В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и усиления социальной поддержки инвалидов Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы (далее - Программа).
2. Исполнителям Программы:
предусматривать ежегодно средства на ее реализацию в пределах доведенных Министерством финансов Республики Татарстан контрольных цифр смет расходов министерств и ведомств, а также бюджетов городов и районов Республики Татарстан;
представлять ежегодно к 1 февраля в Министерство социальной защиты Республики Татарстан информацию об исполнении мероприятий Программы для обобщения и представления в Кабинет Министров Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование про-¦Республиканская комплексная программа реабилитации¦
¦граммы ¦инвалидов на 2003-2005 годы (далее - Программа) ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Наименование, номер¦постановление Кабинета Министров Республики Та-¦
¦и дата принятия ре-¦тарстан от 24.06.2002 г. N 367 "О мерах по усиле-¦
¦шения о разработке¦нию социальной защиты инвалидов в Республике Та-¦
¦Программы ¦тарстан" ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Основной заказчик¦Кабинет Министров Республики Татарстан ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Разработчики Про-¦Министерство социальной защиты Республики Татарс-¦
¦граммы ¦тан, Министерство образования Республики Татарс-¦
¦ ¦тан, Министерство здравоохранения Республики Та-¦
¦ ¦тарстан, Министерство культуры Республики Татарс-¦
¦ ¦тан, Министерство строительства и жилищно-комму-¦
¦ ¦нального хозяйства Республики Татарстан, Минис-¦
¦ ¦терство труда и занятости Республики Татарстан,¦
¦ ¦Министерство по делам молодежи и спорту Республики¦
¦ ¦Татарстан, Министерство по делам гражданской обо-¦
¦ ¦роны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарс-¦
¦ ¦тан, Региональное отделение Фонда социального¦
¦ ¦страхования Российской Федерации по Республике Та-¦
¦ ¦тарстан ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Головной исполнитель¦Министерство социальной защиты Республики Татарс-¦
¦Программы ¦тан, Министерство образования Республики Татарс-¦
¦ ¦тан, Региональное отделение Фонда социального¦
¦ ¦страхования Российской Федерации по Республике Та-¦
¦ ¦тарстан (по согласованию) ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Исполнители Програм-¦Министерство здравоохранения Республики Татарстан,¦
¦мы ¦Министерство культуры Республики Татарстан, Минис-¦
¦ ¦терство строительства и жилищно-коммунального хо-¦
¦ ¦зяйства Республики Татарстан, Министерство труда и¦
¦ ¦занятости Республики Татарстан, Министерство по¦
¦ ¦делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Ми-¦
¦ ¦нистерство по делам гражданской обороны и чрезвы-¦
¦ ¦чайным ситуациям Республики Татарстан, администра-¦
¦ ¦ции районов и городов Республики Татарстан, Та-¦
¦ ¦тарская республиканская организация Всероссийского¦
¦ ¦общества инвалидов, Татарская республиканская ор-¦
¦ ¦ганизация Всероссийского общества слепых, Татарс-¦
¦ ¦кая республиканская организация Всероссийского об-¦
¦ ¦щества глухих ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Цель Программы ¦создание условий, обеспечивающих преемственность в¦
¦ ¦решении задач государственной поддержки инвалидов,¦
¦ ¦для полноценной интеграции инвалидов в общество ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Задачи Программы ¦формирование и совершенствование инфраструктуры¦
¦ ¦государственной службы реабилитации инвалидов; ¦
¦ ¦создание условий для обучения, профориентации и¦
¦ ¦трудоустройства инвалидов; ¦
¦ ¦формирование республиканского рынка реабилитацион-¦
¦ ¦ной техники и реабилитационных услуг для инвали-¦
¦ ¦дов; ¦
¦ ¦совершенствование правовой, научно-методической¦
¦ ¦базы деятельности учреждений медико-социальной¦
¦ ¦экспертизы и реабилитации инвалидов; ¦
¦ ¦создание системы подготовки и повышения квалифика-¦
¦ ¦ции специалистов служб медико-социальной эксперти-¦
¦ ¦зы и реабилитации инвалидов; ¦
¦ ¦создание единого информационного пространства для¦
¦ ¦решения проблем инвалидности и инвалидов; ¦
¦ ¦создание условий для беспрепятственного доступа¦
¦ ¦инвалидов к объектам инженерной, транспортной и¦
¦ ¦социальной инфраструктур ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Сроки реализации ¦2003-2005 гг. ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Объем и источники¦171,92 миллиона рублей - из средств бюджета Рес-¦
¦финансирования ¦публики Татарстан; ¦
¦ ¦91,1 миллиона рублей - по Программе капитальных¦
