Распоряжение Президента Республики Татарстан
от 22 июля 2011 г. N 319
"О внесении изменения в распоряжение Президента Республики Татарстан
 от 22 января 2011 года N 23 "Об утверждении Региональной программы
 дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Республики Татарстан,
на 2011 год"


В целях повышения эффективности реализации и уточнения объемов мероприятий Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2011 год:

1. Внести изменение в распоряжение Президента Республики Татарстан от 22 января 2011 года N 23 "Об утверждении Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2011 год" (с изменением, внесенным распоряжением Президента Республики Татарстан от 30 апреля 2011 года N 190), изложив Региональную программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2011 год в новой редакции согласно приложению.

2. Кабинету Министров Республики Татарстан принять решения и меры, обеспечивающие реализацию настоящего распоряжения.

Президент Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов



Приложение

     
Паспорт Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных
 на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2011 год

Наименование Программы

Региональная программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2011 год (далее также - Программа)

Основание и дата принятия решения о разработке Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1143;
Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 28

Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Рабочая группа, созданная распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.10.2009 N 1400-р

Цель Программы

Формирование необходимых условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач, в том числе повышение экономической самодостаточности монопрофильных поселений

Задачи Программы

1. Повышение качественного уровня занятости работников
2. Поддержка образования новых видов бизнеса, стимулирование развития малого бизнеса
3. Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников образовательных учреждений
4. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Республики Татарстан
5. Развитие форм содействия занятости и трудоустройства инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов
6. Поддержка развития монопрофильных населенных пунктов.
7. Замещение рабочих мест, занятых трудовыми мигрантами или заявленных работодателями на привлечение иностранных работников, гражданами Российской Федерации

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами
2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда
3.Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности
4. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
5. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы
6. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей
7. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников градообразующих и системообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда
8. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения Республики Татарстан в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Срок реализации Программы

2011 год

Объемы и источники финансирования Программы

Планируемые финансовые затраты на реализацию Программы в 2011 году составят 1004 млн. 283,4 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 880 млн. 761,8 тыс. рублей; средства бюджета Республики Татарстан - 119,8 млн. рублей, остатки 2010 года бюджета Российской Федерации 3721,6 тыс. рублей

Целевой показатель Программы

Рост объемов добавленной стоимости на 2,4% по отношению к 2010 году за счет создания новых рабочих мест.
Недопущение к концу 2011 года роста:
регистрируемой безработицы выше 1,5%;
коэффициента напряженности на рынке труда выше 2,0 чел. на одну вакансию

Исполнители Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан
Министерство здравоохранения Республики Татарстан
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Министерство юстиции Республики Татарстан
Министерство культуры Республики Татарстан
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Министерство финансов Республики Татарстан
Министерство экономики Республики Татарстан
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу
Органы местного самоуправления

Показатели результативности Программы

- Прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии):
работниками организаций, представивших программы развития, работниками организаций, находящимися под угрозой увольнения - 8,8 тыс. чел., в т.ч. 8 тыс. работников организаций, осуществляющих реструктуризацию производства в соответствии с инвестиционными программами, 0,8 тыс. работников, находящихся под риском увольнения;
женщинами, работающими во вредных и тяжелых условиях труда - 1,0 тыс. чел.,
женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет - 3,0 тыс. чел.;
медицинскими работниками - 189 чел.;
- Трудоустройство в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства 4,0 тыс. работников, в т.ч. 140 работников градообразующих и 70 работников системообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также 3,8 тыс. признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах;
- Создание не менее 10,4 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и предпринимательства, в т.ч. 6,9 тыс. чел. зарегистрируют предпринимательскую деятельность и 3,5 тыс. рабочих мест - для наемных работников из числа безработных граждан;
- Стажировка не менее 1,0 тыс. выпускников образовательных учреждений, для которых задействовано 335 наставников;
- Оказание адресной поддержки не менее 0,4 тыс. граждан, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
- Содействие трудоустройству инвалидов в количестве не менее 350 человек, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - 650 чел.

     

1. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности
 её решения программно-целевым методом


Основной характеристикой состояния экономики Республики Татарстан, начиная с 2010 года, является переход к восстановительному росту.

В 2010 году активную роль в восстановлении экономики и социальной сферы сыграли дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, основное действие которых было направлено на диверсификацию экономики, борьбу с социальным иждивенчеством и развитие малого предпринимательства.

Между Правительством Республики Татарстан и Федеральной службой по труду и занятости заключено Соглашение о софинансировании Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2010 год от 15.01.2010 г. N 14/2010.

В целях снижения уровня безработицы в отдельных монопрофильных городах было заключено Дополнительное соглашение от 21.06.2010 г. N 14-2/2010 к Соглашению от 15.01.2010 г. N 14/2010 по увеличению численности участников мероприятий и объемов финансирования моногородов.

