Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 8 апреля 1998 г. N 179 "О Концепции среднесрочной программы реформирования здравоохранения
Республики Татарстан на 1998-2002 годы"


В целях сохранения и укрепления здоровья граждан, гарантированного обеспечения их прав на медицинскую помощь, повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить разработанную Министерством здравоохранения Республики Татарстан Концепцию среднесрочной программы реформирования здравоохранения Республики Татарстан на 1998-2002 годы (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству социального обеспечения Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Государственному комитету Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, Государственному комитету Республики Татарстан по защите прав потребителей разработать и представить до 1 июля 1998 года на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Концепции с экономическим обоснованием.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Хайруллина И.К.

Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин


Руководитель Аппарата  Кабинета   Министров   Республики   Татарстан
Н.Б.Бакиров



Одобрена
постановлением КМ РТ
от 8 апреля 1998 г. N 179

Концепция
реформирования здравоохранения Республики Татарстан

Общие положения

I. Совершенствование организации населению внебольничной помощи

II. Госпитальная медицинская помощь

III. Совершенствование организации лекарственного обеспечения

IV. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

V. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

VI. Преобразования в области кадровой политики

VII. Развитие медицинской науки

VIII. Информатизация здравоохранения

IX. Создание службы здоровья

X. Расширение социальной базы здравоохранения

XI. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность


     XII. Правовое регулирование
     XIII. Необходимые условия для реализации Концепции
     XIV. Этапы и механизмы реализации Концепции

Общие положения

Сохранение и укрепление здоровья людей, гарантированное обеспечение их права на медицинскую помощь требуют совершенствования внебольничной и госпитальной медицинской помощи, основанной на интенсификации деятельности медицинских учреждений, приоритетном развитии профилактических и реабилитационных мероприятий.

     Основными направлениями работы по достижению этой цели являются:
     повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

приоритетное развитие профилактических и реабилитационных мероприятий;

сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

осуществление структурных преобразований в системе здравоохранения путем создания на базе существующих учреждений укрупненных многофункциональных медицинских центров, объединения однопрофильных специализированных городских и республиканских учреждений и проведения реорганизации стационаров по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;

создание на базе участковых больниц врачебных амбулаторий, отделений для долечивания центральных районных больниц, отделений сестринского ухода и социальной помощи;

развитие сети и увеличение объема оказания медицинской помощи в дневных стационарах, стационарах на дому;

обеспечение возможности выбора гражданином учреждений и врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь;

разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и средой обитания человека;

повышение ответственности органов местного самоуправления за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения;

обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения за счет средств на медицинское страхование юридических и физических лиц;

развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья;

повышение заинтересованности медицинских работников в рациональном использовании ресурсов здравоохранения на основе совершенствования системы оплаты труда, повышения уровня квалификации медицинских работников, их социальной защищенности, страхования профессиональной ответственности;

законодательное обеспечение структурных преобразований в отрасли.

I. Совершенствование организации населению внебольничной помощи

Проведение реструктуризации учреждений здравоохранения.

Объединение поликлинических и стационарных учреждений. Использование базы стационарных учреждений для организации амбулаторно-поликлинической помощи. Создание на базе поликлиник консультативных центров со специализированными лабораториями и диагностическими службами.

Совершенствование структуры действующих родильных домов в едином комплексе с женской консультацией, центром планирования семьи, медико-генетической консультацией, отделением комплексной перинатальной диагностики.

Расширение и укрепление материально-технической базы, повышение кадрового потенциала амбулаторно-поликлинических учреждений.

Осуществление мер по снижению уровня госпитализации населения с учетом возможностей территориальных внебольничных учреждений. Развитие сети и увеличение объема оказания медицинской помощи в дневных стационарах, стационарах на дому. Доведение к 2000 году числа коек в дневных стационарах до 20 на 10 тыс. населения. Организация центров амбулаторной хирургии, отделений медицинской помощи на дому в действующих поликлиниках, мини-поликлиник в жилых массивах.

Развитие первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной практики. Процесс со становления будет долговременным - 15 лет.

Финансирование первичной медико-санитарной помощи должно основываться на использовании финансовых ресурсов не только как средства платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения ее социальной, медицинской и экономической эффективности. Реализация механизма экономической заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи путем оптимизации структуры медицинской помощи на всех ее этапах, рационального использования дорогостоящих видов медицинской помощи, развития стационарозамещающей помощи. Предполагается поэтапное выделение в самостоятельно хозяйствующие субъекты отдельных звеньев первичной медико-санитарной помощи.

Поэтапное увеличение доли средств, направляемых на финансирование амбулаторно-поликлинической помощи.

Реализация прав граждан на выбор медицинского учреждения и врача. Гражданин должен иметь возможность выбора амбулаторно-поликлинического учреждения в рамках административного района проживания. Для всех граждан предусматривается право один раз в год зарегистрироваться у одного из практикующих участковых врачей или у врача общей практики, а также у стоматолога и у акушера-гинеколога. Наиболее предпочтительным является вариант, когда к врачам-специалистам, работающим в поликлиниках и стационарах, пациент может обратиться только по направлению своего участкового врача или врача общей практики.

