Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 18 марта 2005 г. N 211



Во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 16 февраля 2005 года (протокол N 1) "Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения в 2004 году и о задачах на 2005 год" приказываю:

1. Утвердить "Программу оптимизации здравоохранения Республики Татарстан на 2005-2006 гг.".

2. Утвердить План мероприятий по реализации замечаний и предложений, высказанных на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения Республики Татарстан "Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения Республики Татарстан в 2004 году и задачах на 2005 год".

3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов


Программа
оптимизации здравоохранения Республики Татарстан на 2005-2006 годы
(утв. приказом Минздрава РТ от 18 марта 2005 г. N 211)

Паспорт
Программы оптимизации здравоохранения Республики Татарстан
на 2005-2006 годы

Наименование Про-
граммы

Программа оптимизации здравоохранения Республики
Татарстан на 2004-2006 годы

Основание для раз-
работки Программы

Концепция развития здравоохранения в Республике Та-
тарстан на 2003-2006 годы, утвержденная постановле-
нием Кабинета Министров Республики Татарстан от 18
августа 2003 года N 435

Государственный за-
казчик Программы

Министерство здравоохранения Республики Татарстан

Основной исполни-
тель мероприятий
Программы

Министерство здравоохранения Республики Татарстан

Основной разработ-
чик Программы

Министерство здравоохранения Республики Татарстан

Цель Программы

Организация и проведение мероприятий, направленных
на повышение структурной эффективности системы
здравоохранения, для обеспечения доступности квали-
фицированной медицинской помощи населению и повыше-
ния качества медицинского обслуживания

Задачи Программы

- Оптимизация сети и структуры медицинских учрежде-
ний;
- Совершенствование развития служб здравоохранения
(амбулаторно-поликлинической, стационарной и службы
скорой помощи);
- Совершенствование механизмов финансового обеспе-
чения процесса реструктуризации

Сроки реализации
Программы

2005-2006 годы

Перечень основных
направлений Прог-
раммы

1. Повышение структурной эффективности системы
здравоохранения
2. Повышение структурной эффективности амбулатор-
но-поликлинического звена здравоохранения
3. Повышение структурной эффективности стационарно-
го звена здравоохранения
4. Повышение структурной эффективности скорой помо-
щи
5. Совершенствование системы финансирования здраво-
охранения

Объем и источники
финансирования

Финансирование Программы осуществляется за счет те-
кущего финансирования. Реализация мероприятий прог-
раммы предполагается за счет перераспределения объ-
емов государственного заказа в пользу амбулатор-
но-поликлинической помощи и стационарозамещающих
технологий и направления высвобождаемых средств на
создание фонда оптимизации здравоохранения и финан-
сирование программы развития здравоохранения, в
первую очередь на оснащение оборудованием амбула-
торно-поликлинических учреждений

Ожидаемые конечные
результаты реализа-
ции Программы

Реализация Программы позволит:
- повысить качество, доступность и эффективность
медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
- повысить экономическую эффективность использова-
ния ресурсов здравоохранения;
- расширить спектр услуг, предоставляемых на уровне
первичного звена медицинской помощи, повысить вклад
медицинских работников первичного звена в медицин-
ское обслуживание населения, решить проблему укомп-
лектования первичной медико-санитарной помощи;
- довести коечный фонд до уровня 71-76 коек на 10
тыс. населения в территориях с межрайонными меди-
ко-профилактическими объединениями и 61 койка на 10
тыс. населения в территориях с районными больница-
ми;
- снизить среднюю длительность пребывания больного
на койке круглосуточного стационара до 13,03 дней;
- довести количество обращений за скорой медицин-
ской помощью до 318 на 1000 населения;
- оптимизировать количество обращений к врачам-спе-
циалистам;
- увеличить объем услуг во внебольничном секторе;
- обеспечить преемственность и этапность оказания
медицинской помощи;
- довести до 10% в структуре консолидированного
бюджета здравоохранения объем платных медицинских
услуг

Система организации
управления реализа-
цией Программы и
контроля над ее ис-
полнением

Общий контроль над исполнением Программы осущест-
вляет Министерство здравоохранения Республики Та-
тарстан, которое ежегодно уточняет показатели и
затраты по программным мероприятиям, механизм ее
реализации и состав исполнителей


I. Содержание проблемы


Реализация Концепции среднесрочной программы реформирования здравоохранения Республики Татарстан в 1998-2002 гг., одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1998 года N 179, позволила системе здравоохранения Республики Татарстан сохранить государственный характер, доступность и бесплатность основных видов медицинской помощи.

