Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 августа 2003 г. N 435
"О Концепции развития здравоохранения в Республике Татарстан
на 2003-2006 годы"

В целях улучшения состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, а также интенсификации деятельности учреждений здравоохранения и повышения качества оказания внебольничной и госпитальной медицинской помощи Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения в Республике Татарстан на 2003-2006 годы.

2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан разработать и представить в Кабинет Министров Республики Татарстан до 1 октября 2003 года план мероприятий по реализации указанной концепции с их экономическим обоснованием.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Концепция
развития здравоохранения в Республике Татарстан
на 2003-2006 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 18 августа 2003 г. N 435)

Настоящая Концепция развития здравоохранения разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2003-2006 годы и направлена на интенсификацию деятельности учреждений здравоохранения и повышение качества оказания внебольничной и госпитальной медицинской помощи. Концепция предполагает единство всех субъектов здравоохранения независимо от форм собственности, единство медицинской, социальной и экономической эффективности, единство врача и пациента в достижении результатов профилактической и лечебной деятельности.

В области управления здравоохранением

Переход на принцип стратегического планирования и прогнозирования развития здравоохранения. Обеспечение на всех уровнях управления здравоохранением единства, преемственности и целенаправленности принимаемых решений о реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья с позиции современных социально-экономических условий. Укрепление вертикали управления здравоохранением и совершенствование структуры аппарата министерства.

Совершенствование нормативно-правового регулирования системы здравоохранения.

В области повышения структурной эффективности

Проведение структурных преобразований, направленных на усиление роли и повышение качества первичной медико-санитарной помощи.

С целью исключения дублирования деятельности объединение однопрофильных специализированных республиканских и городских учреждений.

Сокращение и рационализация коечного фонда: объединение поликлинических и стационарных учреждений. Для обеспечения рационального использования существующих материально-технических и кадровых ресурсов многопрофильных стационарных медицинских учреждений организация на их базах консультативно-диагностических поликлиник, отделений. Развитие сети межрайонных центров и отделений.

Модернизация структуры действующих родильных домов в виде создания перинатальных центров и межрайонных родильных домов.

В области развития служб здравоохранения

Формирование реального механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения и дальнейшее внедрение программно-целевого метода развития отрасли.

Разработка проектов по привлечению иностранных инвестиций; реализация государственной инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений.

Разработка отраслевых программ развития общеврачебной практики, службы охраны материнства и детства, медицинской профилактики, токсикологической, офтальмологической, травматологической, психиатрической, гериатрической служб. Разработка программы капитального строительства, ремонта и реконструкции зданий и сооружений, а также программы энергосбережения в медицинских учреждениях и организациях Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Преобразования в первичном звене оказания медицинской помощи населению с внедрением в ее структуру службы врача общей практики с элементами частичного фондодержания. С целью совершенствования преемственности оказания медицинской помощи пересмотр функциональных обязанностей всех специалистов, работающих в амбулаторно-поликлинических учреждениях, с позиции внедрения системы единого лечащего врача.

Управление процессом снижения уровня госпитализации населения с учетом возможностей территориальных внебольничных учреждений. Развитие сети и объемов оказания медицинской помощи в дневных стационарах. Внедрение центров амбулаторной хирургии и службы долечивания на дому. Внедрение и организация отделений медицинской помощи на дому на базе поликлиник.

Реализация прав граждан на выбор медицинского учреждения и врача в рамках административного района. Предоставление гражданину один раз в год права на регистрацию в поликлинике у одного из практикующих участковых врачей или у врача общей практики, у стоматолога, для женщин дополнительно - у акушера-гинеколога. Упорядочение направления и обращений пациентов к врачам, ведущим амбулаторные специализированные приемы, внедрение авторизированных приемов.

Структурная перестройка стационарной помощи с учетом степени интенсивности лечебно-диагностического процесса, рациональности использования коек и реальной потребности населения. Варьирование количества коек стационара в зависимости от востребованности, их гибкое перепрофилирование.

Обеспечение непрерывности лечебно-диагностического процесса. Разработка нормативов оснащенности стационарных учреждений медицинской техникой исходя из объема выполняемых задач.

Внедрение и активное использование технологий медицинской реабилитации и восстановительного лечения.

Использование методов и средств стандартизации, процедур лицензирования, сертификации и аккредитации для решения вопросов повышения качества и эффективности здравоохранения.

Формирование и сопровождение ведомственной многоуровневой системы мониторинга качества медицинской помощи на определенной территории республики, в конкретном учреждении здравоохранения, по отдельному пациенту.

