Положение с выплатой заработной платы остается сложным. Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате на 1 апреля 1998 года составила 2222,3 млн. рублей. Из них 50,4 процента в промышленности и 19,6 процента в сельском хозяйстве. Долги по выплате заработной платы имеют 3774 организации (из более чем 45 тысяч зарегистрированных в Республике Татарстан юридических лиц.
Получили распространение бартерные сделки, приводящие к уклонению от уплаты налогов и выплаты заработной платы в денежной форме и, как следствие этого, к искажению финансовых результатов деятельности организации. Так, в 1997 году в среднем по республике реализация продукции на 62 процента осуществлялась посредством неденежных форм расчетов, а по организациям отраслей химии и нефтехимии неденежная форма расчетов составила 84,9 процента.
Часть заработной платы "заморожена" в нереализованной продукции организаций. В 1997 году удельный вес реализованной продукции в общем объеме, произведенной в республике, составил 92,9 процента.
Вместе с тем, находясь в едином экономическом пространстве Российской Федерации, нельзя не учитывать и имеющиеся просчеты в промышленной, налоговой и инвестиционной политике федеральных органов государственной власти и управления, что неизбежно сказалось на состоянии экономики республики.
Участились случаи, когда организации, имеющие достаточные средства на выплату заработной платы, используют их на другие - непервоочередные нужды.
Одной из основных причин неплатежей по заработной плате следует отметить снижение исполнительской дисциплины руководителей организаций, несущих основную и безусловную ответственность за задержки зарплаты.
В свою очередь, неплатежи между организациями выступают в роли дешевого взаимного кредита, компенсирующего нехватку денежных оборотных средств. Задержки по заработной плате зачастую вызваны бесхозяйственностью, безответственностью, а порой расточительностью. К тому же неплатежи имеют и субъективный характер, порой руководители организаций перестают осознавать незаконность своих действий, не оплачивая труд.
Отрицательно сказалась на преодолении кризиса неплатежей нерешительность Агентства по несостоятельности (банкротству) при Государственном комитете Республики Татарстан по управлению государственным имуществом в работе по финансовому оздоровлению предприятий.
В целях реализации необходимых мер по обеспечению своевременности выплаты заработной платы, инвентаризации условий оплаты труда, снижению задолженности по заработной плате, пресечения правонарушений в сфере оплаты труда и повышения ответственности за нарушения прав граждан на вознаграждение за труд, учитывая замечания и предложения, высказанные на заседании актива республики с участием Президента Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Отметить неэффективность работы министерств, государственных комитетов, администраций районов и городов, руководителей хозяйствующих субъектов в части обеспечения мер по своевременной выплате заработной платы.
2. Установить в качестве критерия оценки соответствия занимаемой должности руководителя организации любой формы собственности безусловную выплату текущей заработной платы в сроки, установленные трудовым законодательством, коллективным договором (соглашением), и наличие конкретного механизма погашения задолженности по заработной плате.
Назначение на должность руководителя (заключение, перезаключение) трудового контракта организации любой формы собственности, имеющей просроченную задолженность по заработной плате, где стороной трудового контракта является государство, осуществляется при обязательном условии наличий разработанной реальной краткосрочной программы погашения задолженности по заработной плате.
3. Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом предусмотреть при заключении трудового контракта найма руководителя организации следующие условия:
материальная ответственность руководителя организации, при назначении на должность взявшего на себя обязательства по погашению задолженности по заработной плате и увеличившего эту задолженность либо сохранившего ее на уровне, установленном на дату назначения на должность;
закрепление норм по повышению дисциплинарной и материальной ответственности руководителя организации за неэффективное управление организацией.
4. Рекомендовать руководителям организаций и членам трудовых коллективов впредь до погашения задолженности по заработной плате и обеспечения текущих платежей воздерживаться от повышения размеров заработной платы для руководителей и административно-управленческого персонала, за исключением случаев изменения размеров заработной платы, устанавливаемого законодательством.
5. Признать не основанным на законе получение заработной платы должностными лицами и работниками административно-управленческого аппарата организаций всех форм собственности и должностными лицами объединений (ассоциаций) и работниками их аппаратов в случае необеспечения выплаты с мая 1998 года текущей заработной платы рабочим и служащим организаций.
