Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 5 октября 2010 г. N 785
"О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2008 N 900
"Об утверждении Республиканской адресной программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов
потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых)
приборов учета на 2009-2011 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2008 N 900 "Об утверждении Республиканской адресной программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы" изменение, изложив Республиканскую адресную программу перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы, утвержденную указанным постановлением, в новой прилагаемой редакции.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Приложение
к постановлению КМ РТ
от 5 октября 2010 г. N 785
Республиканская адресная программа
перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями
коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы
Паспорт программы
Наименование программы | Республиканская адресная программа перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Основание принятия решения о разработке Программы | Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; решение заседания Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 37 "О реформировании жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации"; Закон Республики Татарстан от 11.12.2004 N 65-ЗРТ "Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
Цели и задачи Программы | Основные цели Программы: повышение энергетической и экономической эффективности в регулировании отношений между производителями, исполнителями и потребителями коммунальных услуг; повышение энергетической и экономической эффективности использования энергоресурсов в Республике Татарстан; повышение уровня жизни населения за счет уменьшения оплаты за потребленные коммунальные услуги; повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; снижение потерь энергоресурсов при их транспортировке до потребителя; уменьшение антропогенного воздействия на окружающую среду. Задачи Программы: оптимизация схемы энергоресурсоснабжения городов и населенных пунктов; создание объединенных диспетчерских пунктов (далее - ОДП) для учета потребленных коммунальных ресурсов; снижение потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке до потребителя |
Сроки реализации Программы | 2009 -2011 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 4166,1 млн.рублей, в том числе: Республиканская адресная программа проведения капитального ремонта многоквартирных домов - 854,6 млн.рублей; средства Республиканского лизингового фонда - 317,7 млн.рублей; средства по лизинговой схеме ООО "ТБН энергосервис" - 2722,7 млн.рублей; средства из прочих источников - 271,1 млн.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение дефицита энергоресурсов; снижение потерь в сетях при транспортировке; экономия потребления коммунальных ресурсов; оплата населением фактически использованных коммунальных ресурсов; снижение задолженности потребителей за коммунальные услуги. Экономический эффект будет получен за счет уменьшения платежей населения за коммунальные услуги. |
1. Характеристика проблемы
В связи с переходом в Республике Татарстан на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг население активно начало устанавливать индивидуальные (квартирные) приборы учета коммунальных ресурсов (далее - квартирные приборы учета).
При эффекте от внедрения квартирных приборов учета установка коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов (далее - общедомовые приборы учета) не менее целесообразна.
В отличие от квартирных приборов учета общедомовые приборы учета позволяют контролировать не только объемы потребления, но и параметры качества ресурсов (давление, температуру и др.), несоблюдение которых может привести к неоправданному увеличению объемов потребления (например, при увеличении давления холодной воды, при снижении температуры горячей и т.д.). Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют точно определить потери воды по пути от центрального теплового пункта до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения многоквартирного дома, а также дают реальные возможности для ресурсосбережения. Установка общедомового прибора учета позволяет понять, где именно происходит утечка - на домовых сетях или на отрезке от центрального теплового пункта до дома.
Необходимость использования общедомовых приборов учета продиктована также задачей учета затрат воды на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, уборку и поливку, так как в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, все затраты на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны оплачивать собственники. Это повышает роль общедомовых приборов учета, с помощью которых можно учесть весь объем горячей и холодной воды, потребленный домом на полив газонов, уборку тротуаров у многоквартирного дома, влажную уборку подъездов и т.д.
По состоянию на 01.01.2010 оснащенность жилищного фонда в Республике Татарстан общедомовыми приборами учета, находящимся на коммерческом учете, составляет:
на системах отопления - 32,8 процента;
на системах горячего водоснабжения - 46,2 процента;
на системах холодного водоснабжения - 51,3 процента;
на системах электроснабжения - 99,8 процента.
Актуальность принятия Программы обусловлена рядом социальных и экономических факторов. Социальные факторы связаны с качеством предоставляемых коммунальных услуг, экономические - с высокими платежами населения за коммунальные услуги.
Решение указанных проблем является приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и возможно только программными методами, путем проведения комплекса организационных, производственных, социально-экономических и других мероприятий в рамках реализации Программы, координации деятельности всех ее исполнителей государственным заказчиком - координатором Программы.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации и планируемые
показатели выполнения Программы
Основными целями Программы являются:
повышение энергетической и экономической эффективности в регулировании отношений между исполнителями и потребителями коммунальных услуг;
повышение энергетической и экономической эффективности использования энергоресурсов в Республике Татарстан;
повышение уровня жизни населения за счет уменьшения оплаты за потребленные коммунальные услуги;
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
уменьшение антропогенного воздействия на окружающую среду.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
оптимизация схемы энергоресурсоснабжения городов и населенных пунктов;
создание ОДП для учета потребленных коммунальных ресурсов;
снижение потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке до потребителя.
Планируемые показатели выполнения настоящей Программы представлены в приложении N 1 к ней.
Программа будет реализована в 2009-2011 годах.
3. Программные мероприятия
В рамках реализации Программы предусматривается выполнение следующих мероприятий:
установка общедомовых приборов учета;
организация системы обслуживания общедомовых приборов учета;
организация системы контроля и учета потребленных коммунальных ресурсов;
разработка предложений по изменению схем энергоресурсоснабжения.
Для обеспечения полного оснащения многоквартирных домов в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ современными общедомовыми приборами учета необходимо установить 7875 приборов учета отопления, 3747 приборов учета горячего водоснабжения, 6915 приборов учета холодного водоснабжения и 200 приборов учета электроснабжения (таблица 1).
Таблица 1
Потребность в установке общедомовых приборов учета
Общедомовые приборы учета | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Всего |
Отопления, штук | 1745 | 2490 | 3640 | 7875 |
Горячего водоснабжения, штук | 707 | 1651 | 1389 | 3747 |
Холодного водоснабжения, штук | 1260 | 2749 | 2906 | 6915 |
Электроснабжения, штук | 89 | 74 | 37 | 200 |
Итого | 3801 | 6964 | 7972 | 18737 |
Перечни муниципальных образований, в которых предполагается установка общедомовых приборов учета в соответствии с Программой, приведены в приложениях N 2-5 к настоящей Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов (далее - ТСЖ, ЖК, ЖСК) либо собственников помещений в многоквартирном доме, Республиканского лизингового фонда, лизингового фонда по схеме ООО "ТБН энергосервис" и прочих источников.
Реализация Программы в 2009-2011 годах предполагается в рамках средств, выделяемых на реализацию Республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов из Республиканского лизингового фонда.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 4166,1 млн.рублей (таблица 2), в том числе:
средства на реализацию Республиканской адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов - 854,6 млн.рублей;
средства Республиканского лизингового фонда - 317,7 млн.рублей;
средства лизингового фонда по схеме ООО "ТБН энергосервис" - 2722,7 млн.рублей;
средства из прочих источников - 271,1 млн.рублей.
Для привлечения прочих источников финансирования органы местного самоуправления утверждают инвестиционные программы, разработанные энергоресурсоснабжающими организациями.
Таблица 2
Объем потребности финансовых средств на установку общедомовых приборов учета
млн.рублей
Источник финансирования | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Всего |
Средства, выделенные на реализацию Республиканской адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов | 651,0 | 203,6 | 0 | 854,6 |
Средства Республиканского лизингового фонда | 120,2 | 155,5 | 42,0 | 317,7 |
Средства лизингового фонда по схеме ООО "ТБН энергосервис" | 956,5 | 1766,3 | 2722,7 | |
Средства из прочих источников | 191,6 | 79,4 | 271,1 | |
Итого | 771,2 | 1507,2 | 1887,7 | 4166,1 |
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы, министерствами и ведомствами Республики Татарстан, органами местного самоуправления, ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими организациями и собственниками помещений, подрядными организациями.
Государственный заказчик - координатор Программы обеспечивает:
формирование и реализацию государственных капитальных вложений;
государственную поддержку инвестиций;
функционирование Республиканского лизингового фонда;
мониторинг реализации Программы;
анализ и корректировку хода выполнения мероприятий Программы, внесение предложений по совершенствованию реализации Программы (совместно с исполнителями Программы).
Органы местного самоуправления обеспечивают:
согласование инвестиционных программ по реконструкции и модернизации наружных сетей, разработанных энергоресурсоснабжающими организациями;
согласование программ комплексного развития схем энергоресурсоснабжения;
рассмотрение тарифных последствий от установки коллективных приборов учета в многоквартирных домах;
проведение контроля целевого использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
представление государственному заказчику - координатору Программы ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также по итогам года до 25 января отчет о ходе реализации Программы по форме, утверждаемой государственным заказчиком - координатором Программы.
ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющие организации обеспечивают:
разработку проектно-сметной документации на замену внутридомовых инженерных сетей с учетом установки объектовых приборов учета;
корректировку программ начислений и расчетов населения за коммунальные услуги с единым расчетным центром;