Недействующий

Об утверждении Целевой программы "Развития земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах (утратило силу)

1.1. Основные итоги земельных преобразований в Республике Татарстан
в 1991-1999 годах

В результате прошедшего этапа преобразований в республике устранена монополия государственной собственности на землю, реализован принцип платности землепользования и осуществлено первичное вовлечение земельных участков в гражданский оборот. Новый тип отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен Конституцией Республики Татарстан, Земельным кодексом Республики Татарстан, другими законодательными и нормативными правовыми актами.

В основном сформирована и продолжает совершенствоваться правовая основа реформирования земельных отношений. За этот период наряду с Земельным кодексом Республики Татарстан были приняты законы Республики Татарстан "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства". Существенное значение имело также принятие указов Президента Республики Татарстан "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан" и "О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан".

Кабинетом Министров Республики Татарстан принято более 30 нормативных актов, связанных с регулированием земельных отношений. Госкомземом Республики Татарстан разработана и Правительством республики утверждена Концепция создания и развития земельного рынка в Республике Татарстан.

Проведение реформы привело к значительному перераспределению земель, 40% которых в настоящее время находятся в собственности физических и юридических лиц, в том числе 60% всех сельскохозяйственных угодий. Вместо реорганизованных колхозов и совхозов по состоянию на 1 января 2000 года образовано 600 акционерных обществ, товариществ, коллективных предприятий, около 400 производственных сельскохозяйственных кооперативов. Реализуя свои конституционные права, более 460 тысяч граждан получили в собственность в форме земельных долей 2,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Собственниками земельных долей заключено более 41 тысячи договоров аренды. Сформированы крестьянские (фермерские) хозяйства, которых насчитывается более 1,6 тысячи. В их распоряжение передано более 125 тыс.гектаров земель.

Осуществлено юридическое закрепление прав граждан на используемые ими земельные участки для ведения личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства, жилищного и дачного строительства. В настоящее время более одного миллиона граждан имеют земельные участки для этих целей, из них 597 тысяч участков площадью 87,9 тыс.гектаров в их собственности. В собственности юридических лиц по состоянию на 1.01.2000 г. находится 3,4 тыс.гектаров земель.

Площадь коллективных садов с 1991 года возросла с 17,4 до 28 тыс. гектаров. Тем самым была решена проблема обеспечения городского населения садовыми участками. В настоящее время в городах республиканского подчинения на каждые сто семей приходится 60 садовых участков.

Современный этап земельных преобразований на первый план выдвинул задачи перехода к экономическим методам управления земельными ресурсами, создания и полноценного функционирования рынка земли и иной недвижимости, обеспечения государственной гарантии прав на землю, расширения арендных отношений как одной из форм землепользования, особенно в городах, введения механизма залога земель.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает, за 1999 год их было заключено 11,9 тысячи, что на 3,6 тысячи больше, чем за весь 1998 год, и в 2,5 раза больше, чем в 1997 году. В городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Лениногорске проводятся аукционы по продаже земельных участков в собственность юридических и физических лиц, а также прав аренды под строительство жилья, развитие предпринимательства и другие цели. В результате таких торгов в бюджеты городов республики в 1999 году поступило более 2 млн.рублей.

Вовлечение земель в гражданский оборот требует функционирования достоверной базы данных о правовом, количественном, качественном и экономическом положении земель и иных объектов недвижимости, которая должна оперативно обеспечивать потребителей необходимой кадастровой информацией. Это станет возможным при создании Единого кадастра недвижимого имущества на основе автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, базирующейся на современных компьютерных технологиях, передовом опыте в области землеустройства, геодезии, топографии, экономики, статистики и других отраслей знаний.

В рамках реализации Программы проведения инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.94 г. N 332, и Программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.97 г. N 40, завершена инвентаризация земель городов, поселков и районных центров на площади 120 тыс.гектаров. Завершается инвентаризация земель сельских населенных пунктов. Материалы инвентаризации земель вносятся в автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра. В ходе инвентаризации земель выявлено около 30 тысяч неучтенных землепользователей на площади около 8 тыс.гектаров. Кроме того, установлено расхождение фактических площадей с учетными данными на более чем 10 тыс.гектаров. В результате налогооблагаемая база увеличилась на сумму около 25 млн.рублей. На основе материалов инвентаризации земель с целью дифференциации ставок платежей за землю проведено комплексное ценовое зонирование территорий городов и других поселений.

В связи с вовлечением земель, в том числе и сельскохозяйственных, в рыночный оборот возникает необходимость проведения оценки конкретных земельных участков. Для получения достоверных значений проводится кадастровая оценка земель. Работы по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения завершены в 1999 году. Результаты кадастровой оценки используются при расчетах нормативной цены земли для целей налогообложения, определения стартовой рыночной стоимости земельных участков при установлении цен на конкурсах и аукционах, при аренде, купле-продаже, ипотеке, инвестировании в производственную деятельность, а также в других случаях, возникающих при гражданском обороте земель.

В целях перехода к электронно-цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровой информации в 1996-1997 годах была создана электронная схема границ территорий административных районов, сельско- и лесохозяйственных предприятий, населенных пунктов республики. Начиная с 1997 года в соответствии с Программой создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан создается электронно-картографическая основа ведения государственного земельного кадастра как составной части государственного кадастра недвижимости. По состоянию на 01.01.2000 г. данная работа завершена в 23 районах республики, или на 58 % ее территории.

Выполнена работа по восстановлению административной границы Республики Татарстан. Проводится постоянное обновление планово-картографического материала, в том числе в электронном виде, методами аэрофотосъемочных работ на всей территории республики.

Дальнейшее развитие получили почвенные, агрохимические обследования сельскохозяйственных угодий. В результате инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения за последние 3 года выявлены более 215 тыс.гектаров деградированных и подверженных эрозии земель, которые на основании постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан переведены в естественные кормовые или другие несельскохозяйственные угодья. Учитывая многообразие природных условий, разнообразие антропогенных воздействий на почву, сложную структуру почвенного покрова, в 1998 году были начаты работы по почвенному мониторингу. Заложены постоянно действующие реперные участки в 6 природно-экономических зонах республики.

Обеспечено поступление платежей за землю в бюджеты всех уровней в 1996 году на сумму 80,2 млн.рублей, в 1997 году - 222,1 млн.рублей, в 1998 году - 271,8 млн.рублей, в 1999 году - 467,7 млн.рублей.