В целях совершенствования бюджетной политики и повышения результативности бюджетных расходов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.02.2005 г. N 68 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса Российской Федерации в 2005-2006 годах в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан.
2. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2005 г. N 202 "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2006 год и проекта закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 год" следующие изменения:
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Министерствам и ведомствам до 15 июля 2005 года разработать и представить в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан доклады о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 год в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.2005 г. N 250";
пункт 24 дополнить абзацем следующего содержания:
"сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерств и ведомств в Республике Татарстан";
абзац 15 пункта 25 и абзац 7 пункта 27 исключить;
абзац 2 пункта 28 после слов "социально-экономического развития Республики Татарстан на 2006 год" дополнить словами "уточненный сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерств и ведомств Республики Татарстан".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
1.1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы и правила подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - Доклады) в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
1.2. В основе настоящего Положения лежит совершенствование бюджетного процесса по следующим направлениям:
выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств из общего объема обязательств;
введение среднесрочного финансового планирования;
расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Первое и второе направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.
Третье - основное направление предполагает развитие действующей системы индикативного управления путем включения в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Четвертое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
В рамках совершенствования бюджетного процесса предполагается ежегодно выделять в составе расходов бюджета Республики Татарстан ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между государственными органами власти Республики Татарстан и реализуемыми ими программами по результатам оценки представленных заявок, включающих в себя Доклады, а также иные материалы, позволяющие оценить результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами.
1.3. В основе настоящего Положения лежат следующие основные принципы:
преемственность бюджетной политики, распределение бюджетных средств в соответствии с четкими приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Татарстан (бюджет на планируемый финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед трехлетнего перспективного финансового плана);
применение методов программно-целевого планирования (использование в бюджетном процессе республиканских целевых и отраслевых программ);
направление бюджетных средств на четко сформулированные цели и конечные результаты, измерение эффективности использования бюджетных средств (установление индикаторов оценки конечных результатов в разрезе задач и целей деятельности субъекта бюджетного планирования);
контроль на основе мониторинга индикаторов оценки конечных результатов;
систематизация целей и задач деятельности субъектов бюджетного планирования в привязке планируемых расходов к конечным измеряемым результатам;
упорядочение разработки республиканских целевых программ в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития и финансовыми возможностями республики.
1.4. Подготовка Докладов осуществляется в целях расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Республики Татарстан принципа эффективности использования бюджетных средств.
Непосредственной задачей подготовки Докладов является обеспечение Кабинета Министров Республики Татарстан информацией, необходимой для составления сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности министерств и ведомств Республики Татарстан, проектов перспективного финансового плана Республики Татарстан и бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год, исходя из наиболее эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан для достижения планируемых результатов проведения государственной политики в целом и в сферах деятельности соответствующих исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Материалы Докладов также используются для подготовки в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан, государственного заказа на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан на три года и на планируемый год.
1.5. Подготовка Докладов осуществляется субъектами бюджетного планирования:
с участием подведомственных им главных распорядителей средств бюджета Республики Татарстан, по которым субъект бюджетного планирования в соответствии с порядком разработки проектов перспективного финансового плана и бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год формирует бюджетные проектировки;
в порядке, устанавливаемом субъектами бюджетного планирования.
1.6. Подготовка Докладов осуществляется в соответствии с:
методическими рекомендациями, утвержденными совместным приказом Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерства финансов Республики Татарстан;
бюджетными лимитами, представляемыми Министерством финансов Республики Татарстан субъектам бюджетного планирования, а в части принимаемых обязательств - Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан.
1.7. Координация работы по подготовке Докладов осуществляется Республиканской межведомственной комиссией по оптимизации бюджетных расходов, образованной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2003 г. N 678 "О мерах по оптимизации бюджетных расходов" (далее - Комиссия).
1.8. Понятия, используемые в настоящем Положении:
субъекты бюджетного планирования - министерства и ведомства Республики Татарстан;
бюджет субъекта бюджетного планирования - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая субъектами бюджетного планирования для формирования бюджетных проектировок в Министерство финансов Республики Татарстан (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и распределяемая по подведомственным ему главным распорядителям средств бюджета Республики Татарстан;
отчетный период - период, составляющий три года (включая текущий), предшествующий году, на который разрабатывается проект бюджета Республики Татарстан, а также 2000-2001 годы;
плановый период - период, составляющий три года, в том числе год, на который разрабатывается проект бюджета Республики Татарстан, и последующие два года;
стратегическая цель - краткое описание и индикатор оценки ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций республики в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования;
задача - краткое описание и индикатор оценки ожидаемых конечных количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;
исполняемые расходные обязательства субъекта бюджетного планирования - включенные в бюджет субъекта бюджетного планирования расходы на исполнение республиканских законов, нормативных правовых актов Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, договоров и соглашений Республики Татарстан, предусматривающих предоставление средств бюджета Республики Татарстан юридическим и физическим лицам (включая государственных служащих и работников республиканских государственных учреждений), органам местного самоуправления и международным финансовым организациям;
бюджетная целевая программа - реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственными ему главными распорядителями средств бюджета Республики Татарстан) федеральная целевая программа, республиканская целевая программа или ведомственная целевая программа;
планируемая бюджетная целевая программа - республиканская целевая программа, по которой Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерством финансов Республики Татарстан принято решение о ее разработке;
ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной задачи (в том числе на исполнение действующих республиканских законов и иных нормативных правовых актов);
индикатор оценки деятельности - ориентирующий экономический показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов. По каждому индикатору устанавливается пороговое значение. Пороговые значения для субъектов бюджетного планирования устанавливаются в рамках системы индикативного управления и утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Отслеживая пороговые значения, можно оценить приближение к цели и определить управляющие воздействия для этого;
государственный заказ на управление на три года и на планируемый год - в составе государственного заказа на управление устанавливаются пороговые значения индикаторов социально-экономического развития Республики Татарстан в разрезе функций государственного управления, закрепленных за министерствами, ведомствами - центрами ответственности за реализацию функций, а также государственный заказ на ведение мониторинга социально-экономического положения Республики Татарстан, муниципальных образований, предприятий в системе индикативного управления Республики Татарстан;
результативность бюджетных расходов - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности. Используется для регулирования деятельности и в системе оплаты труда.