Общий объем бюджетных финансовых ресурсов на реализацию мероприятий в 2010 году составил 3595,9 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 3386,3 млн. рублей, из средств бюджета Республики Татарстан - 209,6 млн. рублей.

Для реализации дополнительных мероприятий, связанных с организацией временного трудоустройства граждан, стажировкой выпускников образовательных учреждений, Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 25.05.2009 N 331 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 N 133 "Об утверждении Порядка компенсации работодателю части затрат по оплате труда граждан, участвующих в общественных работах".

В целях организации опережающего профессионального обучения работников принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 N 132 "Об утверждении положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников)".

Порядок и механизм реализации мероприятий по организации самостоятельной занятости, предпринимательской деятельности определен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 N 131 "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки безработным гражданам на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности и на создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан".

В рамках реализации мероприятий за 2010 год направлено на общественные и временные работы 232,7 тыс. человек. Из направленных на общественные и временные работы 70,6 тыс. человек заняты благоустройством территорий предприятий и населенных пунктов. В общественных и временных работах принимают участие 1864 инвалида, 181 гражданин, уволенный с военной службы, 115 человек, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Реализация Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, в 2010 году дала положительный опыт трудоустройства инвалидов. Выделение субсидий на организацию работодателями специализированных рабочих мест позволило трудоустроить 89 инвалидов.

По направлению содействия развитию малого предпринимательства 19,3 тыс. человек после защиты бизнес-плана и заключения договоров с центрами занятости населения зарегистрировали свою деятельность в налоговых органах.

На опережающее профессиональное обучение направлено 12,4 тыс. работников, в том числе 7 штурманов и бортинженеров.

По программе оказания адресной поддержки гражданам, включая организацию переезда в другую местность для замещения рабочих мест в республике трудоустроены 333 человека.

Направлены на стажировку 3183 выпускника образовательных учреждений.

В реализации мероприятий Программы участвуют свыше 4,0 тыс. работодателей, общая численность участников Программы в 2010 году составила 268,0 тыс. чел.

В целом в экономике республики наблюдаются признаки оживления деловой активности и роста финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, нельзя назвать складывающуюся ситуацию уже сформировавшейся тенденцией. Угрозы и риски экономической нестабильности по-прежнему существуют. Именно поэтому очень важно не снижать внимание к ситуации на рынке труда. Кроме того, необходимо адаптировать основные мероприятия Программы с реализуемыми сегодня в республике программами и проектами в секторах экономики и социальной сферы. Этими обстоятельствами и обусловлена корректировка направлений Программы.


2. Характеристика текущей ситуации в экономике
 и социальной сфере

     
2.1. Основные тенденции социально-экономического
 развития Республики Татарстан в 2010 году


По итогам 2010 года, по оценке, объем валового регионального продукта составил 995 млрд. рублей (рисунок 2.1), превысив уровень соответствующего периода предыдущего года на 4,2% (ВВП РФ - на 3,6%). Наибольший вклад в рост экономики внесли обрабатывающие производства и торговля.

Рисунок 2.1. Валовой региональный продукт

В январе-ноябре в промышленности сохранилась положительная динамика (рис. 2.2). Индекс промышленного производства составил 108% к уровню января-ноября 2009 года. Объем отгруженной продукции сложился в сумме 932,2 млрд. рублей.

Рисунок 2.2. Промышленность

По трем основным видам деятельности наблюдается рост к уровню января-ноября 2009 года: в добыче полезных ископаемых - 100,2%, в обрабатывающих производствах - 114,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 108,8%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг и индекс промышленного производства по видам деятельности

Рисунок 2.3.

Наибольший вклад в развитие обрабатывающего сектора промышленности внесли следующие производства: транспортных средств и оборудования (темп роста - 129,1%), резиновых и пластмассовых изделий (128,4%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (128,2%), машин и оборудования (119,9%), химическое (110,1%), нефтепродуктов (107,7%), пищевых продуктов, включая напитки (104,3%).

Снижение производства наблюдается в обработке древесины и производстве изделий из дерева (81,7%).

Сравнение динамики индекса промышленного производства в Республике Татарстан и Российской Федерации за январь-октябрь представлено в таблице 2.1

Рисунок 2.4. Производство промышленной продукции

Динамика индекса промышленного производства

     

Таблица 2.1

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему месяцу 2009 года

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему месяцу

Январь-октябрь 2010 г. в сопоставимых ценах, в % к январю-октябрю 2009 года

III

VI

VII

VIII

IX

Х

III

VI

VII

VIII

IX

Х

Российская
Федерация

105,7

109,7

105,9

107,0

106,2

106,6

115,3

99,6

101,0

100,1

101,5

104,2

108,6

Республика Татарстан

106,2

107,6

109,1

108,8

109,8

105,1

106,2

90,4

98,6

90,4

98,7

100,9

108,1


Объем продукции сельского хозяйства в январе-октябре составил 93 млрд. рублей, что ниже уровня аналогичного периода 2009 года в сопоставимых ценах на 21%. (рис. 2.5).

