Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 10 апреля 2002 г. N 195
"О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы"
(с изменениями на 16 декабря 2004 г., 31 января 2005 года)

В целях создания благоприятных условий для социализации детей и подростков, их социальной защиты, самовыражения, формирования личности, организации активного и всестороннего досуга Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы.

2. Контроль за исполнением Республиканской программы "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Республиканская программа "Дети Татарстана"
на 2002-2004 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 10 апреля 2002 г. N 195)

Паспорт Программы

Наименование Программы

Республиканская программа "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Разработчик Программы

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан

Основные исполнители
Программы

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан;
Министерство внутренних дел Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство культуры Республики Татарстан;
Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство финансов Республики Татарстан;
Центр экономических и социальных исследований
при Кабинете Министров Республики Татарстан;
местные администрации;
Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан;
учреждения, организации, фонды, общественные объединения

Основная цель Программы

создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ

Назначение Программы

обеспечение сохранения здоровья детей и подростков путем совершенствования медицинской и реабилитационной помощи;
комплексное решение проблемы сохранения и оптимизации состояния здоровья ребенка с периода зачатия путем поднятия престижа семьи, имеющей здорового ребенка;
формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются;
укрепление здоровья и организация отдыха и занятости детей и подростков;
создание и обеспечение общереспубликанской системы поиска, поддержки и развития одаренных и талантливых детей, удовлетворяющей потребности
личности и общества;
содействие становлению и развитию детского движения;
формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации;
создание необходимых условий для социализации детей и подростков, их самоорганизации, самовыражения, формирования личности, организации активного и всестороннего досуга;
предупреждение социального сиротства;
психологическая поддержка и социальная адаптация
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи и важнейшие целевые показатели Программы

создание условий для социализации детей и подростков в различных сферах жизнедеятельности;
создание системы межведомственной координации в
решении проблем детей и подростков;
создание и расширение инфраструктуры учреждений
по работе с детьми;
развитие партнерских отношений с детскими, подростковыми общественными объединениями и организациями в реализации государственной политики в отношении детей

Перечень разделов

1. "Безопасное материнство"
2. "Дети-инвалиды"
3. "Организация оздоровления, отдыха детей и подростков Республики Татарстан"
4. "Одаренные дети"
5. "Поддержка детских, подростковых организаций Республики Татарстан"
6. "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"
7. "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства"
8. "Дети-сироты"

Срок реализации Программы

2002-2004 годы

Ожидаемые и конечные
результаты реализации
Программы

улучшение состояния здоровья детей и подростков, снижение их заболеваемости, младенческой смертности, детской инвалидности;
уменьшение степени риска рождения детей с врожденными заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, предотвращение инвалидизации детей от травм и хронических заболеваний;
расширение адаптационных возможностей детей-инвалидов;
создание и обеспечение равных возможностей для детей с отклонениями в развитии для их полноценной интеграции в обществе;
сохранение, развитие системы и сети учреждений детского отдыха и оздоровления;
увеличение числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха и досуга;
создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
развитие системы детского движения в Республике Татарстан;
снижение числа преступлений, совершаемых детьми и подростками, и уровня социально-негативных явлений среди детей;
повышение образовательного уровня детей, увеличение числа занятых детей и подростков;
создание необходимых условий для социализации воспитанников детских домов, школ-интернатов,
подготовки их к самостоятельной жизни и полноценной интеграции в обществе;
улучшение физического и психического здоровья детей

Контроль за реализацией Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Механизм реализации Программы

Государственный Совет Республики Татарстан осуществляет контроль за реализацией Программы.

Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет межведомственную координацию и контроль за реализацией Программы.

Министерства и ведомства Республики Татарстан осуществляют выполнение разделов, включенных в Программу, по мере необходимости в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации вносят предложения по уточнению разделов, обеспечивают контроль за целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию.

Местные администрации самостоятельно определяют механизм реализации мероприятий и работ, предусмотренных в Программе, в рамках средств местных бюджетов.

Актуальность реформирования положения детей в Республике Татарстан

Введение

  

Новые социально-экономические условия серьезно затронули положение семьи и детей, возможности государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации. Разрозненные попытки органов государственного управления локальными мероприятиями изменить положение детей не дают желаемого результата.

Сущность реформирования положения семьи и детей заключается в осуществлении ряда согласованных мероприятий отдельными министерствами и ведомствами, участвующими в создании Программы.

При разработке Программы использовались следующие подходы:

проведение системного анализа существующей ситуации в сфере жизнедеятельности семьи и детей, позволяющего сформировать действенную долгосрочную государственную политику;

формирование основных принципов и направлений реформирования положения семьи и детей в Республике Татарстан;

эффективное использование бюджетных возможностей помощи семье и детям.


Финансовое обеспечение Программы

   Общий объем финансирования Программы на 2002-2004 гг. составляет 788942,74 тыс.рублей, в том числе из республиканского бюджета - 480867,49 тыс.рублей, местных бюджетов - 110755,02 тыс.рублей, Фонда социального страхования - 145088,2 тыс.рублей, Республиканской больничной кассы - 38000 тыс.рублей, Экологического фонда - 11071,93 тыс.рублей, внебюджетные средства - 3160 тыс.рублей.

Анализ состояния проблемы

В настоящее время в Республике Татарстан сложилась тревожная медико-демографическая ситуация, вызванная падением рождаемости, высоким уровнем общей, материнской и младенческой смертности, снижением коэффициента, заметным сокращением средней продолжительности жизни. В этих условиях особенно актуальное значение приобретают задачи сохранения не только состоявшейся, но и потенциальной человеческой жизни. Ухудшение состояния здоровья женщин, в том числе беременных, привело к значительному снижению качества здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Так, вызывает тревогу рост врожденных пороков и аномалий развития, заболеваний перинатального периода, которые являются основными причинами смерти детей на первом году жизни.

Здоровье детей формируется как интегральный показатель сложного взаимодействия социально-экономических, демографических и медико-биологических факторов, важнейшими из которых являются ухудшение экологической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, условия и технология обучения и воспитания детей в школе и семье, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальным напряжением в обществе, распространение вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсикомания), снижение уровня медицинской помощи и т.д.

За последние годы состояние здоровья школьников Республики Татарстан заметно ухудшилось. Увеличилось число хронически больных детей, особенно болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Осмотр выпускников школ свидетельствует об уменьшении числа здоровых и увеличении числа больных детей.

Вызывают озабоченность показатели физического развития школьников в среднем у 22% девочек и 16% мальчиков отмечается дефицит массы тела. Выявлена низкая обеспеченность организма школьников витаминами: дефицит витамина С наблюдается у 88,6%, витамина А - у 37,9%, витамина В - у 95,8%, витамина D - у 52,2%, фолиевой кислоты - у 79,2% из них. По-прежнему остается острой и болезненной проблема организации школьного питания в республике. В 2000 году охват горячим питанием в городах составил от 50 до 70%, в сельской местности - от 80 до 100%. Не отлажен порядок учета и регистрации детей, нуждающихся в бесплатном питании.

За последние пять лет отмечен рост на 25% общей заболеваемости среди детей, наметилась четкая тенденция роста по всем основным группам болезней у детей, при этом особенно значительным был рост психических расстройств (в 1,7 раза).

Остается высокой численность детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно, по итогам 2000 года она составила 17876 детей (в 1999 году - 16070 детей).

Несмотря на проводимые в Республике Татарстан мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем. Назрела необходимость решения на республиканском уровне вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.

Отмечается тенденция роста и такого социально обусловленного заболевания, как туберкулез. В 2000 году активной формой туберкулеза заболели 114 детей в возрасте до 14 лет и 59 детей - с 14 до 18 лет.

Негативное влияние на организм ребенка усиливается за счет несбалансированности режимов умственного труда и отдыха учащихся. В школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях, колледжах учащиеся подвергаются усиленной нагрузке.

Анализ состояния здоровья школьников, условий обучения и воспитания их в образовательных учреждениях показывает, что вся инновационная работа, особенно изменения в содержании образования, требуют четкого и тщательного обоснования и контроля не только за качеством знаний.

Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в республике произошло значительное сокращение числа оздоровительных учреждений. Так, с 1996 по 2000 год сеть стационарных учреждений и объектов отдыха и оздоровления сократилась более чем на 30%; загородных лагерей - со 144 до 98, стационарных лагерей труда и отдыха - с 27 до 5, спортивно-оздоровительных лагерей - с 18 до 13.

Необходимо отметить, что продолжается разрушение учебно-материальной базы образования, резко сократились капитальные вложения. Около одной трети образовательных учреждений требуют капитального ремонта или нового строительства вследствие обветшалости. В 2-3 смены работают около 17,6% школ, 50 общеобразовательных школ республики размещается в ветхих зданиях.

Значительный вклад в дело воспитания вносят детские общественные организации. В Татарстане действуют 6 республиканских и более 100 местных детских организаций, которые насчитывают в своих рядах более 200 тыс. детей. Но на сегодняшний день детские общественные организации переживают трудные времена, им отказывают в выделении помещений, отсутствует нормальная материальная база. Необходима реализация конкретных действий, направленных на поддержку и развитие детского движения.

Сократилось также количество подростковых клубов. Так, в середине 90-х годов в республике были закрыты 57 подростковых клубов, резко сократилось количество кружков и секций. Количество детей, занимающихся в ведомственных клубах, уменьшилось в 2 раза.

Одаренные дети еще не стали объектом усиленного внимания государственных органов, творческих союзов, университетов и научных школ. Требуется создание структур поиска и поддержки одаренных детей.

В республике отсутствует банк данных одаренных учащихся. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы развития одаренных детей через 10-20 лет, как это принято в практике развитых государств.

В кризисной ситуации находятся техническое творчество, туризм и детский спорт. С каждым годом обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей. Низкий уровень доходов большинства населения ограничивает возможности родителей в оплате дополнительного образования детей, в связи с чем появляется проблема доступности этого вида образования.

Социальное здоровье общества во многом характеризуется отношением к сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что ежегодно увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 1999/2000 учебного года были выявлены и взяты на учет 1620 детей, оставшихся без попечения родителей.

Количество детей-сирот, переданных в семьи граждан (в 1992 году - 960 детей, в 2000 году - 253) ежегодно растет, а потребность устройства детей на попечение государственных учреждений по-прежнему остается острой.

На фоне падения нравственных устоев особую актуальность в последние годы приобрели социально значимые болезни. Несмотря на принимаемые меры, в республике растет число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества: только за период с 1996 по 2000 гг. заболеваемость подростков алкоголизмом увеличилась в 1,2%, а число употребляющих наркотики - в 10 раз.

Угрожающий характер приняла распространенность заболеваний, передаваемых половым путем, у подростков: так, за период 1996-2000 гг. заболеваемость сифилисом составила 210 случаев, в т.ч. 39 - это дети до 14 лет, а число больных гонореей - 415, в т.ч. 34 ребенка до 14 лет.

Требуют пристального общественного внимания проблемы, связанные с ростом правонарушений среди школьников. Продолжает оставаться высокой криминальная активность несовершеннолетних жителей республики. В 2000 году в целом по республике зарегистрированы 4056 преступлений, совершенных несовершеннолетними, из них свыше 70% составляют преступления корыстной направленности (кражи, грабежи, разбойные нападения). Продолжает увеличиваться повторная преступность со стороны ранее судимых подростков. На криминогенную ситуацию оказывает влияние резко обострившаяся проблема наркомании. В 2000 году количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, возросло в целом по республике на 47,4 процента, при этом продолжает оставаться серьезной проблема подросткового пьянства. Каждый восьмой подросток, совершивший преступление, находился в состоянии алкогольного опьянения.

В последние годы, несмотря на некоторое снижение подростковой преступности, наблюдается тенденция ее омоложения. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развиваются, а порой и сокращаются учреждения досуга и дополнительного образования, социально-реабилитационные учреждения для дезадаптированных детей и другие службы социального обслуживания детей, подростков, семьи.

Не отвечает современным требованиям и нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детей, их правовой и социальной защиты, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Предлагаемая Программа является первым шагом в системном решении проблем, ориентированных на повышение уровня жизни детей.


Республиканская программа "Дети Татарстана"
на 2002-2004 годы

Раздел I. "Безопасное материнство"

1. Совершенствование форм организации охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства

2. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в области охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства

3. Строительство и проектирование перинатальных центров

4. Укрепление материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб

5. Развитие центров специализированной помощи детям

6. Социальная поддержка беременных

7. Информационное обеспечение по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства

Основный разработчик
раздела

Министерство здравоохранения Республики Татарстан

Исполнители основных
мероприятий

Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство социальной защиты Республики Татарс-
тан;
Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство по делам молодежи и спорту Республики
Татарстан;
Государственный комитет Республики Татарстан по
статистике;
Республиканская больничная касса;
другие заинтересованные министерства и ведомства

Общий объем финанси-
рования мероприятий
раздела

109890 тыс.рублей, в т.ч. из средств республиканс-
кого бюджета Республики Татарстан - 43190 тыс.руб-
лей;
местных бюджетов - 13700 тыс.рублей;
Республиканской больничной кассы - 38000 тыс.руб-
лей;
Фонда социального страхования - 15000 тыс.рублей

Координация работы
по реализации меро-
приятий раздела

Министерство здравоохранения Республики Татарстан

Контроль за исполне-
нием мероприятий
раздела

Кабинет Министров Республики Татарстан


Состояние проблемы: Концепция безопасного материнства Республики Татарстан содержит совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей. Основными аспектами благополучного материнства являются социальная помощь женщинам, планирование семьи, антенатальная охрана плода, безопасные роды, интенсивная акушерская помощь.

В Республике Татарстан женщины фертильного возраста на начало 2000 г. составляют 1015221 человек, ежегодно рождаются около 35 тыс.детей. С 1988 г. началось снижение рождаемости, а в целом в течение 90-х годов суммарная рождаемость на 1 женщину уменьшилось с 2,0 детей до 1,3. При этом число здоровых новорожденных в последние годы не превышает 10%, а доля нормальных родов стабильно составляет около 30 процентов. Здоровье детей тесно связано с состоянием здоровья будущих матерей, особенно в период вынашивания плода. Однако ухудшение показателей воспроизводства населения республики происходит на фоне понижения качества здоровья беременных женщин.

Так, за последнее десятилетие значительно возрос уровень болезней, как не связанных с беременностью (анемия - в 1,4 , болезни почек - в 1,5, заболевания системы кровообращения - в 1,7 раза), так и акушерской патологии. Особенно прогрессируют темпы роста этих болезней на селе. Растет доля беременных из групп социального риска.

Наряду с этим отмечается рост урогенитальных инфекций у женщин фертильного возраста, нередко приводящих к невынашиванию беременности и бесплодию. Ежегодно возрастает актуальность решения проблемы злокачественных заболеваний репродуктивной системы у женщин.

Устойчива "абортная" культура репродуктивного поведения семьи. Медленно снижается количество абортов, показатель распространенности которых составил в 2000 г. 62,7 на 1000 женщин фертильного возраста.

Структура младенческой смертности в республике стабильна, и лидирующими причинами потерь детей на первом году жизни являются заболевания перинатального периода, а также врожденные пороки развития, составляющие более 70% всех причин смерти детей в этом возрасте. Следует особо подчеркнуть, что среди умерших новорожденных 2/3 погибают в первые 6 суток жизни, что свидетельствует о негативных тенденциях в состоянии здоровья беременных женщин и новорожденных. Показатель младенческой смертности в 2000 г. составил 14,8 на 1000 родившихся (в Российской Федерации - 15,3).

Республика Татарстан в течение последних 5 лет имеет средний уровень материнской смертности по сравнению с другими территориями Российской Федерации. В 2000 г. данный показатель снизился до 19,8 на 100000 живорожденных (в 1999 г.- 59,8; в Российской Федерации в 1999 г.- 44,0).

В структуре причин материнской смертности ведущими являются акушерские осложнения (тромбоэмболии, кровотечения) и болезни, сопровождающие беременность (заболевания почек, сердечно-сосудистой системы и т.д.).

Учитывая изложенное, одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско-гинекологической помощи и внедрение современных перинатальных технологий, что возможно путем улучшения существующего потенциала (кадрового и материально-технического) службы охраны здоровья матери и ребенка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»