Разработка единой методики проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Формирование единой, основанной на принципах доказательной медицины, системы отраслевой стандартизации медицинской деятельности.

Совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи населению путем внедрения информационных технологий, укрепления материально-технической базы и кадровых ресурсов, создания дополнительных отделений и филиалов службы экстренной помощи.

Пересмотр структуры и нормативов деятельности медицинских учреждений на селе. Регламентация организации и определение источников финансирования выездных форм оказания медицинской помощи сельским жителям.

Приоритетное развитие центральных районных больниц, в том числе для оказания экстренной помощи сельским жителям. Реорганизация неэффективно функционирующих участковых больниц во врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

Повышение качества оказания доврачебной помощи на фельдшерско-акушерских пунктах. Повышение роли фельдшерско-акушерских пунктов в реализации мер по профилактике заболеваний сельских жителей.

В области финансирования

Обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи адекватно финансовым ресурсам. Совершенствование системы финансирования здравоохранения, использование финансовых ресурсов не только как средства платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения ее социальной и медицинской эффективности.

Сохранение объемов финансирования здравоохранения независимо от реструктуризации медицинских учреждений.

Начиная с 2003 года - в порядке эксперимента, с 2004 года - переход на систему государственного заказа:

- в разрезе районов и городов на стационарную медицинскую помощь по медицинским учреждениям, финансируемым из средств обязательного медицинского страхования, - в количестве пролеченных больных и финансовых средств с учетом объемов и сложности оказываемой помощи. Финансирование - по тарифу за пролеченного больного в зависимости от уровня медицинского учреждения в пределах государственного заказа;

- в разрезе районов и городов на амбулаторно-поликлиническую помощь по медицинским учреждениям, финансируемым из средств обязательного медицинского страхования, - исходя из прикрепленного населения и выделенных средств. Финансирование - по тарифу подушевого норматива с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения и уровня медицинского учреждения;

- в разрезе районов и городов для дневных стационаров, входящих в состав амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, по медицинским учреждениям, финансируемых из средств обязательного медицинского страхования, - в количестве пролеченных больных и финансовых средств. Финансирование - по тарифу за пролеченного больного в зависимости от уровня медицинского учреждения в пределах государственного заказа;

- для консультативных поликлиник республиканских медицинских учреждений, медицинских учреждений, финансируемых из средств обязательного медицинского страхования, - в количестве посещений и тарифов за посещение. Определение государственного заказа на дорогостоящую медицинскую помощь.

Передача права Министерству здравоохранения Республики Татарстан, по согласованию с Министерством финансов Республики Татарстан и Республиканской больничной кассой, на оперативное изменение государственного заказа по видам и объемам медицинской помощи в разрезе городов и районов республики и республиканских медицинских учреждений, а также в разрезе медицинских учреждений, участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, в пределах общей суммы финансирования государственного заказа: при структурной реорганизации учреждений здравоохранения, при закрытии родильных отделений на текущий или капитальный ремонт, а также по санитарно-эпидемическим показаниям.

При изменении государственного заказа обеспечение Министерством здравоохранения Республики Татарстан оперативного перераспределения штатной численности медицинского и иного персонала между подведомственными медицинскими учреждениями районов и городов.

С целью повышения эффективности функционирования медицинских организаций формирование механизмов ответственности за результаты деятельности. Обеспечение реального расширения хозяйственной самостоятельности медицинских организаций с четкой экономической ответственностью под государственным контролем.

Разработка механизмов перераспределения средств, высвободившихся в результате проведения реструктуризации учреждений здравоохранения: на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения (в первую очередь амбулаторно-поликлинических), на создание условий для работы диагностических служб в 2-сменном режиме.

Установление тарифов на медицинские услуги на уровне фактической себестоимости медицинских услуг.

Создание условий для увеличения объема внебюджетных источников финансирования, прежде всего за счет расширения платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования. Повышение заинтересованности медицинского персонала в рациональном использовании ресурсов с применением оплаты по конечному результату. Активное внедрение материального стимулирования сотрудников за счет внебюджетных поступлений.

Формирование механизмов участия населения в затратах на оказание медицинской помощи: развитие системы добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг, оказываемых сверх государственных гарантий в сочетании с реализацией механизмов адресной социальной помощи отдельным группам населения.

В области охраны материнства и детства

Совершенствование службы планирования семьи в части внедрения современных технологий периконцепционной профилактики и пренатальной диагностики. Дальнейшее внедрение в деятельность службы родовспоможения современных методов дородовой диагностики с расширением спектра инвазивных технологий, медико-генетических консультаций, внутриутробных коррекционных процедур.

