В целях обеспечения развития системы начального профессионального образования Республики Татарстан на долгосрочной основе Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемую Программу развития начального профессионального образования Республики Татарстан на 2005-2008 годы.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Руководителя Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов
Наименование | Программа развития начального профессионального образова- |
Основание для | Закон Республики Татарстан от 02.07.97 г. N 1247 "Об об- |
Государствен- | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Разработчик | Министерство образования Республики Татарстан; |
Исполнители | Министерство образования Республики Татарстан; |
Цель Програм- | Создание условий для подготовки в системе начального про- |
Задачи Прог- | Обновление содержания начального профессионального обра- |
Сроки реали- | 2005-2008 годы |
Система орга- | Управление высшего, среднего профессионального образова- |
Ожидаемые ко- | Соответствие уровня подготовки выпускников системы на- |
1.1. Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "Об образовании", Законом Республики Татарстан от 02.07.97 г. N 1247 "Об образовании", Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету на 2004 год, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.09.2002 г. N 555 "Об Основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы".
1.2. В Программе использованы следующие термины и их определения:
инновационное образование (далее - ИО) - модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной "образовательной траектории" (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения и т.д.) и области профессиональной деятельности. Настоятельная необходимость в ИО вызвана сменой парадигмы общественного развития, переходом к информационному обществу и, как следствие, новыми, более высокими требованиями к интеллектуальным параметрам работника. Реализация концепции ИО включает качественное изменение содержания образовательных программ, структуры, форм и методов организации учебного процесса, системное, комплексное применение инновационных технологий;
ресурсный центр в начальном профессиональном образовании - это образовательное учреждение, материально-техническая база которого может использоваться другими образовательными учреждениями;
рекрутинговая деятельность - деятельность по подбору персонала для коммерческих организаций.
2.1. В Республике Татарстан создана и действует система начального профессионального образования, включающая 109 учреждений начального профессионального образования, 69 из которых осуществляют подготовку кадров для промышленности и 40 - для агропромышленного комплекса. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения осуществляется по 180 профессиям, наиболее востребованным на рынке труда. Число обучающихся в системе начального профессионального образования составляет 44 тыс.человек, в том числе по дневной форме обучения - 42 тыс.человек. В 2003 году выпуск квалифицированных рабочих составил 20102 человека.
Трудоустройство (включая призыв в армию) выпускников с 2000 г. выглядит следующим образом: 2000 г. - 90,1%, 2001 г. - 93,0%, 2002 г. - 93,1%, 2003 г. - 95,3 процента.
Ежегодно в учреждениях начального профессионального образования проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 12 тыс.человек из числа незанятого населения, около 400 призывников обучается профессии водителя автотранспортных средств для Вооруженных Сил Российской Федерации.
2.2. Вместе с тем развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся внутренними и внешними к системе образования.
2.2.1. Должное качество образования не может быть обеспечено при использовании в производственном обучении и практике изношенной техники и устаревших моделей оборудования.
В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования 65% оборудования учебно-производственных мастерских имеет срок эксплуатации от 20 до 30 лет, 94% тракторов, 82% зерноуборочных комбайнов, 86% грузовых автомобилей выработали свои амортизационные сроки.
2.2.2. Действующие государственные образовательные стандарты начального профессионального образования пока не согласуются с требованиями международных стандартов качества. Квалификационные характеристики по некоторым профессиям не соответствуют современным требованиям к подготовке квалифицированных рабочих.
2.2.3. Отсутствует единый центр ответственности за методическое обеспечение по информатизации учреждений образования, в том числе учреждений начального профессионального образования. Функции методического обеспечения по информатизации выполняются соответствующей структурой Министерства образования Республики Татарстан только для общеобразовательных учреждений.
2.2.4. В настоящее время престиж рабочих профессий низок.