¦ ¦вложений в развитие социальной инфраструктуры Рес-¦
¦ ¦публики Татарстан на 2002-2006 годы; ¦
¦ ¦57,96 миллиона рублей - из бюджета Фонда социаль-¦
¦ ¦ного страхования Российской Федерации (по согласо-¦
¦ ¦ванию); ¦
¦ ¦18,5 миллиона рублей - из федерального бюджета; ¦
¦ ¦2,7 миллиона рублей - из внебюджетных источников ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Механизм контроля ¦ежегодное информирование Кабинета Министров Рес-¦
¦ ¦публики Татарстан о ходе выполнения программы,¦
¦ ¦заслушивание вопросов реализации программы на за-¦
¦ ¦седаниях Кабинета Министров Республики Татарстан,¦
¦ ¦проведение экспертных проверок выполнения програм-¦
¦ ¦мы ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Конечные результаты¦создание системы реабилитации инвалидов в респуб-¦
¦реализации Программы¦лике для более полного обеспечения участия инвали-¦
¦ ¦дов в мероприятиях медицинской, социальной, про-¦
¦ ¦фессиональной и психологической реабилитации; ¦
¦ ¦обеспечение доступной среды жизнедеятельности для¦
¦ ¦наиболее полного развития способностей и макси-¦
¦ ¦мальной интеграции инвалидов республики в общест-¦
¦ ¦во; ¦
¦ ¦материальное развитие 20 центров медико-социальной¦
¦ ¦реабилитации инвалидов; ¦
¦ ¦проведение курсов реабилитации для 25000 инвали-¦
¦ ¦дов; ¦
¦ ¦обеспечение техническими, медицинскими средствами¦
¦ ¦реабилитации 100000 инвалидов; ¦
¦ ¦обучение навыкам самообслуживания 15000 инвалидов;¦
¦ ¦расширение производства технических средств реаби-¦
¦ ¦литации и средств по уходу за инвалидами; ¦
¦ ¦обеспечение государственных служб медико-социаль-¦
¦ ¦ной экспертизы и реабилитации инвалидов квалифици-¦
¦ ¦рованными кадрами (около 100-120 специалистов раз-¦
¦ ¦ного профиля ежегодно) ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Осуществление комплекса мер по интеграции инвалидов в общество является в настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства в отношении указанной категории граждан.
Необходимость проведения такой политики определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, причем на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция к росту инвалидизации населения. Так, в территориальных органах социальной защиты состояли на учете: в 1997 году - 186371 человек; в 1998 году - 204600 человек; в 1999 году - 214163 человек, в 2000 - 218321 человек, в 2001 - 222257 человек, в 2002 году - 224566 человек.
В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в последние годы продолжается рост числа граждан, впервые признанных инвалидами. По данным службы медико-социальной экспертизы, в 1997 году впервые признано инвалидами 21750 человек, из них инвалидов трудоспособного возраста - 12203 человека, в 1998 году - соответственно 23266 человек и 13498 человек, в 1999 году 2331 и 13527 человек, в 2000 году - 24651 и 13308 человек, в 2001 году - 24410 и 13417 человек, в 2002 году - 24291 и 13008 человек.
В Республике Татарстан показатели инвалидности по основным классам нозологических форм заболеваний следующие (структура первичной инвалидности в 2001 году):
болезней системы кровообращения - 91653 человек, то есть 41,1% от общего числа инвалидов;
злокачественных новообразований - 29659 человек, - 13,3%;
психических расстройств - 14941 человек, - 6,7%;
последствий травм - 14338 человек, - 6,43%;
болезней костно-мышечной системы - 14361 человек, - 6,44%.
Показатели инвалидности по группам следующие:
первой группы - 21716 человек, - 9,8% от общего числа инвалидов;
второй группы - 132392 человек, - 59,6%;
третьей группы - 50276 человек, - 22,6%
детей-инвалидов - 17632 человека, - 8%.
Высокий показатель инвалидности второй группы связан с тем, что среди инвалидов больше всего лиц нетрудоспособного возраста - пенсионеров. Что же касается инвалидности в трудоспособном возрасте, то здесь преобладает число инвалидов третьей группы - 16813 человек, т.е. 68% от числа инвалидов трудоспособного возраста и 7,5% от общего числа инвалидов республики. Среди инвалидов трудоспособного возраста (24725 человек) инвалидов 2-ой и 3-ей группы, имеющих определенный потенциал профессиональной реабилитации, - 23241 человек, что составляет 94% от общего числа инвалидов.
Инвалиды третьей группы - лица, имеющие легкие нарушения и ограничения жизнедеятельности, легкую степень потери трудоспособности. Они имеют высокий прогноз восстановления или компенсации нарушенных функций, способности к жизнедеятельности и высокий потенциал профессионально-трудовой реабилитации.
