Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 апреля 2003 г. N 215
"Об утверждении Республиканской комплексной программы
реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы"

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и усиления социальной поддержки инвалидов Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы (далее - Программа).

2. Исполнителям Программы:

предусматривать ежегодно средства на ее реализацию в пределах доведенных Министерством финансов Республики Татарстан контрольных цифр смет расходов министерств и ведомств, а также бюджетов городов и районов Республики Татарстан;

представлять ежегодно к 1 февраля в Министерство социальной защиты Республики Татарстан информацию об исполнении мероприятий Программы для обобщения и представления в Кабинет Министров Республики Татарстан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство социальной защиты Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Республиканская комплексная программа реабилитации инвалидов
на 2003-2005 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 18 апреля 2003 г. N 215)

Паспорт
Республиканской комплексной программы реабилитации
инвалидов на 2003-2005 годы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование    про-¦Республиканская комплексная программа реабилитации¦
¦граммы              ¦инвалидов на 2003-2005 годы (далее - Программа)   ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Наименование,  номер¦постановление Кабинета  Министров  Республики  Та-¦
¦и  дата принятия ре-¦тарстан от 24.06.2002 г.  N 367 "О мерах по усиле-¦
¦шения  о  разработке¦нию социальной защиты инвалидов в  Республике  Та-¦
¦Программы           ¦тарстан"                                          ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Основной    заказчик¦Кабинет Министров Республики Татарстан            ¦
¦Программы           ¦                                                  ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Разработчики    Про-¦Министерство социальной защиты Республики  Татарс-¦
¦граммы              ¦тан,  Министерство  образования Республики Татарс-¦
¦                    ¦тан,  Министерство здравоохранения Республики  Та-¦
¦                    ¦тарстан,  Министерство культуры Республики Татарс-¦
¦                    ¦тан,  Министерство строительства и  жилищно-комму-¦
¦                    ¦нального  хозяйства  Республики Татарстан,  Минис-¦
¦                    ¦терство труда и  занятости  Республики  Татарстан,¦
¦                    ¦Министерство по делам молодежи и спорту Республики¦
¦                    ¦Татарстан,  Министерство по делам гражданской обо-¦
¦                    ¦роны  и  чрезвычайным ситуациям Республики Татарс-¦
¦                    ¦тан,  Региональное  отделение  Фонда   социального¦
¦                    ¦страхования Российской Федерации по Республике Та-¦
¦                    ¦тарстан                                           ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Головной исполнитель¦Министерство социальной защиты Республики  Татарс-¦
¦Программы           ¦тан,  Министерство  образования Республики Татарс-¦
¦                    ¦тан,  Региональное  отделение  Фонда   социального¦
¦                    ¦страхования Российской Федерации по Республике Та-¦
¦                    ¦тарстан (по согласованию)                         ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Исполнители Програм-¦Министерство здравоохранения Республики Татарстан,¦
¦мы                  ¦Министерство культуры Республики Татарстан, Минис-¦
¦                    ¦терство строительства и жилищно-коммунального  хо-¦
¦                    ¦зяйства Республики Татарстан, Министерство труда и¦
¦                    ¦занятости Республики  Татарстан,  Министерство  по¦
¦                    ¦делам молодежи и спорту Республики Татарстан,  Ми-¦
¦                    ¦нистерство по делам гражданской обороны и  чрезвы-¦
¦                    ¦чайным ситуациям Республики Татарстан, администра-¦
¦                    ¦ции районов и городов  Республики  Татарстан,  Та-¦
¦                    ¦тарская республиканская организация Всероссийского¦
¦                    ¦общества инвалидов,  Татарская республиканская ор-¦
¦                    ¦ганизация Всероссийского общества слепых,  Татарс-¦
¦                    ¦кая республиканская организация Всероссийского об-¦
¦                    ¦щества глухих                                     ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Цель Программы      ¦создание условий, обеспечивающих преемственность в¦
¦                    ¦решении задач государственной поддержки инвалидов,¦