Рекомендовать профессиональным союзам и трудовым коллективам осуществить предусмотренные законодательством действия по включению в коллективные договора (соглашения) норм, запрещающих с мая 1998 года выдачу заработной платы руководителям организаций всех форм собственности и работникам административно-управленческого аппарата организаций, а также руководителям объединений (ассоциаций) и работникам административно-управленческого аппарата, если не обеспечивается безусловная текущая выплата заработной платы работникам организаций.
6. Установить, что погашение просроченной задолженности по заработной плате осуществляется также за счет конвертации валютных средств, имеющихся на валютных счетах организаций в порядке и на условиях резервирования средств на выплату заработной платы, установленных Указом Президента Республики Татарстан от 16 февраля 1998 года "О временном порядке списания денежных средств со счетов предприятий и организаций".
Национальному банку Республики Татарстан и коммерческим банкам, осуществляющим обслуживание валютных счетов, обеспечить контроль за неукоснительным исполнением данного пункта постановления.
7. Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом:
совместно с администрациями районов и городов максимально обеспечить трудовым коллективам организаций сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания условия для завершения приватизации, не допускать вмешательств в хозяйственную деятельность данных отраслей экономики в формах, не установленных законодательством;
совместно с соответствующими государственными структурами регулярно проводить анализ ценовой политики организаций, их кредиторской и дебиторской задолженности;
ввести жесткий контроль за деятельностью управленческих аппаратов дирекций организаций в части платежной дисциплины, исключить порочную практику сотрудничества с фирмами-посредниками и максимально обеспечить переход на прямые поставки;
ориентировать предприятия на укрепление их положения на рынке, определение четкой цели их деятельности и места, которое они должны занимать на рынке.
8. Рекомендовать руководителям организаций, трудовым коллективам и профессиональным союзам:
ввести механизм начисления процентов на просроченную задолженность по заработной плате в порядке и на условиях, предусмотренных двусторонними (работодатель и работник) соглашениями:
предусмотреть в соглашении оформление просроченной задолженности по заработной плате в форме кредита, предоставленного организации на срок не более 2 лет с условием обязательной выплаты текушей заработной платы и начисления процентов на просроченную задолженность исходя из уровня инфляции.
9. Признать недостаточной работу Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости в части принятия мер по погашению просроченной задолженности по заработной плате.
Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости:
обеспечить под персональную ответственность неукоснительное исполнение возложенных на него задач по защите трудовых прав граждан в части оплаты за труд;
принять безотлагательные меры по реализации Концепции реформирования системы оплаты труда в Республике Татарстан и в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты нормативно-правовых актов, предусмотренных указанной Концепцией.
10. Отметить недостаточную требовательность Государственной инспекции труда по Республике Татарстан при Государственном комитете Республики Татарстан по труду и занятости при осуществлении надзорных и контрольных функций в части оплаты труда в организациях республики.
Государственной инспекции труда по Республике Татарстан при Государственном комитете Республики Татарстан по труду и занятости:
обеспечить проведение надзорных мер в организациях, имеющих просроченную задолженность по заработной плате;
обеспечить контроль за достоверностью статистической отчетности организаций по просроченной задолженности по заработной плате, представляемой в органы государственной статистики;
направлять исковые требования в судебные органы по фактам нарушения прав граждан на оплату труда:
использовать в полном объеме предусмотренные законодательством формы защиты трудовых прав работников организаций.
11. Администрациям городов и районов Республики Татарстан:
принять безусловные и конкретные меры по погашению задолженности по заработной плате и выплате текущей ежемесячной заработной платы:
распространить практику заключения соглашений с руководителями организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате и негативные тенденции экономического развития, предусматривающих обязательства сторон по реструктуризации задолженности по заработной плате, обеспечение эффективного развития организаций и их стимулирование через механизм предоставления налоговых и иных льгот и гарантий.
12. Возложить на глав администраций городов и районов Республики Татарстан персональную ответственность за погашение просроченной задолженности по заработной плате организаций всех форм собственности, находящихся на вверенной им территории.
При превышении просроченной задолженности по заработной плате по итогам полугодия 1998 года по сравнению с контрольными цифрами, зафиксированными по состоянию на 1 апреля 1998 года по организации, где стороной трудового контракта с руководителем организации выступает администрация района, города или представителем государства в совете директоров акционерных обществ является один из руководителей администрации района, города, Правительство Республики Татарстан примет предусмотренные законодательством меры дисциплинарной и иной ответственности к должностным лицам, допустившим рост просроченной задолженности.
