Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что за годы проведения социально-экономических реформ в Республике Татарстан сформирована система социальной защиты населения, включающая совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для сохранения приемлемого уровня жизни населения. С учетом конкретной экономической обстановки принимались меры по стабилизации доходов населения, обеспечению занятости населения, сохранению основных социальных институтов, обеспечивающих воспитание, образование и оздоровление детей и взрослого населения, действующих льгот гражданам республики, в том числе ветеранам войны и труда, инвалидам.
Усилилась деятельность органов государственного управления городов и районов республики по обеспечению социальной защиты населения. В большинстве городов и районов разработаны и за счет средств местных бюджетов реализуются программы социальной защиты и поддержки тех слоев населения, которые в силу объективных причин находятся в тяжелом материальном положении, развивается сеть учреждений социального обслуживания.
В соответствии с Программой адресной социальной защиты населения отработаны механизмы, обеспечивающие адресность оказываемой помощи с учетом доходов семьи.
В результате население постепенно адаптируется к рыночным условиям, использует различные источники получения доходов, включая разнообразные виды предпринимательской деятельности, дивиденды по акциям, доходы от личных подсобных хозяйств, а также доходы от нерегистрируемой деятельности.
Происходит высвобождение части рабочей силы и активизация процессов ее перераспределения на рынке труда. Начался процесс формирования рынка жилья, медицинских, образовательных и культурных услуг.
Вместе с тем в условиях продолжения обострения кризиса в экономике действующая система социальной защиты населения не достаточно эффективна, не способствует повышению экономической активности трудоспособных граждан. В 1998 году доходы семей с детьми, пенсионеров, работников бюджетных организаций отставали от изменения потребительских цен. Снижается доля заработной платы в доходах населения, возрастает дифференциация в уровне заработной платы между отраслями и категориями работников, увеличивается численность граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Сохраняется скрытая безработица.
Остается высокой задолженность по выплате заработной платы, пенсий, пособий. Снижается покупательская способность заработной платы и пенсий. Увеличивается число трудоспособных граждан, получающих пособия и компенсации, финансируемые из бюджета республики. Вместе с тем отсутствие учета доходов граждан по основному и не основному местам работы, других источников дохода, информационных технологий в системе социальной защиты населения не позволяют в полной мере обеспечивать адресность социальной поддержки реально нуждающихся граждан, эффективно использовать финансовые ресурсы на цели социальной защиты. Медленно растет сеть учреждений социального обслуживания.
Не завершена работа по созданию организационной структуры органов социальной защиты населения.
В целях совершенствования системы социальной защиты населения в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Министерством финансов Республики Татарстан, Министерством социального обеспечения Республики Татарстан до 1 августа 1999 года разработать и представить в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты нормативно-правовых документов об изменении минимального размера оплаты труда, в том числе работникам бюджетных организаций, а также размеров пособий семьям с детьми и компенсационных выплат малообеспеченным категориям населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан.
2. Министерству финансов Республики Татарстан, администрациям городов и районов обеспечить выплату текущей заработной платы работникам учреждений и организаций бюджетной сферы с учетом взносов на обязательное медицинское и социальное страхования, отчислений в Государственный фонд занятости Республики Татарстан и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.
Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами, госкомитетами и ведомствами до 1 июля 1999 года проанализировать ход выполнения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.05.98 г. N 245 "О мерах по снижению просроченной задолженности по заработной плате и созданию условий для стабилизации экономики Республики Татарстан" и при необходимости разработать и принять дополнительные меры, направленные на ликвидацию задолженности по заработной плате.
3. Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и занятости, Государственным комитетом Республики Татарстан по статистике, Министерством социального обеспечения Республики Татарстан до 1 июля 1999 года внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан перечень индикаторов, характеризующих уровень жизни населения, социально-экономическое положение предприятия, города, района, и методики их расчета.
4. Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости, Государственному комитету Республики Татарстан по статистике разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан порядок учета и исчисления задолженности по выплате заработной платы на предприятиях, в городах, районах и в республике в целом.
5. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан в третьем квартале 1999 года разработать предложения по адаптации незарегистрированного рынка труда в экономику республики и внести их на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан.
6. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу "Разработка и внедрение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан".
Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно начиная с 2000 года предусматривать при формировании республиканского бюджета Республики Татарстан выделение средств на реализацию Программы.
Министерству финансов Республики Татарстан выделить Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан в 1999 году 6211,0 тысяч рублей на реализацию Программы за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на мероприятия по социальной защите населения.
7. Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан обеспечить:
организационно-методическое руководство работами по внедрению информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения в соответствии с Программой;
подготовку и утверждение в установленном порядке нормативнотехнических документов, необходимых для внедрения и функционирования информационных технологий.
создание и поддержку в актуальном состоянии республиканского банка данных адресной социальной защиты населения.
8. Министерству социального обеспечения Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости, администрациям районов и городов Республики Татарстан в течение 1999 года разработать и осуществить мероприятия по поэтапной передаче функций назначения и выплат ежемесячных пособий и компенсаций гражданам, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан, в органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления.
9. Министерству социального обеспечения Республики Татарстан, Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан по согласованию с Государственным комитетом Республики Татарстан по труду и занятости, Министерством финансов Республики Татарстан до 1 июля 1999 года разработать и внести на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан проект положения об управлении социальной защиты населения района (города), его структурных подразделениях и нормативы их штатной численности.
Внести до 1 июля 1999 года на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан Программу профессиональной подготовки и переподготовки специалистов органов социальной защиты и социального обеспечения на 2000-2001 годы.
10. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан до 1 июля 1999 года внести в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения об источниках формирования средств Республиканского фонда адресной социальной поддержки населения Республики Татарстан.
11. Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству социального обеспечения Республики Татарстан разработать и до 1 июля 1999 года внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по совершенствованию лекарственного обеспечения населения республики.
12. Администрации г.Казани, Министерству здравоохранения Республики Татарстан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения об открытии республиканского госпиталя для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Конюшеву А.И.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Паспорт Республиканской программы "Разработка и внедрение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан"
1. Введение
2. Состояние проблемы
3. Цель Программы
4. Задачи Программы
5. Основные направления реализации Программы
6. Финансирование Программы
7. Контроль и координация работ
8. Оценка эффективности Программы
Приложение. Перечень мероприятий Республиканской программы "Разработка и внедрение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан"
Наименование Программы Разработка и внедрение информационных техно-
логий в системе адресной социальной защиты
населения Республики Татарстан
Государственный заказчик Кабинет Министров Республики Татарстан
Основные исполнители Центр экономических и социальных исследова-
ний Республики Татарстан при Кабинете Ми-
нистров Республики Татарстан
Министерство социального обеспечения Респуб-
лики Татарстан
Министерство внутренних дел Республики Та-
тарстан
Министерство строительства и жилищно-комму-
нального хозяйства Республики Татарстан
Министерство юстиции Республики Татарстан
Государственная налоговая инспекция по Рес-
публике Татарстан
Государственный комитет Республики Татарстан
по труду и занятости
Республиканская больничная касса
Отдел ЗАГС при Кабинете Министров Республики
Татарстан
Разработчик Программы Центр экономических и социальных исследова-
ний Республики Татарстан при Кабинете Ми-
нистров Республики Татарстан
Срок реализации 1999-2001 годы
Основные мероприятия Разработка нормативно-правовой базы функцио-
Программы нирования информационных технологий в систе-
ме адресной социальной защиты населения Рес-
публики Татарстан