Расширение форм социальной подготовки беременных, включая коррекцию дефицитарных состояний.

Развитие трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным путем расширения сети межрайонных перинатальных центров с концентрацией в них беременных высокой степени риска. Оптимизация структуры акушерских стационаров в сторону увеличения доли коек патологии беременности и обсервационного профиля.

Реализация принципов безопасного материнства и детства и младенчества в части оказания неотложной анестезиологической помощи, приоритетного обеспечения учреждений детства и родовспоможения современными лекарственными средствами, медицинской аппаратурой, расходными материалами. Расширение применения эндоскопических методов в гинекологической практике.

Совершенствование профилактической работы детских поликлиник в части расширения сети кабинетов здорового ребенка, проведение участковых патронажей к детям первого года жизни с отягощенным акушерским анамнезом. Расширение форм и методов социального патронажа детям из семей социального риска.

Развитие межрайонных специализированных центров для детей. Увеличение спектра коррекционных технологий для детей с врожденными пороками развития, поражениями центральной нервной системы, начиная с периода новорожденности.

Развитие медико-социальной помощи подросткам в детских поликлиниках путем открытия профильных отделений (кабинетов).

Широкое применение компьютерных технологий при проведении мониторинга беременных, младенческой и материнской смертности.

Организация подготовки врача-педиатра общей практики с последующим внедрением данной формы работы в детские поликлиники.

В области медицинской профилактики заболеваний

Переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней, через реформирование первичной медико-санитарной помощи. Возрождение системы доврачебного приема и активизация деятельности смотровых кабинетов.

В целях повышения эффективности деятельности службы медицинской профилактики ее реорганизация, развитие, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала, внедрение информационных технологий.

Разработка и внедрение принципов профилактики заболеваний, имеющих особую значимость в связи с демографической ситуацией. Усиление медико-гигиенического воспитания детей и подростков. Обеспечение координирующей роли центров, отделений, кабинетов медицинской профилактики в организации профилактической деятельности.

Обеспечение межсекторального сотрудничества, в том числе с негосударственными общественными организациями, по вопросам пропаганды здорового образа жизни. Содействие организации работы межведомственных советов по гигиеническому образованию и воспитанию населения на республиканском (региональном) и территориальном (районном, городском) уровнях.

В области кадровой политики и образования

Совершенствование системы планирования и подготовки медицинских кадров в соответствии с потребностями практического здравоохранения.

Развитие системы содействия занятости выпускников высших и средних образовательных медицинских учреждений. Совершенствование форм и методов целевого приема.

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов.

Развитие социального партнерства, совершенствование работы по заключению коллективных договоров и соглашений с целью обеспечения условий для улучшения социальной и правовой защиты работников здравоохранения.

Формирование резерва специалистов на замещение руководящих должностей всех уровней.

Модернизация и повышение технической оснащенности рабочих мест.

В области правового регулирования

Совершенствование и развитие нормативно-законодательной базы Республики Татарстан в области здравоохранения:

- приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральными законами;

- подготовка и внесение предложений по разработке законов, регламентирующих охрану здоровья граждан, деятельность учреждений и организаций здравоохранения, систему оплаты труда в здравоохранении, защиту прав пациентов, в соответствующие органы, наделенные правом законодательной инициативы;

- подготовка и принятие ведомственных нормативных правовых актов по вопросам регулирования отношений в сфере здравоохранения.

В области лекарственного и медико-технического обеспечения

Гарантированное лекарственное обеспечение населения и медицинских учреждений в объеме программ государственных гарантий.

На амбулаторном этапе:

- введение персонифицированного учета выписки рецептов и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим льготы в лекарственном обеспечении;

- формирование в рамках государственного заказа списков лекарственных средств по принципу "эффективность - стоимость" для льготного лекарственного обеспечения граждан.

На стационарном этапе:

- бесплатное лекарственное обеспечение в рамках перечня видов, объемов и условий оказания медицинской помощи по программам государственных гарантий;

- совершенствование формулярной системы;

- повышение эффективности использования лекарственных средств путем введения современных технологий учета медикаментов в медицинских учреждениях республики.

В области закупок и розничной продажи:

- совершенствование конкурсной процедуры и обеспечение гласности в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;

- обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем проведения контроля над выполнением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности;

- стимулирование и контроль над постоянным обеспечением установленной номенклатуры лекарственных средств: в розничной продаже - по утвержденному обязательному ассортиментному минимуму, в стационарной сети - по программам государственных гарантий;

- формирование в рамках государственного заказа перечней и объемов лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, СПИД, онкологические заболевания и т.д.).

В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»