Во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 16 февраля 2005 года (протокол N 1) "Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения в 2004 году и о задачах на 2005 год" приказываю:
1. Утвердить "Программу оптимизации здравоохранения Республики Татарстан на 2005-2006 гг.".
2. Утвердить План мероприятий по реализации замечаний и предложений, высказанных на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения Республики Татарстан "Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения Республики Татарстан в 2004 году и задачах на 2005 год".
3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов
Наименование Про- | Программа оптимизации здравоохранения Республики |
Основание для раз- | Концепция развития здравоохранения в Республике Та- |
Государственный за- | Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Основной исполни- | Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Основной разработ- | Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Цель Программы | Организация и проведение мероприятий, направленных |
Задачи Программы | - Оптимизация сети и структуры медицинских учрежде- |
Сроки реализации | 2005-2006 годы |
Перечень основных | 1. Повышение структурной эффективности системы |
Объем и источники | Финансирование Программы осуществляется за счет те- |
Ожидаемые конечные | Реализация Программы позволит: |
Система организации | Общий контроль над исполнением Программы осущест- |
Реализация Концепции среднесрочной программы реформирования здравоохранения Республики Татарстан в 1998-2002 гг., одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1998 года N 179, позволила системе здравоохранения Республики Татарстан сохранить государственный характер, доступность и бесплатность основных видов медицинской помощи.
Проводимая Минздравом Республики Татарстан реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений уже достигла определенных результатов. Так, за период 1998-2004 гг. проведена реорганизация стационарной медицинской помощи, сокращено более 8,5 тысяч неэффективно работающих коек. С учетом фактической потребности и структуры заболеваемости с 1998 года на режим дневного стационара переведено более 4,5 тыс. коек, на которых только в 2004 году пролечено 162,3 тысяч больных. Наиболее выраженной является тенденция сокращения маломощных учреждений: во врачебные амбулатории преобразованы 57 участковых больниц, 9 врачебных амбулаторий переведены в статус фельдшерско-акушерских пунктов.
Таким образом, в системе здравоохранения число самостоятельных больничных учреждений за 6 лет сократилось с 239 до 164 (на 45%).
Однако, имеются значительные трудности как в развитии амбулаторно-поликлинической службы по принципу общей врачебной практики, так и в реструктуризации стационарного звена с развитием стационарозамещающих технологий.
Реструктуризацию отрасли во многом тормозит то, что значительная часть стационарной помощи является госпитализацией пожилых людей, лиц с ограниченной трудоспособностью по социальным, а не медицинским показаниям. Организация социальной помощи этим категориям пациентов позволит существенно снизить потребность в стационарной помощи.
Существенный перекос в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в сторону последней ограничивают возможность развития материально-технической базы амбулаторного звена и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах. Это приводит к расширению показаний к стационарному лечению, а, следовательно, удорожанию медицинской помощи. Отсутствие экономической мотивации развития стационарозамещающих видов помощи, утрата комплексного подхода к здоровью пациента и преемственности в обследовании и лечении пациентов отрицательно влияет на экономичность медицинской помощи и сохранность здоровья.
Развитие узкой специализации на догоспитальном этапе и бесконтрольная доступность для населения амбулаторной специализированной помощи способствуют тому, что участковый врач фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи, не координирует лечебно-профилактическую работу на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль состояния пациента и его семьи, у него преобладают диспетчерские функции (частота направлений амбулаторных больных на консультации к врачам-специалистам достигла 40-50%). Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.
Анализ видов медицинской помощи и служб показывает, что за счет адекватного развития всех видов первичной медико-санитарной помощи, помощи на дому, скорой медицинской помощи, а также за счет повышения квалификации медицинского персонала, возможно существенное сокращение показателей преждевременной смертности населения и сохранение трудового потенциала.
В перспективе увеличение доли финансовых средств на оказание первичной медицинской помощи за счет устранения их нерационального использования в стационаре приведет к существенному возрастанию объемов амбулаторной и стационарозамещающей помощи, снижению уровня госпитализации. Кроме того, в связи с большей доступностью для населения врача общей практики (семейного врача) и повышением уровня его компетенции и ответственности за здоровье прикрепленного населения вполне достижимо существенное уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоемкой, по сравнению с другими видами помощи.
Таким образом, отмеченные диспропорции и неблагоприятные тенденции в развитии сети медицинских учреждений подчеркивают несомненную актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер в виде внедрения Отраслевой программы "Оптимизация здравоохранения Республики Татарстан".
Целью Программы является организация и проведение мероприятий, направленных на повышение структурной эффективности системы здравоохранения, для обеспечения доступности квалифицированной медицинской помощи населению и повышения качества медицинского обслуживания.
Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:
- Оптимизация сети и структуры медицинских учреждений;
- Совершенствование развития служб здравоохранения (амбулаторно-поликлинической, стационарной и службы скорой помощи);
- Совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса реструктуризации.