¦                    ¦для полноценной интеграции инвалидов в общество   ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Задачи Программы    ¦формирование и  совершенствование   инфраструктуры¦
¦                    ¦государственной службы реабилитации инвалидов;    ¦
¦                    ¦создание условий для  обучения,  профориентации  и¦
¦                    ¦трудоустройства инвалидов;                        ¦
¦                    ¦формирование республиканского рынка реабилитацион-¦
¦                    ¦ной  техники  и реабилитационных услуг для инвали-¦
¦                    ¦дов;                                              ¦
¦                    ¦совершенствование правовой,    научно-методической¦
¦                    ¦базы   деятельности  учреждений  медико-социальной¦
¦                    ¦экспертизы и реабилитации инвалидов;              ¦
¦                    ¦создание системы подготовки и повышения квалифика-¦
¦                    ¦ции специалистов служб медико-социальной эксперти-¦
¦                    ¦зы и реабилитации инвалидов;                      ¦
¦                    ¦создание единого информационного пространства  для¦
¦                    ¦решения проблем инвалидности и инвалидов;         ¦
¦                    ¦создание условий  для  беспрепятственного  доступа¦
¦                    ¦инвалидов  к  объектам инженерной,  транспортной и¦
¦                    ¦социальной инфраструктур                          ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Сроки реализации    ¦2003-2005 гг.                                     ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Объем и    источники¦171,92 миллиона рублей - из средств  бюджета  Рес-¦
¦финансирования      ¦публики Татарстан;                                ¦
¦                    ¦91,1 миллиона рублей -  по  Программе  капитальных¦
¦                    ¦вложений в развитие социальной инфраструктуры Рес-¦
¦                    ¦публики Татарстан на 2002-2006 годы;              ¦
¦                    ¦57,96 миллиона рублей - из бюджета Фонда  социаль-¦
¦                    ¦ного страхования Российской Федерации (по согласо-¦
¦                    ¦ванию);                                           ¦
¦                    ¦18,5 миллиона рублей - из федерального бюджета;   ¦
¦                    ¦2,7 миллиона рублей - из внебюджетных источников  ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Механизм контроля   ¦ежегодное информирование Кабинета  Министров  Рес-¦
¦                    ¦публики  Татарстан  о  ходе  выполнения программы,¦
¦                    ¦заслушивание вопросов реализации программы на  за-¦
¦                    ¦седаниях  Кабинета Министров Республики Татарстан,¦
¦                    ¦проведение экспертных проверок выполнения програм-¦
¦                    ¦мы                                                ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Конечные  результаты¦создание системы реабилитации инвалидов в  респуб-¦
¦реализации Программы¦лике для более полного обеспечения участия инвали-¦
¦                    ¦дов в мероприятиях медицинской,  социальной,  про-¦
¦                    ¦фессиональной и психологической реабилитации;     ¦
¦                    ¦обеспечение доступной среды жизнедеятельности  для¦
¦                    ¦наиболее  полного  развития  способностей и макси-¦
¦                    ¦мальной интеграции инвалидов республики в  общест-¦
¦                    ¦во;                                               ¦
¦                    ¦материальное развитие 20 центров медико-социальной¦
¦                    ¦реабилитации инвалидов;                           ¦
¦                    ¦проведение курсов реабилитации для  25000  инвали-¦
¦                    ¦дов;                                              ¦
¦                    ¦обеспечение техническими,  медицинскими средствами¦
¦                    ¦реабилитации 100000 инвалидов;                    ¦
¦                    ¦обучение навыкам самообслуживания 15000 инвалидов;¦
¦                    ¦расширение производства технических средств реаби-¦
¦                    ¦литации и средств по уходу за инвалидами;         ¦
¦                    ¦обеспечение государственных служб  медико-социаль-¦
¦                    ¦ной экспертизы и реабилитации инвалидов квалифици-¦
¦                    ¦рованными кадрами (около 100-120 специалистов раз-¦
¦                    ¦ного профиля ежегодно)                            ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

1. Анализ состояния и проблем реабилитации инвалидов
в Республике Татарстан

Осуществление комплекса мер по интеграции инвалидов в общество является в настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства в отношении указанной категории граждан.

Необходимость проведения такой политики определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, причем на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция к росту инвалидизации населения. Так, в территориальных органах социальной защиты состояли на учете: в 1997 году - 186371 человек; в 1998 году - 204600 человек; в 1999 году - 214163 человек, в 2000 - 218321 человек, в 2001 - 222257 человек, в 2002 году - 224566 человек.

В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в последние годы продолжается рост числа граждан, впервые признанных инвалидами. По данным службы медико-социальной экспертизы, в 1997 году впервые признано инвалидами 21750 человек, из них инвалидов трудоспособного возраста - 12203 человека, в 1998 году - соответственно 23266 человек и 13498 человек, в 1999 году 2331 и 13527 человек, в 2000 году - 24651 и 13308 человек, в 2001 году - 24410 и 13417 человек, в 2002 году - 24291 и 13008 человек.

В Республике Татарстан показатели инвалидности по основным классам нозологических форм заболеваний следующие (структура первичной инвалидности в 2001 году):

болезней системы кровообращения - 91653 человек, то есть 41,1% от общего числа инвалидов;

злокачественных новообразований - 29659 человек, - 13,3%;

психических расстройств - 14941 человек, - 6,7%;

последствий травм - 14338 человек, - 6,43%;

болезней костно-мышечной системы - 14361 человек, - 6,44%.

Показатели инвалидности по группам следующие:

первой группы - 21716 человек, - 9,8% от общего числа инвалидов;

второй группы - 132392 человек, - 59,6%;

третьей группы - 50276 человек, - 22,6%

детей-инвалидов - 17632 человека, - 8%.

Высокий показатель инвалидности второй группы связан с тем, что среди инвалидов больше всего лиц нетрудоспособного возраста - пенсионеров. Что же касается инвалидности в трудоспособном возрасте, то здесь преобладает число инвалидов третьей группы - 16813 человек, т.е. 68% от числа инвалидов трудоспособного возраста и 7,5% от общего числа инвалидов республики. Среди инвалидов трудоспособного возраста (24725 человек) инвалидов 2-ой и 3-ей группы, имеющих определенный потенциал профессиональной реабилитации, - 23241 человек, что составляет 94% от общего числа инвалидов.

Инвалиды третьей группы - лица, имеющие легкие нарушения и ограничения жизнедеятельности, легкую степень потери трудоспособности. Они имеют высокий прогноз восстановления или компенсации нарушенных функций, способности к жизнедеятельности и высокий потенциал профессионально-трудовой реабилитации.

В связи с этим с каждым годом увеличивается количество обращений инвалидов в центры труда и занятости: в 1997 году обратились 1273 человека, в 1998 1415 человек, в 1999 году - 1289 человек, в 2000 году - 1649 человек, в 2001 году - 1992 человека, что свидетельствует о трудовой активности лиц с ограниченными возможностями. Однако из числа обратившихся в 1997 году трудоустроено 508 человек, в 1998 - 473, в 1999 - 666, в 2000 - 815, в 2001 - 1053. Низкий процент трудоустройства инвалидов обусловлен тем, что предлагаемые центрами труда и занятости вакантные места в большинстве своем не соответствуют их психофизиологическим возможностям. А в ситуации, сложившейся с финансированием учреждений начального профессионального образования и существующей в них учебно-материальной базой, вести полноценную подготовку специалистов из числа инвалидов не представляется возможным: бытовые условия общежитий не отвечают требованиям проживания в них инвалидов - нет специальных входов для колясок и лифтов, нет в штате учреждений персонала, необходимого для обслуживания инвалидов в быту, в процессе учебы, труда (медработника, горничной, дежурного по общежитию и т.д.).

