Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, для создания экономических и организационных условий повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетические ресурсы - носители энергии, которые используются в настоящее время или могут быть полезно использованы в перспективе;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически эффективного использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники, технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными правовыми актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает или замещает потребление традиционных топливных энергетических ресурсов.
Статья 2. Правовое регулирование в области энергосбережения Правовое регулирование в области энергосбережения осуществляется федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Область применения настоящего Закона
Настоящий Закон действует на территории Республики Татарстан и направлен на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
развитие добычи, производства и использования энергетических ресурсов, способных заменить более дорогие и дефицитные виды топлива;
создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 5. Компетенция органов государственной власти и управления Республики Татарстан в области энергосбережения
1. Государственный Совет Республики Татарстан в пределах своей компетенции:
осуществляет законодательное регулирование отношений в области энергосбережения;
участвует в определении политики Республики Татарстан в области энергосбережения;
утверждает важнейшие республиканские программы энергосбережения и объемы их бюджетного финансирования.
2. Кабинет Министров Республики Татарстан:
разрабатывает республиканские программы энергосбережения, принимает нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом;
решает вопросы государственной поддержки организаций, реализующих республиканские программы энергосбережения;
ежегодно представляет в Государственный Совет Республики Татарстан отчет об эффективности использования топлива и энергии.
Статья 6. Основные принципы управления в области энергосбережения
Основные принципы управления в области энергосбережения осуществляются в процессе реализации федеральной, межрегиональных и республиканских программ в области энергосбережения путем:
стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;
организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;
осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
проведения энергетических обследований организаций;
проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.
Статья 7. Осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов
Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Статья 8. Проведение энергетических обследований организаций
Энергетические обследования организаций проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива.
Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению Кабинета Министров Республики Татарстан или уполномоченного им органа государственного управления в порядке и сроки, определяемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 9. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит обязательному учету в соответствии с федеральным законодательством. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Статья 10. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организуется и проводится в соответствии с федеральным законом.
Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения
Финансовые средства для реализации республиканских программ энергосбережения формируются за счет:
средств бюджета Республики Татарстан;
средств инвесторов, а также за счет других источников, включая собственные средства предприятий, в порядке, установленном законодательством;
иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов
Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.
Статья 15. Международное сотрудничество в области энергосбережения Международное сотрудничество Республики Татарстан в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 16. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения республиканских программ энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности и проектов энергосберегающих технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 18. О введении в действие настоящего Закона
Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования.
Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев
г.Казань, 21 октября 1998 года, N 1816