Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 24 декабря 2007 г. N 743
"О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы"


          В целях улучшения положения детей в Республике Татарстан, повышения качества их жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

         1. Утвердить прилагаемую  Республиканскую программу "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы.

         2. Министерствам, участвующим в реализации  Республиканской программы "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о ее выполнении.

         3. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проектов бюджета Республики Татарстан на 2008-2010 годы включать указанную  программу в перечень республиканских программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.

         4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.


 Премьер-министр
 Республики Татарстан
 Р.Н.Минниханов

Республиканская программа "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 24 декабря 2007 г. N 743)


Паспорт Республиканской программы "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы


 +-----------------------------------------------------------------------+
 ¦Наименование ¦Республиканская программа "Дети Татарстана" на  2008-2010¦
 ¦программы    ¦годы                                                     ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Основания для¦Постановление  Правительства  Российской     Федерации от¦
 ¦разработки   ¦21.03.2007 N 172 "О федеральной целевой  программе  "Дети¦
 ¦программы    ¦России"  на   2007-2010   годы",   поручение   Президента¦
 ¦             ¦Республики   Татарстан   М.Ш.Шаймиева    от    30.03.2007¦
 ¦             ¦N П/01-3730 об организации исполнения федеральной целевой¦
 ¦             ¦программы "Дети России"                                  ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Государствен-¦Министерство  по  делам  молодежи,   спорту   и   туризму¦
 ¦ный заказчик ¦Республики Татарстан                                     ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Основные     ¦Министерство  по  делам  молодежи,   спорту   и   туризму¦
 ¦разработчики ¦Республики Татарстан - координатор реализации  программы,¦
 ¦программы    ¦Министерство   здравоохранения   Республики    Татарстан,¦
 ¦             ¦Министерство образования и  науки  Республики  Татарстан,¦
 ¦             ¦Министерство культуры Республики Татарстан,  Министерство¦
 ¦             ¦труда,   занятости   и   социальной   защиты   Республики¦
 ¦             ¦Татарстан,  Министерство  внутренних  дел  по  Республике¦
 ¦             ¦Татарстан                                                ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Цель         ¦Создание благоприятных условий для комплексного  развития¦
 ¦программы    ¦и  жизнедеятельности  детей,  государственная   поддержка¦
 ¦             ¦детей, находящихся в трудной жизненной ситуации          ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Задачи       ¦Обеспечение  безопасного  материнства,  охрана   здоровья¦
 ¦программы    ¦детей, подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья;      ¦
 ¦             ¦профилактика   и   снижение   детской   и    подростковой¦
 ¦             ¦заболеваемости, инвалидности  и  смертности,  обеспечение¦
 ¦             ¦полноценной  жизнедеятельности   детей-инвалидов   и   их¦
 ¦             ¦интеграции в общество;                                   ¦
 ¦             ¦выявление и поддержка одаренных детей;                   ¦
 ¦             ¦совершенствование системы профилактики  безнадзорности  и¦
 ¦             ¦правонарушений несовершеннолетних;                       ¦
 ¦             ¦профилактика социального сиротства,  переход  к  семейным¦
 ¦             ¦формам устройства детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без¦
 ¦             ¦попечения родителей;                                     ¦
 ¦             ¦создание условий для организации  отдыха  и  оздоровления¦
 ¦             ¦детей и подростков;                                      ¦
 ¦             ¦содействие становлению и развитию детского движения;     ¦
 ¦             ¦создание условий для социализации детей и подростков,  их¦
 ¦             ¦самоорганизации, самовыражения, организация  активного  и¦
 ¦             ¦всестороннего досуга                                     ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Перечень     ¦ 1. Здоровое поколение;                                   ¦
 ¦подпрограмм  ¦ 2. Дети-инвалиды;                                        ¦
 ¦             ¦ 3. Создание условий для организации отдыха и оздоровления¦
 ¦             ¦ детей и подростков;                                      ¦
 ¦             ¦ 4. Одаренные дети;                                       ¦
 ¦             ¦ 5.   Поддержка   детских   общественных     объединений в¦
 ¦             ¦ Республике Татарстан;                                    ¦
 ¦             ¦ 6.   Профилактика   безнадзорности    и    правонарушений¦
 ¦             ¦ несовершеннолетних;                                      ¦
 ¦             ¦ 7. Организация работы среди детей и подростков  по  месту¦