2.1. Доклад включает в себя следующие разделы:
цели, задачи и индикаторы оценки деятельности;
расходные обязательства и формирование доходов;
бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность;
распределение расходов по целям, задачам и программам;
результативность бюджетных расходов.
2.2. В первом разделе Доклада формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, подведомственных ему организаций, а также задачи, обеспечивающие достижение соответствующих целей. Для каждой цели и задачи приводятся значения индикаторов деятельности субъекта бюджетного планирования по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
2.3. Во втором разделе Доклада дается оценка объема и структуры исполняемых расходных обязательств субъекта бюджетного планирования и соответствующих платежей в консолидированный бюджет Республики Татарстан и федеральный бюджет.
Данные об исполняемых расходных обязательствах представляются по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Субъекты бюджетного планирования, в ведении которых находятся государственные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг, и (или) республиканские государственные унитарные предприятия, дополнительно представляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов (в том числе доходы от приватизации и использования имущества, находящегося в республиканской собственности, доходы от платных услуг, часть прибыли республиканских государственных унитарных предприятий и другие) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
2.4. В третьем разделе Доклада приводятся обоснования действующих и (или) планируемых бюджетных целевых программ, а также планируемой непрограммной деятельности, направленных на достижение целей и задач субъекта бюджетного планирования.
Краткая характеристика каждой действующей и (или) планируемой бюджетной целевой программы и краткая характеристика непрограммной деятельности субъекта бюджетного планирования приводятся по форме согласно приложениям NN 5, 6 к настоящему Положению.
В случае необходимости обосновываются предложения по существенному изменению действующих программ, производится оценка затрат, необходимых для осуществления предлагаемых изменений, оценивается влияние предлагаемых изменений на ожидаемые результаты деятельности, рассматриваются внешние условия и риски, связанные с реализацией бюджетных целевых программ.
В приложении N 4 к настоящему Положению приводится свод предложений по всему множеству целей и задач бюджетополучателя.
2.5. В четвертом разделе Доклада приводится распределение отчетных и планируемых расходов субъекта бюджетного планирования по целям, задачам и бюджетным целевым программам по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.
В случае, если программа направлена на достижение нескольких целей (или решение нескольких задач) и невозможно распределение расходов на ее реализацию между этими целями (задачами), допускается учет указанной программы и расходов на ее реализацию по нескольким целям (задачам) с приведением общего объема расходов на данные программы ("повторного счета") в соответствующей строке по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.
Приводится краткое пояснение (обоснование) сложившейся и (или) планируемой структуры расходов, дается характеристика тенденций ее изменения в отчетном и плановом периоде, рассматриваются факторы, влияющие на эти тенденции.
2.6. В пятом разделе Доклада на основе оценки результативности бюджетных расходов субъекта бюджетного планирования даются анализ и обоснование взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности субъекта бюджетного планирования в отчетном и плановом периоде, а также количественная оценка результативности бюджетных расходов и тенденции их изменения, обосновываются меры, направленные на ее повышение (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между подведомственными главными распорядителями, распорядителями и получателями средств с учетом результатов их деятельности, совершенствование системы государственных закупок и т.д.).
3.1. Начиная с формирования проекта бюджета Республики Татарстан на 2007 год:
а) первая часть Докладов, состоящая из первого, третьего, четвертого и пятого разделов, включая данные, указанные в соответствующих приложениях NN 1-7 к настоящему Положению, содержащие отчет за прошедший период, представляется субъектами бюджетного планирования до 15 марта текущего года в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан;
б) Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан до 1 мая текущего года разрабатывает и представляет в Комиссию и Министерство финансов Республики Татарстан основные положения сводного доклада о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на планируемый год, программы социально-экономического развития Республики Татарстан, первой части докладов субъектов бюджетного планирования);
в) предложения по пределам ограничений, установленных бюджетом действующих и принимаемых обязательств на три года вперед и критериями распределения его средств, готовятся Министерством экономики Республики Татарстан и Министерством финансов Республики Татарстан до 1 июня текущего года;
г) Доклады, включая уточненную и доработанную первую часть, представляются субъектами бюджетного планирования в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан до 1 августа текущего года. В части финансирования целевых программ - в пределах основных показателей распределения средств бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования;
д) Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан до 1 сентября текущего года разрабатывает и представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерств и ведомств (на основе Докладов субъектов бюджетного планирования);
е) доработанные и уточненные с учетом принятого закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год Доклады представляются в двухнедельный срок после его принятия в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан;