Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 19 апреля 1991 года N 838- XII

О земельной реформе

Утратил силу Законом ГС РТ от 20.12. 2002 г. N 33-ЗРТ.

Введен в действие Постановлением ВС РТ от 19.04.1991 г. N 839-XII


Изменения:

Закон ГС РТ от 21.05.1993 г. N 1861-XII.

Закон ГС РТ от 19.12.1996 г. N 920.

Статья 1.


Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории Татарской ССР. В ходе реформы осуществляется наделение земельными участками граждан, коммерческих и некоммерческих организаций с закреплением их прав на земельные участки в порядке, установленном законодательством Татарской ССР.

Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Татарской ССР, Министерством лесного хозяйства Татарской ССР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

На Государственный комитет Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы.

Статья 2.


Земля в Республике Татарстан является общенародным достоянием. Земельные участки могут находиться в частной, государственной (в том числе республиканской и коммунальной) собственности, собственности местного самоуправления и собственности общественных объединений.

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Татарстан и другими законами Республики Татарстан.

Исходя из общественных интересов в Республике Татарстан устанавливаются предельные размеры и нормы земельных участков, передаваемых в собственность, владение и пользование.

Статья 3.


Для межреспубликанских и межгосударственных целей земли на территории республики могут представляться на условиях и в порядке, устанавливаемых соответствующими договорами и законодательством Республики Татарстан.

Статья 4.


Для ведения крестьянского (фермерского),личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства, для предпринимательской деятельности, при приватизации жилья и иных не запрещенных законом целей земельные участки гражданам передаются в собственность, пожизненное наследуемое владение либо в бессрочное или срочное пользование в том числе в аренду в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

Возврат земельных участков бывшим частным собственникам и их наследникам не допускается, они могут получить земельные участки в собственность на общих основаниях.

Статья 5.


Кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным хозяйственным обществам, товариществам и другим хозяйственным объединениям, в том числе и созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, земельные участки могут передаваться в общую (совместную, долевую) собственность.

Каждый член кооператива при выходе из него с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка. Это положение распространяется и на работников сельскохозяйственных предприятий, сохранивших прежние формы хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Татарстан.

Статья 6.


Земельные участки могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, совместных предприятий, международных объединений и организаций.

Статья 7.


Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов или уполномоченными ими органами бесплатно или за плату.

Бесплатно в собственность гражданам передаются:

- ранее предоставленные им земельные участки для целей, указанных в статье 4 настоящего Закона, с сохранением их площади, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце втором части третьей настоящей статьи;

- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, совместного ведения сельскохозяйственного производства в случае образования общей (совместной, долевой) собственности на земельный участок - в пределах установленной среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность из расчета на каждого члена крестьянского хозяйства, трудового коллектива. В сложившихся крестьянских хозяйствах участки, превышающие эту норму, закрепляются за главой крестьянского (фермерского) хозяйства в пожизненное наследуемое владение, постоянное пользование, аренду и могут быть получены в собственность за плату;

- для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства в сельской местности в пределах установленных норм. При этом возмещение убытков прежним землепользователям, вызванным изъятием у них земель, производится в установленном законом порядке.

За плату земельные участки передаются в собственность гражданам для:

- ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, совместного ведения сельскохозяйственного производства в случае образования общей (совместной, долевой) собственности на земельный участок - за площадь, превышающую установленную среднерайонную норму бесплатной передачи земли в собственность в расчете на каждого члена крестьянского хозяйства, трудового коллектива;

- дачного и гаражного строительства;

- предпринимательской деятельности, не связанной с производством сельскохозяйственной продукции;

- индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа;

- иных целей, не запрещенных законом.

Статья 8.


Первичное приобретение и бесплатная передача земельных участков в собственность, наследование земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении или собственности, продажа земельных участков их собственникам осуществляется через местные Советы народных депутатов или уполномоченные ими органы, на территории которых они расположены, в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

Статья 9.


Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Настоящее положение не затрагивает предусмотренных законодательством Татарской ССР прав государственных и иных органов по осуществлению контроля за деятельностью собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь и арендатор вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Статья 10.


Использование земли в Татарской ССР является платным. Собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом в соответствии с законодательством Татарской ССР.

Земельный налог вносится на специальные бюджетные счета соответствующих местных Советов народных депутатов и органов местного самоуправления и расходуется на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением земельного кадастра, землеустройства, инженерным и социальным обустройством территории. Для выполнения указанных мероприятий в рамках республиканских программ часть этих средств может централизовываться в соответствии с законодательством Республики Татарстан;

За земельные участки, переданные в аренду, взимается арендная плата, размеры которой определяются договорами в порядке, устанавливаемом законодательством Татарской ССР.

Статья 11.


Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы поощряются за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции за счет средств местных бюджетов.

За нарушение земельного законодательства, загрязнение и порчу земель, снижение их плодородия собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы подлежат административной и уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 12.


В процессе осуществления земельной реформы решениями местных Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть находящихся во владении и пользовании земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земельные участки для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Переданные в собственность гражданам земельные участки могут быть изъяты в установленном законом порядке.

В ходе реформы не допускается принудительное расформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Статья 13.


Местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с Государственным комитетом Татарской ССР по земельным ресурсам и земельной реформе и его районными органами.

Председатель Верховного Совета

Татарской ССР М.Ш.Шаймиев

г.Казань, 19.04.1991 г., N 838-ХII

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»