Количество выпускников 9-х классов, которые пополняют рынок труда (не пошли учиться ни в 10 класс, ни в учреждения начального профессионального образования), составляет ежегодно около 5 тыс.человек. Кроме того, рынок труда пополняют 2,5 тыс. выпускников 11-х классов, не поступающих ежегодно в учреждения высшего профессионального образования. В то же время комплектование учреждений начального профессионального образования ежегодно выполняется со значительными усилиями работников этих учреждений. Одна из причин подобного положения дел - низкий уровень заработной платы, предлагаемой выпускникам учреждений начального профессионального образования предприятиями. Немаловажное значение имеет также низкий уровень технической вооруженности самих учреждений начального профессионального образования, что затрудняет работу выпускника на предприятиях, имеющих современную технику и оборудование.
2.2.5. Анализ сложившихся в последние годы типов образовательных учреждений показывает, что при внешнем разнообразии форм (лицеи, колледжи, профессиональные училища) они формируют унифицированную модель выпускника.
Назрела необходимость уточнения целей каждого типа образовательного учреждения и их последующей диверсификации в зависимости от результата, а также создания образовательных учреждений нового типа.
Минимальна интеграция учреждений начального профессионального образования с общеобразовательными учреждениями, в результате чего выпускники общеобразовательных учреждений, не поступив в высшие учебные заведения, пополняют рынок труда без какой-либо профессии.
2.2.6. Требует совершенствования система прогнозирования потребности рынка труда через создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости. Не сформирована система прогнозирования потребности в подготовке рабочих кадров в разрезе участников процесса подготовки (учреждения начального профессионального образования, работодатели) и источников финансирования.
2.2.7. Степень участия работодателей в решении проблем начального профессионального образования минимальна, в том числе в разработке образовательных стандартов (региональный компонент), согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в целевой контрактной подготовке кадров, в подготовке рабочих кадров через систему внутрифирменного обучения.
2.2.8. Требует реформирования система оценки качества образовательного процесса общего и профессионального образования, в том числе начального профессионального образования, с позиций инновационного образования.
Целью Программы является создание условий для подготовки в системе начального профессионального образования высококвалифицированных рабочих и служащих, в том числе персонала инновационных предприятий.
Основные задачи в области начального профессионального образования:
совершенствование системы финансирования начального профессионального образования;
обновление содержания начального профессионального образования как элемента инновационного образования с учетом требований международных стандартов качества работодателей к качеству подготовки специалистов;
структурная перестройка начального профессионального образования как элемента инновационного образования (отработка различных моделей интеграции старшей ступени школы, начального и среднего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса);
совершенствование системы оценки качества образовательного процесса учреждений начального профессионального образования как элемента инновационного образования.
4.1. Обновление содержания начального профессионального образования
4.1.1. Улучшение материально-технической базы начального профессионального образования
Цель - повышение качества подготовки рабочих кадров.
В рамках направления планируется укрепить материально-техническую и учебно-методическую базу учреждений начального профессионального образования.
4.1.2. Внедрение образовательных стандартов второго поколения
Цель - обновление содержания начального профессионального образования с учетом требований международных стандартов качества, работодателей к качеству подготовки специалистов.
В рамках направления планируется:
разработать региональный компонент государственных образовательных стандартов второго поколения (с учетом техники и технологии производства, требований работодателей к содержанию и уровню подготовки квалифицированных кадров);
обеспечить внедрение с 2005 года федеральных и региональных компонентов государственных образовательных стандартов второго поколения.
4.1.3. Реформирование системы методического обеспечения образовательного процесса
Цель - обеспечить непрерывные прогрессивные изменения в образовательном процессе учреждений начального профессионального образования, вызывающие наращивание потенциала образовательных систем и повышение эффективности его использования.
В рамках направления планируется:
внедрить новейшие образовательные технологии, обеспечивающие непрерывные прогрессивные изменения в образовательном процессе;
в порядке регламентной деятельности отрабатывать на экспериментальных площадках инновационные образовательные технологии и делать их достоянием всех образовательных учреждений в соответствии со специализацией.
4.1.4. Кадровое обеспечение
Цель - повышение качества преподавательского состава системы начального профессионального образования как элемента системы инновационного образования.
