Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 сентября 2004 г. N 410
"О Программе развития начального профессионального образования
Республики Татарстан на 2005-2008 годы"

     

В целях обеспечения развития системы начального профессионального образования Республики Татарстан на долгосрочной основе Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Утвердить прилагаемую Программу развития начального профессионального образования Республики Татарстан на 2005-2008 годы.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Руководителя Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов

Программа
развития начального профессионального образования
Республики Татарстан на 2005-2008 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 15 сентября 2004 г. N 410)     

Паспорт
Программы развития начального профессионального образования
Республики Татарстан на 2005-2008 годы

Наименование
Программы

Программа развития начального профессионального образова-
ния Республики Татарстан на 2005-2008 годы (далее - Прог-
рамма)

Основание для
разработки
Программы

Закон Республики Татарстан от 02.07.97 г. N 1247 "Об об-
разовании"
;
Послание Президента Республики Татарстан Государственному
Совету на 2004 год;
Концепция модернизации Российского образования на период
до 2010 года;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
19.09.2002 г. N 555 "Об основных направлениях стратегии
социально-экономического развития Республики Татарстан на
2002-2006 годы"
;
решение республиканского совещания от 19.02.2004 года
"Социальное партнерство - основа развития начального про-
фессионального образования"

Государствен-
ный заказчик
Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Разработчик
Программы

Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство труда и занятости Республики Татарстан;
Министерство экономики и промышленности Республики Та-
тарстан

Исполнители
Программы

Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство экономики и промышленности Республики Та-
тарстан;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Респуб-
лики Татарстан;
Министерство труда и занятости Республики Татарстан;
Министерство земельных и имущественных отношений Респуб-
лики Татарстан;
Министерство социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-комму-
нального хозяйства Республики Татарстан;
Министерство финансов Республики Татарстан;
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Та-
тарстан;
администрации городов и районов Республики Татарстан;
территориальные органы управления образования Министерс-
тва образования Республики Татарстан;
средства массовой информации Республики Татарстан;
Центр экономических и социальных исследований Республики
Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан;
учреждения начального, среднего и высшего профессиональ-
ного образования Министерства образования Республики Та-
тарстан;
предприятия - заказчики кадров, социальные партнеры

Цель Програм-
мы

Создание условий для подготовки в системе начального про-
фессионального образования высококвалифицированных рабо-
чих и служащих, в том числе персонала инновационных
предприятий

Задачи Прог-
раммы

Обновление содержания начального профессионального обра-
зования как элемента инновационного образования с учетом
требований международных стандартов качества, работодате-
лей к качеству подготовки специалистов;
структурная перестройка начального профессионального об-
разования как элемента инновационного образования (отра-
ботка различных моделей интеграции старшей ступени школ,
начального и среднего профессионального образования на
принципах преемственности и непрерывности образовательно-
го процесса);
совершенствование системы финансирования начального про-
фессионального образования;
совершенствование системы оценки качества образовательно-
го процесса учреждений начального профессионального обра-
зования как элемента инновационного образования

Сроки реали-
зации Прог-
раммы

2005-2008 годы

Система орга-
низации конт-
роля за ис-
полнением
Программы

Управление высшего, среднего профессионального образова-
ния и науки Аппарата Кабинета Министров Республики Та-
тарстан, Министерство образования Республики Татарстан

Ожидаемые ко-
нечные ре-
зультаты реа-
лизации Прог-
раммы










Соответствие уровня подготовки выпускников системы на-
чального профессионального образования требованиям между-
народных стандартов;
завершение внедрения в систему начального профессиональ-
ного образования государственных образовательных стандар-
тов второго поколения;
завершение модернизации материально-технической базы сис-
темы начального профессионального образования;
внедрение модели профессионального образования на принци-
пах преемственности и непрерывности образовательного про-
цесса (интеграция учреждений начального профессионального
образования со старшей ступенью общеобразовательных уч-
реждений и учреждениями среднего профессионального обра-
зования);
реализация модели консолидированного участия в подготовке
рабочих кадров бюджета, работодателей и системы занятости


1. Основание для разработки

    

1.1. Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "Об образовании", Законом Республики Татарстан от 02.07.97 г. N 1247 "Об образовании", Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету на 2004 год, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.09.2002 г. N 555 "Об Основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы".

