Татарстан | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан | 2015 г. | количество состоявшихся открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам, проходящим по территории Республики Татарстан, единиц | 1,0 | - |
8.2. | Обеспечение равнодоступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | доля транспортных предприятий, обеспечивших равнодоступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан (по муниципальным маршрутам в городском и пригородном сообщении), от общего количества транспортных предприятий Республики Татарстан, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам в городском и пригородном сообщении, процентов | 100,0 | 100,0 |
8.3. | Развитие кооперационных связей между крупными и малыми предприятиями | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, ведущие предприятия автомобильной промышленности Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | количество созданных малых предприятий, интегрированных в производственно-кооперационные цепочки производства грузовых автомобилей, единиц | 2,0 | 5,0 |
8.4. | Развитие малых форм предпринимательства в сфере производства комплектующих для грузовых автомобилей | Министерство экономики Республики Татарстан, ведущие предприятия автомобильной промышленности Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | рост объема оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере производства грузовых автомобилей и их комплектующих к предыдущему году, процентов | 5,0 | 15,0 |
9. Развитие конкуренции на рынках овощеводства и производства растительных и животных масел и жиров | ||||||
Удельный вес вида экономической деятельности "Овощеводство" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 0,58 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 2,5 процента, по Приволжскому федеральному округу - 15,5 процента. Указанный рынок характеризуется повышенным уровнем уязвимости с точки зрения роста уровня его конкурентоспособности. Кроме того, по результатам проведенного анализа, включающего в себя социологические исследования, выявлено, что на указанном рынке эффективность государственного управления характеризуется невысокими оценками. Удельный вес вида экономической деятельности "Производство растительных и животных масел и жиров" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 0,3 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 2,6 процента, по Приволжскому федеральному округу - 13,6 процента. Рассматриваемый рынок характеризуется удовлетворительным уровнем рентабельности затрат (но пока недостаточным для высокого уровня инвестиционной привлекательности), низкими оценками в восприятии опрашиваемых респондентов (участников рынка) административных барьеров, а также удовлетворительными параметрами государственного регулирования и эффективности управления. В целом рынок обладает значительным потенциалом роста | ||||||
9.1. | Снижение уровня замещения внутреннего спроса на продукцию овощеводства импортом из других территорий | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | увеличение количества контрактов, заключенных с местными производителями, на закупку продукции овощеводства для обеспечения государственных и муниципальных нужд, процентов | 20,0 | 30,0 |
9.2. | Подготовка квалифицированных управленческих и специальных кадров для работы в отрасли с целью ликвидации дефицита кадров и сокращения оттока молодых специалистов | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | снижение оттока квалифицированных и молодых кадров к предыдущему году, процентов | 15,0 | 20,0 |
9.3. | Развитие научных агроисследований | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | прирост объема выполненных научно-исследовательских работ к предыдущему году, процентов | 10,0 | 20,0 |
9.4. | Стимулирование снижения издержкоемкости до уровня рентабельности, обеспечивающего необходимые инвестиции для расширенного воспроизводства растительных рафинированных масел и жиров | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рентабельность продукции, содержащей растительные рафинированные масла и жиры, процентов | 8,0 | 10,0 |
9.5. | Увеличение посевных площадей и повышение урожайности подсолнечника | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | увеличение валового сбора подсолнечника на основе оптимизации структуры посевных площадей подсолнечника, тыс. тонн | 80,0 | 100,0 |
10. Развитие конкуренции на рынке производства резиновых шин, покрышек, камер и синтетического каучука | ||||||
Удельный вес вида экономической деятельности "Производство резиновых изделий" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 1,4 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 25,5 процента, по Приволжскому федеральному округу - 73,3 процента. Указанный рынок характеризуется повышенным уровнем уязвимости с точки зрения роста уровня его конкурентоспособности. По результатам проведенного анализа, включающего в себя социологические исследования, выявлено, что на указанном рынке эффективность государственного управления характеризуется невысокими оценками. При этом удельный вес вида экономической деятельности "Производство основных химических веществ" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 8,4 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 15,7 процента, по Приволжскому федеральному округу - 28,1 процента. Рынок производства химических веществ, в том числе синтетического каучука, характеризуется противоречивостью в оценках экономической и административно-управленческой составляющих. Несмотря на наличие проблем в сфере эффективности государственного управления, а также на наличие значимых административных барьеров, отмечаемых в оценках респондентов, экономическая эффективность характеризуется достаточно высокими значениями | ||||||
