В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Целевую программу "Развитие земельной реформы в Республике Татарстан в 2000-2005 годах" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Государственный комитет Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе.
3. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проектов республиканского бюджета Республики Татарстан на 2001 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Наименование Программы Целевая программа "Развитие земельной реформы в
Республике Татарстан в 2000-2005 годах"
Основание разработки Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 "О
федеральной целевой программе "Развитие
земельной реформы в Российской Федерации на
1999-2002 годы".
Государственный Государственный комитет Республики Татарстан по
заказчик Программы земельным ресурсам и земельной реформе
Основные разработчики Государственный комитет Республики Татарстан по
Программы земельным ресурсам и земельной реформе,
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Татарстан,
Министерство экономики и промышленности
Республики Татарстан, Министерство финансов
Республики Татарстан, Государственный комитет
Республики Татарстан по управлению
государственным имуществом
Цели и задачи Разработка и реализация комплекса
Программы взаимосвязанных правовых, организационных,
финансовых, землеустроительных и иных мер,
позволяющих обеспечить решение основных задач
земельной реформы в Республике Татарстан,
создание эффективного механизма регулирования
земельных отношений и государственного
управления земельными ресурсами в условиях
рыночной экономики
Сроки реализации 2000-2005 годы
Программы
Основные мероприятия Разработка и совершенствование на всех уровнях
Программы правовой и нормативной базы регулирования
земельных отношений; создание механизма,
реализующего права собственников земельных
долей; разграничение земель различных форм
собственности; осуществление практического
перехода к гарантированным Конституцией
Республики Татарстан формам собственности на
землю и их стабилизация посредством обеспечения
прав и их государственной регистрации; создание
инфраструктуры рынка земли; вовлечение
земельных участков в экономический оборот,
создание регулируемого государством земельного
рынка; развитие механизма ипотечного
кредитования; введение государственного
земельного кадастра; совершенствование системы
земельных платежей; проведение массовой оценки
земель с совершенствованием методики оценочных
работ; картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение земельной
реформы; создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра
как составной части единого кадастра
недвижимости; ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного
контроля использования и охраны земель,
создание денежного фонда охраны земель;
проведение информационно-разъяснительной работы
среди населения; подготовка и переподготовка
кадров.
Объемы и источники 2000-2005 годы 2000 год
финансирования Программы
(млн.рублей)
Всего 379,41 70,69
В том числе:
республиканский 326,17 61,20
бюджет
местные бюджеты 53,24 9,49
Ожидаемые конечные Закрепление прав граждан свободно распоряжаться
результаты реализации участками земли и земельной долей в той мере, в
Программы какой допускается действующим законодательством
Республики Татарстан; разграничение земель
различных форм собственности; создание рынка
земли и недвижимости как единого имущественного
комплекса; развитие ипотеки земли и создание
благоприятных условий для инвестиций
В результате прошедшего этапа преобразований в республике устранена монополия государственной собственности на землю, реализован принцип платности землепользования и осуществлено первичное вовлечение земельных участков в гражданский оборот. Новый тип отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен Конституцией Республики Татарстан, Земельным кодексом Республики Татарстан, другими законодательными и нормативными правовыми актами.
В основном сформирована и продолжает совершенствоваться правовая основа реформирования земельных отношений. За этот период наряду с Земельным кодексом Республики Татарстан были приняты законы Республики Татарстан "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства". Существенное значение имело также принятие указов Президента Республики Татарстан "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан" и "О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан".
Кабинетом Министров Республики Татарстан принято более 30 нормативных актов, связанных с регулированием земельных отношений. Госкомземом Республики Татарстан разработана и Правительством республики утверждена Концепция создания и развития земельного рынка в Республике Татарстан.
Проведение реформы привело к значительному перераспределению земель, 40% которых в настоящее время находятся в собственности физических и юридических лиц, в том числе 60% всех сельскохозяйственных угодий. Вместо реорганизованных колхозов и совхозов по состоянию на 1 января 2000 года образовано 600 акционерных обществ, товариществ, коллективных предприятий, около 400 производственных сельскохозяйственных кооперативов. Реализуя свои конституционные права, более 460 тысяч граждан получили в собственность в форме земельных долей 2,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Собственниками земельных долей заключено более 41 тысячи договоров аренды. Сформированы крестьянские (фермерские) хозяйства, которых насчитывается более 1,6 тысячи. В их распоряжение передано более 125 тыс.гектаров земель.
Осуществлено юридическое закрепление прав граждан на используемые ими земельные участки для ведения личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства, жилищного и дачного строительства. В настоящее время более одного миллиона граждан имеют земельные участки для этих целей, из них 597 тысяч участков площадью 87,9 тыс.гектаров в их собственности. В собственности юридических лиц по состоянию на 1.01.2000 г. находится 3,4 тыс.гектаров земель.
Площадь коллективных садов с 1991 года возросла с 17,4 до 28 тыс. гектаров. Тем самым была решена проблема обеспечения городского населения садовыми участками. В настоящее время в городах республиканского подчинения на каждые сто семей приходится 60 садовых участков.
Современный этап земельных преобразований на первый план выдвинул задачи перехода к экономическим методам управления земельными ресурсами, создания и полноценного функционирования рынка земли и иной недвижимости, обеспечения государственной гарантии прав на землю, расширения арендных отношений как одной из форм землепользования, особенно в городах, введения механизма залога земель.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает, за 1999 год их было заключено 11,9 тысячи, что на 3,6 тысячи больше, чем за весь 1998 год, и в 2,5 раза больше, чем в 1997 году. В городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Лениногорске проводятся аукционы по продаже земельных участков в собственность юридических и физических лиц, а также прав аренды под строительство жилья, развитие предпринимательства и другие цели. В результате таких торгов в бюджеты городов республики в 1999 году поступило более 2 млн.рублей.
Вовлечение земель в гражданский оборот требует функционирования достоверной базы данных о правовом, количественном, качественном и экономическом положении земель и иных объектов недвижимости, которая должна оперативно обеспечивать потребителей необходимой кадастровой информацией. Это станет возможным при создании Единого кадастра недвижимого имущества на основе автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, базирующейся на современных компьютерных технологиях, передовом опыте в области землеустройства, геодезии, топографии, экономики, статистики и других отраслей знаний.
В рамках реализации Программы проведения инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.94 г. N 332, и Программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.97 г. N 40, завершена инвентаризация земель городов, поселков и районных центров на площади 120 тыс.гектаров. Завершается инвентаризация земель сельских населенных пунктов. Материалы инвентаризации земель вносятся в автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра. В ходе инвентаризации земель выявлено около 30 тысяч неучтенных землепользователей на площади около 8 тыс.гектаров. Кроме того, установлено расхождение фактических площадей с учетными данными на более чем 10 тыс.гектаров. В результате налогооблагаемая база увеличилась на сумму около 25 млн.рублей. На основе материалов инвентаризации земель с целью дифференциации ставок платежей за землю проведено комплексное ценовое зонирование территорий городов и других поселений.
В связи с вовлечением земель, в том числе и сельскохозяйственных, в рыночный оборот возникает необходимость проведения оценки конкретных земельных участков. Для получения достоверных значений проводится кадастровая оценка земель. Работы по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения завершены в 1999 году. Результаты кадастровой оценки используются при расчетах нормативной цены земли для целей налогообложения, определения стартовой рыночной стоимости земельных участков при установлении цен на конкурсах и аукционах, при аренде, купле-продаже, ипотеке, инвестировании в производственную деятельность, а также в других случаях, возникающих при гражданском обороте земель.
В целях перехода к электронно-цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровой информации в 1996-1997 годах была создана электронная схема границ территорий административных районов, сельско- и лесохозяйственных предприятий, населенных пунктов республики. Начиная с 1997 года в соответствии с Программой создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан создается электронно-картографическая основа ведения государственного земельного кадастра как составной части государственного кадастра недвижимости. По состоянию на 01.01.2000 г. данная работа завершена в 23 районах республики, или на 58 % ее территории.
Выполнена работа по восстановлению административной границы Республики Татарстан. Проводится постоянное обновление планово-картографического материала, в том числе в электронном виде, методами аэрофотосъемочных работ на всей территории республики.
Дальнейшее развитие получили почвенные, агрохимические обследования сельскохозяйственных угодий. В результате инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения за последние 3 года выявлены более 215 тыс.гектаров деградированных и подверженных эрозии земель, которые на основании постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан переведены в естественные кормовые или другие несельскохозяйственные угодья. Учитывая многообразие природных условий, разнообразие антропогенных воздействий на почву, сложную структуру почвенного покрова, в 1998 году были начаты работы по почвенному мониторингу. Заложены постоянно действующие реперные участки в 6 природно-экономических зонах республики.
Обеспечено поступление платежей за землю в бюджеты всех уровней в 1996 году на сумму 80,2 млн.рублей, в 1997 году - 222,1 млн.рублей, в 1998 году - 271,8 млн.рублей, в 1999 году - 467,7 млн.рублей.
Программа разработана для обеспечения выполнения положений и норм Земельного кодекса Республики Татарстан и в соответствии с Федеральной программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99 г. N 694.
Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Основными направлениями земельной реформы на нынешнем этапе являются:
совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений;
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Республики Татарстан формам собственности на землю и их стабилизация посредством обеспечения прав собственности и их государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного кредитования;
передача земель собственникам, эффективно использующим земли;
приватизация земли имеющими на это право в соответствии с законодательством физическими и юридическими лицами;
совершенствование системы земельных платежей;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в государственной собственности и собственности органов местного самоуправления;
завершение создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как составной части единого кадастра недвижимости;
картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
проведение государственной массовой кадастровой оценки земель всех категорий и правового зонирования территорий поселений, совершенствование методов проведения оценочных работ;
обеспечение повышения плодородия почв и защита их от эрозии;
усиление роли государства в разработках и реализации мероприятий по охране земельных ресурсов от эрозии почв и других форм деградации земель;
организация научного прогнозирования состояния земель всех категорий;
усиление государственного контроля использования земель.
Целью данной Программы также является разработка и реализация комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и иных мер, позволяющих обеспечить решение основных задач земельной реформы в Республике Татарстан, создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами в условиях рыночной экономики.
Программа является составной частью системы программ социально-экономического развития Республики Татарстан и разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", в развитие Программы создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.97 г. N 40.
Программа согласована с разрабатываемыми прогнозом социально-экономического развития Республики Татарстан на 2000 год и Комплексной программой "Создание системы управления рынком недвижимости в Республике Татарстан", конкретизирует и развивает в сфере земельных отношений положения прогнозов социально-экономического развития республики, принятых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.02.96 г. N 82 "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 1996-2000 годы и прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 1996-2005 годы", республиканской Программы поэтапного создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.99 г. N 852.
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Республики Татарстан о многообразии форм собственности, их равной защите и осуществляется по следующим основным направлениям: