1.1. "Порядок прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - Порядок) устанавливает порядок прохождения материалов административного производства и искового производства при возмещении вреда окружающей среде.
1.2. Документ предназначен для использования структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
1.3. Порядок разработан в соответствии с:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях";
- Законом Российской Федерации "О недрах";
- Законом Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан";
- Законом Республики Татарстан "О недрах";
- постановлениями Пленумов Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации;
- Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
- О внесении дополнения в Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433 "Вопросы Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (в редакции от 28.11.2003 г. N 615)"
1.4. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ и субъектов РФ установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).
При этом под физическим лицом следует понимать граждан и должностных лиц. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ).
При этом под юридическим лицом следует понимать организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Филиалы и представительства (обособленные подразделения юридического лица) не являются юридическими лицами. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом, действуют на основании его доверенности и несут ответственность как должностные лица.
1.5. Административное наказание - это мера административной ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения (ст.3.1 КоАП РФ).
1.6. Административная ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Кодексом Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее КоАП РТ) (ст.1.1 КоАП РФ).
1.7. За совершение правонарушений в области охраны окружающей среды к юридическим и физическим лицам могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:
- предупреждение (назначается в случаях, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение);
- административный штраф (исчисляемый кратно к минимальному размеру оплаты труда Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения);
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (назначается судьей).
При назначении административного наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, имущественное положение (для физических и юридических лиц) и финансовое положение (для юридических лиц), обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину (ст.4.1 КоАП РФ).
1.8. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ст.4.1 КоАП РФ).
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ст.4.4 КоАП РФ).
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одни и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное административное правонарушение, более строгого административного наказания. В данном случае могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.