1.2. В Программе использованы следующие термины и их определения:

инновационное образование (далее - ИО) - модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной "образовательной траектории" (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения и т.д.) и области профессиональной деятельности. Настоятельная необходимость в ИО вызвана сменой парадигмы общественного развития, переходом к информационному обществу и, как следствие, новыми, более высокими требованиями к интеллектуальным параметрам работника. Реализация концепции ИО включает качественное изменение содержания образовательных программ, структуры, форм и методов организации учебного процесса, системное, комплексное применение инновационных технологий;

ресурсный центр в начальном профессиональном образовании - это образовательное учреждение, материально-техническая база которого может использоваться другими образовательными учреждениями;

рекрутинговая деятельность - деятельность по подбору персонала для коммерческих организаций.

2. Содержание проблемы

    

2.1. В Республике Татарстан создана и действует система начального профессионального образования, включающая 109 учреждений начального профессионального образования, 69 из которых осуществляют подготовку кадров для промышленности и 40 - для агропромышленного комплекса. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения осуществляется по 180 профессиям, наиболее востребованным на рынке труда. Число обучающихся в системе начального профессионального образования составляет 44 тыс.человек, в том числе по дневной форме обучения - 42 тыс.человек. В 2003 году выпуск квалифицированных рабочих составил 20102 человека.

Трудоустройство (включая призыв в армию) выпускников с 2000 г. выглядит следующим образом: 2000 г. - 90,1%, 2001 г. - 93,0%, 2002 г. - 93,1%, 2003 г. - 95,3 процента.

Ежегодно в учреждениях начального профессионального образования проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 12 тыс.человек из числа незанятого населения, около 400 призывников обучается профессии водителя автотранспортных средств для Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.2. Вместе с тем развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся внутренними и внешними к системе образования.

2.2.1. Должное качество образования не может быть обеспечено при использовании в производственном обучении и практике изношенной техники и устаревших моделей оборудования.

В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования 65% оборудования учебно-производственных мастерских имеет срок эксплуатации от 20 до 30 лет, 94% тракторов, 82% зерноуборочных комбайнов, 86% грузовых автомобилей выработали свои амортизационные сроки.

2.2.2. Действующие государственные образовательные стандарты начального профессионального образования пока не согласуются с требованиями международных стандартов качества. Квалификационные характеристики по некоторым профессиям не соответствуют современным требованиям к подготовке квалифицированных рабочих.

2.2.3. Отсутствует единый центр ответственности за методическое обеспечение по информатизации учреждений образования, в том числе учреждений начального профессионального образования. Функции методического обеспечения по информатизации выполняются соответствующей структурой Министерства образования Республики Татарстан только для общеобразовательных учреждений.

2.2.4. В настоящее время престиж рабочих профессий низок.

Количество выпускников 9-х классов, которые пополняют рынок труда (не пошли учиться ни в 10 класс, ни в учреждения начального профессионального образования), составляет ежегодно около 5 тыс.человек. Кроме того, рынок труда пополняют 2,5 тыс. выпускников 11-х классов, не поступающих ежегодно в учреждения высшего профессионального образования. В то же время комплектование учреждений начального профессионального образования ежегодно выполняется со значительными усилиями работников этих учреждений. Одна из причин подобного положения дел - низкий уровень заработной платы, предлагаемой выпускникам учреждений начального профессионального образования предприятиями. Немаловажное значение имеет также низкий уровень технической вооруженности самих учреждений начального профессионального образования, что затрудняет работу выпускника на предприятиях, имеющих современную технику и оборудование.

2.2.5. Анализ сложившихся в последние годы типов образовательных учреждений показывает, что при внешнем разнообразии форм (лицеи, колледжи, профессиональные училища) они формируют унифицированную модель выпускника.

Назрела необходимость уточнения целей каждого типа образовательного учреждения и их последующей диверсификации в зависимости от результата, а также создания образовательных учреждений нового типа.

Минимальна интеграция учреждений начального профессионального образования с общеобразовательными учреждениями, в результате чего выпускники общеобразовательных учреждений, не поступив в высшие учебные заведения, пополняют рынок труда без какой-либо профессии.

2.2.6. Требует совершенствования система прогнозирования потребности рынка труда через создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости. Не сформирована система прогнозирования потребности в подготовке рабочих кадров в разрезе участников процесса подготовки (учреждения начального профессионального образования, работодатели) и источников финансирования.

2.2.7. Степень участия работодателей в решении проблем начального профессионального образования минимальна, в том числе в разработке образовательных стандартов (региональный компонент), согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в целевой контрактной подготовке кадров, в подготовке рабочих кадров через систему внутрифирменного обучения.

2.2.8. Требует реформирования система оценки качества образовательного процесса общего и профессионального образования, в том числе начального профессионального образования, с позиций инновационного образования.


3. Цели и задачи Программы

    

Целью Программы является создание условий для подготовки в системе начального профессионального образования высококвалифицированных рабочих и служащих, в том числе персонала инновационных предприятий.

Основные задачи в области начального профессионального образования:

совершенствование системы финансирования начального профессионального образования;

обновление содержания начального профессионального образования как элемента инновационного образования с учетом требований международных стандартов качества работодателей к качеству подготовки специалистов;

структурная перестройка начального профессионального образования как элемента инновационного образования (отработка различных моделей интеграции старшей ступени школы, начального и среднего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса);

совершенствование системы оценки качества образовательного процесса учреждений начального профессионального образования как элемента инновационного образования.


4. Основные направления Программы

    

4.1. Обновление содержания начального профессионального образования

4.1.1. Улучшение материально-технической базы начального профессионального образования

Цель - повышение качества подготовки рабочих кадров.

В рамках направления планируется укрепить материально-техническую и учебно-методическую базу учреждений начального профессионального образования.

4.1.2. Внедрение образовательных стандартов второго поколения

Цель - обновление содержания начального профессионального образования с учетом требований международных стандартов качества, работодателей к качеству подготовки специалистов.

В рамках направления планируется:

разработать региональный компонент государственных образовательных стандартов второго поколения (с учетом техники и технологии производства, требований работодателей к содержанию и уровню подготовки квалифицированных кадров);

обеспечить внедрение с 2005 года федеральных и региональных компонентов государственных образовательных стандартов второго поколения.

4.1.3. Реформирование системы методического обеспечения образовательного процесса

Цель - обеспечить непрерывные прогрессивные изменения в образовательном процессе учреждений начального профессионального образования, вызывающие наращивание потенциала образовательных систем и повышение эффективности его использования.

В рамках направления планируется:

внедрить новейшие образовательные технологии, обеспечивающие непрерывные прогрессивные изменения в образовательном процессе;

в порядке регламентной деятельности отрабатывать на экспериментальных площадках инновационные образовательные технологии и делать их достоянием всех образовательных учреждений в соответствии со специализацией.

4.1.4. Кадровое обеспечение

Цель - повышение качества преподавательского состава системы начального профессионального образования как элемента системы инновационного образования.

В рамках направления планируется:

стартовое обновление программы и методики подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования с учетом внедрения образовательных стандартов второго поколения, ориентации на инновационное образование, структурной перестройки системы начального профессионального образования;

модификация системы обновления программ и методик подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования как элемента инновационного образования;

создание системы востребованности знаний (мастер производственного обучения ответственен за результативность деятельности выпускника на производстве);

введение рейтинговой оценки деятельности мастера производственного обучения.

4.2. Структурная перестройка начального профессионального образования

Цель - достижение нового качества профессионального образования через отработку различных моделей интеграции старшей ступени школы, начального и среднего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса.

В рамках направления планируется:

отработка моделей регионального колледжа - интеграционного учебного заведения, создаваемого на базе учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, на условиях социального партнерства с учреждениями высшего профессионального образования и работодателями;

отработка моделей кооперации учреждений начального профессионального образования со старшей ступенью общеобразовательных учреждений.

4.3. Совершенствование системы прогнозирования потребности и системы подготовки рабочих кадров

Цель - обеспечение потребности экономики республики в рабочих кадрах.

В рамках направления планируется:

совершенствование системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в рабочих кадрах, в том числе путем введения в государственный заказ на информационный статистический ресурс информации о профессиональной миграции выпускников;

формирование системы расчета потребности в подготовке рабочих кадров как учреждениями начального профессионального образования (за счет бюджетных средств, средств системы занятости и средств работодателей), так и в системе внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;

формирование механизмов взаимодействия системы начального профессионального образования и работодателей.

4.4. Реформирование системы оценки качества образовательного процесса учреждений начального профессионального образования

Цель - формирование механизмов поддержки процесса прогрессивных изменений, вызывающих наращивание потенциала системы начального профессионального образования.