В связи с этим с каждым годом увеличивается количество обращений инвалидов в центры труда и занятости: в 1997 году обратились 1273 человека, в 1998 1415 человек, в 1999 году - 1289 человек, в 2000 году - 1649 человек, в 2001 году - 1992 человека, что свидетельствует о трудовой активности лиц с ограниченными возможностями. Однако из числа обратившихся в 1997 году трудоустроено 508 человек, в 1998 - 473, в 1999 - 666, в 2000 - 815, в 2001 - 1053. Низкий процент трудоустройства инвалидов обусловлен тем, что предлагаемые центрами труда и занятости вакантные места в большинстве своем не соответствуют их психофизиологическим возможностям. А в ситуации, сложившейся с финансированием учреждений начального профессионального образования и существующей в них учебно-материальной базой, вести полноценную подготовку специалистов из числа инвалидов не представляется возможным: бытовые условия общежитий не отвечают требованиям проживания в них инвалидов - нет специальных входов для колясок и лифтов, нет в штате учреждений персонала, необходимого для обслуживания инвалидов в быту, в процессе учебы, труда (медработника, горничной, дежурного по общежитию и т.д.).
Все еще приходится констатировать, что большое количество людей трудоспособного возраста вынуждено уходить с работы, чтобы обеспечить уход за инвалидом. Для того чтобы инвалиды могли сами себя обслуживать на дому (одеваться, готовить пищу, проводить досуг и др.), необходимо развивать систему их социальной реабилитации. Однако до настоящего времени отсутствуют системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении такой реабилитации, не разработаны система контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий, не сформирован республиканский рынок реабилитационной индустрии.
Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в городах и районах республики.
Крайне низок уровень обеспечения реабилитационных учреждений квалифицированными кадрами.
В последние годы после принятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кабинетом Министров Республики Татарстан был принят целый ряд документов, которые создали правовую и финансовую основу для выполнения реабилитационных мероприятий, позволяющих инвалидам полноценно интегрироваться в общество. Основные из них: постановление от 10.11.98 г. N 657 "Об утверждении Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида на территории Республики Татарстан", постановление от 30.06.99 г. N 406 "О перечне мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к информации и к объектам социальной инфраструктуры", постановление от 20.09.99 г. N 627 "Об утверждении Гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан".
Вопросы по выполнению в Республике Татарстан Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были заслушаны на заседании Кабинета Министров Республики Татарстан в июне 1999 года. По итогам заседания было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.1999 г. N 413 "О ходе выполнения в Республике Татарстан Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации".
3 июня 2002 года было проведено заседание Кабинета Министров Республики Татарстан, на котором обсуждался вопрос об усилении социальной защиты инвалидов, было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.06.2002 г. N 367 "О мерах по усилению социальной защиты инвалидов в Республике Татарстан".
Вышеназванные постановления определили приоритеты деятельности органов государственного управления, организаций и учреждений, занимающихся решением проблем инвалидности и вопросами реабилитации инвалидов. Было отмечено, что эффективное решение вышеназванных проблем возможно только при взаимодействии и обеспечении преемственности реабилитационной деятельности всех субъектов в рамках Республиканской комплексной программы реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы.
Реабилитация лиц, пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (24 июля 1998 г. N 125-ФЗ) Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, средств бюджетов городов и районов Республики Татарстан, средств Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 342,18 млн.рублей. Для выполнения Программы планируется привлечь следующие средства: бюджета Республики Татарстан (текущее финансирование - в сумме 171,92); Программы капитальных вложений в развитие социальной инфраструктуры Республики Татарстан на 2002-2006 годы - 91,1 млн.рублей; федерального бюджета - 18,5 млн.рублей; Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - 57,96 млн.рублей (по согласованию); внебюджетных источников - 2,7 млн.рублей. За счет этих средств будут профинансированы:
совершенствование деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов на сумму 9,2 млн.рублей;
развитие сети учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, укрепление их материально-технической базы - 201,7 млн.рублей;
создание условий для социальной реабилитации инвалидов - 21,25 млн.рублей; профессиональная реабилитация инвалидов - 17,6 млн.рублей; реабилитация лиц, пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний, - 57,96 млн.рублей; создание условий для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам инфраструктуры - 12,0 млн.рублей; создание условий для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов - 19,55 млн.рублей;
кадровое обеспечение деятельности государственной службы реабилитации инвалидов - 2,92 млн.рублей.
Объемы финансирования Программы на 2003-2005 годы за счет средств республиканского бюджета будут уточняться государственным заказчиком в установленном порядке при формировании проектов бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год.
Программа сформирована как комплекс конкретных и реальных целевых мероприятий, направленных на создание условий полноценной интеграции инвалидов в общество, обеспечивающих преемственность в решении задач государственной поддержки инвалидов.
По каждому конкретному мероприятию определен исполнитель - органы исполнительной власти республики и органы исполнительной власти городов и районов Республики Татарстан, учреждения и ведомства, общественные и другие организации.
Координация деятельности по реализации Программы возлагается на Министерство социальной защиты Республики Татарстан. Министерство социальной защиты Республики Татарстан осуществляет следующие функции: