Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 сентября 2008 г. N 693
"Об утверждении Республиканской программы по реализации Стратегии
антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009-2011 годы"
(с изменениями на 18 августа 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 августа 2010 г. N 666
____________________________________________________________________
В целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 08.04.2005 N УП-127, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009-2011 годы.
2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан ежегодно представлять Министерству финансов Республики Татарстан информацию об уточнении размера средств для реализации мероприятий, предусмотренных указанной Программой.
4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Министерство юстиции Республики Татарстан.
Премьер-министр | Р.Н. Минниханов |
Республиканская программа
по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009-2011 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 22 сентября 2008 г. N 693)
Паспорт
Наименование | Республиканская программа по реализации Стратегии | |
Дата принятия решения | Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 N 34-ЗРТ | |
Государственный | Кабинет Министров Республики Татарстан | |
Основной разработчик | Министерство юстиции Республики Татарстан | |
Цель Программы | Совершенствование системы противодействия | |
Задачи Программы | Сокращение причин и условий, порождающих | |
Сроки и этапы | 2009-2011 годы | |
Объемы и источники | Общий объем финансирования - 11198,2 тыс.рублей | |
Ожидаемые конечные | Повышение эффективности государственного |
Введение
Настоящая Программа разработана во исполнение ч. 2 ст. 9 Закона Республики Татарстан от 04.05.2006 N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан", в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2008 N 639-р "О создании рабочей группы по разработке проекта республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009-2011 годы".
I. Характеристика проблем, на решение которых
направлена программа, пути их решения
После принятия Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан в республике проделана значительная нормотворческая и правоприменительная работа. Предприняты образовательные и воспитательные меры, направленные на противодействие коррупции.
Принят Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан", осуществлены мероприятия, предусмотренные Республиканской программой по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006-2008 годы. Однако, как показывают результаты социологического опроса, проведенного в 2007 году Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, население республики мало осведомлено о состоянии коррупции и мерах, предпринимаемых на государственном уровне по ее сокращению. Несмотря на относительно невысокий процент лиц, которым, по данным социологического опроса, приходилось лично давать взятки (в пределах 30%), в общественном сознании по-прежнему превалирует мнение, что коррупция встречается часто (39%) и очень часто (35,9%), хотя по сравнению с результатами опроса 2005 года, доля таких респондентов сократилась (в 2005 году их было 48,8% и 36,8% соответственно).
На уровень коррупции продолжают существенно влиять незавершенность структурной перестройки экономики и административной реформы. Значительная часть совершаемых коррупционных правонарушений связана с незаконным присвоением общественных ресурсов и бюджетных средств, особенно в ходе осуществления государственного и муниципального заказов.
Коррупция продолжает оставаться дестабилизирующим фактором для развития предпринимательства, существенно снижает инвестиционную привлекательность Республики Татарстан. Ситуация осложняется конформизмом предпринимательской среды и наличием в нормативно-правовых актах, регулирующих эту деятельность, коррупциогенных факторов.
Решению обозначенных проблем будут способствовать:
информирование населения о реальной коррупционной ситуации в республике и мерах, предпринимаемых по реализации антикоррупционной политики;
осуществление мероприятий, нацеленных на сокращение условий возникновения коррупции, и предупреждение коррупционных правонарушений;
развитие взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества, оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений по противодействию коррупции;
применение иных правовых, образовательных и воспитательных мер, направленных на противодействие коррупции.
В основу разработки настоящей Программы был положен положительный опыт реализации Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2006 N 516 (далее - Республиканской программы).
Основными направлениями, заимствованными из Республиканской программы, стали организационные меры по созданию механизмов реализации Стратегии антикоррупционной политики; законодательное и иное нормативное правовое обеспечение антикоррупционной деятельности; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; организация антикоррупционной пропаганды и просвещения; формирование системы антикоррупционного образования; организация мониторинга коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
Некоторые мероприятия, требующие продления срока их реализации, были заимствованы из Республиканской программы. В частности, к таким мероприятиям относятся разработка и утверждение ведомственных программ по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, осуществление контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе и другие. Данные мероприятия рассчитаны на неоднократное исполнение и требуют постоянного внимания со стороны органов исполнительной власти.