 ¦             ¦ жительства;                                              ¦
 ¦             ¦ 8. Дети-сироты                                           ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Сроки и этапы¦2008-2010 годы                                           ¦
 ¦реализации   ¦                                                         ¦
 ¦программы    ¦                                                         ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Объемы      и¦Объем   средств,   выделяемых   из   бюджета   Республики¦
 ¦источники фи-¦Татарстан, носит прогнозный характер и подлежит ежегодной¦
 ¦нансирования ¦корректировке в установленном  порядке  при  формировании¦
 ¦программы  по¦проекта  бюджета  на  соответствующий  финансовый   год с¦
 ¦годам        ¦учетом уточнения перечня программных мероприятий,  сроков¦
 ¦             ¦и этапов их  реализации  в  соответствии  с  достигнутыми¦
 ¦             ¦результатами.                                            ¦
 ¦             ¦Общий объем финансирования - 156331 тыс.рублей.          ¦
 ¦             ¦Источники  финансирования:  средства  бюджета  Республики¦
 ¦             ¦Татарстан  -   138121   тыс.рублей,   средства   бюджетов¦
 ¦             ¦муниципальных образований Республики  Татарстан  -  18000¦
 ¦             ¦тыс.рублей, внебюджетные средства - 210 тыс.рублей.      ¦
 ¦             ¦Финансирование программы по годам:                       ¦
 ¦             +---------------------------------------------------------¦
 ¦             ¦  Источники финанси-  ¦ Всего ¦2008 г. ¦2009 г. ¦2010 г. ¦
 ¦             ¦  рования программы   ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
 ¦             +----------------------+-------+--------+--------+--------¦
 ¦             ¦Итого по программе    ¦156331 ¦ 49060  ¦ 52290  ¦ 54981  ¦
 ¦             +----------------------+-------+--------+--------+--------¦
 ¦             ¦в  т.ч.   из   средств¦138121 ¦ 43090  ¦ 46020  ¦ 49011  ¦
 ¦             ¦бюджета     Республики¦       ¦        ¦        ¦        ¦
 ¦             ¦Татарстан             ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
 ¦             +----------------------+-------+--------+--------+--------¦
 ¦             ¦бюджетов   муниципаль-¦ 18000 ¦  5900  ¦  6200  ¦  5900  ¦
 ¦             ¦ных        образований¦       ¦        ¦        ¦        ¦
 ¦             ¦Республики Татарстан  ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
 ¦             +----------------------+-------+--------+--------+--------¦
 ¦             ¦внебюджетных средств  ¦   210 ¦    70  ¦    70  ¦    70  ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Система      ¦Общий  контроль  за  исполнением  программы  осуществляет¦
 ¦организации  ¦Министерство  по  делам  молодежи,   спорту   и   туризму¦
 ¦контроля   за¦Республики Татарстан, которое уточняет целевые показатели¦
 ¦исполнением  ¦и затраты на программные мероприятия, механизм реализации¦
 ¦программы    ¦программы   и   состав   исполнителей,      запрашивает у¦
 ¦             ¦министерств сведения о ходе выполнения программы.        ¦
 ¦             ¦На   заседании   Республиканской   комиссии      по делам¦
 ¦             ¦несовершеннолетних  и  защите  их   прав   при   Кабинете¦
 ¦             ¦Министров  Республики  Татарстан   информирует     о ходе¦
 ¦             ¦выполнения  программы   и   эффективности   использования¦
 ¦             ¦финансовых средств                                       ¦
 +-------------+---------------------------------------------------------¦
 ¦Ожидаемые    ¦Улучшение положения детей в Республике Татарстан,  в  том¦
 ¦результаты   ¦числе  одаренных  детей,  детей-инвалидов,   детей-сирот,¦
 ¦реализации   ¦детей, оставшихся  без  попечения  родителей  и   лиц, их¦
 ¦программы    ¦заменяющих,  несовершеннолетних,  оказавшихся  в  трудной¦
 ¦             ¦жизненной ситуации;                                      ¦
 ¦             ¦снижение показателей младенческой смертности до 8 на 1000¦
 ¦             ¦родившихся живыми, детской смертности - на 15  процентов,¦
 ¦             ¦заболеваемости женщин - на 5 процентов;                  ¦
 ¦             ¦развитие системы выявления и поддержки  одаренных  детей,¦
 ¦             ¦оснащение     и     материально-техническая     поддержка¦
 ¦             ¦специализированных  учреждений  по  работе  с  одаренными¦
 ¦             ¦детьми;                                                  ¦
 ¦             ¦снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа¦
 ¦             ¦правонарушений среди несовершеннолетних;                 ¦
 ¦             ¦расширение   сети   специализированных     учреждений для¦
 ¦             ¦несовершеннолетних,     нуждающихся     в      социальной¦
 ¦             ¦реабилитации;                                            ¦
 ¦             ¦предупреждение социального  сиротства,  создание  условий¦
 ¦             ¦для развития детей-сирот в семьях различного типа;       ¦
 ¦             ¦поддержка и развитие детского общественного движения     ¦
 +-----------------------------------------------------------------------+

