КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2006 года N 516
"Об утверждении Республиканской программы по реализации Стратегии
антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006-2008 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 августа 2023 года N 1006
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2006-2008 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан:
при формировании проектов бюджета Республики Татарстан на 2007, 2008 годы включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Контроль за реализацией Программы возложить на Министерство юстиции Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Республиканская программа
по реализации Стратегии антикоррупционной политики
Республики Татарстан на 2006-2008 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 16 октября 2006 г. N 516)
Паспорт
Наименование | Республиканская программа по реализации Стратегии |
Основание для | постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от |
Государствен- | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Основные | Министерство юстиции Республики Татарстан, отдел по |
Исполнители | министерства, ведомства Республики Татарстан, |
Принципы | взаимодействие органов государственной власти и |
Цели Программы | повышение эффективности взаимодействия органов |
Задачи | противодействие условиям, порождающим коррупцию, |
Основные | организационные меры по созданию механизмов реализации |
Источники | средства бюджета Республики Татарстан |
Ожидаемые и | создание нормативной правовой базы Республики Татарстан |
Индикаторы | оценка информационной прозрачности деятельности органов |
Сроки | 2006-2008 годы |
Организация | координацию и контроль за ходом реализации программных |
I. Введение
Коррупция в Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, становится все более массовой, приобретает системный характер, оказывая разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов.
Понятие "коррупция" в российском законодательстве не используется в едином контексте. Наиболее широко оно сформулировано в документах ООН и Совета Европы как злоупотребление служебными полномочиями в корыстных целях в любой форме.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности государства, функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенства закона, затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики.
Коррупционные нарушения могут принимать форму уголовных преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков. За некоторые коррупционные нарушения ответственность не установлена.
Одним из направлений борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего, или по крайней мере не способствующего вступлению должностных лиц, государственных гражданских служащих в коррупционные сделки. Имеются в виду не только нормы-запреты государственным гражданским служащим заниматься предпринимательской деятельностью.
Противодействие коррупции должно включать в себя мероприятия по расчистке правового поля от норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность совершения коррупционных сделок.
Речь идет о таких нормах законов, которые не оставляли бы "лазеек" для произвольных действий и лоббирования чьих-либо интересов. Необходимо найти должную меру административного усмотрения, без которого процесс государственного управления невозможен. Одновременно необходимо исключить возможность появления в законе норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий. В целях анализа коррупциогенности следует рассматривать и нормотворческие полномочия.
Возникает необходимость в разработке юридических способов предотвращения, выявления и устранения коррупции, порождаемой ошибками и пробелами законодательства, в том числе и практикой его применения.
Коррупциогенность в законодательстве выражается, во-первых, в действиях и решениях уполномоченных лиц, совершаемых в легальных формах, но являющихся противоправными по их мотивам и результатам использования. Во-вторых, в противоправных действиях и решениях, совершаемых взамен легально установленных законодательством. Следовательно, появляются зоны риска коррупциогенности.
Антикоррупционная политика Республики Татарстан представляет собой целенаправленную деятельность государства по противодействию коррупции, важной частью которой является настоящая Программа.
В процессе реализации Программы используются следующие критерии выявления и устранения явлений коррупциогенности в законодательстве:
оценка меры "юридического дозволения" издавать акты и совершать действия;
анализ соответствия фактически совершенных действий нормативно установленной компетенции государственного гражданского служащего;
оценка соответствия нормативным основаниям полученных материально-финансовых благ и оказанных услуг для заинтересованных лиц;
оценка соотношения норм закона или иного нормативного правового акта и фактических результатов их применения;
динамика правонарушений в сфере регулирования законом или иным нормативным правовым актом, статистика соотношения правомерных и неправомерных актов и действий.
Указанные выше критерии используются на всех этапах возникновения, развития и преодоления законодательной коррупциогенности - разработки проекта закона или иного нормативного правового акта, его рассмотрения и принятия, а также оценки его эффективности.
Основные мероприятия Программы направлены на борьбу с коррупцией в области создания и применения законодательства антикоррупционной направленности.
Программа разработана во исполнение Указа Президента Республики Татарстан от 08.04.2005 N УП-127 "О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан с учетом:
Уголовного кодекса Российской Федерации;
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации";
Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан";
Закона Республики Татарстан от 17.11.99 N 2440 "О мировых судьях Республики Татарстан";
Закона Республики Татарстан от 04.05.2006 N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан";
Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях;
постановления Президиума Государственного Совета Республики Татарстан от 18.11.2004 N 589-III ГС "Об экспертизе проектов законов Республики Татарстан";
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.08.2005 N 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан";
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.02.2006 N 81 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Татарстан".
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями и задачами Программы являются следующие:
1) Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и общества в сфере государственного управления.
Данная цель достигается с помощью решения следующих задач:
противодействие условиям, порождающим коррупцию;
повышение степени риска коррупционных действий и потерь от них;
получение выгод от действий в рамках законодательства и во благо общественных интересов;
формирование нетерпимости к коррупционным действиям.
2) Снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
предупреждение коррупционных правонарушений;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного общественного сознания;
содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы усмотрения правоприменителей;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
создание правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдумов или выборов в органы государственной власти;
создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной гражданской службы.
III. Основные программные мероприятия
N | Мероприятие | Исполнители | Срок | Источник | Сумма затрат, 2006 | 2007 | 2008 | ||
1. Организационные меры по созданию механизмов реализации Стратегии антикоррупционной политики | |||||||
1.1. | Разработать ведомственные | министерства и | 2006 г. | текущее | - | - | - |
1.2. | Определить ответственных лиц | министерства и | второе | текущее | - | - | - |
1.3. | Не реже 1 раза в полугодие | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.4. | Проводить обобщение состояния | Прокуратура Республики | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.5. | Обобщать и внедрять опыт | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.6. | Проанализировать заявления, | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.7. | Практиковать отчеты | министерства и | не реже 1 | текущее | - | - | - |
1.8. | Обеспечить контроль за | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.9. | Разместить в международной | Министерство | второе | текущее | - | - | - |
1.10. | Обеспечить информационную | судебные, | второе | текущее | - | - | - |
1.11. | Проверить исполнение | Прокуратура Республики | второе | текущее | - | - | - |
1.12. | Осуществить комплексные | Министерство | по | текущее | - | - | - |
1.13. | Анализировать внеконкурсное | Министерство | не реже | бюджет | - | 109,51 | 116,4 |
1.14. | Изучить результаты процессов, | Министерство земельных | второе | текущее | - | - | - |
1.15. | С целью пресечения | Министерство сельского | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.16. | Провести комплексные целевые | Министерство | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.17. | Проверить созданные при | правоохранительные и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
1.18. | Проанализировать проведение | Министерство земельных | не реже 1 | текущее | - | - | - |
1.19. | Оказывать организационную, | Министерство юстиции | 2007-2008 | текущее | - | - | - |
1.20. | Представлять отчеты о | министерства и | ежегодно | текущее | - | - | - |
2. Законодательное и иное нормативное правовое обеспечение антикоррупционной деятельности | |||||||
2.1. | Разработать и принять закон | Государственный Совет | второе | текущее | - | - | - |
2.2. | Подготовить проект указа | Отдел по реализации | второе | текущее | - | - | - |
3. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов | |||||||
3.1. | Проводить экспертизу проектов | Государственный Совет | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
3.2. | Проводить экономическую | Министерство торговли | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
3.3. | Разработать методические | Министерство юстиции | II | текущее | - | - | - |
4. Организация мониторинга коррупции, коррупциогенных факторов и мер | |||||||
4.1. | Организовать проведение | отдел по реализации | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
4.2. | Проводить социологические | Правозащитный центр | 2006-2008 | бюджет | - | 145,0 | 150,0 |
5. Вопросы кадровой политики | |||||||
5.1. | Обеспечить эффективный | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
5.2. | Анализировать уровень | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
5.3. | Создать резерв кадров на | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
5.4. | Всемерно поощрять | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
5.5. | Формировать в коллективах | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
5.6. | Разработать специальные меры и | министерства и | второе | текущее | - | - | - |
5.7. | При проведении контрольных, | министерства и | по планам | текущее | - | - | - |
5.8. | Обеспечить систему | министерства и | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
5.9. | Проверить государственных | Министерство | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
6. Антикоррупционная пропаганда | |||||||
6.1. | Организовывать публикации | Министерство | 2006-2008 | бюджет | - | 88,0 | 93,544 |
6.2. | Проводить пресс-конференции, | Агентство Республики | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
6.3. | Разработать и утвердить | Агентство Республики | второе | средства | - | 500,0 | 531,5 |
6.4. | Провести конкурс на разработку | Агентство Республики | 2007-2008 | средства | - | 75,0 | 79,725 |
6.5. | Разработать и изготовить на | Агентство Республики | 2007-2008 | средства | - | 25,0 | 26,575 |
6.6. | Размещать в средствах массовой | Агентство Республики | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
7. Антикоррупционное образование | |||||||
7.1. | Разработать антикоррупционные | Министерство | 2006-2008 | средства | - | 304,0 | 323,15 |
7.2. | Организовать проведение | Министерство | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
7.3. | Организовать проведение | Министерство | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
7.4. | Провести конкурс среди | Министерство | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
7.5. | Организация антикоррупционного | Министерство | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
8. Разработка и реализация комплекса мер по коллективному противодействию коррупции в сфере | |||||||
8.1. | Обобщение и распространение | Торгово-промышленная | 2007-2008 | текущее | - | - | - |
8.2. | Разработка, внедрение и | Торгово-промышленная | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
8.3. | Мониторинг изменений | Агентство по развитию | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
8.4. | Развитие на базе объединений | Торгово-промышленная | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
8.5. | Разработка Кодекса делового | Торгово-промышленная | 2006 г. | Текущее | - | - | - |
9. Обеспечение прозрачности деятельности министерств и ведомств Республики Татарстан | |||||||
9.1. | Разработать и внедрить в | министерства и | 2006 г. | текущее | - | - | - |
9.2. | Обеспечить неукоснительное | руководители | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
9.3. | Оформить информационные | министерства, | 2007 г. | бюджет | - | 1,292 | - |
9.4. | Обеспечить работу "телефонов | министерства, | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
9.5. | Разместить в сети "Интернет" | Министерство | 2006 г. | текущее | - | - | - |
9.6. | Отражать в средствах массовой | министерства, | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
9.7. | Составить и представить отчет | отдел по реализации | ежегодно | текущее | - | - | - |
9.8. | Обеспечить информационную | судебные, | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
10. Оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых | |||||||
10.1. | Участие представителей | министерства, | 2006-2008 | текущее | - | - | - |
10.2. | По инициативе общественных | Общественная палата | 2006-2008 | текущее | - | - | - |