Например, ведомственные программы способствуют регулированию антикоррупционной политики в министерствах Республики Татарстан. Опыт их реализации начиная с 2006 года показал отличные результаты в сфере прекращения злоупотребления должностными полномочиями со стороны государственных гражданских служащих.
В целях реализации Республиканской программы во всех министерствах были назначены ответственные лица за предупреждение коррупционных правонарушений.
Назначение в министерствах Республики Татарстан ответственных лиц, наделенных функциями по предупреждению коррупционных правонарушений, привело к тому, что появились предпосылки для объективного анализа совершаемых коррупционных правонарушений со стороны государственных гражданских служащих, были выявлены причины и условия совершения коррупционных правонарушений, что позволило выработать грамотные управленческие решения, которые в конечном итоге были включены в антикоррупционные программы министерств Республики Татарстан.
В целях реализации Республиканской программы в министерствах стали анализироваться заявления, обращения граждан на предмет наличия в них информации о фактах коррупции со стороны государственных гражданских служащих Республики Татарстан. Данный положительный опыт планируется продолжить в ходе реализации настоящей Программы.
В органах исполнительной власти Республики Татарстан осуществляется анализ исполнения отраслевых и муниципальных программ, в установленные сроки подводятся предварительные итоги хода их выполнения, уточняются задачи и программные мероприятия.
Программой планируется продолжить изучать опыт работы регионов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья по противодействию коррупции, который размещался и будет размещаться на стендах подразделений министерств и ведомств Республики Татарстан и на их сайтах в сети "Интернет". Согласно задачам и целям настоящей Программы будет осуществляться антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов и их проектов как одна из важных составляющих антикоррупционной политики Республики Татарстан.
Многие мероприятия Республиканской программы в 2007 году оказались невыполненными ввиду отсутствия финансирования из бюджета Республики Татарстан. Отсутствие кадров, имеющих специальную квалификацию в области антикоррупционной политики, снижает эффективность проводимой в Республике Татарстан работы по предупреждению коррупции.
Все негативные моменты Республиканской программы были проанализированы членами рабочей группы по разработке проекта настоящей Программы и учтены.
В результате реализации Республиканской программы была достигнута информационная прозрачность деятельности органов государственной власти Республики Татарстан. В министерствах и ведомствах Республики Татарстан были оформлены информационные стенды, в интернет-сайтах разработаны разделы для посетителей, где отражены сведения о структуре исполнительного органа государственной власти, его функциональном назначении, выдержки из нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность, время приема руководства.
Эффективность нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности была достигнута посредством принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 N 474 "Об утверждении Порядка представления нормативных правовых актов Республики Татарстан и их проектов на антикоррупционную экспертизу в Кабинет Министров Республики Татарстан".
В рамках Республиканской программы было организовано прохождение стажировки руководителей муниципальных образований, организовывались курсы повышения квалификации государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Республики Татарстан в Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан, что способствовало предупреждению коррупционных правонарушений в сфере образования.
Министерством образования и науки Республики Татарстан было начато формирование творческого коллектива по разработке учебно-методического пособия "Антикоррупционное воспитание в школе".
Советом ректоров вузов Республики Татарстан образована постоянно действующая комиссия по антикоррупционному образованию, прорабатывается вопрос о создании Республиканского центра аттестации студентов.
Большинство вузов Республики Татарстан включило в регионально-вузовский компонент примерных учебных планов специальные курсы или разделы по антикоррупционной проблематике. На научных конференциях, в том числе итоговых, выделены секции по проблемам сущности коррупции, обоснования реализации антикоррупционной политики.
Многие вузы в программы дополнительного образования включили разделы по антикоррупционной тематике. Вместе с тем остро стоит необходимость проработки вопроса о введении на юридических и других гуманитарных факультетах вузов специализации в области антикоррупционной политики с целью подготовки кадров для осуществления антикоррупционного образования в системе среднего и высшего профессионального образования.
В учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан разработаны соответствующие планы мероприятий, созданы антикоррупционные комиссии.