13. Установить, что в 1999 году 100 процентов средств, полученных государственными предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса согласно приложению, от сдачи в аренду имущества, направляются на погашение просроченной задолженности по выплате заработной платы.
Для целевого использования вышеназванных средств предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса открыть в обслуживаемых банках специальные счета для зачисления арендной платы.
14. В порядке исключения до 1 января 1999 года разрешить организациям, имеющим просроченную задолженность по заработной плате, использовать часть выручки, полученной от реализации товаров через фирменную торговую сеть, для расчетов по просроченной задолженности по заработной плате.
Министерству финансов Республики Татарстан совместно с Государственной налоговой инспекцией по Республике Татарстан в месячный срок разработать порядок реализации данного пункта.
16. Национальному банку Республики Татарстан:
восстановить контрольные функции банков по расходованию средств на заработную плату и выплаты социального характера организациями;
разработать методику контроля за выдачей средств на заработную плату и выплаты социального характера организациями;
с участием коммерческих банков обеспечить условия для выдачи организациям льготных кредитов на погашение просроченной заработной платы;
обеспечить неукоснительное исполнение коммерческими банками очередности списания денежных средств на выплату заработной платы, установленной Указом Президента Республики Татарстан от 16 февраля 1998 года "О временном порядке списания денежных средств со счетов предприятий и организаций":
совместно с Министерством финансов Республики Татарстан, Министерством экономики Республики Татарстан внести до 15 мая 1998 года предложение о переводе в банковские учреждения республики рублевых и валютных счетов организаций, открытых в банковских учреждениях за пределами Республики Татарстан, в случае имеющейся просроченной задолженности по заработной плате.
17. Рекомендовать Прокуратуре Республики Татарстан:
усилить надзор за исполнением всеми организациями независимо от их форм собственности трудового законодательства, устанавливающего право граждан на вознаграждение за труд;
ежемесячно информировать Правительство Республики Татарстан о мерах, принятых в отношении должностных лиц организаций, имеющих задолженность по заработной плате.
18. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан Губайдуллина Р.Ш. и министра финансов Республики Татарстан Минниханова Р. Н.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Приложение
к постановлению КМ РТ
от 8 мая 1999 г. N 245
Перечень
предприятий, которым разрешено использовать 100% средств, получаемых
от сдачи в аренду имущества, на погашение просроченной задолженности
по выплате заработной платы
(в редакции Постановления КМ РТ от 24 апреля 1999 г. N 239)
1. Государственное предприятие "Казанское авиационное производственное объединение им.С.П.Горбунова".
2. Татарское производственное объединение "Свияга".
3. Казанский завод "Электроприбор".
4. Казанский завод точного машиностроения им.М.И.Калинина.
5. Государственное Казанское научно-производственное предприятие им.В.И.Ленина.
6. Научно-производственное объединение "Элекон".
7. Государственное предприятие "Радиоприбор".
8. Казанское производственное объединение по производству средств вычислительной техники "Терминал".
9. Альметьевский завод "Радиоприбор".
10. Зеленодольский завод им.Горького.
11. Производственное объединение "Завод им.Серго".
12. Лениногорский приборный завод.
13. Федеральный научно-производственный центр "Радиоэлектроника".
14. Опытно-конструкторское бюро "Союз".
15. Федеральный научно-производственный центр "Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики".
16. Опытно-конструкторское бюро "Сокол".
17. Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов.
18. Казанский химический научно-исследовательский институт.
19. Центральное конструкторское бюро "Фотон".
20. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро.
21. Казанское приборостроительное конструкторское бюро.
22. Государственный институт промышленности, бизнеса и приватизации Республики Татарстан (Госинпром-КНИАТ).
23. Казанский научно-исследовательский радиотехнологический институт.
24. Казанское научно-производственное объединение вычислительной техники и информатики.
25. Казанский научно-исследовательский технологический институт вычислительной техники.
26. Государственное унитарное предприятие "Производство печатных плат".
27. Научно-исследовательский институт технологии насосного машиностроения.
28. Научно-производственное объединение "Татэлектромаш".
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов