Недействующий

Приказ Министерства строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
от 14 апреля 2003 г. N 102/О
"Об утверждении Программы реконструкции коммерческих узлов учета
(измерительных комплексов) потребления природного газа
на объектах коммунальной энергетики Республики Татарстан"

В целях повышения точности учета потребления природного газа и сведения баланса поставки (потребления) газа между ЗАО "Татгазинвест" и объектами коммунальной энергетики, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу реконструкции коммерческих узлов учета (измерительных комплексов) потребления природного газа на объектах коммунальной энергетики Республики Татарстан (далее - Программа).

2. Установить, что в 2003 году расходы на выполнение Программы осуществляются за счет средств, предусмотренных Программой капитальных вложений на 2003 год по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.01.2003 г. N 42, в сумме 4 млн.руб., Программы реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства по городам и районам Республики Татарстан на 2003 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.03.2003 г. N 151, в сумме 2,0 млн.руб. и других источников в сумме 44,7 млн.руб.

3. Заместителю министра Хазиеву Р.М. обеспечить финансирование указанных Программ.

4. Руководителям ГУП РПО "Таткоммунэнерго", ГУП РПО "Татсельжилкомхоз", МУП "Казанское предприятие тепловых сетей":

обеспечить заключение договоров на проектирование, реконструкцию коммерческих узлов учета потребления природного газа на объектах коммунальной энергетики на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2002 г. N 617 "О совершенствовании системы формирования и исполнения государственного заказа Республики Татарстан";

организовать гарантийное и сервисное обслуживание средств учета потребления природного газа специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии;

ежемесячно до 5 числа, следующего за отчетным, представлять в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан информацию о ходе выполнения Программ.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Хайруллина А.Х.

Министр строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан          М.Ш.Хуснуллин

Программа
реконструкции коммерческих узлов учета (измерительных комплексов)
потребления природного газа на объектах коммунальной энергетики
Республики Татарстан
(утв. приказом Минстройжилкомхоза РТ от 14 апреля 2003 г. N 102/О)

Паспорт Программы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование   ¦Реконструкция коммерческих узлов  учета  (измерительных¦
¦Программы      ¦комплексов)  потребления  природного  газа  на объектах¦
¦               ¦коммунальной энергетики Республики Татарстан           ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Основания   для¦Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. N 1816¦
¦разработки под-¦"Об энергосбережении".                                 ¦
¦программы      ¦Постановление Кабинета Министров  Республики  Татарстан¦
¦               ¦от  27.03.2000  г. N 202 "Об узлах учета (измерительных¦
¦               ¦комплексах) потребления природного  газа  в  Республике¦
¦               ¦Татарстан.                                             ¦
¦               ¦Постановление Кабинета Министров  Республики  Татарстан¦
¦               ¦Татарстан от 03.07.2000 г. N 468 "О Республиканской це-¦
¦               ¦левой программе "
Энергосбережение в  Республике  Татар-¦
¦               ¦стан на  2000-2005 годы".                              ¦
¦               ¦Закон Российской Федерации от 27.04.1993  г.  N  4871-1¦
¦               ¦"Об обеспечении единства измерений"                    ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Государственный¦Министерство строительства,  архитектуры и жилищно-ком-¦
¦заказчик       ¦мунального хозяйства Республики Татарстан              ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Разработчик    ¦Министерство строительства,  архитектуры и жилищно-ком-¦
¦               ¦мунального хозяйства Республики Татарстан              ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Исполнители    ¦ГУП РПО "Таткоммунэнерго",  ГУП РПО "Татсельжилкомхоз",¦
¦               ¦МУП "Казанское предприятие тепловых сетей"             ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Цели и   задачи¦Целью Программы является  экономия  финансовых  средств¦
¦Программы      ¦бюджета Республики Татарстан,  повышение точности учета¦
¦               ¦потребления природного газа и сведения баланса поставки¦
¦               ¦(потребления) газа между ЗАО "Татгазинвест" и предприя-¦
¦               ¦тиями коммунальной энергетики Республики Татарстан.    ¦
¦               ¦Задачи Программы:                                      ¦
¦               ¦Замена или модернизация существующих узлов  учета  пот-¦
¦               ¦ребления  природного  газа для обеспечения утвержденных¦
¦               ¦норм допускаемых погрешностей и организация достоверно-¦
¦               ¦го учета потребляемого природного газа                 ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Сроки  реализа-¦2003-2004 гг.                                          ¦
¦ции Программы  ¦                                                       ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Система органи-¦Контроль за реализацией Программы  осуществляет  Минис-¦
¦зации  контроля¦терство строительства, архитектуры и жилищно-коммуналь-¦
¦за  выполнением¦ного  хозяйства  Республики  Татарстан,   Татарстанский¦
¦Программы      ¦центр стандартизации, метрологии и сертификации        ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Источники     и¦Источники финансирования:   средства   республиканского¦
¦объемы финанси-¦бюджета Республики Татарстан,  выделенные на реализацию¦
¦рования    Про-¦энергосберегающих  программ;  собственные   и   заемные¦
¦граммы         ¦средства предприятий, реализующих мероприятия программы¦
¦               ¦энергосбережения; средства федерального бюджета.       ¦
¦               ¦Объем финансирования Программы: 92,844 млн.руб.        ¦
¦               ¦Срок окупаемости - от 3 до 10 месяцев                  ¦
+---------------+-------------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые   ко-¦Снижение затрат на закупку газа до 15,6%               ¦
¦нечные  резуль-¦Повышение точности показаний  приборов  учета  позволит¦
¦таты           ¦дать более объективную оценку реализуемых  проектов  по¦
¦               ¦внедрению энергосберегающей техники и технологий,  нап-¦
¦               ¦равленных на экономию газа                             ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Введение

