ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 года № 480-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области» на 2012-2014 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 30 сентября 2013 года N 556-ПП
____________________________________________________________________
Правительство Мурманской области постановляет:
внести изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области» на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2011 № 494-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 28.05.2012 № 234-ПП), согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
М. Ковтун
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 480-ПП
Изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области» на 2012-2014 годы
1. Изложить Программу в редакции:
«Долгосрочная целевая программа «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области» на 2012-2015 годы
Паспорт долгосрочной целевой программы Мурманской области «Развитие транспортной инфраструктуры Мурманской области» на 2012-2015
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы | ||||||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | - повышение конкурентоспособности экономики региона | |||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство транспорта и связи Мурманской области | |||||||
Государственный заказчик Программы | - Министерство транспорта и связи Мурманской области | |||||||
Цель Программы | - обеспечение развития транспортной инфраструктуры | |||||||
Задачи Программы | 1. Приведение в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области. | |||||||
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | 1. Доля протяженности обслуживаемой на допустимом уровне <*> сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения. | |||||||
Сроки и этапы реализации | - программа реализуется в один этап - 2012 - 2015 годы | |||||||
Краткая характеристика программных мероприятий | - финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов | |||||||
Объемы и источники финансирования Программы | Всего, тыс. руб., в том числе по источникам финансирования: | 8 087 348,9 | в том числе по годам реализации | |||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
1 685 898,3 | 1 980 293,8 | 2 116 956,8 | 2 304 200,0 | |||||
областной бюджет | 8 056 217,7 | 1 685 898,3 | 1 949 162,6 | 2 116 956,8 | 2 304 200,0 | |||
в т.ч. | дорожный фонд | 8 024 308,7 | 1 653 989,3 | 1 949 162,6 | 2 116 956,8 | 2 304 200,0 | ||
в т.ч. | внебюджетные средства | 4 944,7 | 4 944,7 | |||||
местный бюджет | 1 891,2 | 0,0 | 1 891,2 | 0,0 | 0,0 | |||
федеральный бюджет <**> | 29 240,0 | 0,0 | 29 240,0 | 0,0 | 0,0 | |||
- финансирование планируется из федерального, местного и областного бюджетов и в том числе из Дорожного фонда; | ||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - сохранение на допустимом уровне содержания 2 035,8 км автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и 8 166,7 п.м искусственных сооружений на них; | |||||||
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://mintrans.gov-murman.ru/programs/region.html |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Анализ современного состояния и характеристика сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения Мурманской области
Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспортной инфраструктуры любого субъекта Российской Федерации, обеспечивая конституционные права граждан на свободу передвижения, а также свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства Российской Федерации.
По состоянию на 01.09.2011 общая протяженность автодорог Мурманской области составляет 3 518,2 км, в том числе:
- федерального значения - 537,4 км;
- регионального или межмуниципального значения - 2 035,8 км;
- местного значения - 945 км.
Таблица 1.
Значение автодороги | Всего, км | твердое покрытие, км | грунтовое, км | ||
Всего, км | в том числе: | ||||
усовершенствованное | гравийное | ||||
3 518,2 | 3 189,1 | 2 604,2 | 584,9 | 329,1 | |
федерального значения | 537,4 | 537,4 | 537,4 | - | - |
регионального или межмуниципального значения | 2 035,8 | 1 939,5 | 1 376,4 | 563,1 | 96,3 |
местного значения | 945,0 | 712,2 | 690,4 | 21,8 | 232,8 |
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 17 км на 1 000 км(2) территории Мурманской области, что более чем в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.
Плотность населения Мурманской области составляет 6 человек на 1 км(2), что несколько ниже, чем в среднем по России.
Основой опорной сети автомобильных дорог области является федеральная автомобильная дорога М-18 «Кола», идущая с юга от границы с Республикой Карелия на север до Мурманска и далее до границы с Норвегией, а также: автоподъезд к г. Североморску, автоподъезд к г. Апатиты, автодорога Апатиты - Кировск и автодороги, обеспечивающие международные связи области: автодорога «Лотта», автодорога «Салла» - широтного направления от федеральной дороги М-18 «Кола» до границы с Финляндией.
Состояние автомобильных дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и напрямую зависит от стабильности финансирования и объемов работ, а также стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
С 2000 по 2011 годы из-за уменьшения общего объема финансирования дорожной сети Мурманской области наблюдалось значительное снижение доли затрат на ремонт автодорог, что повлекло за собой уменьшение объемов дорожных работ.
Недофинансирование дорожной отрасли в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества неотремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходима реконструкция.
Результаты ежегодных обследований сети региональных автодорог общего пользования показывают ухудшение их состояния. Только 21,8% (443,8 км) из них находятся в удовлетворительном состоянии, 59,8% (1 217,4 км) требуют ремонта и капитального ремонта, на 18,4% (374,6 км) необходима реконструкция.
