Заслушав и обсудив доклад министра социальной защиты Республики Татарстан Новиковой К.Н. "О мерах по усилению социальной защиты инвалидов в Республике Татарстан", Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что в республике принимаются последовательные меры по созданию комплексной системы интеграции инвалидов в общество. Определена необходимая нормативная база по предоставлению инвалидам льгот и гарантий, развивается сеть реабилитационных учреждений, внедряются современные технологии реабилитации, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалидов. Создан банк данных инвалидов, реестр учреждений всех ведомств, оказывающих реабилитационные услуги.
Вместе с тем не в каждом районе республики имеются условия для реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, не ведется статистический учет потребностей инвалидов, не отлажена система межведомственного взаимодействия по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, не уделяется должного внимания созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
В целях обеспечения взаимодействия органов государственного управления, организаций и учреждений, занимающихся проблемами реабилитации инвалидов, системности и комплексности в осуществлении реабилитационного процесса Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Министерствам и ведомствам, администрациям городов и районов Республики Татарстан проанализировать состояние дел и принять необходимые меры по усилению государственной поддержки инвалидов.
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о Государственной службе реабилитации инвалидов Республики Татарстан;
Положение о Координационном совете по вопросам реабилитации инвалидов Республики Татарстан и его состав.
3. Министерству социальной защиты Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству образования Республики Татарстан, Министерству труда и занятости Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан до 1 сентября 2002 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан Республиканскую комплексную программу реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы.
4. Министерству социальной защиты Республики Татарстан совместно с Министерством финансов Республики Татарстан внести в Гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.99 г. N 627 "Об утверждении Гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан", дополнение по обеспечению инвалидов вспомогательными техническими средствами, облегчающими их труд и быт, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Управлению государственной экспертизы по строительству и архитектуре Республики Татарстан, администрациям городов и районов республики при проектировании и строительстве объектов усилить контроль за соблюдением строительных норм и правил (СниП), обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения независимо от формы собственности этих строительных объектов.
6. Рекомендовать главам администраций городов и районов Республики Татарстан совместно с общественными организациями инвалидов разработать и реализовать мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 2003-2005 годы.
7. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета предусматривать средства на финансирование мероприятий по реабилитации и обеспечению доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
8. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, администрациям городов и районов республики совместно с общественными организациями инвалидов разработать и организовать в городах республики маршруты движения автобусов с подъемниками для перевозки инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения.
9. Министерству социальной защиты Республики Татарстан до 1 января 2003 года представить в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения по созданию Казанского филиала Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
1.1. Государственная служба реабилитации инвалидов в Республике Татарстан (далее - Служба) создается с целью обеспечения оптимальных условий для организации и проведения мероприятий, направленных на восстановление социального статуса людей с ограниченными возможностями и интеграцию их в жизнь общества.
1.2. Служба представляет собой совокупность органов государственного управления Республики Татарстан, учреждений различного уровня, осуществляющих медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов.
Организации, входящие в Службу, сохраняют свою ведомственную подчиненность.
1.3. В своей деятельности Служба и ее структурные подразделения руководствуются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан, ведомственными нормативными актами, а также настоящим Положением.
1.4. Координация работы Службы возлагается на Министерство социальной защиты Республики Татарстан.
2.1. Принципами деятельности Службы являются:
обеспечение права инвалида на восстановление его социального статуса, возвращение к активной общественной и трудовой деятельности;
последовательность и преемственность в проведении реабилитационных мероприятий в учреждениях различной ведомственной принадлежности;
комплексный подход к решению проблем реабилитации;
научная обоснованность осуществляемых реабилитационных мероприятий;
обязательность исполнения всеми субъектами реабилитационной деятельности стандартных требований к указанному виду деятельности независимо от их ведомственной подчиненности;
сотрудничество всех субъектов реабилитационной деятельности в целях достижения максимально возможного реабилитационного эффекта.
3.1. Целью деятельности Службы является создание условий для обеспечения полноценного процесса реабилитации инвалидов на территории Республики Татарстан.
3.2. Деятельность Службы направлена на решение следующих задач:
формирование стратегии развития Службы на основе согласования перспективных планов развития отраслевых реабилитационных служб;
обеспечение комплексности, последовательности и преемственности реабилитационных мероприятий путем координации усилий реабилитационных учреждений различной направленности и ведомственной подчиненности;
разработка комплексных республиканских и местных программ реабилитации инвалидов;
проведение реабилитационных мероприятий согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов;
внедрение современных реабилитационных технологий, выбор и разработка единых методик учета и оценки эффективности реабилитационных мероприятий;
создание информационной системы реабилитации инвалидов республики;
подготовка специалистов по реабилитации инвалидов различного профиля, организации совместного обучения и освоению передового опыта;
выполнение научно-исследовательских работ по проблеме реабилитации инвалидов и внедрение в Республике Татарстан научно-методических разработок в этой области.
3.3. Основными направлениями деятельности Службы являются:
проведение медицинской реабилитации инвалидов, в том числе восстановительной терапии (физио-, механо-, кинезо-, психо-, иммуно- и трудотерапии, санаторно-курортного лечения и т.д.), реконструктивной хирургии (пластических, косметических, органовосстанавливающих и органозаменяющих операций);
проведение профессиональной реабилитации инвалидов: профориентации, профессионального обучения и переобучения, рационального трудоустройства и профессионально-производственной адаптации инвалида;
проведение социальной реабилитации инвалидов: решение социально-бытовых проблем инвалида и его семьи, восстановление личностных качеств инвалида и его способностей к адекватному отношению к себе и обществу;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (спецавтотранспортом, велокреслоизделиями, вспомогательными техническими средствами, протезированием и ортезированием) путем развития индустрии производства технических средств реабилитации, обучение пользованию этими средствами;
создание инвалидам условий для полноценного отдыха, активного занятия спортом, пользования достижениями отечественной и мировой культуры, реализации творческого потенциала;
формирование безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и обеспечение им беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры.