По состоянию на 1 ноября 2010 г. в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах намолочено 614 тыс. тонн зерна (в первоначально-оприходованном весе). В хозяйствах всех категорий собрано 511 тыс. тонн картофеля, 300 тыс. тонн сахарной свеклы, 211 тыс. тонн овощей открытого и защищенного грунта.

В хозяйствах всех категорий увеличилось производство мяса (в живом весе) на 13 тыс. тонн, или на 4,5%, производство молока - на 48 тыс. тонн, или на 3%, производство яиц - на 96 млн. штук, или на 11,1%.

Рисунок 2.5. Сельское хозяйство

Объем работ, выполненный по виду деятельности "Строительство", в январе-ноябре составил 146 млрд. рублей, превысив уровень соответствующего периода предыдущего года на 7% (рис. 2.6).

Общая площадь жилья, введённого на территории республики предприятиями и организациями всех форм собственности, а также за счет собственных средств населения, составила 1749 тыс. кв. м, что на 1,3% ниже уровня января-ноября 2009 года.

Рисунок 2.6. Строительство

Предприятиями республики принято в эксплуатацию 13 тыс. квартир общей площадью 957 тыс. кв. метров. Населением построено 6214 индивидуальных жилых домов общей площадью 792 тыс.кв. метров. Лидерство по вводу жилья по-прежнему сохраняют г. Казань (647 тыс. кв. м), г. Набережные Челны (177 тыс. кв. м), Нижнекамский (117 тыс. кв. м) и Альметьевский (83 тыс. кв. м) муниципальные районы. (рис. 2.7).

Рисунок 2.7. Ввод жилья

Сравнение динамики индекса физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" представлено в таблице 2.2.

Индекс физического объема работ, выполненных
по виду деятельности "Строительство"

     

Таблица 2.2

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему месяцу 2009 года

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему месяцу

Январь-октябрь 2010 г. в сопоставимых ценах, в % к январю-октябрю 2009 года

III

VI

VII

VIII

IX

Х

III

VI

VII

VIII

IX

Х

Российская Федерация

94,9

103,0

97,5

103,4

105,4

106,3

140,9

127,9

97,2

101,8

106,3

100,1

100,1

Республика Татарстан

94,0

98,7

97,3

101,1

119,1

107,0

124,1

125,0

104,8

97,9

105,6

112,2

107,2


Темпы роста грузооборота автотранспорта к уровню января-ноября предыдущего года составили 105,9%, объема перевозок грузов автотранспортом предприятий всех видов деятельности (с учетом предпринимателей, занимающихся коммерческими грузовыми перевозками) - 94,1%. (рис. 2.8).

Рисунок 2.8. Грузооборот автотранспорта, в % к соответствующему периоду 2009 года

В январе-октябре 2010 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних предприятий и организаций всех видов деятельности составил 100,8 млрд. рублей, что на 0,1% ниже уровня января-октября 2009 года (68,5% организаций получили прибыль в размере 122,7 млрд. рублей и 31,5% организаций имели убыток в сумме 21,9 млрд. рублей).

Сумма кредиторской задолженности на 1 ноября 2010 года составила 493,4 млрд. рублей, увеличившись c начала года на 13%. Просроченная кредиторская задолженность с начала года увеличилась на 0,8%, составив 24,5 млрд. рублей, или 5% от общей суммы кредиторской задолженности (рис. 2.9).

Рисунок 2.9. Кредиторская задолженность на 1 число месяца в 2010 г., млрд. рублей

На 1 ноября 2010 года дебиторская задолженность составила 455,5 млрд. рублей, по сравнению с началом года отмечается увеличение на 4,5%. Просроченная дебиторская задолженность увеличилась с начала года на 6,6% и составила 37,2 млрд. рублей, или 8,2% от общего объема дебиторской задолженности (рис. 2.10).

Рисунок 2.10. Дебиторская задолженность на 1 число месяца в 2010 г., млрд. рублей

Индекс цен производителей промышленных товаров в республике в ноябре 2010 года относительно декабря 2009 года повысился на 11,1%, под влиянием роста индекса обрабатывающих производств на 17,5%, индекса производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 8,1%, индекса в добыче полезных ископаемых - на 5,1%.

Сводный индекс цен строительной продукции в ноябре 2010 года составил 106,1% к уровню декабря 2009 года, индекс тарифов на грузовые перевозки - 130,5%, индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции - 122%, в том числе на продукцию растениеводства - 132,5%, на продукцию животноводства - 116,6%. (рис. 2.11).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»