ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 25 марта 2004 года N 27-ЗРТ
О выборах Президента Республики Татарстан
Утратил силу Законом ГС РТ от 14.07.2012 г. N 54-ЗРТ
Принят Государственным Советом РТ 26.02. 2004 года
1. Президент Республики Татарстан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Выборы Президента Республики Татарстан проводятся на альтернативной основе.
2. Участие гражданина Российской Федерации (далее гражданин) в выборах Президента Республики Татарстан является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Республики Татарстан либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
1. Законодательство о выборах Президента Республики Татарстан составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, федеральные законы, настоящий Закон и другие законы Республики Татарстан.
2. В случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов Президента Республики Татарстан, либо в случае внесения в указанный период в настоящий Закон изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения выборов Президента Республики Татарстан, указанные закон, изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу закона, изменений и дополнений.
3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
1. Гражданин, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах территории Республики Татарстан, имеет право избирать Президента Республики Татарстан (активное избирательное право). Гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
2. Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин, отвечающий требованиям, установленным для его избрания Конституцией Республики Татарстан и Федеральным законом.
3. Гражданин имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
4. Пребывание гражданина, обладающего активным избирательным правом, вне его места жительства во время проведения выборов Президента Республики Татарстан не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
5. Не имеют права избирать Президента Республики Татарстан и быть избранными Президентом Республики Татарстан граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
6. Президент Республики Татарстан не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Татарстан или государственные должности государственной службы Республики Татарстан, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7. Президент Республики Татарстан не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
8. При наличии в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Республики Татарстан, если голосование на выборах Президента Республики Татарстан состоится до истечения указанного срока.
1. Выборы Президента Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до истечения конституционного срока полномочий Президента Республики Татарстан. Исчисление конституционного срока, на который был избран Президент Республики Татарстан, начинается со дня его избрания.
2. При прекращении Президентом Республики Татарстан исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом, Государственный Совет Республики Татарстан не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Республики Татарстан.
3. Голосование на выборах Президента Республики Татарстан должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов Президента Республики Татарстан. Решение о назначении выборов Президента Республики Татарстан подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. Голосование на выборах Президента Республики Татарстан может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
5. Если Государственный Совет Республики Татарстан не назначит выборы Президента Республики Татарстан в сроки, предусмотренные настоящей статьей, а также в случае отсутствия Государственного Совета Республики Татарстан, выборы Президента Республики Татарстан назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан:
а) в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента Республики Татарстан. При этом решение Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан о проведении выборов Президента Республики Татарстан публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов;
б) не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий Президента Республики Татарстан. При этом решение Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан о назначении выборов Президента Республики Татарстан публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Выборы Президента Республики Татарстан проводятся по единому республиканскому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Республики Татарстан.
1. Кандидаты на должность Президента Республики Татарстан (далее кандидаты) могут быть выдвинуты непосредственно в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.
2. Гражданин, замещавший должность Президента Республики Татарстан и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Республики Татарстан либо отрешенный от указанной должности в соответствии с Федеральным законом Президентом Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
3. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не имеющий права быть избранным Президентом Республики Татарстан.
4. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
1. Подготовку и проведение выборов Президента Республики Татарстан осуществляют избирательные комиссии.
2. При подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
1. Подготовка и проведение выборов Президента Республики Татарстан, а также деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов Президента Республики Татарстан осуществляются открыто и гласно.
2. Нормативные акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Татарстан, подлежат опубликованию в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения указанных органов, связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.
1. Граждане, политические партии, иные общественные объединения, избирательные блоки вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
2. Государство обеспечивает гражданам, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом.
3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
1. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента Республики Татарстан производятся за счет средств бюджета Республики Татарстан.
2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
1. Подготовку и проведение выборов Президента Республики Татарстан осуществляют:
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан;
территориальные (районные, городские, районные в городах) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов Президента Республики Татарстан.
3. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, эти кандидат, избирательное объединение, избирательный блок или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
4. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы в соответствии с Федеральным законом обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов.
6. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
7. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено.
8. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
9. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных настоящим Законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
10. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
11. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами, избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
12. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.
1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан формируется в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом и Законом Республики Татарстан "О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и территориальных избирательных комиссиях Республики Татарстан".
2. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан при подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан:
а) руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий;
б) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов Президента Республики Татарстан, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;
в) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона;
г) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;