Уникальность транспортной системы Республики Татарстан характеризуется следующими факторами:
- прохождением кратчайшей трансконтинентальной железнодорожной магистрали в направлении запад - восток, а также железнодорожного пути, связывающего поволжские крупные промышленные города по направлению северо-запад - юг;
- наличием и слиянием судоходных путей главных европейских рек России - Волги и Камы, а также рек Белой и Вятки, обеспечивающих не только водную связь с северо-западными и южными, но и с северо-восточными, приуральскими промышленными регионами;
- прохождением автомобильных дорог федерального значения в направлениях запад-восток, запад-юго-восток и северо-запад-юг;
- прохождением воздушных трасс во всех направлениях.
Центром пересечений указанных магистральных транспортных коммуникаций является Казанский транспортный узел, который кроме железнодорожного узла включает Казанский речной порт, автомобильные федеральные и республиканские дороги, аэропорт и строящийся Свияжский межрегиональный транспортно-логистический центр.
На сегодняшний день в Республике Татарстан создана и устойчиво функционирует современная транспортная система, которая обеспечивает социально-экономическое развитие республики, повышает конкурентоспособность и качество жизни населения.
Технико-экономическая характеристика транспортного комплекса.
Транспортный комплекс Республики Татарстан объединяет шесть видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический, а также еще и автомобильные дороги.
Густота железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс. кв. км территории составляет 127 километров. По этому показателю республика занимает 43 место среди субъектов Российской Федерации и 9 место в Приволжском федеральном округе.
Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием достигла по состоянию на конец 2005 г. 198 км на 1000 кв. км территории. По этому показателю республика занимает 11 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место в Приволжском федеральном округе, превышая средний по округу показатель в 1,6 раза.
Объемы грузовых перевозок на всех видах транспорта в республике снижаются, исключение - рост в 2005 г. на автомобильном транспорте на 0,3%. По объемам пассажирских перевозок наблюдается аналогичная картина. Объемы перевозок пассажиров в целом за 2001 - 2005 гг. снизились в 2,5 раза. Произошло это за счет падения перевозок на автобусном транспорте.
Исключение в этой картине падения объемов перевозок пассажиров составляет воздушный транспорт.
Основную долю грузовых перевозок в республике выполняет автомобильный транспорт. Себестоимость перевозок автотранспортом выше, чем на железнодорожном и речном транспорте в разы, влияние на экологию автомобильного транспорта неоспоримо больше, и в то же время в республике он - основной перевозчик. В чем причина?