Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 июня 2008 г. N 412
"Об утверждении Порядка разработки и реализации
долгосрочных целевых программ"
(с изменениями на 2 марта 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 31 декабря 2012 года N 1199
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 февраля 2009 г. N 75
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 марта 2011 г. N 166
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности и результативности долгосрочных целевых программ Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ.
2. Возложить методическое руководство и координацию разработки и реализации долгосрочных целевых программ на Министерство экономики Республики Татарстан.
3. Внести в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.2005 N 250 "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан", следующие изменения:
в подпунктах "в" и "г" пункта 3.1 слова "Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан" заменить словами "Министерством экономики Республики Татарстан".
4. Признать утратившими силу:
Премьер-министр | Р.Н. Минниханов |
Порядок
разработки и реализации долгосрочных целевых программ
(утв. постановлением КМ РТ от 20 июня 2008 г. N 412)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ (далее - Порядок) разработан во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2005 N 306 "О Комплексном плане действий Правительства Республики Татарстан в 2005 году по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан" (раздел "Оптимизация государственного управления и государственных расходов") и в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", а также в соответствии с Законом Республики Татарстан от 02.08.2007 N 38-ЗРТ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 10.07.2007 N УП-347 "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан", Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2008 год.
1.2. Понятия, используемые в настоящем Порядке:
долгосрочная целевая программа, реализуемая за счет средств федерального бюджета, в осуществлении которой участвует Республика Татарстан (далее - федеральная целевая программа), представляет собой взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации;
долгосрочная целевая программа, реализуемая за счет средств бюджета Республики Татарстан (далее - целевая программа), представляет собой взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Республики Татарстан;
инициаторы разработки целевых программ - исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан (при взаимодействии с юридическими и физическими лицами);
государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы - исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан (или иная полномочная организация), ответственный(-ая) за организацию и оплату работ по выполнению целевой программы;
исполнители целевой программы - бюджетные или иные организации, которые являются получателями бюджетных и внебюджетных средств и имеют законодательно подтвержденное право на выполнение соответствующих функций.
1.3. Целевые программы являются одним из важных средств реализации структурной политики Республики Татарстан, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для республики инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
1.4. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
1.5. Методическое руководство и координация разработки и реализации целевых программ осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан (далее - Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.2005 N 250 "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан".
1.6. Разработка проекта и утверждение целевых программ осуществляются в сроки согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и включают в себя следующие основные этапы:
разработка проекта концепции целевой программы;
согласование проекта концепции целевой программы;
принятие решения о разработке проекта целевой программы и утверждение концепции целевой программы Кабинетом Министров Республики Татарстан;
разработка проекта целевой программы;
согласование проекта целевой программы;
экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами (при необходимости);
утверждение целевой программы Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. Участие в формировании и реализации федеральных целевых программ
2.1. Участниками реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы являются отраслевые министерства, ведомства, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, предприятия и организации Республики Татарстан.
2.2. Министерства, ведомства Республики Татарстан:
взаимодействуют по направлению своей деятельности с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, предприятиями и организациями Республики Татарстан (в т.ч. с заказчиками-застройщиками) для участия в формировании и реализации федеральных целевых программ в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы";
в соответствии с ежегодно принимаемым постановлением Правительства Российской Федерации о разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год формируют заявки с обоснованием объемов финансирования мероприятий (объектов) в рамках федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, а также государственных программ на очередной финансовый год и направляют их в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации - субъекты бюджетного планирования по своей отраслевой компетенции;
направляют в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о подготовке и заключении соглашений о сотрудничестве между федеральным органом государственной власти и органом государственной власти Республики Татарстан о строительстве объектов Республики Татарстан в рамках федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, а также государственных программ;
представляют на согласование в Министерство экономики Республики Татарстан проекты инициативных предложений Правительства Республики Татарстан органам исполнительной власти Российской Федерации с постановкой проблем для решения их программными методами;
проводят в установленном порядке работу с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации по реализации представленных для финансирования объектов и мероприятий из федерального бюджета в рамках федеральных программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, а также государственных программ в очередном финансовом году, осуществляемых на территории республики;
в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве между органом государственной власти Российской Федерации и органом государственной власти Республики Татарстан о строительстве объектов Республики Татарстан в рамках федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, а также государственных программ, и в рамках действующего законодательства направляют в федеральный орган исполнительной власти, являющийся государственным заказчиком федеральной целевой программы, отчетные данные о ходе реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы на территории республики в соответствии с настоящим Порядком;
ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство экономики Республики Татарстан сводную информацию о финансировании мероприятий (объектов) Республики Татарстан в рамках федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, а также государственных программ по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку на бумажных и электронных носителях.