10.1. | Снижение издержкоемкости до уровня, отвечающего российским и мировым показателям, при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающего необходимые инвестиции для расширенного воспроизводства в сфере производства резиновых шин, покрышек и камер | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, предприятия Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | увеличение доли Республики Татарстан в общероссийском объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами инновационного характера по виду деятельности "Производство резиновых шин, покрышек и камер", процентов | 76,5 | 77,2 |
темпы роста производства цельнометаллокордных шин, процентов | 10,0 | 10,0 | ||||
10.2. | Увеличение марок выпускаемых каучуков, в том числе в целях обеспечения импортозамещения | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | доля Республики Татарстан в общероссийском объеме отгруженной продукции по виду деятельности "Производство синтетического каучука", процентов | 74,0 | 74,0 |
11. Развитие конкуренции на рынке пластмассовых изделий | ||||||
Удельный вес вида экономической деятельности "Производство пластмассовых изделий" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 1 процент. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 4,7 процента, по Приволжскому федеральному округу - 19,1 процента. Потенциал роста конкурентоспособности вида экономической деятельности "Производство пластмассовых изделий": с учетом действующих административных барьеров - высокий; в сфере экономической эффективности - высокий; с учетом действующих инструментов эффективности государственного регулирования - невысокий. В целом рынок обладает значительным потенциалом роста | ||||||
11.1. | Расширение номенклатуры выпускаемой продукции на рынке пластмассовых изделий с высоким уровнем добавленной стоимости в целях обеспечения конкурентоспособного роста производительности труда | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | доля Республики Татарстан в общероссийском объеме отгруженной продукции по виду деятельности "Производство пластмассовых изделий", процентов | 10,0 | 10,0 |
11.2. | Расширение производства композиционных материалов | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рост производства композиционных материалов к предыдущему году, процентов | >5,0 | >5,0 |
11.3. | Стимулирование переработки полимеров внутри республики предприятиями малого и среднего бизнеса | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рост доли переработки полимеров, процентов | >28,0 | >30,0 |
12. Развитие конкуренции на рынке производства кирпича и прочих строительных изделий из обожженной глины | ||||||
Удельный вес вида экономической деятельности "Производство кирпича и прочих строительных изделий из обожженной глины" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 0,13 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 4,1 процента, по Приволжскому федеральному округу - 15,8 процента. Рассматриваемый рынок характеризуется противоречивостью в оценках экономической и административно-управленческой составляющих. Несмотря на наличие проблем в сфере эффективности государственного управления и значимых административных барьеров, отмечаемых в оценках респондентов, экономическая эффективность характеризуется достаточно высокими значениями | ||||||
12.1. | Освоение производства новых видов кирпича | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | количество новых видов производимого кирпича, единиц | 2,0 | 2,0 |
12.2. | Развитие производства энергоэффективных пустотно-поризованных стеновых керамических камней ("теплой керамики") | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рост производства энергоэффективных пустотно-поризованных стеновых керамических камней ("теплой керамики") к предыдущему году, процентов | 5,0 | 6,0 |
12.3. | Развитие промышленных площадок, созданных для размещения производства строительных материалов с использованием имеющегося минерального сырья | Министерство экономики Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию) | 2015 - 2016 гг. | количество промышленных производственных площадок, созданных для размещения производства строительных материалов, единиц | 2,0 | 5,0 |
12.4. | Подготовка квалифицированных кадров рабочих для предприятий строительной отрасли | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | удельный вес численности занятого в строительной сфере населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего профессиональное обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы, процентов | 35,0 | 40,0 |
13. Развитие конкуренции на рынках производства мяса, мясопродуктов и сельскохозяйственной птицы | ||||||