Разработка и поэтапное внедрение в министер-
ствах, ведомствах и учреждениях городов, ра-
йонов, республиканских органах комплекса ав-
томатизированных систем учета и интеграции
данных о населении Республики Татарстан
Важнейшие целевые Создание республиканской автоматизированной
показатели информационной системы учета информации о
населении, функционирующей на территориаль-
ных и ведомственных уровнях в рамках единого
информационного пространства Республики Та-
тарстан
Ожидаемые конечные Повышение качества обслуживания населения в
результаты органах социальной защиты населения
Возможность проведения объективных социаль-
но-экономических исследований
Совершенствование механизма предоставления
адресной социальной помощи населению
Повышение эффективности использования финан-
совых средств, направляемых на цели социаль-
ной защиты населения
Объемы и источники 66,472 млн.рублей из средств бюджета Респуб-
финансирования лики Татарстан
Система контроля за Министерство экономики и промышленности Рес-
исполнением Программы публики Татарстан
Министерство финансов Республики Татарстан
Основной задачей органов социальной защиты населения является проведение государственной политики в области социальной защиты в отношении различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Проведение социально-экономических реформ диктует необходимость повышения эффективности функционирования системы адресной социальной защиты населения. Решение данной проблемы возможно только при создании механизмов оказания социальной помощи гражданам по принципу справедливости, основанному на учете полной и объективной информации о социальном, экономическом и правовом положении населения республики.
Одними из главных направлений повышения эффективности функционирования системы адресной социальной защиты являются широкое внедрение современных информационных технологий, создание банков данных социального, экономического и правового состояния граждан и реализация средств поддержания информации банков данных в актуальном состоянии.
Республиканская программа "Разработка и внедрение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан" разработана в соответствии с Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан, утвержденной постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 23.03.93 г. N 1790-XII (с последующими изменениями и дополнениями к ней, утвержденными постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 8 июня 1994 года N 2147-XII), Государственной программой экономического и социального прогресса Республики Татарстан, утвержденной постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 8 июля 1996 года N 682.
Программа предусматривает проведение комплекса мероприятий (приложение), направленных на разработку и внедрение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан и создание нормативно-правовой базы функционирования данных информационных технологий.
В Республике Татарстан проживают свыше 940 тысяч пенсионеров (или более 25% населения республики), в том числе более 170 тысяч инвалидов, более 39 тысяч граждан зарегистрированы в качестве безработных.
В соответствии с действующим законодательством более 2 миллионов граждан Российской Федерации пользуются льготами по оплате за наем жилья, коммунальные и транспортные услуги, лекарственные препараты, более 400 тысячам граждан ежемесячно выплачиваются пособия и компенсации в виде чеков на продовольственные товары и жетонов для оплаты коммунальных услуг.
Более 130 тысячам граждан Российской Федерации установлена дополнительная социальная поддержка.
Финансирование всех видов социальных гарантий, льгот и компенсаций осуществляется из средств:
республиканского бюджета Республики Татарстан;
Государственного фонда занятости Республики Татарстан;
Республиканской и территориальных больничных касс;
Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан;
Отделения Пенсионного фонда Российской Федераций по Республике Татарстан;
Фонда адресной социальной поддержки населения.
Ежегодно на социальную поддержку граждан Российской Федерации направляется более 1,5 миллиарда деноминированных рублей.
Реализация органами адресной социальной защиты населения функций по проведению государственной политики в области социальной защиты требует анализа социально-экономического положения граждан, семей на основе полного объема данных, характеризующих социальное, экономическое и правовое положение населения, и контроля за распределением средств, направляемых на обеспечение социальных гарантий.
Основным инструментом анализа и контроля являются комплексные информационные технологии учета и поддержки в актуальном состоянии данных о гражданах Российской Федерации, включающих в себя информацию о личности, членах семьи, всех видах доходов членов семьи, собственности, льготах и другую информацию.
Разработка и внедрение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан ведется под организационно-методическом руководством технического совета, созданного при Центре экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Определены состав и структура информационных технологий в системе адресной социальной защиты, разработаны технологии сбора данных и основные программные решения по созданию банков данных адресной социальной защиты.