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Республиканская программа "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы


         В Республике Татарстан проживают 790259 детей. Систематически с 1999 года проводится целенаправленная работа по улучшению положения и качества жизни детей и подростков. На 01.01.2007 в Республике Татарстан проживало 773102 ребенка в возрасте от 0 до 17 лет. Основная цель Республиканской программы "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ранее действовавшие республиканские программы, утвержденные постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.1998 N 1907, от 10.04.2002 N 195, от 11.05.2005 N 211, были также направлены на улучшение положения детей и на координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях. И такой программно-целевой подход в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность в республике.

         Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации Республиканской программы "Дети Татарстана" по улучшению положения детей в Республике Татарстан, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

         Из-за слабого здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Ухудшение состояния здоровья женщин, в т.ч. беременных, привело к значительному снижению качества здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Так, вызывает тревогу рост заболеваний перинатального периода, которые являются основными причинами смерти детей на первом году жизни. Здоровье детей формируется как интегральный показатель сложного взаимодействия социально-экономических, демографических и медико-биологических факторов, важнейшими из которых являются ухудшение экологической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, условия и технология обучения и воспитания детей в школе, семье, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальным напряжением в обществе, распространение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, токсикомания).

         За последние два года в республике состояние здоровья школьников улучшилось незначительно. По данным профилактических осмотров школьников, в 2006 году 13,1% их были здоровы (в 2005 году - 12,4%), произошло снижение доли детей, отнесенных к третьей группе здоровья, которая составила 14,8% против 16,2% в предыдущем году. Но в процессе обучения состояние здоровья детей ухудшается, количество детей с хроническими заболеваниями возрастает в 1,6 раза. Сегодня на каждые 100 учащихся первых классов общеобразовательных школ приходится 14 здоровых детей, из каждых 100 выпускников лишь 12 остаются практически здоровыми. В динамике за год уровень распространенности заболеваний школьников снизился на 4% и составил в 2006 году 1212,1 на 1000 осмотренных детей (в 2005 году - 1255,7).

         Как и в предыдущие годы, в 2006 году в структуре заболеваний школьников доминируют болезни органов дыхания (463,5), на втором месте - болезни органов пищеварения (131,1).

         Заболевания желудочно-кишечного тракта формируют несоблюдение принципов рационального питания, недостаточный охват школьников горячим питанием, особенно старшеклассников. Горячим питанием охвачено 85,4% школьников Республики Татарстан.

         Третье место занимают болезни костно-мышечной системы (128,1). Каждый восьмой школьник страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата, что является следствием снижения физической активности, несоответствием школьной мебели ростовым показателям детей.