Удельный вес вида экономической деятельности "Производство мяса и мясопродуктов" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 0,62 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 2 процента, по Приволжскому федеральному округу - 12,6 процента. Потенциал роста конкурентоспособности вида экономической деятельности "Производство мяса и мясопродуктов": с учетом действующих административных барьеров - высокий; в сфере экономической эффективности - высокий; с учетом действующих инструментов эффективности государственного регулирования - невысокий. Рассматриваемый рынок характеризуется удовлетворительным уровнем рентабельности затрат (но пока недостаточным для высокого уровня инвестиционной привлекательности), низкими оценками в восприятии опрашиваемых респондентов (участников рынка) административных барьеров, а также удовлетворительными параметрами государственного регулирования и эффективности управления. В целом рынок обладает значительным потенциалом роста. Удельный вес вида экономической деятельности "Разведение сельскохозяйственной птицы" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 1,32 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 3,3 процента, по Приволжскому федеральному округу - 14,4 процента. Указанный рынок характеризуются повышенным уровнем уязвимости с точки зрения роста уровня конкурентоспособности. Кроме того, по результатам проведенного анализа, включающего в себя социологические исследования, выявлено, что в области производства мяса, мясопродуктов и сельскохозяйственной птицы эффективность государственного управления характеризуется невысокими оценками | ||||||
13.1. | Снижение уровня замещения внутреннего спроса на мясо и мясопродукты импортом из других территорий на основе повышения объемов производства и расширения рыночной доли в Приволжском федеральном округе | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | увеличение доли продукции республиканского производства в общем объеме потребления мяса и мясопродуктов в Республике Татарстан, процентов | 74,0 | 75,0 |
13.2. | Развитие малых форм предпринимательства в сферах организации производства мяса и мясопродуктов | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рост объема оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере производства мяса и мясопродуктов к предыдущему году, процентов | 40,0 | 50,0 |
13.3. | Создание новых и модернизация существующих комплексов республики по производству мяса и мясопродуктов | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рост рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг по виду деятельности "производство мяса и мясопродуктов", процентов | 1,0 | 2,0 |
13.4. | Увеличение продукции мяса и мясопродуктов на основе увеличения поголовья скота | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | производство скота на убой (в живом весе), тыс. тонн | 466,0 | 468,0 |
13.5. | Внедрение прогрессивных технологий и дальнейшее стимулирование повышения производительности труда в сфере производства мяса и мясопродуктов | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рост производительности труда по виду деятельности "Производство мяса и мясопродуктов" к предыдущему году, процентов | 3,0 | 3,0 |
13.6. | Развитие малых форм предпринимательства в сфере организации разведения сельскохозяйственной птицы, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | доля вновь созданных малых форм предпринимательства в сфере организации разведения сельскохозяйственной птицы, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов от прошедшего года, процентов | 5,0 | 5,0 |
13.7. | Создание новых и модернизация существующих комплексов республики по выращиванию птицы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | рост рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг по виду деятельности "Производство сельскохозяйственной птицы", процентов | 5,0 | 5,0 |
13.8. | Внедрение прогрессивных технологий и стимулирование повышения производительности труда в животноводческих хозяйствах. Сближение мест производства сельхозпродукции и мест ее переработки | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | повышение производительности труда в животноводческих хозяйствах к предыдущему году, процентов | 5,0 | 7,0 |
14. Деятельность гостиниц и ресторанов | ||||||
Удельный вес вида экономической деятельности "Гостиницы и рестораны" в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Республики Татарстан - 0,87 процента. Доля Республики Татарстан в объеме отгруженной продукции в целом по Российской Федерации по рассматриваемому виду деятельности - 2,5 процента, по Приволжскому федеральному округу - 14,7 процента. Сектор гостиничных услуг обладает существенным потенциалом для Республики Татарстан. На фоне реализуемых в последние годы мероприятий, направленных на формирование в республике опорной точки развития туризма национального масштаба, сектор "Гостиницы и рестораны" может выступать в роли локомотива не только развития рассматриваемого кластера, но и экономики республики в целом. Однако приграничный к безубыточному уровень рентабельности формирует существенные риски рыночных потерь, выраженных, в первую очередь, снижением рыночных долей. По результатам проведенного анализа выявлено, что на указанном рынке эффективность государственного управления характеризуется невысокими оценками | ||||||
14.1. | Развитие и реализация на туристическом рынке Республики Татарстан активных форм продвижения продукции и услуг для внутреннего и въездного туризма | Государственный комитет Республики Татарстан по туризму | 2015 - 2016 гг. | доля Республики Татарстан в общероссийском объеме оказанных услуг по виду деятельности "Гостиницы и рестораны", процентов | 2,5 | 3,0 |
14.2. | Создание на территории Республики Татарстан конкурентоспособного туристического кластера - совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства | Государственный комитет Республики Татарстан по туризму | 2015 - 2016 гг. | прирост количества туристов, посетивших Республику Татарстан, по отношению к предыдущему году, процентов | 12,0 | 14,0 |
14.3. | Развитие и совершенствование сетевых проектов и информационно-коммуникационных технологий в сфере продвижения республиканского туристского продукта | Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство информатизации и связи Республики Татарстан | 2015 - 2016 гг. | увеличение объема оказанных услуг в сфере туризма, млн рублей | 9 500,0 | 10 500,0 |