4.1. Структура Службы состоит из 4 групп:
Республиканская - органы государственного управления Республики Татарстан (Министерство социальной защиты Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство труда и занятости Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан);
Отраслевая - ведомственные учреждения реабилитации инвалидов, которые создаются в тех органах государственной власти Республики Татарстан и подведомственных учреждениях, где объем реабилитационной деятельности требует выделения специализированных подразделений для ее осуществления;
Территориальные органы министерств и ведомств Республики Татарстан;
Реабилитационные учреждения различного профиля, в том числе: реабилитационно-медицинские (центры медицинской и медико-психологической реабилитации инвалидов, центры медико-социальной реабилитации детей-инвалидов);
реабилитационно-образовательные (центры медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, учреждения начального и среднего профессионального образования и другие специализированные учебные заведения для инвалидов);
реабилитационно-производственные (специализированные предприятия инвалидов);
реабилитационно-социальные (спортивные клубы инвалидов, клубы по интересам и пр.);
учреждения социального обслуживания населения, имеющие в своем составе подразделения по реабилитации инвалидов (реабилитационные отделения, лечебно-трудовые мастерские в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах) или структуры по работе с инвалидами (кружки самодеятельного творчества в территориальных центрах социального обслуживания населения и пр.);
предприятия реабилитационной индустрии (специализированные производственные предприятия, деятельность которых направлена на разработку, освоение и выпуск технических средств реабилитации инвалидов: средств передвижения, протезно-ортопедических изделий, вспомогательных технических средств и т.д.).
4.2. Организация и порядок деятельности ведомственных служб реабилитации инвалидов определяются положениями, разработанными и утвержденными соответствующими органами государственной власти.
5.1. Функцией республиканской Службы является разработка стратегии ее развития, в том числе:
проектов нормативных правовых актов по вопросам реабилитации инвалидов;
проекта республиканской комплексной программы реабилитации инвалидов;
стандартов реабилитационной деятельности и минимальных государственных гарантий;
определение порядка взаимодействия всех субъектов реабилитационной деятельности.
5.2. Функциями отраслевой Службы являются:
определение направлений совершенствования реабилитационной деятельности, развитие сети подведомственных реабилитационных учреждений в соответствии со стратегией развития Службы, разработанной на республиканском уровне;
определение тематики и проведение исследований по проблемам реабилитации;
разработка, апробация и внедрение новых технологий, методик реабилитационной деятельности;
создание системы внутриотраслевого информационного обеспечения;
организация контроля за состоянием реабилитационного процесса в подведомственных учреждениях, а также в учреждениях иных ведомств по вопросам, входящим в компетенцию данной отрасли.
5.3. Функциями Службы территориальных органов государственного управления республики являются:
разработка районных (городских) комплексных программ реабилитации инвалидов;
подготовка предложений по открытию реабилитационных учреждений на основе анализа уровня инвалидности населения;
реализация мероприятий, установленных Гарантированным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.99 г. N 627 "Об утверждении Гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан", а также дополнительных реабилитационных услуг, предоставляемых за счет средств местного бюджета;
оказание поддержки общественным организациям инвалидов.
5.4. Функцией реабилитационных учреждений Службы является проведение мероприятий по реализации требований индивидуальной программы реабилитации инвалидов в соответствии с профилем учреждения.
6.1. Управление Службой осуществляется через Координационный совет по вопросам реабилитации инвалидов, членами которого являются представители всех министерств и ведомств, осуществляющих реабилитационные мероприятия, общественных организаций инвалидов.
6.2. Координация оперативной деятельности Службы по разработке и реализации районных (городских) комплексных программ реабилитации инвалидов, а также текущий контроль за ходом их выполнения осуществляется территориальными органами социальной защиты населения районов и городов республики.
6.3. Деятельность организаций, оказывающих реабилитационные услуги, осуществляется в соответствии с их учредительными документами, действующим законодательством, а также приказами, распоряжениями и иными нормативными актами тех органов государственного управления республики, в ведомственном подчинении которых они находятся.
Вместе с тем независимо от ведомственной принадлежности организаций и действующих нормативных актов органов государственного управления реабилитационные мероприятия осуществляются в области:
медицинской реабилитации - на основании решений и методических рекомендаций органов здравоохранения;
социальной реабилитации - на основании решений и методических рекомендаций органов социальной защиты, культуры, физической культуры, спорта и туризма;
профессиональной реабилитации - на основании решений и методических рекомендаций органов труда и занятости, образования.
6.4. Текущий контроль за реализацией индивидуальных программ реабилитации инвалидов осуществляют территориальные органы социальной защиты населения.
6.5. Анализ деятельности Службы проводится по двум направлениям:
анализ результатов выполнения комплексных программ реабилитации инвалидов;
анализ результатов и полноты выполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов республики.
6.6. Анализ результатов выполнения комплексных программ реабилитации инвалидов осуществляется ежегодно Координационным советом по вопросам реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на основании отчетов, представляемых органами государственной власти до 1 февраля следующего за отчетным года.
6.7. Анализ результатов и полноты выполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов проводится ежегодно до 15 февраля следующего за отчетным года Министерством социальной защиты Республики Татарстан на основании отчета, представляемого руководителем Главного бюро Государственной службы медико-социальной экспертизы Республики Татарстан в соответствии с формами отчетности, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
6.8. Данные анализа деятельности Службы по выполнению комплексных и индивидуальных программ реабилитации инвалидов направляются в Кабинет Министров Республики Татарстан до 1 апреля следующего за отчетным года.