В рамках направления планируется:

сформировать критерии (подходы) оценки качества начального профессионального образования в рамках единых критериев (подходов) оценки качества общего и профессионального образования и условий, его обеспечивающих;

сформировать межведомственную (на первом этапе, до формирования независимого центра мониторинга качества образования) систему мониторинга качества образования, которая позволит проводить независимую и объективную оценку результатов обучения в учреждениях начального профессионального образования.


5. План мероприятий по реализации Программы

N
п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

Срок
испол

Объем финансирования

нения,
годы

всего,
тыс.рублей

в том числе за счет

средств

бюджета
Республики
Татарстан

местного
бюджета

внебюд-
жетных
источни-
ков

1

2

3

4

5

6

7

8

Обновление содержания начального

профессионального образования

1

Создать на базе действующих
профессиональных училищ и
лицеев ресурсные центры на-
чального профессионального
образования, оснастить их
современной техникой, обо-
рудованием, средствами обу-
чения (согласно приложениям
NN 3, 4, 5, 6)

Кабинет Министров
Республики Та-
тарстан, адми-
нистрации городов
и районов Респуб-
лики Татарстан

2005-
2008, в
т.ч. по
годам
2005
2006
2007
2008

287542,4



75387,1
75387,1
68384,1
68384,1

159635,0



42093,5
42093,5
37724,0
37724,0

63953,8



16646,8
16646,8
15330,1
15330,1

63953,6



16646,8
16646,8
15330,0
15330,0

2

Обеспечить учреждения на-
чального профессионального
образования станочным, тех-
нологическим учебно-лабора-
торным и диагностическим
оборудованием, ученической
мебелью, техническими
средствами обучения. Приоб-
рести учебные автомобили,
трактора, комбайны, сель-
скохозяйственные машины,
сварочное и диагностическое
оборудование, горюче-сма-
зочные материалы (согласно
приложениям NN 1, 2, 7)

Кабинет Министров
Республики Та-
тарстан, Минис-
терство образова-
ния Республики
Татарстан, Минис-
терство финансов
Республики Та-
тарстан, адми-
нистрации городов
и районов Респуб-
лики Татарстан

2005-
2008, в
т.ч. по
годам
2005
2006
2007
2008

833960



214940
206700
204720
207600

768700



198625
190385
188405
191285

45260



11315
11315
11315
11315

20000



5000
5000
5000
5000

3

Обеспечить развитие произ-
водства в учебно-производс-
твенных мастерских и учеб-
ных хозяйствах сложной про-
дукции, товаров народного
потребления, средств обуче-
ния, мебели, сельскохозяйс-
твенной продукции (согласно
приложению N 2)

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
администрации го-
родов и районов
Республики Та-
тарстан

2005-
2008, в
т.ч. по
годам
2005
2006
2007
2008

123812



30503
30803
31203
31303

122000



30050
30350
30750
30850

1812



453
453
453
453

4

Изучить, обобщить и исполь-
зовать зарубежный, российс-
кий, республиканский опыт в
области начального профес-
сионального образования,
провести научно-практичес-
кие конференции и семинары
по вопросам начального про-
фессионального образования

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости
Республики Та-
тарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

5

Внедрить государственные
образовательные стандарты
начального профессионально-
го образования второго по-
коления. Разработать и реа-
лизовать интегрированные
программы среднего профес-
сионального образования на
базе учреждений начального
профессионального образова-
ния

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

6

Разработать региональный
компонент государственных
образовательных стандартов
второго поколения

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости
Республики Та-
тарстан, отрасле-
вые предприятия

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

7

Внедрить новейшие образова-
тельные технологии в обра-
зовательный процесс. Соз-
дать экспериментальную пло-
щадку на базе учреждений
начального профессионально-
го образования в соответс-
твии с направленностью

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

8

Адаптировать учебно-методи-
ческую литературу, готовые
электронные учебные матери-
алы к региональным и нацио-
нальным условиям, тиражиро-
вать и внедрять электронные
учебные материалы в учебный
процесс

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Национальное из-
дательство Рес-
публики Татарстан
"Магариф"

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

9

Обновить программы повыше-
ния квалификации и системы
переподготовки инженер-
но-педагогических и руково-
дящих работников профессио-
нальных учебных заведений
на базе Межрегионального
института повышения квали-
фикации специалистов на-
чального профессионального
образования, отраслевых ми-
нистерств и ведомств

