В целях определения основных направлений деятельности Правительства Республики Татарстан в общественно-политической и социально-экономической сфере на 2002-2006 годы Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы.
2. Представить Основные направления стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы Президенту Республики Татарстан для внесения на рассмотрение в Государственный Совет Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
1. Принципы и приоритеты стратегии
2. Развитие отраслей социальной сферы
Социальное нормирование и социальные гарантии
Доходы населения
Занятость населения
Здравоохранение
Образование
Жилищная политика
3. Развитие инфраструктуры
Непроизводственные отрасли
Производственные отрасли
4. Научные фундаментальные и прикладные исследования
5. Развитие реального сектора экономики
5.1. Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития
5.2. Основные задачи правительства
6. Государственное управление
Основные направления стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы (далее - стратегия) должны способствовать достижению главной цели органов государственной власти республики - обеспечению достойного уровня жизни населения.
Государственная политика должна ориентироваться на потребности человека. По данным социологических исследований, проводимых в республике ежеквартально с 1994 года, они менялись следующим образом.
С 1995 года по 1998 годы к числу наиболее значимых проблем татарстанского общества относились угроза безработицы, преступность, низкий уровень заработной платы и снижение качества медицинского обслуживания.
Финансово-экономический кризис середины 1998 года и последовавшие в связи с этим перемены привели к некоторым изменениям в перечне социальных тревог. В настоящее время 70% населения озабочено, прежде всего, ростом цен. Это свидетельствует в первую очередь о низких доходах населения. С ноября 1997 по октябрь 2001 года число граждан, заявивших в ходе социологических опросов об улучшении своего материального положения, сократилось с 18,8 до 3,6 процента. А о плохом и очень плохом материальном положении заявляет сегодня почти 51% опрошенных семей. Также в числе острых социальных проблем общество выделяет (в порядке убывания) распространение наркомании, состояние преступности, угрозу потерять работу, снижение качества медицинского обслуживания и другие.
Следовательно, вся деятельность органов государственной власти Республики Татарстан должна быть ориентирована на решение проблем, являющихся наиболее актуальными для татарстанцев.
Принципы и приоритеты развития всех направлений жизнедеятельности республики определяются исходя из целей государственной политики. Но цель не может быть обозначена без определения миссии государства, т.е. без ответа на вопрос "Для чего существует власть?"
Цель должна быть измеряема. Выполнить можно лишь ту работу, которую можно измерить. В контексте излагаемой стратегии миссией государства как власти является обеспечение социально-экономической безопасности (самодостаточности) республики.
Целью государственной политики является обеспечение уровня жизни населения не ниже нормативной экономической самодостаточности, измеряемой как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета.
Основными направлениями деятельности правительства в общественно-политической и социально-экономической сфере на 2002-2006 годы будут:
достижение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, городов и районов республики, республики в целом на основе производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособной властью;
создание условий для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов населения республики;
обеспечение экологической безопасности;
дальнейшая интеграция Республики Татарстан в политическое, экономическое, информационное, правовое пространство России и мирового сообщества.
У республики достаточно ресурсов для созидательного развития. Природные богатства, удобное географическое положение, наличие высокотехнологичных производств, интеллектуальный потенциал - это те средства, которые должны быть использованы для достижения поставленной цели. При этом процесс их использования должен быть ориентирован на достижение уровня внутреннего регионального продукта (как агрегированной от добавленной стоимости величины), достаточного для решения поставленных задач. Для этого основными принципами государственной политики будут следующие:
создание благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства;
создание равных конкурентных условий для производителей товаров и услуг, демонополизация отраслей и видов деятельности и устранение административных препятствий на пути развития предпринимательства;
стимулирование привлечения инвестиций в республику;
четкое закрепление функций государственного управления за центрами ответственности;
использование системы индикативного управления в качестве метода государственного регулирования экономикой;
государственная поддержка товаропроизводителей независимо от формы собственности в виде дотаций, льгот, лизинга, кредита и т.д.;
поддержка правительством "сильных" товаропроизводителей, доказывающих свою экономическую, управленческую, техно-технологическую состоятельность и производящих товары-лидеры, к которым сегодня относятся:
нефть и нефтепродукты;
вертолеты и самолеты;
автомобили;
шины;
полиэтилен;
продукты химических производств;
меховые изделия;
мебель и продукция деревообработки;
пиво и алкогольная продукция.
