Верховный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу адресной социальной защиты населения Республики Татарстан.
2. Кабинету Министров Республики Татарстан провести необходимые организационные, экономические и финансово - кредитные меры по реализации Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан.
3. Протокольно.
Председатель Верховного Совета Республики Татарстан Ф.Мухаметшин
г.Казань, 23 марта 1993 года, N 1790-XII
Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан разработана в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 9 июля 1992 года N 1552-XII "О ходе выполнения постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года "О мерах по социальной защите населения Республики Татарстан". Она является составной частью социально-экономической политики, проводимой Правительством и Верховным Советом Республики Татарстан.
Социальная защита населения Республики Татарстан предусматривает совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для достижения социально приемлемого уровня жизни населения. Она включает реализацию государственных социальных гарантий (минимальной заработной платы, минимального размера пенсий, стипендий и других социальных выплат), сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку предпринимательства, адресную социальную поддержку городского и сельского населения и других социально-демографических групп, проведение эффективной финансово-кредитной, налоговой политики, структурной перестройки экономики, создание рыночных механизмов.
Социально-экономическая ситуация в республике в первом полугодии 1994 года характеризуется продолжающимся спадом объемов производства в промышленности, кризисом неплатежей, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, отставанием темпов роста доходов населения от необходимого уровня.
С начала текущего года наметилась тенденция относительного снижения темпов роста доходов населения.
Средняя заработная плата в декабре 1993 года в Республике Татарстан составила 128,1 тыс. рублей, в апреле 1994 года - 142,7 тыс. рублей (в Российской Федерации соответственно 141,2 тыс. рублей и 171,5 тыс. рублей).
Доход на душу населения в декабре 1993 года составил 81,7 тыс. рублей, в апреле 1994 года - 90,2 тыс. рублей (соответственно в Российской Федерации - 84,0 тыс. рублей и 124,0 тыс. рублей). Уровень жизни, оцениваемый как отношение дохода на душу населения к стоимости прожиточного минимума, в 1993 году имел тенденцию к увеличению, однако в I квартале 1994 года он понизился. Основной причиной снижения уровня жизни населения является недостаточный рост доходов населения.
Доля населения, имеющего доходы не ниже прожиточного минимума, составляет 11,2 процента, выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета - 56 процентов, 4,3 процента населения относится к категории людей с высокими и сверхвысокими доходами.
С начала реализации Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан численность населения, получающего компенсационные выплаты, составляла 57,6 процента, а в марте 1994 года - 5,8 процента.
В связи с тем, что прожиточный минимум определяет минимально допустимый уровень обеспеченности человека и характеризует границу нищеты, он не может быть ориентиром в социально-экономической политике республики, он может быть лишь ограничителем. Назрела необходимость в установлении такого ориентира. Им должен быть показатель минимального потребительского бюджета.
I этап Программы адресной социальной
защиты населения Республики Татарстан.
Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан основывается на следующих принципах активной социальной политики:
принцип повышения жизненного уровня населения Республики Татарстан:
принцип равенства в социальной поддержке городского и сельского населения;
принцип обязательности выполнения работодателем гарантий обеспечения уровня заработной платы работника не ниже минимального потребительского бюджета;
принцип адресности и упреждения оказания помощи жителям, имеющим на нее право;
принцип комплексности помощи, предусматривающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг или льгот);
принцип самостоятельности местных органов власти, предприятий и организаций в оказании социальной помощи населению;
принцип социального реагирования со стороны правительства на изменение уровня жизни населения республики.