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
отраслевые минис-
терства Республи-
ки Татарстан,
Межрегиональный
институт повыше-
ния квалификации
специалистов на-
чального профес-
сионального обра-
зования Минис-
терства образова-
ния и науки Рос-
сийской Федерации

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

10

Организовать подготовку
мастеров производственного
обучения в Бугульминском и
Казанском государственных
профессионально-педагогичес
ких колледжах, а также пре-
подавателей спецдисциплин в
учреждениях высшего профес-
сионального образования
Республики Татарстан

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
администрации го-
родов и районов
Республики Та-
тарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

11

Организовать стажировку пе-
дагогических работников уч-
реждений начального профес-
сионального образования на
производстве

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости
Республики Та-
тарстан, отрасле-
вые министерства
Республики Та-
тарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

12

Открыть группы для профес-
сиональной подготовки де-
тей-инвалидов и детей с ог-
раниченными возможностями
здоровья на базе учреждений
начального профессионально-
го образования

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
администрации го-
родов и районов
Республики Та-
тарстан, Минис-
терство социаль-
ной защиты Рес-
публики Татарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

Структурная перестройка начального профессионального образования

13

Создать модель интеграцион-
ного учебного заведения на
базе учреждений начального
и среднего профессионально-
го образования, а также мо-
дель кооперации учреждений
начального профессионально-
го образования со старшей
ступенью общеобразователь-
ных учреждений

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости
Республики Та-
тарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

14

Организовать с взрослым на-
селением республики, а так-
же с родителями учащихся
старших классов общеобразо-
вательных школ тематические
встречи по профессиональной
ориентации

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
отраслевые минис-
терства и ведомс-
тва, средства
массовой информа-
ции

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

Совершенствование системы прогнозирования потребности

и системы подготовки рабочих кадров

15

Создать единую информацион-
ную базу данных (монито-
ринг, расчет потребности) о
состоянии и перспективах
развития рынка труда в Рес-
публике Татарстан

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости
Республики Та-
тарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

16

Обеспечить трудоустройство
выпускников учреждений на-
чального профессионального
образования, в том числе по
специализированным програм-
мам и в счет установленных
квот, особенно из числа де-
тей-сирот и детей-инвалидов

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости
Республики Та-
тарстан, Минис-
терство социаль-
ной защиты Рес-
публики Татарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

17

Обеспечить ежегодное согла-
сование прогноза потребнос-
ти в подготовке квалифици-
рованных рабочих и специа-
листов в учреждениях на-
чального профессионального
образования в соответствии
с постановлением Кабинета
Министров Республики Та-
тарстан от 31.12.99 г. N
887

Кабинет Министров
Республики Та-
тарстан, Минис-
терство образова-
ния Республики
Татарстан, Минис-
терство труда и
занятости Респуб-
лики Татарстан,
администрации го-
родов и районов
Республики Та-
тарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

18

Организовать взаимодействие
учреждений начального про-
фессионального образования
с предприятиями - заказчи-
ками кадров по обеспечению
профессиональными квалифи-
цированными кадрами

Координационный
совет, Министерс-
тво образования
Республики Та-
тарстан, отрасле-
вые министерства
Республики Та-
тарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

Реформирование системы оценки качества образовательного процесса учреждений начального
профессионального образования

19

Сформировать критерии оцен-
ки качества начального про-
фессионального образования

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости,
отраслевые минис-
терства Республи-
ки Татарстан

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

20

Сформировать межведомствен-
ную систему мониторинга ка-
чества образования

Министерство об-
разования Респуб-
лики Татарстан,
Министерство тру-
да и занятости
Республики Та-
тарстан, отрасле-
вые предприятия

2005-
2008

за счет средств текущего финансирования

Итого по программе:

21






Реализация финансирования
по исполнению Программы
(согласно приложениям NN
1-7)



Кабинет Министров
Республики Та-
тарстан




2005-
2008, в
т.ч. по
годам
2005
2006
2007
2008

1245314,4



320830,1
312890,1
304307,1
307287,1

1050335,0



270768,5
262828,5
256879,0
259859,0

109213,8



27961,8
27961,8
26645,1
26645,1

85765,6



22099,8
22099,8
20783,0
20783,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»