Проводимая Минздравом Республики Татарстан реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений уже достигла определенных результатов. Так, за период 1998-2004 гг. проведена реорганизация стационарной медицинской помощи, сокращено более 8,5 тысяч неэффективно работающих коек. С учетом фактической потребности и структуры заболеваемости с 1998 года на режим дневного стационара переведено более 4,5 тыс. коек, на которых только в 2004 году пролечено 162,3 тысяч больных. Наиболее выраженной является тенденция сокращения маломощных учреждений: во врачебные амбулатории преобразованы 57 участковых больниц, 9 врачебных амбулаторий переведены в статус фельдшерско-акушерских пунктов.

Таким образом, в системе здравоохранения число самостоятельных больничных учреждений за 6 лет сократилось с 239 до 164 (на 45%).

Однако, имеются значительные трудности как в развитии амбулаторно-поликлинической службы по принципу общей врачебной практики, так и в реструктуризации стационарного звена с развитием стационарозамещающих технологий.

Реструктуризацию отрасли во многом тормозит то, что значительная часть стационарной помощи является госпитализацией пожилых людей, лиц с ограниченной трудоспособностью по социальным, а не медицинским показаниям. Организация социальной помощи этим категориям пациентов позволит существенно снизить потребность в стационарной помощи.

Существенный перекос в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в сторону последней ограничивают возможность развития материально-технической базы амбулаторного звена и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах. Это приводит к расширению показаний к стационарному лечению, а, следовательно, удорожанию медицинской помощи. Отсутствие экономической мотивации развития стационарозамещающих видов помощи, утрата комплексного подхода к здоровью пациента и преемственности в обследовании и лечении пациентов отрицательно влияет на экономичность медицинской помощи и сохранность здоровья.

Развитие узкой специализации на догоспитальном этапе и бесконтрольная доступность для населения амбулаторной специализированной помощи способствуют тому, что участковый врач фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи, не координирует лечебно-профилактическую работу на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль состояния пациента и его семьи, у него преобладают диспетчерские функции (частота направлений амбулаторных больных на консультации к врачам-специалистам достигла 40-50%). Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.

Анализ видов медицинской помощи и служб показывает, что за счет адекватного развития всех видов первичной медико-санитарной помощи, помощи на дому, скорой медицинской помощи, а также за счет повышения квалификации медицинского персонала, возможно существенное сокращение показателей преждевременной смертности населения и сохранение трудового потенциала.

В перспективе увеличение доли финансовых средств на оказание первичной медицинской помощи за счет устранения их нерационального использования в стационаре приведет к существенному возрастанию объемов амбулаторной и стационарозамещающей помощи, снижению уровня госпитализации. Кроме того, в связи с большей доступностью для населения врача общей практики (семейного врача) и повышением уровня его компетенции и ответственности за здоровье прикрепленного населения вполне достижимо существенное уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоемкой, по сравнению с другими видами помощи.

Таким образом, отмеченные диспропорции и неблагоприятные тенденции в развитии сети медицинских учреждений подчеркивают несомненную актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер в виде внедрения Отраслевой программы "Оптимизация здравоохранения Республики Татарстан".

II. Цели и задачи Программы. Сроки реализации

Целью Программы является организация и проведение мероприятий, направленных на повышение структурной эффективности системы здравоохранения, для обеспечения доступности квалифицированной медицинской помощи населению и повышения качества медицинского обслуживания.

Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:

- Оптимизация сети и структуры медицинских учреждений;

- Совершенствование развития служб здравоохранения (амбулаторно-поликлинической, стационарной и службы скорой помощи);

- Совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса реструктуризации.

Программа рассчитана на 2005-2006 годы.


III. Ресурсное обеспечение программы

Реализация мероприятий программы предполагается за счет перераспределения объемов государственного заказа в пользу амбулаторно-поликлинической помощи и стационарозамещающих технологий и направления освобождаемых средств на создание фонда оптимизации здравоохранения и финансирование программы развития здравоохранения, в первую очередь на оснащение оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений.