Программа рассчитана на 2005-2006 годы.
Реализация мероприятий программы предполагается за счет перераспределения объемов государственного заказа в пользу амбулаторно-поликлинической помощи и стационарозамещающих технологий и направления освобождаемых средств на создание фонда оптимизации здравоохранения и финансирование программы развития здравоохранения, в первую очередь на оснащение оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений.
Управление и контроль над исполнением Программы осуществляются государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Татарстан.
Предполагается, что реализация Программы позволит:
- повысить качество, доступность и эффективность медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
- повысить экономическую эффективность использования ресурсов здравоохранения;
- расширить спектр услуг, предоставляемых на уровне первичного звена медицинской помощи, повысить вклад медицинских работников первичного звена в медицинское обслуживание населения, решить проблему укомплектования первичной медико-санитарной помощи;
- довести коечный фонд до уровня 71-76 коек на 10 тыс. населения в территориях с межрайонными медико-профилактическими объединениями и 61 койка на 10 тыс. населения в территориях с районными больницами;
- снизить среднюю длительность пребывания больного на койке круглосуточного стационара до 13,03 дней;
- довести количество обращений за скорой медицинской помощью до 318 на 1000 населения;
- оптимизировать количество обращений к врачам-специалистам;
- увеличить объем услуг во внебольничном секторе;
- обеспечить преемственность и этапность оказания медицинской помощи;
- довести до 10% в структуре консолидированного бюджета здравоохранения объем платных медицинских услуг.
Приложение
Практические мероприятия | Исполнитель | Сроки |
1. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения | ||
1.1. Формирование структурных оптималь- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
1.2. Разработка Программы размещения се- | Минздрав РТ, органы | 2005 |
1.3. Разработка новых подходов к органи- | Минздрав РТ, органы |
|
1.4. Подготовка проекта постановления | Минздрав РТ | 2005 |
1.5. Разработка индикаторов и оценка | Минздрав РТ, органы | 2005-2005 |
1.6. Разработка и внедрение технологии | Главы администраций | 2005-2006 |
1.7. Разработка стандартов оснащения | Минздрав РТ | 2005-2006 |
1.8. Разработка АСУ "Управление меди- | Минздрав РТ, МКДЦ, | |
2. Повышение структурной эффективности амбулаторно-поликлинического | ||
2.1. Реорганизация поликлиник в центры | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.2. Реализация модели подушевого финан- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.3. Разработка протоколов оказания пер- | ||
2.4. Организация и оснащение общих вра- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.5. Передача объемов неотложной помощи | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.6. Разработка рациональных моделей пе- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.7. Объединение дублирующих служб поли- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.8. Реорганизация участковых больниц во | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.9. Реорганизация врачебных амбулаторий в фельдшерско-акушерские | ||
Кугунурская врачебная амбулатория | ОЗ* Балтасинского | 2005 |
Верхне-Шипкинская врачебная амбулатория | ОЗ Заинского района | 2005 |
Ново-Ильмовская врачебная амбулатория | ОЗ Дрожжановского | 2006 |
Изгарская врачебная амбулатория | ОЗ Чистопольского | 2005 |
2.10. Организация работы фельдшерс- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
2.11. Организация в составе поликлиник и | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3. Повышение структурной эффективности стационарного звена | ||
3.1. Снижение уровня госпитализации до | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3.2. Реорганизация структуры стационаров | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3.3. Приведение коечного фонда стациона- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3.4. Внедрение современных клинических | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3.5. Формирование квот на дорогостоящую | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3.6. Разработка методических рекоменда- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3.7. Разработка системы контроля и оцен- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
3.8. Проведение отдельных мероприятий в рамках реструктуризации: | ||
Реорганизация Азнакаевской детской боль- | Минздрав РТ, органы | 2005 |
Реорганизация Заинской городской больни- | 2005 | |
4. Повышение структурной эффективности скорой медицинской помощи | ||
4.1. Стабилизация объемов скорой меди- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
4.2. Привлечение к оказанию доврачебной | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
4.3. Разработка новых организацион- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
4.4. Поэтапная передача финансовых | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
4.5. Разработка и внедрение протоколов, | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
5. Совершенствование системы финансирования здравоохранения | ||
5.1. Внедрение системы взаиморасчетов за | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
5.2. Внедрение системы подушевого финан- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
5.3. Внедрение системы внутриучрежден- | Минздрав РТ, органы | 2005-2006 |
5.4. Внедрение счетов здравоохранения | Минздрав РТ, органы | 2006 |
5.5. Обеспечение соотношения финансиро- | Минздрав РТ, органы | 2006 |
5.6. Передача арендуемых учреждениями | Главы администраций | 2005 |
5.7. Разработка методических рекоменда- | Минздрав РТ, органы | 2005 |
5.8. Разработка АСУ "Ценообразование, | Минздрав РТ, ДРКБ, | 2005 |