II. Госпитальная медицинская помощь

Основные направления реорганизации госпитальной медицинской помощи:

создание на базе существующих медицинских учреждений укрупненных многофункциональных медицинских центров, в том числе с функциональной или структурной интеграцией родовспомогательных учреждений;

объединение однопрофильных специализированных городских и республиканских учреждений;

поэтапное сокращение около 2,5 тыс. нерационально используемых стационарных коек с дальнейшим перераспределением кадровых и финансовых ресурсов для организации стационаров интенсивного лечения. При этом предполагается довести численность медицинского персонала в этих учреждениях до 3-4 на 1 койку;

приведение площадей палат на 1 койку в соответствие с санитарно-гигиеническими нормативами (7 кв. метров);

снижение показателя средней длительности пребывания больного на койке до 12,4 дня;

планирование развития сети стационарных учреждений в пределах установленного норматива обеспеченности - 85 коек на 10 тыс. населения;

проведение структурной реорганизации стационаров по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса с выделением коек:

интенсивного лечения - до 15%;

восстановительного лечения - до 50%;

длительного лечения больных с хроническими заболеваниями - до 20%;

медико-социальной помощи - до 15%;

развитие базы родильных домов путем организации в них современной службы реанимации, интенсивной терапии, отделений первого, а затем и второго этапов выхаживания недоношенных детей;

для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц зональные медицинские центры;

организация на базе традиционных стационарных учреждений стационаров с дневным пребыванием.

Целесообразно осуществить безвозмездную передачу санаториев и санаториев-профилакториев, не имеющих достаточной нагрузки, на баланс системы здравоохранения или местных бюджетов в целях организации в них лечебно-оздоровительного процесса для больных с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, психические расстройства, инфекционные болезни и т.д.). Некоторые санаторно-оздоровительные учреждения республики должны стать центрами развития популярных у населения видов оздоровительно-профилактической помощи.

Важнейшим условием эффективной деятельности сельского здравоохранения является оптимальная организация сети медицинских учреждений и возможность качественного оказания медицинской помощи. В этих целях предполагается создание на базе участковых больниц врачебных амбулаторий, отделений долечивания центральных районных больниц, отделений сестринского ухода и социальной помощи.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Для выполнения условия непрерывности лечебно-диагностического процесса должно быть обеспечено четкое разделение функций между всеми этапами оказания медицинской помощи в соответствии с принятыми алгоритмами. Необходимо разработать нормативы оснащенности стационарных учреждений, исходя из объема выполняемых задач.

При сохранении главенствующей роли государственного здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор. Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

III. Совершенствование организации лекарственного обеспечения

Основными направлениями лекарственной помощи гражданам являются:

на амбулаторном этапе:

упорядочение льгот отдельным категориям граждан путем перехода на принцип адресного льготного лекарственного обеспечения по уровню доходов граждан;

введение персонифицированного учета льготного отпуска лекарств;

формирование в рамках государственного заказа списков лекарственных средств по принципу "эффективность - стоимость" для адресного льготного обеспечения граждан;

формирование в рамках государственного заказа перечней и объемов лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, СПИД, онкологические заболевания и т.д.);

на стационарном этапе:

бесплатное лекарственное обеспечение в рамках перечня видов, объемов и условий оказания медицинской помощи по программам государственных гарантий;

повсеместное введение лекарственных формуляров в технологию предоставления медицинской помощи.

В области закупок и розничной продажи следует осуществить:

введение конкурсной процедуры закупок и обеспечение гласности в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;

обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем отбора и контроля за соблюдением стандартов;

стимулирование постоянного наличия установленной номенклатуры лекарственных средств и его контроль: в розничной продаже - по группам социально опасных и социально значимых заболеваний; в стационарной сети - по программам государственных гарантий.

В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо осуществить:

создание законодательной и нормативной базы для эффективного функционирования рынка фармацевтических услуг;

организацию централизованного обеспечения жизненно важными лекарственными средствами;

выработку механизмов государственного регулирования цен на лекарственные средства.

IV. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

Обязательным условием реформирования является перераспределение высвободившихся в результате проведения реструктуризации здравоохранения средств на внедрение интенсивных медицинских технологий и на организацию учреждений интенсивного лечения.

Необходимы также:

реформирование расчетной системы здравоохранения на основе объединения находящихся в различных банках текущих и расчетных счетов медицинских учреждений;

установление тарифов на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство;

разработка механизмов участия населения в затратах на медицинскую помощь (развитие системы добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг, предоставляемых сверх государственных гарантий) в сочетании с реализацией механизмов адресной социальной помощи отдельным группам населения;

льготное налогообложение деятельности некоммерческих медицинских организаций всех форм собственности.

V. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Татарстан является важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения.

Обеспечение эффективного функционирования службы требует разработки и реализации государственной программы ее развития, предусматривающей приведение организационной структуры, управления, ресурсного и научного обеспечения службы, организации ее деятельности в соответствие с современными задачами и функциями. Следует четко разграничить функции между центрами санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно-профилактическими учреждениями. Предстоит обеспечить охрану территорий Республики Татарстан от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний.

VI. Преобразования в области кадровой политики

Следует обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям структурной перестройки здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, медицинский психолог, клинический фармаколог, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»