2.3. Министерство финансов Республики Татарстан обеспечивает сбор и ежемесячное представление в Министерство экономики Республики Татарстан информации о поступлении финансовых ресурсов по объектам, финансируемым в рамках федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, а также государственных программ, по источникам финансирования и направлениям расходования средств.
2.4. Министерство экономики Республики Татарстан:
на основании заявок, представленных министерствами, ведомствами Республики Татарстан, формирует сводный перечень предложений по финансированию в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу мероприятий федеральных целевых программ, а также Федеральной адресной инвестиционной программы для представления в Кабинет Министров Республики Татарстан;
оказывает содействие органам государственной власти Республики Татарстан во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации по включению бюджетных заявок республики в федеральные целевые программы и Федеральную адресную инвестиционную программу, а также в государственную программу;
ежеквартально и по итогам отчетного года представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о финансировании и выполнении мероприятий, включенных в федеральные целевые программы и Федеральную адресную инвестиционную программу, а также в государственную программу, реализуемых на территории республики.
3. Отбор проблем для разработки целевых программ
3.1. Отбор проблем для их программной разработки и решения на республиканском уровне определяется по следующим факторам:
приоритеты и цели программы социально-экономического развития Республики Татарстан, в том числе отраженные в инвестиционном меморандуме, утверждаемом постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан;
значимость проблемы;
невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки в ее решении;
принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения указанной проблемы.
3.2. Предложения о программной разработке проблемы в виде проекта концепции целевой программы, сформированной на вариантной основе, с обоснованиями представляются заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан на согласование в Министерство экономики Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан.
Согласованный проект концепции целевой программы направляется на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан. Разработка проекта концепции, его согласование и утверждение осуществляются в сроки согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:
предложения о целях и задачах программы, целевых индикаторах, позволяющих оценивать ход реализации целевой программы по годам;
обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы (подпрограммы) приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Республики Татарстан, определенным программой экономического и социального развития Республики Татарстан;
обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
предложения об объемах и источниках финансирования целевой программы;
предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
предложения об участии исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;
предложения о государственных заказчиках и разработчиках целевой программы;
предложения об основных направлениях финансирования, сроках и этапах реализации целевой программы.
3.3. Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан оценивают представленный проект концепции целевой программы, обращая при этом особое внимание на:
приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения, отражение данной проблемы в инвестиционном меморандуме;
обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
привлечение, прежде всего, внебюджетных средств, средств бюджетов муниципальных образований для реализации целевой программы с возможным привлечением средств бюджета Республики Татарстан;
социально-экономическую эффективность целевой программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на оценку качества жизни населения Республики Татарстан и структурную перестройку экономики Республики Татарстан, в том числе ориентацию на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства.
3.4. По результатам оценки представленных предложений о программной разработке проблемы и в соответствии с установленными целями, приоритетами, сценарными условиями развития экономики Республики Татарстан на среднесрочный период и прогнозом социально-экономического развития Республики Татарстан на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, а также основными параметрами перспективного финансового плана, в т.ч. предварительного объема бюджета принимаемых обязательств, Кабинет Министров Республики Татарстан принимает решение о разработке или отклонении предложения о разработке проекта целевой программы (подпрограммы) либо может рекомендовать формирование ведомственной программы. При положительном решении Кабинет Министров Республики Татарстан утверждает концепцию целевой программы, определяет предельные объемы финансирования, сроки реализации целевой программы и государственного заказчика.
Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.
3.5. Государственный заказчик-координатор целевой программы:
а) подготавливает проекты решений Кабинета Министров Республики Татарстан (в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка) об утверждении целевой программы, утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций, согласовывает и вносит их в Кабинет Министров Республики Татарстан;