В рамках направления планируется:
стартовое обновление программы и методики подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования с учетом внедрения образовательных стандартов второго поколения, ориентации на инновационное образование, структурной перестройки системы начального профессионального образования;
модификация системы обновления программ и методик подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования как элемента инновационного образования;
создание системы востребованности знаний (мастер производственного обучения ответственен за результативность деятельности выпускника на производстве);
введение рейтинговой оценки деятельности мастера производственного обучения.
4.2. Структурная перестройка начального профессионального образования
Цель - достижение нового качества профессионального образования через отработку различных моделей интеграции старшей ступени школы, начального и среднего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса.
В рамках направления планируется:
отработка моделей регионального колледжа - интеграционного учебного заведения, создаваемого на базе учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, на условиях социального партнерства с учреждениями высшего профессионального образования и работодателями;
отработка моделей кооперации учреждений начального профессионального образования со старшей ступенью общеобразовательных учреждений.
4.3. Совершенствование системы прогнозирования потребности и системы подготовки рабочих кадров
Цель - обеспечение потребности экономики республики в рабочих кадрах.
В рамках направления планируется:
совершенствование системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в рабочих кадрах, в том числе путем введения в государственный заказ на информационный статистический ресурс информации о профессиональной миграции выпускников;
формирование системы расчета потребности в подготовке рабочих кадров как учреждениями начального профессионального образования (за счет бюджетных средств, средств системы занятости и средств работодателей), так и в системе внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
формирование механизмов взаимодействия системы начального профессионального образования и работодателей.
4.4. Реформирование системы оценки качества образовательного процесса учреждений начального профессионального образования
Цель - формирование механизмов поддержки процесса прогрессивных изменений, вызывающих наращивание потенциала системы начального профессионального образования.
В рамках направления планируется:
сформировать критерии (подходы) оценки качества начального профессионального образования в рамках единых критериев (подходов) оценки качества общего и профессионального образования и условий, его обеспечивающих;
сформировать межведомственную (на первом этапе, до формирования независимого центра мониторинга качества образования) систему мониторинга качества образования, которая позволит проводить независимую и объективную оценку результатов обучения в учреждениях начального профессионального образования.
N | Наименование мероприятия | Исполнители | Срок | Объем финансирования | |||||
нения, | всего, | в том числе за счет | средств | ||||||
бюджета | местного | внебюд- | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Обновление содержания начального | профессионального образования | ||||||||
1 | Создать на базе действующих | Кабинет Министров | 2005- | 287542,4 | 159635,0 | 63953,8 | 63953,6 | ||
2 | Обеспечить учреждения на- | Кабинет Министров | 2005- | 833960 | 768700 | 45260 | 20000 | ||
3 | Обеспечить развитие произ- | Министерство об- | 2005- | 123812 | 122000 | 1812 | |||
4 | Изучить, обобщить и исполь- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
5 | Внедрить государственные | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
6 | Разработать региональный | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
7 | Внедрить новейшие образова- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
8 | Адаптировать учебно-методи- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
9 | Обновить программы повыше- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
10 | Организовать подготовку | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
11 | Организовать стажировку пе- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
12 | Открыть группы для профес- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
Структурная перестройка начального профессионального образования | |||||||||
13 | Создать модель интеграцион- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
14 | Организовать с взрослым на- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
Совершенствование системы прогнозирования потребности | и системы подготовки рабочих кадров | ||||||||
15 | Создать единую информацион- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
16 | Обеспечить трудоустройство | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
17 | Обеспечить ежегодное согла- | Кабинет Министров | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
18 | Организовать взаимодействие | Координационный | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
Реформирование системы оценки качества образовательного процесса учреждений начального | |||||||||
19 | Сформировать критерии оцен- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
20 | Сформировать межведомствен- | Министерство об- | 2005- | за счет средств текущего финансирования | |||||
Итого по программе: | |||||||||
21 | Реализация финансирования | Кабинет Министров | 2005- | 1245314,4 | 1050335,0 | 109213,8 | 85765,6 |