Недействующий

Об утверждении Республиканской комплексной программы реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы (утратило силу)

1. Анализ состояния и проблем реабилитации инвалидов
в Республике Татарстан

Осуществление комплекса мер по интеграции инвалидов в общество является в настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства в отношении указанной категории граждан.

Необходимость проведения такой политики определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, причем на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция к росту инвалидизации населения. Так, в территориальных органах социальной защиты состояли на учете: в 1997 году - 186371 человек; в 1998 году - 204600 человек; в 1999 году - 214163 человек, в 2000 - 218321 человек, в 2001 - 222257 человек, в 2002 году - 224566 человек.

В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в последние годы продолжается рост числа граждан, впервые признанных инвалидами. По данным службы медико-социальной экспертизы, в 1997 году впервые признано инвалидами 21750 человек, из них инвалидов трудоспособного возраста - 12203 человека, в 1998 году - соответственно 23266 человек и 13498 человек, в 1999 году 2331 и 13527 человек, в 2000 году - 24651 и 13308 человек, в 2001 году - 24410 и 13417 человек, в 2002 году - 24291 и 13008 человек.

В Республике Татарстан показатели инвалидности по основным классам нозологических форм заболеваний следующие (структура первичной инвалидности в 2001 году):

болезней системы кровообращения - 91653 человек, то есть 41,1% от общего числа инвалидов;

злокачественных новообразований - 29659 человек, - 13,3%;

психических расстройств - 14941 человек, - 6,7%;

последствий травм - 14338 человек, - 6,43%;

болезней костно-мышечной системы - 14361 человек, - 6,44%.

Показатели инвалидности по группам следующие:

первой группы - 21716 человек, - 9,8% от общего числа инвалидов;

второй группы - 132392 человек, - 59,6%;

третьей группы - 50276 человек, - 22,6%

детей-инвалидов - 17632 человека, - 8%.

Высокий показатель инвалидности второй группы связан с тем, что среди инвалидов больше всего лиц нетрудоспособного возраста - пенсионеров. Что же касается инвалидности в трудоспособном возрасте, то здесь преобладает число инвалидов третьей группы - 16813 человек, т.е. 68% от числа инвалидов трудоспособного возраста и 7,5% от общего числа инвалидов республики. Среди инвалидов трудоспособного возраста (24725 человек) инвалидов 2-ой и 3-ей группы, имеющих определенный потенциал профессиональной реабилитации, - 23241 человек, что составляет 94% от общего числа инвалидов.

Инвалиды третьей группы - лица, имеющие легкие нарушения и ограничения жизнедеятельности, легкую степень потери трудоспособности. Они имеют высокий прогноз восстановления или компенсации нарушенных функций, способности к жизнедеятельности и высокий потенциал профессионально-трудовой реабилитации.

В связи с этим с каждым годом увеличивается количество обращений инвалидов в центры труда и занятости: в 1997 году обратились 1273 человека, в 1998 1415 человек, в 1999 году - 1289 человек, в 2000 году - 1649 человек, в 2001 году - 1992 человека, что свидетельствует о трудовой активности лиц с ограниченными возможностями. Однако из числа обратившихся в 1997 году трудоустроено 508 человек, в 1998 - 473, в 1999 - 666, в 2000 - 815, в 2001 - 1053. Низкий процент трудоустройства инвалидов обусловлен тем, что предлагаемые центрами труда и занятости вакантные места в большинстве своем не соответствуют их психофизиологическим возможностям. А в ситуации, сложившейся с финансированием учреждений начального профессионального образования и существующей в них учебно-материальной базой, вести полноценную подготовку специалистов из числа инвалидов не представляется возможным: бытовые условия общежитий не отвечают требованиям проживания в них инвалидов - нет специальных входов для колясок и лифтов, нет в штате учреждений персонала, необходимого для обслуживания инвалидов в быту, в процессе учебы, труда (медработника, горничной, дежурного по общежитию и т.д.).

Все еще приходится констатировать, что большое количество людей трудоспособного возраста вынуждено уходить с работы, чтобы обеспечить уход за инвалидом. Для того чтобы инвалиды могли сами себя обслуживать на дому (одеваться, готовить пищу, проводить досуг и др.), необходимо развивать систему их социальной реабилитации. Однако до настоящего времени отсутствуют системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении такой реабилитации, не разработаны система контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий, не сформирован республиканский рынок реабилитационной индустрии.

Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в городах и районах республики.

Крайне низок уровень обеспечения реабилитационных учреждений квалифицированными кадрами.

В последние годы после принятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кабинетом Министров Республики Татарстан был принят целый ряд документов, которые создали правовую и финансовую основу для выполнения реабилитационных мероприятий, позволяющих инвалидам полноценно интегрироваться в общество. Основные из них: постановление от 10.11.98 г. N 657 "Об утверждении Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида на территории Республики Татарстан", постановление от 30.06.99 г. N 406 "О перечне мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к информации и к объектам социальной инфраструктуры", постановление от 20.09.99 г. N 627 "Об утверждении Гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан".

Вопросы по выполнению в Республике Татарстан Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были заслушаны на заседании Кабинета Министров Республики Татарстан в июне 1999 года. По итогам заседания было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.1999 г. N 413 "О ходе выполнения в Республике Татарстан Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации".

3 июня 2002 года было проведено заседание Кабинета Министров Республики Татарстан, на котором обсуждался вопрос об усилении социальной защиты инвалидов, было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.06.2002 г. N 367 "О мерах по усилению социальной защиты инвалидов в Республике Татарстан".

Вышеназванные постановления определили приоритеты деятельности органов государственного управления, организаций и учреждений, занимающихся решением проблем инвалидности и вопросами реабилитации инвалидов. Было отмечено, что эффективное решение вышеназванных проблем возможно только при взаимодействии и обеспечении преемственности реабилитационной деятельности всех субъектов в рамках Республиканской комплексной программы реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы.

Реабилитация лиц, пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (24 июля 1998 г. N 125-ФЗ) Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.