Социальное нормирование - деятельность, без которой невозможно решить ни одну стратегическую задачу в области социально-экономического развития. Целью социального нормирования является создание нормативной базы для:
социально-экономического программирования;
государственного регулирования;
четкого определения центров ответственности в системе государственного управления;
реализации политики повышения доходов населения;
определения государственных гарантий;
оценки уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, городов и районов, республики в целом;
регулирования межбюджетных отношений между органами местного самоуправления, городами, районами и республиканским центром.
Социальное нормирование должно быть принято как постоянный во времени процесс, интегрированный в систему экономических и социально-политических отношений в обществе.
Социальные стандарты - это не государственные гарантии. Последние формируются на основе первых. За пределами государственных гарантий развиваются в том числе и небюджетные направления отраслей социальной сферы на основе либеральных конструкций.
При использовании социальных норм и стандартов в определении государственных гарантий недопустимо задание "траекторий" достижения социального норматива, т.е. достижения его постепенным увеличением текущего значения до нормативного.
Социальное нормирование должно быть положено в основу социально-экономического выравнивания семей, поселков и городов.
К 2006 году обеспеченность социальной инфраструктурой во всех районах республики, включая сельскую местность, будет доведена до нормативной. Это означает, что будут открыты 25 детско-юношеских спортивных школ; построены 1150 спортивно-игровых комплексов на придомовых территориях жилых районов; открыты 17 комплексных учреждений дополнительного образования. Будут открыты 500 досуговых учреждений для детей и молодежи, 326 клубных учреждений.
Полностью будут обеспечены телевизионной связью все населенные пункты республики. Обеспеченность населения телефонной связью возрастет до 76 аппаратов на 100 семей.
К 2006 году по программе ветхого жилья будут сданы около 24 тыс. квартир. Удельный вес населения, проживающего в коммунальных квартирах, будет снижен до 2,4 процента.
Основой развития потребительского рынка и в целом инвестиционной привлекательности Татарстана является высокий уровень доходов населения. Он определяется прежде всего величиной заработной платы работников предприятий и индивидуальных частных предпринимателей. Добавленная стоимость, включающая в себя заработную плату, амортизацию средств производства и прибыль, должна позволить обеспечить необходимый уровень величины личного и общественного потребления. Для оптимизации распределения этих видов доходов необходимо решить задачи определения государственных социальных гарантий на основе социального нормирования, а также определения структуры консолидированного бюджета. При этом на общественное потребление должны быть направлены ресурсы, аккумулируемые из отчислений с фонда оплаты труда и заработной платы работника. Для обеспечения существующего уровня общественного потребления в виде расходов на услуги отраслей социальной сферы и социальные выплаты фонд оплаты труда должен формироваться исходя из величины средней заработной платы в 2002 году в размере 3900 рублей. Величина средней заработной платы и ее доля в структуре добавленной стоимости будут одним из основных индикаторов оценки деятельности руководителей предприятий и представителей государства в них.
В 2006 году государство как самый крупный работодатель обязано обеспечить оплату труда работников бюджетной сферы на уровне 80% средней заработной платы по промышленности.
В 2002 году среднемесячная заработная плата работников села должна увеличиться до 1820 рублей, а в 2006 году - до уровня 80% среднереспубликанской. Для этого, прежде всего, будут пересмотрены и приведены в соответствие действующие тарифы и сдельные расценки по оплате труда в сельском хозяйстве. Эта работа будет завершена в 2002 году. Одновременно уже в ближайшее время будет пересмотрена структура дотаций селу.
Особенно важно обеспечить необходимый уровень заработной платы работникам, выходящим на пенсию, для того чтобы их пенсия не была ниже среднероссийской. Прежде всего, это касается работников села и бюджетной сферы. Для граждан, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума, необходимо обеспечить дополнительные выплаты, активно развивая систему дополнительного пенсионного обеспечения и, прежде всего, через негосударственные пенсионные фонды. В 2005 году средняя пенсия граждан, выходящих на пенсию, будет не ниже среднероссийской.
В 2004 году коэффициент уровня жизни граждан, определяемый как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета, составит 1, то есть доход будет не ниже черты обеспеченности.
Население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, будет защищено государственными социальными гарантиями.
Вышеуказанные меры помогут решить одну из основных задач правительства в области социальной стратификации - формирование среднего класса, так как его отсутствие не позволяет добиться согласованности социально-экономических стратегий различных групп населения. Здесь речь, прежде всего, идет о все нарастающем рассогласовании малообеспеченных и состоятельных слоев населения. При этом вторая группа, меньшая по численности, имеет более высокий достаток и готова заниматься социально-ответственным бизнесом, но не может преодолеть стереотипы общественного мнения первой группы населения, имеющей меньшие доходы, но пока еще высокие стандарты потребления.