В странах, которые достигли наибольших успехов в экономическом развитии, важное место отводится мероприятиям по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Одной из наиболее энергозатратных областей является теплоснабжение, на которое затрачивается более 45% расходуемых энергетических ресурсов. В холодные зимы потребность в топливе на теплоснабжение может возрастать еще на 10-15%.

В настоящее время в связи с ростом тарифов на природный газ вопрос точности и достоверности результатов измерения количества газа становится особенно актуальным как для потребителя, так и для поставщика газа, что приводит к возрастанию требований по точности измерения, предъявляемых к узлам коммерческого учета газа. Оснащение объектов - потребителей топлива современными приборами учета является одним из избирательных быстроокупаемых решений указанной проблемы.

1. Экономические и социальные предпосылки разработки Программы


На балансе предприятий, подведомственных Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, находится 971 котельная суммарной тепловой мощностью установленных котлов 5777,9 Гкал/час. Согласно статистическим данным в 2002 году на производство тепловой энергии израсходовано 2164,4 тыс. тонн условного топлива, из них 2147,4 тыс.т.у.т газообразного (99,2%) или 1867,3 тыс.куб.м.

Ранее при строительстве котельных для учета потребления газа монтировались механические счетчики или счетчики с измерением расхода методом перепада давления на сужающем устройстве. Погрешность таких счетчиков очень велика и достигает 5-7%. Кроме того, приборы указанных модификаций, как правило, выработали свой ресурс, имеют достаточно низкий динамический диапазон и не способны учитывать изменения температуры и барометрического давления газа.

Расчет за поставленный природный газ между поставщиком и потребителем должен осуществляться по объему газа, приведенному к стандартным условиям (температура 20°С и давление 760 мм.рт.ст.).

Пересчет рабочего объема газа в стандартный объем в современном узле коммерческого учета газа (УКУГ) осуществляет электронный корректор по данным счетчика газа, датчика давления и датчика температуры газа с учетом параметров состояния газа. В связи с этим точность УКУГ определяется погрешностью счетчика газа, датчика давления, температуры газа и погрешностью вычисления коэффициента сжимаемости газа. При отсутствии электронных корректоров и средств измерения давления и температуры приведение потребляемого газа к стандартным условиям осуществляется "вручную" с использованием "корректирующих" коэффициентов, которые, как правило, завышены в пользу поставщика газа (от 10 до 30%). Следовательно, результаты таких расчетов и ведения учета за потребленный газ наиболее подвержены "субъективным" ошибкам.

Из-за низкой точности учета расхода газа потребитель несет большие убытки.

Предприятия тепловых сетей ГУП РПО "Таткоммунэнерго", ГУП РПО "Татсельжилкомхоз", Энергетическое коммунальное унитарное предприятие тепловых сетей города Набережные Челны и другие энергоснабжающие предприятия с 2000 года приступили к замене и модернизации используемых узлов учета потребления природного газа для обеспечения утвержденных норм допускаемых погрешностей и обеспечения достоверного учета потребляемого газа.

В 2000-2002 гг. ГУП РПО "Таткоммунэнерго" было модернизировано 37 узлов учета природного газа, в результате чего получена экономия более 8 млн.руб. Альметьевским, Азнакаевским, Буинским, Бугульминским, Менделеевским, Нурлатским ПТС, Казанским предприятием тепловых сетей.

Статистические данные и проведенный анализ объектов, на которых проведена реконструкция узлов коммерческого учета природного газа с заменой на приборы с электронной коррекцией показаний по температуре и барометрическому давлению и классом точности 1,5% показывает, что платежи за потребление газа снижены до 15,6%.

Сравнительный анализ расхода газа по котельным Альметьевского и Азнакаевского ПТС и Казанского предприятия тепловых сетей прилагается.

Реконструкцию коммерческих узлов учета в 2000-2002 гг. проводило ООО "Газприборсервис".

При реконструкции существующих приборов учета применялся вихревой расходомер-счетчик газа типа ВСРГ-1, внесенный в Государственный реестр средств измерений России (сертификаты об утверждении типа N 8474 и 8474/1, протоколы НТК по метрологии N 11 от 25.07.00 и N 16 от 19.12.00, N 8 от 25.06.02), допущенный к обращению на всей территории России. Рекламаций на работу счетчиков в Госстандарт не поступало.

Программа реконструкции коммерческих узлов учета потребления природного газа на объектах коммунальной энергетики подготовлена на основании данных об оснащении средствами учета котельных с учетом годового расхода газа по состоянию на 1 марта 2003 года, предоставленных ГУП РПО "Таткоммунэнерго", ГУП РПО "Татсельжилкомхоз" и МУП "Казанское предприятие тепловых сетей".

В связи с тем, что в настоящее время проводится массовая приемка котельных от других ведомств, Программа будет корректироваться.

 

2. Нормативные правовые акты, использованные при разработке Программы

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области энергосбережения установлены в следующих документах:

1. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений".

2. Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. N 1816 "Об энергосбережении".

3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.97 г. N 653 "О мерах по развитию энергосбережения в Республике Татарстан".

4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.03. 2000 г. N 202 "Об узлах учета (измерительных комплексах) потребления природного газа в Республике Татарстан".

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2000 г. N 468 "О Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы".

3. Основные цели и задачи Программы

Целью программы является повышение точности учета потребления природного газа, сведение баланса поставки (потребления) газа между ЗАО "Татгазинвест" и предприятиями коммунальной энергетики Республики Татарстан, исключение необоснованных платежей, а также повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) согласно направлениям, предусмотренным Законом Республики Татарстан "Об энергосбережении" и Республиканской целевой программой "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы", сокращение потребности в дотировании объектов предприятий тепловых сетей без снижения уровня комфортности населения на основе внедрения современных узлов коммерческого учета природного газа с использованием экономических, финансовых и организационных мер.

Задачи Программы:

Замена или модернизация существующих узлов учета потребления природного газа для обеспечения утвержденных норм допускаемых погрешностей и организация достоверного учета потребляемого природного газа.

Повышение надежности и устойчивости теплоснабжения потребителей за счет повышения уровня экономической стабильности теплоснабжающих организаций.

Создание автоматизированной единой диспетчерской системы (ЕДС), объединяющей все узлы коммерческого учета газа объектов коммунальной энергетики, которая позволит получать оперативную информацию о величине газопотребления на каждом объекте в режиме реального времени и обеспечит возможность решения задачи прогнозирования и перспективного планирования газопотребления в масштабах объединений. Единая диспетчерская система позволит также осуществлять оперативный контроль за техническим состоянием измерительных приборов каждого узла расхода газа и выявлять нештатные ситуации без выезда на объект.

По запросу с центрального пульта ЕДС для каждого узла коммерческого учета газа могут быть получены следующие виды распечаток: почасовая за каждые сутки, ежесуточная за каждый месяц, ежемесячная за каждый год. При этом каждая распечатка дает информацию о температуре газа, давлении, объемном расходе.

4. Затраты на реализацию Программы

Затраты на реализацию Программы составляют 92,844 млн.рублей. Реализация программы осуществляется за счет средств Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.01.03 г. N 42 "Об утверждении программы капитальных вложений на 2003 год по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан", "Программы реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства по городам и районам Республики Татарстан на 2003 год", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.03.2003 г. N 151, иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Объемы финансирования работ по оснащению объектов коммунальной энергетики узлами коммерческого учета природного газа и сроки ее реализации приведены в приложении к настоящей программе.

5. Структура управления Программой

Координатором реализации Программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Проведение монтажных и пусконаладочных работ, гарантийное и сервисное обслуживание средств коммерческого учета потребления газа возлагается на специализированные организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности, на основании конкурсного отбора.

Руководители предприятий назначают своими приказами ответственных за проведение реконструкции узлов коммерческого учета природного газа.

6. Контроль за ходом выполнения Программы

Функции научного руководителя работ по реконструкции организаций коммунальной энергетики по оснащению узлами коммерческого учета природного газа с целью обеспечения их метрологической и правовой поддержки Госстандартом России возложены на начальника Управления метрологии В.М.Лахова.

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации Программы

Расчетная экономия бюджетных средств после выполнения программы должна составить до 15,6%.

Реализация Программы позволит сократить расходование бюджетных средств республики на оплату за газ, высвободить бюджетные средства на реализацию приоритетных социально-экономических программ (модернизация эксплуатируемого оборудования и тепловых сетей).

Срок окупаемости затрат на реконструкцию узлов коммерческого учета газа, как показывает опыт работы, составляет от 3 до 10 месяцев.

В результате выполнения Программы более объективно дается оценка реализуемых проектов по внедрению энергосберегающей техники и технологий, направленных на экономию газа.

 

Динамика потребления природного газа (тыс.нм3) по объектам Альметьевского ПТС РПО "Таткоммунэнерго"



Таблица 1

Сравнительный анализ расхода газа в отопительных сезонах
2000-2001 гг. и 2001-2002 гг. по котельным Альметьевского ПТС
(до и после реконструкции узлов учета газа)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»