Все еще приходится констатировать, что большое количество людей трудоспособного возраста вынуждено уходить с работы, чтобы обеспечить уход за инвалидом. Для того чтобы инвалиды могли сами себя обслуживать на дому (одеваться, готовить пищу, проводить досуг и др.), необходимо развивать систему их социальной реабилитации. Однако до настоящего времени отсутствуют системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении такой реабилитации, не разработаны система контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий, не сформирован республиканский рынок реабилитационной индустрии.

Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в городах и районах республики.

Крайне низок уровень обеспечения реабилитационных учреждений квалифицированными кадрами.

В последние годы после принятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кабинетом Министров Республики Татарстан был принят целый ряд документов, которые создали правовую и финансовую основу для выполнения реабилитационных мероприятий, позволяющих инвалидам полноценно интегрироваться в общество. Основные из них: постановление от 10.11.98 г. N 657 "Об утверждении Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида на территории Республики Татарстан", постановление от 30.06.99 г. N 406 "О перечне мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к информации и к объектам социальной инфраструктуры", постановление от 20.09.99 г. N 627 "Об утверждении Гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан".

Вопросы по выполнению в Республике Татарстан Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были заслушаны на заседании Кабинета Министров Республики Татарстан в июне 1999 года. По итогам заседания было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.1999 г. N 413 "О ходе выполнения в Республике Татарстан Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации".

3 июня 2002 года было проведено заседание Кабинета Министров Республики Татарстан, на котором обсуждался вопрос об усилении социальной защиты инвалидов, было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.06.2002 г. N 367 "О мерах по усилению социальной защиты инвалидов в Республике Татарстан".

Вышеназванные постановления определили приоритеты деятельности органов государственного управления, организаций и учреждений, занимающихся решением проблем инвалидности и вопросами реабилитации инвалидов. Было отмечено, что эффективное решение вышеназванных проблем возможно только при взаимодействии и обеспечении преемственности реабилитационной деятельности всех субъектов в рамках Республиканской комплексной программы реабилитации инвалидов на 2003-2005 годы.

Реабилитация лиц, пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (24 июля 1998 г. N 125-ФЗ) Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.


2. Ресурсное обеспечение Программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, средств бюджетов городов и районов Республики Татарстан, средств Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 342,18 млн.рублей. Для выполнения Программы планируется привлечь следующие средства: бюджета Республики Татарстан (текущее финансирование - в сумме 171,92); Программы капитальных вложений в развитие социальной инфраструктуры Республики Татарстан на 2002-2006 годы - 91,1 млн.рублей; федерального бюджета - 18,5 млн.рублей; Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - 57,96 млн.рублей (по согласованию); внебюджетных источников - 2,7 млн.рублей. За счет этих средств будут профинансированы:

совершенствование деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов на сумму 9,2 млн.рублей;

развитие сети учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, укрепление их материально-технической базы - 201,7 млн.рублей;

создание условий для социальной реабилитации инвалидов - 21,25 млн.рублей; профессиональная реабилитация инвалидов - 17,6 млн.рублей; реабилитация лиц, пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний, - 57,96 млн.рублей; создание условий для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам инфраструктуры - 12,0 млн.рублей; создание условий для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов - 19,55 млн.рублей;

кадровое обеспечение деятельности государственной службы реабилитации инвалидов - 2,92 млн.рублей.

Объемы финансирования Программы на 2003-2005 годы за счет средств республиканского бюджета будут уточняться государственным заказчиком в установленном порядке при формировании проектов бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год.

3. Механизм реализации Программы

Программа сформирована как комплекс конкретных и реальных целевых мероприятий, направленных на создание условий полноценной интеграции инвалидов в общество, обеспечивающих преемственность в решении задач государственной поддержки инвалидов.

По каждому конкретному мероприятию определен исполнитель - органы исполнительной власти республики и органы исполнительной власти городов и районов Республики Татарстан, учреждения и ведомства, общественные и другие организации.

Координация деятельности по реализации Программы возлагается на Министерство социальной защиты Республики Татарстан. Министерство социальной защиты Республики Татарстан осуществляет следующие функции:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»