Первая группа более ориентирована на получение от государства социальных гарантий, близких к "доперестроечному" периоду; вторая группа ориентирована на ведение рискованного бизнеса, построенного на предпринимательской инициативе и поддержке ее деятельности со стороны государства.
Органы государственной власти не в состоянии удовлетворить в полной мере интересы этих групп по причине полярности этих интересов. Именно это обстоятельство и является одной из причин распространенности оценки работы органов государственной власти как неэффективной. (И решение задачи формирования среднего класса нельзя подменять задачей реформирования организационной структуры правительства. Свою полезность правительство может обеспечить лишь решив первую задачу).
Поэтому не менее 51% населения республики в 2006 году будут иметь доход на уровне республиканских стандартов обеспеченности. Достижение этой цели будет основой социальной стабильности нашего общества.
Уже сегодня число вакантных мест в республике составляет около 20 тысяч. Вместе с тем появилась проблема дефицита качества трудовых ресурсов. В этой связи необходимо создать более эффективную, кардинально отличающуюся от ранее существовавшей, систему начального и среднего профессионального образования. Целесообразно ввести ее не только в учреждениях профессионального образования, но и в школах.
Будет развиваться система внутрифирменного обучения.
Кардинальные изменения будут проведены и в системе дополнительного профессионального образования. Подготовлены и начиная с 2002 года будут реализовываться меры, направленные на ликвидацию разрыва системы образования и востребованности полученных знаний в практической деятельности. (Это и введение государственного заказа на базовое и дополнительное профессиональное образование, и создание кафедр ведущих вузов на наших предприятиях).
Самое серьезное внимание будет обращено на решение проблем адаптации в официальную экономику "серого" рынка труда. Для этого необходимо обеспечить привлекательность рабочих мест в официальной экономике. Это касается, прежде всего, величины заработной платы и условий труда.
Допустимая величина емкости "серого" рынка труда не может быть сегодня более 190 тыс.человек (сейчас на нем заняты около 300 тыс. человек). Это определяется величиной дефицита средств на общественное потребление, рассчитанное по существующим нормам. Сейчас этот дефицит покрывается поступлениями от налоговых платежей, которые должны были бы быть направлены на инвестиционное развитие.
Для привлечения в официальный сектор экономики трудовых ресурсов с "серого" рынка труда будут приняты решения об участии их в оплате затрат на общественное потребление. Кроме того, решение вопросов пенсионного обеспечения и медицинского страхования должно быть возложено также на них. Ряд решений будет принят на республиканском уровне, по другим будут подготовлены предложения об изменении нормативных документов федерального уровня.
В социально ориентированном государстве объектами особого внимания здравоохранения должны стать детство, материнство и старость. Следует преодолеть стереотипы, когда на первый план выдвигается забота о здоровье работающих людей.
Именно в отношении взрослых трудоспособных граждан должен в полной мере действовать принцип индивидуальной ответственности за свое здоровье, а заботу о детях и старшем поколении общество должно взять на себя.
Необходимо обеспечить достойные условия жизни и работы для творческой элиты, поскольку именно она определяет технологическое развитие общества. Это в свою очередь приносит ему финансовое благополучие и экономическое процветание. Важнейший параметр этих условий - качественная, своевременная, эффективная медицинская помощь, ориентированная на поддержание высокой работоспособности в течение всей жизни, на предупреждение ее снижения в преклонные годы.
Фундаментальные медицинские исследования, высокотехнологичная медицина должны ориентироваться на те направления, где наша медицина занимает нишу в мировой науке, поэтому правительство не будет "от нуля" разворачивать дорогие высокотехнологичные формы медицинского обслуживания. Необходимо вступать в связи с коллегами из регионов России и дальнего зарубежья и строить совместные проекты, включающие как лечение за рубежом, так и разворачивание общих инфраструктур. Курс правительства - на эффективную, достаточно технологичную, но не слишком дорогую медицину, способную обслужить каждого жителя. Это обеспечит уверенность населения в том, что медицинская помощь будет всегда оказана ему в нужное время и в достаточном объеме.
Акцент должен быть сделан на совместных усилиях государства и общества в области формирования медицинской помощи как части системы здравоохранения. Фундаментальный принцип - контракт между заказчиком и исполнителем. Правительство (заказчик) разрабатывает государственный заказ на предоставление медицинских услуг населению, включающий в себя уровень государственных гарантий.