Для реализации Программы адресной социальной защиты населения предусматривается:
установление в качестве социальных нормативов, определяющих уровень жизни сельского и городского населения и различных социально-демографических групп, среднего совокупного дохода на члена семьи, включая доходы с натурального хозяйства, величин прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета;
государственная гарантия в обеспечении работающим заработной платы не ниже минимального потребительского бюджета;
государственная гарантия в обеспечении уровня доходов семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет (учащимся общеобразовательных учреждений - до окончания ими обучения и трудоустройства, но не более, чем на срок два месяца после окончания учебных заведений), беременных женщин с 20 недель беременности в соотношении к минимальному потребительскому бюджету, но не ниже прожиточного минимума этих категорий;
государственная гарантия в обеспечении уровня доходов не ниже прожиточного минимума:
- неработающим получателям всех видов пенсий в зависимости от размеров пенсий с учетом надбавок, повышений и компенсаций, установленных действующим законодательством;
- студентам и учащимся, обучающимся с отрывом от производства в общеобразовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования;
- аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях;
- матерям находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, неработающим женщинам, воспитывающим ребенка в возрасте до трех лет (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком);
- неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, осуществляющим воспитание трех и более детей в возрасте до 16 лет (учащимся, не получающим стипендию, - до 18 лет);
- неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, престарелым, нуждающемся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения) или достигшим 80-летнего возраста;
- гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также гражданам, проходящим по направлению службы занятости профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получающим пособие по безработице (стипендию);
- обеспечение детей первых двух лет жизни бесплатно специальными молочными продуктами питания и смесями по рецептам врачей вне зависимости от среднедушевого совокупного дохода семьи;
- оздоровление детей-инвалидов, детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), детей из семей, в которых один из родителей или оба являются инвалидами I и II групп, по бесплатным путевкам в санаториях, санаториях-профилакториях, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях в соответствии с медицинскими показаниями с возмещением 100 процентов стоимости их проезда междугородным, речным и железнодорожным транспортом и 50 процентов стоимости проезда лицам, их сопровождающим к местам расположения оздоровительных учреждений, за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан;
- постепенный переход от дотирования производства сельскохозяйственной продукции, услуг пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и предприятий, обеспечивающих население топливом, к адресной социальной поддержке с учетом социальных норм, установленных в прожиточном минимуме, для чего предусматривается поэтапное приведение в течение 1994-1995 годов стоимости продовольственных товаров, размеров оплаты за коммунальные услуги и жилье, топливо, пассажирский транспорт (кроме воздушного, речного и железнодорожного) к их фактической стоимости;
- совершенствование механизма предоставления адресной социальной помощи населению и структуры управления вопросами социальной защиты. В целях комплексной реализации вопросов социальной защиты населения создание городских и районных центров социальной защиты, координирующих органы социального обеспечения, социальной защиты, труда и занятостии, территориальные информационные центры, другие внебюджетные фонды (отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Фонда занятости населения Республики Татарстан, Татарского регионального межотраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, больничных касс, фондов социальной поддержки населения), обеспечение их кадрами;
- введение контроля за соблюдением интересов жильцов (независимо от форм собственности используемого ими жилья) при оказании жилищно-коммунальных услуг;
- формирование республиканского, городских и районных информационных банков данных социальной защиты населения, создание территориальных информационных центров в городах и районах во взаимодействии с налоговыми органами республики;
- систематизация льгот ветеранам и инвалидам и закрепление их в законодательстве Республики Татарстан;
- совершенствование системы налогообложения общественных организаций ветеранов, инвалидов и их предприятий, а также Республиканского и местных фондов адресной социальной поддержки населения и закрепление их в законодательстве Республики Татарстан.
Адресная социальная поддержка предусматривает предоставление нуждающимся жителям республики компенсаций (в денежной форме или чеках) и (или) натурального обеспечения в виде товаров первой необходимости и услуг.
Выплата компенсаций нуждающимся группам населения производится на предприятиях, в организациях, органах социальной защиты (социального обеспечения) городов и районов. Порядок выплаты компенсаций устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Финансирование Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан осуществляется из средств фондов социальной поддержки населения, республиканского Фонда адресной социальной поддержки населения Республики Татарстан, дотаций из республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов (отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Фонда занятости населения Республики Татарстан и Татарского регионального межотраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и т.д.) и других источников по их решению.
Органы исполнительной власти городов и районов в отдельных случаях могут решать вопросы повышения размеров компенсаций жителям, в том числе на питание учащимся и студентам, за счет средств местных бюджетов, фондов социальной поддержки, а также оказывать дополнительную социальную помощь нуждающимся.
Предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности могут оказывать своим работникам и их семьям социальную поддержку (досрочный выход на пенсию, доплата к пенсиям, пособиям, на питание, дополнительные льготы и преимущества) за счет собственных средств.