В результате реализации Республиканской программы министерствами и ведомствами Республики Татарстан, отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан Аппарата Президента Республики Татарстан (далее - отдел по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан) за счет текущего финансирования проводился мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
В целом мероприятия, предусмотренные Республиканской программой, позволили сформировать систему мер по противодействию коррупции в Республике Татарстан, которая была задействована при разработке Программы.
II. Цель, задачи Программы и основные
направления действий по ее реализации
Цель Программы - совершенствование системы противодействия коррупции в Республике Татарстан.
Задачи Программы - сокращение причин и условий, порождающих коррупцию, вовлечение гражданского общества в процесс реализации антикоррупционной политики.
В целях решения обозначенных задач предусматривается реализация следующих направлений действий:
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение антикоррупционной деятельности.
2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.
3. Мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.
4. Антикоррупционное просвещение, обучение и пропаганда.
5. Обеспечение доступности и прозрачности в деятельности государственных и муниципальных органов, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности.
6. Совершенствование организации деятельности по размещению государственных и муниципальных заказов.
7. Противодействие коррупции в сфере предпринимательства.
8. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению коррупции.
III. Перечень мероприятий Программы
N | Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок | Ожидаемый | Источник | Сумма затрат по годам, 2009 | 2010 | 2011 | ||
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение антикоррупционной деятельности | ||||||||
1.1 | Внесение изменений и дополнений | Государственный Совет | 2009 г. | Повышение | текущее | |||
1.2 | Обеспечение своевременной | Министерства, ведомства | до 1 октября | Поддержание в | текущее | |||
1.3 | Разработка и введение в | Министерства, ведомства | 2009 г. | Обеспечение | текущее | |||
1.4 | Назначение правовыми актами | Министерства, ведомства | 2009 г. | Повышение | ||||
1.5 | Проведение оптимизации состава | Министерства, ведомства | 2009 г. | Привлечение к | ||||
1.6 | Разработка проекта положения | Министерство юстиции | 2009-2011 | Поддержка | бюджет Республики | 67,4 | 57,4 | 57,4 |
1.7 | Разработка предложений по | Министерство экономики | 2009 г. | Организация | текущее | |||
1.8 | Совершенствование системы учета | Министерство земельных и | 2010 г. | Эффективное | текущее | |||
1.9 | Совершенствование работы | Министерства, ведомства | 2010-2011 | Создание в органах | текущее | |||
1.10 | Принятие мер по обеспечению | Министерства, ведомства, | 2010-2011 | Выявление и | текущее | |||
1.11 | Проведение совещаний с | Аппарат Кабинета | 2010-2011 | Выработка общих | ||||
2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов | ||||||||
2.1 | Совершенствование | Государственный Совет | 2009 г. | Обеспечение | текущее | |||
2.2 | Принятие | Министерства, ведомства | 2009-2011 | Совершенствование | текущее | |||
2.3 | Проведение семинаров | Министерство юстиции | 2009-2011 | Формирование | бюджет Республики | 102,2 | 102,2 | 102,2 |
2.4 | Разработка рекомендаций по | Министерство экономики | 2009 г. | Совершенствование | текущее | |||
3. Мониторинг коррупции, коррупционных факторов и мер антикоррупционной политики | ||||||||
3.1 | Принятие нормативно-правового | Министерство экономики | 2009 г. | Формирование | текущее | |||
3.2 | Разработка и утверждение единой | Аппарат Кабинета | 2009 г. | Совершенствование | текущее | |||
3.3 | Организация и проведение по | Орган исполнительной | 2009-2011 | Совершенствование | бюджет Республики | 499,8 | 499,8 | 499,8 |
3.4 | Проведение отраслевых | Министерства, ведомства | 2009-2011 | Изучение состояния | текущее | |||
3.5 | Проведение мониторинга | Комитет Республики | 2010-2011 | Выявление | текущее | |||
4. Антикоррупционное просвещение, обучение и пропаганда | ||||||||
4.1 | Разработка научно-методического | Департамент по делам | 2009-2011 | Методическое | текущее | |||
4.2 | Профилизация обучения | Департамент по делам | 2009-2011 | Повышение | текущее | |||
4.3 | Организация переподготовки и | Департамент по делам | 2010-2011 | Повышение | текущее | |||
4.4 | Разработка методического и | Министерство образования | 2009-2011 | Методическое | бюджет Республики | 2690,0 | 2700,0 | 3450,0 |
4.5 | Организация и проведение | Республиканское агентство | 2009-2011 | Стимулирование | текущее | |||
4.6 | Формирование и размещение | Республиканское агентство | 2009-2011 | Насыщение | текущее | |||
4.7 | Размещение пропагандистских | Республиканское агентство | 2009-2011 | Формирование | текущее | |||
4.8 | Проведение работы по | Общественная палата | 2010-2011 | Формирование в | текущее | |||
4.9 | Создание телепередачи по | Республиканское агентство | 2010 г. | Повышение уровня | текущее | |||
4.10 | Постоянная публикация в | Республиканское агентство | 2010-2011 | Повышение уровня | текущее | |||
5. Обеспечение доступности и прозрачности в деятельности государственных и муниципальных органов Республики Татарстан, укрепление их связи с | ||||||||
5.1 | Создание многофункциональных | Министерство экономики | 2009-2011 | Обеспечение | ||||
5.2 | Принятие нормативно-правового | Министерство экономики | 2009 г. | Формирование | ||||
5.3 | Проведение мониторинга | Министерство экономики | 2009-2011 | Обеспечение прав и | ||||
5.4 | Принятие и внедрение | Органы местного | 2009 г. | Упорядочение и | ||||
5.5 | Проведение мониторинга качества | Органы местного | 2009-2011 | Повышение качества | ||||
5.6 | Оказание содействия средствам | Министерства, ведомства | 2010-2011 | Обеспечение | ||||
5.7 | Опубликование в соответствии с | Органы государственной | 2010-2011 | Обеспечение | текущее | |||
5.8 | Создание, поддержка, | Министерства, ведомства | 2009-2011 | Обеспечение | ||||
5.9 | Обеспечение функционирования в | Министерства, ведомства | 2009-2011 | Повышение уровня | ||||
5.10 | Определение степени открытости | Комитет по развитию | 2009-2011 | Стимулирование | текущее | |||
5.11 | Публикация и размещение на | Отдел по реализации | 2009-2011 | Обеспечение | ||||
5.12 | Обобщение практики рассмотрения | Комитет по | ежекварталь- | Повышение | ||||
5.13 | Проведение ежеквартального | Региональная общественная | 2009-2011 | Защита прав и | ||||
6. Совершенствование организации деятельности по размещению государственных и муниципальных заказов | ||||||||
6.1 | Осуществление контроля за | Министерство финансов | 2009-2011 | Повышение | текущее | |||
6.2 | Формирование и ведение единого | Министерство экономики | 2009-2011 | Обеспечение учета | текущее | |||
6.3 | Обеспечение совершенствования | Министерство экономики | 2010-2011 | Обеспечение | текущее | |||
6.4 | Развитие сети IT-мест, | Органы местного | 2009-2011 | Повышение | бюджеты муниципальных | |||
7. Противодействие коррупции в сфере предпринимательства | ||||||||
7.1 | Проведение социологических | Комитет по развитию | 2009-2011 | Устранение | текущее | |||
7.2 | Создание и развитие на базе | Торгово-промышленная | 2009-2011 | Обеспечение | текущее | |||
7.3 | Обобщение и распространение | Торгово-промышленная | 2009-2011 | Распространение | текущее | |||
7.4 | Проведение заседаний "круглого | Торгово-промышленная | 2009-2011 | Усиление | текущее | |||
8. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению коррупции* | ||||||||
8.1 | Обеспечение соблюдения | Прокуратура Республики | 2009-2011 | Обеспечение | текущее | |||
8.2 | Обобщение состояния соблюдения | Прокуратура Республики | 2009-2011 | Совершенствование | текущее | |||
8.3 | Проведение проверок | Прокуратура Республики | 2009-2011 | Обеспечение | ||||
8.4 | Подготовка аналитической | Министерство внутренних | ежегодно | Обеспечение | текущее | |||
8.5 | Проведение проверок | Прокуратура Республики | 2009-2011 | Обеспечение | текущее | |||
8.6 | Усиление контроля за | Министерство внутренних | 2010-2011 | Обеспечение | текущее |