         По сравнению с 2005 годом, в 2006 году отмечен рост болезней крови и кроветворных органов на 9,8%, костно-мышечной системы - на 5,5%, по остальным нозологическим единицам наблюдается снижение или стабилизация показателей. Показатели физического развития современных школьников характеризуются увеличением доли детей как с избытком, так и с дефицитом массы тела и низкорослостью. Наиболее выражены эти изменения в возрасте 11-15 лет. Так, при оценке физического развития школьников в 2006 году выявлены отклонения от стандартных параметров гармоничного развития: у 2,6% - дефицит массы, у 2,1% - избыток массы, у 5,9% - низкий рост.

         На диспансерном учете с хронической патологией по 3-5 группам здоровья состоят 61198 школьников (14,8%).

         Также в целом по республике сохраняется высокая общая инфицированность детей и подростков туберкулезом. В 2006 году впервые инфицировались 10043 ребенка, первичная инфицированность детей в возрасте 15 лет составила 1,8%, общая инфицированность - 21,7%.

         Рост инфицированности детей отражает неблагополучную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Республике Татарстан. Учитывая социальный характер заболевания и ухудшение социальной структуры больных туберкулезом, применение только медицинских мер профилактики туберкулеза (вакцинация, химиопрофилактика, оздоровление и др.) недостаточно. Необходимы социальная поддержка детей из социально дезадаптированных семей и детей из семей иммигрантов и беженцев, меры по изоляции детей из очагов туберкулезной инфекции.

         За последние 3 года число детей-инвалидов снизилось незначительно: в 2003 г. - 16544 человека, в 2006 году - 15600 человек, или 4,9% от общего количества инвалидов. В последнее десятилетие в республике наблюдается увеличение числа детей-инвалидов. В системе социальной защиты действуют 14 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, но только 15,8% детей и подростков охвачены реабилитационными мероприятиями в условиях реабилитационных центров. По-прежнему остается актуальной проблема отсутствия порядка разработки и реализации рядом министерств и ведомств индивидуальной программы реабилитации инвалида, несогласованность действий ее исполнителей, что снижает эффективность реабилитационных мероприятий и значительно осложняет их получение конкретным ребенком-инвалидом.

         Несмотря на проводимые в Республике Татарстан мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем. Назрела необходимость решения на республиканском уровне вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.

         Негативное влияние на организм ребенка усиливается за счет несбалансированности режимов умственного труда и отдыха учащихся. В общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях, колледжах учащиеся перегружены.

         Анализ состояния здоровья школьников, условий обучения и воспитания их в общеобразовательных учреждениях показывает, что вся инновационная работа, особенно изменения в содержании образования, требует четкого и тщательного обоснования и контроля не только за качеством знаний. При этом необходимо отметить, что продолжается ухудшение состояния учебно-материальной базы образования, резко сократились соответствующие капитальные вложения. Всего в республике 2353 общеобразовательные школы, из них около 670 требуют капитального ремонта, 12,57% школ работают в 2 смены, 126 сельских школ, из них 40 средних, 24 основные и 62 начальные школы размещены в ветхих зданиях.

         Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков в республике остается незначительной база действующих стационарных оздоровительных лагерей министерств и ведомств, предприятий и организаций. Их в республике 126, однако данного количества недостаточно для организации отдыха и оздоровления детей. По- прежнему продолжают бездействовать около 30 стационарных лагерей предприятий и организаций, постепенно разрушаясь.

         Значительный вклад в воспитание вносят детские общественные организации. В Республике Татарстан действуют 11 республиканских, 7 городских и 102 районные детские организации, которые охватывают более 400 тыс.детей. Наиболее крупным представителем детского движения является Союз наследников Татарстана (233 тыс.человек), который ставит своей целью помочь членам организации жить интересной жизнью. В 2006 году на Форуме юных граждан создана республиканская детская общественная организация "Совет детских организаций Республики Татарстан", объединившая в своих рядах все детские организации Республики Татарстан. В настоящее время в Республике Татарстан есть все необходимые условия для реализации богатейшего воспитательного потенциала детского движения при условии объединения усилий детских организаций со всеми заинтересованными государственными структурами.

         В 24 муниципальных образованиях Республики Татарстан функционируют 218 подростковых клубов по месту жительства, охватывающих около 55 тыс.человек, что составляет 36,7% обеспеченности учреждениями для работы с детьми и подростками по месту жительства. Работа с детьми и подростками по месту жительства является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики, поэтому необходима дальнейшая работа по совершенствованию инфраструктуры учреждений по месту жительства, дальнейшее укрепление ее материально- технической базы.

         Несмотря на большую работу по поддержке одаренных детей в Республике Татарстан, последние еще не стали объектом усиленного внимания государственных органов, творческих союзов, университетов и научных школ. Требуется создание структур поиска и поддержки одаренных детей. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы одаренных детей через 10-20 лет, как это принято в практике развитых государств.

         По-прежнему в кризисной ситуации находится техническое творчество, туризм и детский спорт. Из года в год обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей. Низкий уровень доходов, уровня жизни большинства населения ограничивает возможности родителей в оплате дополнительного образования детей, в связи с чем появляется проблема доступности этого вида образования. По данным Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, по состоянию на 1 января 2007 года в Республике Татарстан насчитывается 158 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них 143 детско-юношеские спортивные школы, средние детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, в т.ч. 3 спортивные школы по техническим видам спорта и 15 детско-юношеских клубов физической подготовки. Общее число детей, занимающихся в спортивных школах, составляет 98800 человек. Это на 3677 учащихся меньше по сравнению с 2005 годом (102477 человек). Вместе с тем привлечение к занятиям физической культурой и спортом более широкого круга детей и подростков, превращение его в массовый спорт требует совместных усилий государственных, муниципальных и общественных организаций в части популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди детей и подростков, а также сохранения и развития детских и подростковых спортивных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства.

         Социальное здоровье общества во многом характеризуется отношением к сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что незначительно уменьшается количество детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2007 года в республике выявлены и взяты на учет 1176 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Меры, принимаемые в Республике Татарстан, по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многом способствуют улучшению положения в данной сфере. В настоящее время функционируют 905 приемных семей, где воспитываются 1425 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2005 году было 305 приемных семей, где воспитывались 433 приемных ребенка). В связи с передачей воспитанников интернатных учреждений в семьи граждан сокращается их количество в учреждениях. В связи с вышеуказанной работой планируется поэтапное закрытие детских домов, к 2015 году останется 8-9 интернатных учреждений. Отсутствие программы "Дети Татарстана" повлечет за собой снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, что приведет к сокращению числа детей, лишенных родительского попечения, передаваемых в семьи.

         Продолжает оставаться высокой криминальная активность несовершеннолетних жителей республики. В 2005 году совершено 3538 преступлений с участием несовершеннолетних, в 2006 году - 3675, из них около 70% составляют преступления корыстной направленности (кражи, грабежи, разбойные нападения и т.д.). По-прежнему остается высоким удельный вес преступности неработающих и необучающихся подростков. По итогам 2006 года их количество составило 901 (933 в 2005 году). Растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних (в 2005 г. - 806, в 2006 г. - 951, больше на 145 случаев, рост на 18%). На криминогенную ситуацию оказывает влияние резко обострившаяся проблема наркомании. В 2006 году количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, возросло в целом по республике на 85,7%. При этом продолжает оставаться актуальной проблема подросткового пьянства: каждый шестой ребенок, совершивший преступление, находился в состоянии алкогольного опьянения. В последние годы, несмотря на некоторое снижение подростковой преступности, наблюдается тенденция ее омоложения (преступления в 2005 году в возрасте 14-15 лет - 844 случая, в 2006 году - 846 случаев, в возрасте 16-17 лет в 2005 году - 2378 случаев, в 2006 году - 2465 случаев). Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развиваются учреждения досуга и дополнительного образования, социально- реабилитационные центры для дезадаптированных детей и другие службы социального обслуживания детей, подростков, семьи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»