В случае ущемления прав граждан в предоставлении компенсаций и других видов социальной защиты, повлекших неполучение либо недополучение в полагающемся размере денежного или натурального обеспечения, непредоставлении либо предоставлении не в полном объеме полагающихся услуг и льгот граждане могут обжаловать действия должностных лиц и органов социальной защиты (социального обеспечения) в местной администрации, в органах государственной власти либо в судебном порядке.
Республиканская комиссия по реализации Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан координирует деятельность внебюджетных фондов, средства которых направляются на социальную защиту населения с целью более эффективного их использования, рассматривает и согласовывает решения органов исполнительной власти, влияющих на проводимую в республике социальную политику.
Расчеты средств
для выплаты компенсаций, предусмотренных Программой
адресной социальной защиты населения Республики
Татарстан в расчете на месяц
---------------------------------------------------------------------
¦ Количество ¦Сумма средств
¦ (человек) ¦ (млн.рублей)
+----------------+---------------
1. Вновь вводимые компенса- ¦ ¦
ционные выплаты: ¦ ¦
¦ ¦
Детям ¦ 1052000 ¦ 1542,4
Студентам ВУЗов, учащимся ¦ ¦
ССУЗов, ПТУ ¦ 127800 ¦ 127,8
Аспирантам ¦ 507 ¦ 0,76
Пенсионерам ¦ 867475 ¦ 1438,6
Безработным ¦ 2324 ¦ 2,3
Женщинам, осуществляющим уход ¦ ¦
за ребенком в возрасте до ¦ ¦
3-х лет, беременным женщинам ¦ 155800 ¦ 313,2
Неработающим трудоспособным ¦ ¦
лицам, осуществляющим уход за ¦ ¦
инвалидом I группы, престаре- ¦ ¦
лым, нуждающимся в уходе или ¦ ¦
достигшим 80-летнего возраста, ¦ ¦
ребенком-инвалидом до 16 лет, ¦ ¦
воспитывающим 3-х и более детей¦ 4300 ¦ 7,9
На питание учащимся общеобразо-¦ ¦
вательных школ, ПТУ, ССУЗов, ¦ ¦
финансируемых из бюджета ¦ ¦
республики ¦ 584400 ¦ 292,2
Обеспечение бесплатным питанием¦ ¦
детей до 2-х летнего возраста ¦ 105500 ¦ 150,4
Бесплатное оздоровление детей- ¦ ¦
инвалидов, детей-сирот и детей,¦ ¦
находящихся под опекой (попечи-¦ ¦
тельством) в возрасте до 18 лет¦ 10900 ¦ 18
Всего для вновь вводимых ¦ ¦
компенсационных выплат ¦ 2210206 ¦ 3875,6
Кроме того: ¦ ¦
2. Общая сумма действующих ¦ ¦
компенсаций в соответствии с ¦ ¦
Законом Республики Татарстан ¦ ¦
"О бюджетной системе Республики¦ ¦
Татарстан на 1993 год", включая¦ ¦
выплаты из других источников ¦ ¦ х)
финансирования ¦ ¦ 7767
-------------------------------------------------------------------------
х) - В расчете на одного жителя Республики Татарстан в месяц - 2086 рублей
Действующие льготы ветеранам войны и труда
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Основные виды льгот ¦ В расчете на ¦
¦ Категории ¦Коли- ¦в расчете на год (млн.руб.) ¦ 1 человека ¦
¦ ¦чество +-----------------------------+--------------¦
¦ ¦(чел.) ¦бесплат-¦50-ти ¦дру-¦ ¦В год ¦В месяц¦
¦ ¦ ¦ный про-¦процент- ¦гие ¦Все- ¦(руб) ¦ (руб)¦
¦ ¦ ¦езд на ¦ная скид-¦виды¦го ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦транс- ¦ка по оп-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦порте ¦лате за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦жилье и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦коммун. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------------------¦
¦ Инвалиды Великой ¦
¦ Отечественной ¦
¦ войны и прирав- ¦
¦ ненные к ним лица 22590 16,3 15,7 113,3 145,3 6431 536 ¦
¦ ¦
¦ Участники войны ¦
¦ и приравненные ¦
¦ к ним лица 45914 33,1 32,0 42,4 107,4 2340 195 ¦
¦ ¦
¦ Лица, награжден- ¦
¦ ные орденами и ¦
¦ медалями за са- ¦
¦ моотверженный ¦
¦ труд и безупреч- ¦
¦ ную воинскую слу- ¦
¦ жбу в тылу в годы ¦
¦ Великой Отечест- ¦
¦ венной войны 120000 86,4 83,5 60,5 230,4 1920 160 ¦
¦ ¦
¦ Одинокие мало- ¦
¦ обеспеченные пен- ¦
¦ синеры, нуждающи- ¦
¦ еся в посторон- ¦
¦ нем уходе 9175 6,6 6,4 13,0 26,0 2832 236 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Действующие компенсации отдельным
категориям населения в Республике Татарстан
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Действующие компенсации в расчете на 1 человека в ¦
¦ Получа-¦Кол-во¦cреднем за месяц (руб.) ¦
¦ тели ¦ чел. +-------------------------------------------------------¦
¦ компен-¦(тыс.)¦ на одного ребенка ¦Всего компенса-¦
¦ саций ¦ +---------------------------------------¦ционных выплат ¦
¦ ¦ ¦Едино-¦Ежеме-¦Ежек-¦Еди- ¦Дота- ¦Дота- ¦ в расчете ¦
¦ ¦ ¦време-¦сячное¦вар- ¦врем-¦ции ¦ции +---------------¦
¦ ¦ ¦нное ¦посо- ¦таль-¦енные¦на ¦на ¦на ¦на мате- ¦
¦ ¦ ¦посо- ¦бие ¦ное ¦вып- ¦бесп- ¦бесп- ¦ребе-¦рей, на ¦
¦ ¦ ¦бие на¦ ¦посо-¦латы ¦латные¦латные¦нка ¦нерабо- ¦
¦ ¦ ¦рожде-¦ ¦бие ¦на ¦обеды ¦лекар-¦ ¦тающих ¦
¦ ¦ ¦ние ¦ ¦ ¦дет- ¦в ¦ства ¦ ¦трудос- ¦
¦ ¦ ¦ребен-¦ ¦ ¦скую ¦школе ¦детям ¦ ¦пособных ¦
¦ ¦ ¦ка ¦ ¦ ¦оде- ¦ ¦до 3 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ду ¦ ¦лет ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------------------¦
¦ Дети в ¦
¦ возрасте: ¦
¦ ¦
¦ до 6 лет 342,3 94 1125 208 40 - 42 1509 - ¦
¦ ¦
¦ от 6 до ¦
¦ 13 лет 436,8 - 500 250 40 500 - 1290 - ¦
¦ ¦
¦ от 13 до ¦
¦ 18 лет 272,0 - 500 292 53 500 - 1345 - ¦
¦ ¦
¦ Матери, ¦
¦ осущест- ¦
¦ вляющие ¦
¦ уход за ¦
¦ ребенком ¦
¦ в воз- ¦
¦ расте до ¦
¦ 3-х лет 121,3 - 750 - - - - - 750 ¦
¦ ¦
¦ Нерабо- ¦
¦ тающие ¦
¦ трудо- ¦
¦ способ- ¦
¦ ные лица: ¦
¦ ¦
¦ осущест- ¦
¦ вляющие ¦
¦ уход за ¦
¦ инвали- ¦
¦ дом 1 гр., ¦
¦ преста- ¦
¦ релым, ¦
¦ нуждающим- ¦
¦ ся в пос- ¦
¦ тороннем ¦
¦ уходе или ¦
¦ достигшим ¦
¦ 80-летне- ¦
¦ го возрас- ¦
¦ та 1,5 - - - - - - - 750 ¦
¦ ¦
¦ осуществ- ¦
¦ ляющие ¦
¦ уход за ¦
¦ ребенком- ¦
¦ инвали- ¦
¦ дом в ¦
¦ возрасте ¦
¦ до 16 ¦
¦ лет 2,0 - - - - - - - 1250 ¦
¦ ¦
¦ осуществ- ¦
¦ ляющие ¦
¦ воспита- ¦
¦ ние 3 и ¦
¦ более де- ¦
¦ тей 0,8 - - - - - - - 2250 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+