IV. Управление реализацией Программы
и контроль над ее исполнением

Управление и контроль над исполнением Программы осуществляются государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

VI. Ожидаемые результаты реализации Программы

Предполагается, что реализация Программы позволит:

- повысить качество, доступность и эффективность медицинской помощи на всех этапах ее оказания;

- повысить экономическую эффективность использования ресурсов здравоохранения;

- расширить спектр услуг, предоставляемых на уровне первичного звена медицинской помощи, повысить вклад медицинских работников первичного звена в медицинское обслуживание населения, решить проблему укомплектования первичной медико-санитарной помощи;

- довести коечный фонд до уровня 71-76 коек на 10 тыс. населения в территориях с межрайонными медико-профилактическими объединениями и 61 койка на 10 тыс. населения в территориях с районными больницами;

- снизить среднюю длительность пребывания больного на койке круглосуточного стационара до 13,03 дней;

- довести количество обращений за скорой медицинской помощью до 318 на 1000 населения;

- оптимизировать количество обращений к врачам-специалистам;

- увеличить объем услуг во внебольничном секторе;

- обеспечить преемственность и этапность оказания медицинской помощи;

- довести до 10% в структуре консолидированного бюджета здравоохранения объем платных медицинских услуг.


Приложение

Практические мероприятия

Исполнитель

Сроки

1. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения

1.1. Формирование структурных оптималь-
ных пропорций в системе представления
медицинской помощи с направлением высво-
бождаемых ресурсов на наполнение каждого
случая стационарного и амбулаторно-по-
ликлинического лечения

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

1.2. Разработка Программы размещения се-
ти и мощности учреждений здравоохранения
с учетом перехода на 5-звенную систему:
ФАП - врачебная амбулатория - участковая
больница - районная или городская боль-
ница - межрайонное медико-профилактичес-
кое объединение - республиканское меди-
цинское учреждение, в том числе:
перевод Тукаевской центральной районной
больницы в подведомственное подчинение
Управлению здравоохранения г.Набережные
Челны

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения





Минздрав РТ, Управ-
ление здравоохране-
ния г.Наб.Челны, от-
дел здравоохранения
Тукаевского района

2005







2005

1.3. Разработка новых подходов к органи-
зации специализированной медицинской по-
мощи, в том числе:
- объединение Республиканского нарколо-
гического диспансера с Казанским город-
ским наркологическим диспансером;
- объединение Республиканского кожно-ве-
нерологического диспансера с Казанским
городским кожно-венерологическим диспан-
сером

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения
Минздрав РТ,
УЗ* г.Казань

Минздрав РТ,
УЗ* г.Казань




2005


2005

1.4. Подготовка проекта постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан
"О внесении изменений и дополнений в
постановление Кабинета Министров Респуб-
лики Татарстан от 30.12.2000 N 923
межрайонных медико-профилактических объ-
единениях, центрах и отделениях"

Минздрав РТ

2005

1.5. Разработка индикаторов и оценка
предполагаемых результатов реструктури-
зации системы здравоохранения

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2005

1.6. Разработка и внедрение технологии
планирования строительства и оснащения
дорогостоящим медицинским оборудованием
медицинских учреждений

Главы администраций
городов и районов,
органы и учреждения
здравоохранения

2005-2006

1.7. Разработка стандартов оснащения
больничной койки, амбулаторных и диаг-
ностических служб

Минздрав РТ

2005-2006

1.8. Разработка АСУ "Управление меди-
цинским учреждением

Минздрав РТ, МКДЦ,
ДРКБ

2. Повышение структурной эффективности амбулаторно-поликлинического
звена здравоохранения

2.1. Реорганизация поликлиник в центры
общей врачебной практики, формирование
сети самостоятельных и конкурирующих
между собой общих врачебных практик

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.2. Реализация модели подушевого финан-
сирования центров общей врачебной прак-
тики с частичным фондодержанием

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.3. Разработка протоколов оказания пер-
вичной медико-санитарной помощи

2.4. Организация и оснащение общих вра-
чебных практик

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.5. Передача объемов неотложной помощи
из скорой медицинской помощи в систему
общей врачебной практики

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.6. Разработка рациональных моделей пе-
ренесения амбулаторной специализирован-
ной помощи в стационары

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.7. Объединение дублирующих служб поли-
клиник со стационаром

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.8. Реорганизация участковых больниц во
врачебные амбулатории (общие врачебные
практики) с дневными стационарами

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.9. Реорганизация врачебных амбулаторий в фельдшерско-акушерские
пункты

Кугунурская врачебная амбулатория

ОЗ* Балтасинского
района

2005

Верхне-Шипкинская врачебная амбулатория

ОЗ Заинского района

2005

Ново-Ильмовская врачебная амбулатория

ОЗ Дрожжановского
района

2006

Изгарская врачебная амбулатория

ОЗ Чистопольского
района и г.Чистополь

2005

2.10. Организация работы фельдшерс-
ко-акушерского пункта в составе общей
врачебной практики

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

2.11. Организация в составе поликлиник и
центров общей врачебной практики кабине-
тов травматолога

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3. Повышение структурной эффективности стационарного звена
здравоохранения

3.1. Снижение уровня госпитализации до
20 к 2006 году

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3.2. Реорганизация структуры стационаров
с созданием отделений:
консультативной помощи для амбулаторных
больных,
диагностического - из расчета 3 койки на
100 круглосуточных коек,
коррекции неотложных состояний,
амбулаторной хирургии,
стационаров на дому для больных, выпи-
санных на ранних сроках из круглосуточ-
ного стационара,
службы управления госпитализацией

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3.3. Приведение коечного фонда стациона-
ров до уровня:
для территорий с районными и городскими
больницами - 61 койка на 10 тыс. населе-
ния
для территорий с межрайонными центрами -
71-76 коек на 10 тыс. населения
в целом по республике - 85 коек на 10
тыс.населения

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3.4. Внедрение современных клинических
протоколов лечения, основанных на прин-
ципах доказательной медицины

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3.5. Формирование квот на дорогостоящую
медицинскую помощь

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3.6. Разработка методических рекоменда-
ций о показаниях и порядке направления
больных на госпитализацию в стационарные
учреждения различного уровня

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3.7. Разработка системы контроля и оцен-
ки качества стационарной помощи

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

3.8. Проведение отдельных мероприятий в рамках реструктуризации:

Реорганизация Азнакаевской детской боль-
ницы в отделение Азнакаевской ЦРБ

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005

Реорганизация Заинской городской больни-
цы в отделение Заинской ЦРБ

2005

4. Повышение структурной эффективности скорой медицинской помощи

4.1. Стабилизация объемов скорой меди-
цинской помощи на уровне 318 вызовов на
1000 населения

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

4.2. Привлечение к оказанию доврачебной
помощи персонала служб жизнеобеспечения

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

4.3. Разработка новых организацион-
но-экономических моделей службы скорой
медицинской помощи:
- расширение количества фельдшерских
бригад,
- передача определенного объема неотлож-
ной помощи общей врачебной практике,
- разработка новых схем размещения сети
подразделений скорой медицинской помощи

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

4.4. Поэтапная передача финансовых
средств на оказание неотложной помощи из
системы скорой медицинской помощи врачам
общей врачебной практики

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

4.5. Разработка и внедрение протоколов,
разграничивающих состояния пациентов,
требующих оказания экстренной и неотлож-
ной помощи

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

5. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

5.1. Внедрение системы взаиморасчетов за
пролеченного больного в стационаре

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

5.2. Внедрение системы подушевого финан-
сирования амбулаторно-поликлинической
помощи

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

5.3. Внедрение системы внутриучрежден-
ческого и межучережденческого хозрасче-
та

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005-2006

5.4. Внедрение счетов здравоохранения

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2006

5.5. Обеспечение соотношения финансиро-
вания амбулаторно-поликлинического и
стационарного звена 45% на 55%

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2006

5.6. Передача арендуемых учреждениями
здравоохранения, в т.ч. аптеками ГУП
"Таттехмедфарм", помещений в оперативное
управление

Главы администраций
городов и районов,
Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005

5.7. Разработка методических рекоменда-
ций по оплате труда в учреждениях здра-
воохранения

Минздрав РТ, органы
и учреждения здраво-
охранения

2005

5.8. Разработка АСУ "Ценообразование,
планирование и прогнозирование ресурсов"

Минздрав РТ, ДРКБ,
МКДЦ

2005

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»