ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 18 января 2003 года N 4-зрт
О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и территориальных избирательных комиссиях Республики Татарстан
Утратил силу Избирательным кодексом РТ от 07.05.2007 г. N 21-ЗРТ.
Принят Государственным Советом РТ 24.12. 2002 года
Изменения:
Закон ГС РТ от 31.03.2005 г. N 59 - ЗРТ.
1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан и территориальные избирательные комиссии Республики Татарстан (далее - комиссии) формируются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществления подготовки и проведения выборов Президента Республики Татарстан, депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, референдума Республики Татарстан, подготовки и проведения на территории Республики Татарстан выборов Президента Российской Федерации и в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации.
2. При проведении соответствующих референдумов комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
3. Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом, другими законами Республики Татарстан.
4. Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно.
5. Компетенция, полномочия и порядок деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации, а также при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Республики Татарстан, референдумов Республики Татарстан устанавливаются федеральными законами, настоящим Законом и иными законами.
6. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
7. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан по вопросам ее ведения.
8. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
9. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
10. Организации, имеющие государственную и(или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
11. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание, и(или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном федеральными законами и законами Республики Татарстан, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
12. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.
1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан формируется на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Республики Татарстан, общественных объединений.
2. Территориальные избирательные комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Совета Республики Татарстан, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Республики Татарстан, представительном органе местного самоуправления последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 3 и пунктом 7 статьи 4 настоящего Закона.
4. В комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, избирательный блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии.
6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.
7. Если уполномоченные на то настоящим Законом органы государственной власти Республики Татарстан, Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан не назначат состав или часть состава соответствующей комиссии в срок, установленный настоящим Законом, либо если отсутствует указанный орган государственной власти Республики Татарстан, либо если Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан не сформирована, состав или часть состава комиссии назначается в порядке, установленном федеральным законом.
8. Срок формирования комиссий составляет один месяц со дня окончания приема предложений о кандидатурах для назначения в состав комиссий. Срок приема предложений составляет один месяц со дня опубликования в официальных средствах массовой информации сообщения о формировании комиссий. Сообщения о формировании комиссий в официальных средствах массовой информации подлежат опубликованию не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих комиссий.
1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан является государственным органом Республики Татарстан, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Республике Татарстан в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, настоящим Законом и иными законами.
2. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и текущие счета в банковских учреждениях, гербовую печать, штампы, бланки с реквизитами.
3. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан составляет четыре года. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых она участвует, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
4. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан формируется в составе 14 членов с правом решающего голоса.
5. Формирование Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан осуществляется Государственным Советом Республики Татарстан и Президентом Республики Татарстан на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
6. Половина членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан назначается Государственным Советом Республики Татарстан, другая половина - Президентом Республики Татарстан.
7. Как Государственный Совет Республики Татарстан, так и Президент Республики Татарстан обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан на основе поступивших предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Республики Татарстан.
8. В случае досрочного прекращения полномочий члена Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, назначенного по представлению политической партии, избирательного блока в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, вакантное место замещается по представлению той же политической партии, того же избирательного блока, если соответствующая кандидатура ею(им) представлена.
9. Как Государственный Совет Республики Татарстан, так и Президент Республики Татарстан обязаны назначить не менее одного члена Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
1. Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие) являются государственными органами Республики Татарстан, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов на соответствующих территориях.
Перечень территориальных избирательных комиссий утверждается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.
2. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе.
3. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
4. Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, принятому по согласованию с представительным органом местного самоуправления, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
5. Территориальные избирательные комиссии формируются в количестве пяти-девяти членов с правом решающего голоса в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
6. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона.
7. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Республики Татарстан;
в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
8. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение об их формировании принимает Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
1. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан:
а) осуществляет на территории Республики Татарстан контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования; осуществляет на территории Республики Татарстан контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
в) обеспечивает на территории Республики Татарстан реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
г) осуществляет на территории Республики Татарстан меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
д) осуществляет на территории Республики Татарстан меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Республики Татарстан, референдумов Республики Татарстан, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, референдума Республики Татарстан, местного референдума;
з) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
к) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета);
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, другими законами.
2. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обеспечивает реализацию федеральных и республиканских программ по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, по развитию и использованию государственной автоматизированной информационной системы (ГАС - Выборы).
Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;