Более 50% протяженности региональных автодорог имеют непрочную дорожную одежду, только 20% дорог построено под нагрузку 10 тонн, в то время как современные автомобили имеют осевую нагрузку 8 - 10 тонн и более, на 41% (773 км) протяженности дорог наблюдается неудовлетворительная ровность.
Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 2011 году составляет порядка 74%.
Мостовые сооружения, находящиеся на региональных автодорогах, требуют постоянной работы по диагностике и соответствующих видов ремонта. Деревянные мосты требуют 100% перестройки (частично замены на железобетонные трубы). Капитальному ремонту и ремонту подлежат 28 мостов, увеличению габарита - 38 мостов.
1.2. Финансирование работ
Отставание в развитии дорожной сети в связи с недостатком финансирования является одной из причин экономических трудностей и негативных социальных процессов в регионе.
Минимальный объем финансирования дорожного хозяйства за последние 10 лет был в 2010 году. В период с 2004 по 2008 годы намечалась тенденция к увеличению объема финансирования. В 2008 году объем выделенных финансовых средств сравнялся с уровнем 2004 года.
Динамика объемов финансирования дорожного хозяйства за счет средств областного бюджета, приведенных к ценам 2010 г., представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Расходы всего, млн. руб. | 3 100,0 | 2 442,0 | 2 028,0 | 1 414,0 | 1 310,0 | 1 005,0 | 1 080,0 | 1 195,0 | 1 325,0 | 1 066,0 | 887,5 | 1 585,1 |
в том числе субсидии муниципальным образованиям на ремонт и капитальный ремонт улично-дорожной сети, дорожных сооружений и приобретение дорожной техники для содержания улично-дорожной сети | 615,6 |
Снижение уровня финансирования региональных автомобильных дорог области (таблица 3) привело к существенному изменению структуры дорожных работ.
Объемы дорожных работ в натуральных показателях в 2000 - 2011 годах (для региональных автодорог)
Таблица 3.
Наименование показателей | Годы | ||||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Строительство, объем финансирования, млн. руб. | 489,0 | 614,4 | 628,0 | 621,1 | 749,0 | 720,4 | 232,4 | 343,0 | 483,5 | 255,2 | 298,1 | 28,3 | |
автодорог, км | 14,0 | 17,9 | 18,2 | 23,3 | 0 | 3,6 | 13,4 | 19,0 | 21,9 | 0,4 | 10,1 | 1,8 | |
мостов, п.м | 259 | 125 | 69 | 29 | 0 | 1793 | 0 | 128 | 81 | 23 | 0 | 110 | |
Ремонт, объем финансирования, млн. руб. | 298,1 | 335,5 | 380,8 | 206,3 | 124,8 | 149,3 | 232,2 | 388,0 | 479,4 | 175,7 | 112,8 | 372,1 | |
автодорог, км | 76,5 | 72,3 | 103,7 | 58,3 | 60,7 | 38,9 | 56,1 | 78,7 | 59,4 | 31,6 | 10,5 | 45,1 | |
% от общей протяженности дорог | 2,94 | 2,78 | 4,04 | 2,27 | 2,99 | 1,91 | 2,76 | 3,87 | 2,92 | 1,55 | 0,52 | 2,0 | |
мостов, п.м | 368 | 442 | 209 | 166 | 0 | 59 | 0 | 0 | 115 | 23 | 0 | 21,2 | |
% от общей протяженности мостов | 5,34 | 6,29 | 3,02 | 2,40 | 0 | 0,96 | 0 | 0 | 1,41 | 0,28 | 0 | 0,26 | |
Содержание, объем финансирования, млн. руб. | 254,9 | 301,7 | 351,6 | 305,6 | 225,6 | 253,9 | 286,1 | 337,2 | 355,1 | 568,6 | 476,6 | 561,8 | |
Протяженность обслуживаемой сети автодорог, км | 2599 | 2599 | 2568 | 2568 | 2030 | 2029 | 2033 | 2034 | 2036 | 2036 | 2036 | 2036 | |
Протяженность обслуживаемых мостов, п.м | 6898 | 7033 | 6928 | 6925 | 6173 | 6175 | 8039 | 8032 | 8164 | 8151 | 8166,7 | 8 166,7 |
Анализ выполнения дорожных работ на автодорогах общего пользования в Мурманской области за период с 2000 по 2011 годы и транспортно-эксплуатационного состояния сети выявил следующие проблемы:
- нарушение межремонтных сроков из-за несоответствия объемов финансирования ремонтных работ фактической потребности, что вызывает разрушение автодорог;
- несоответствие транспортно-эксплуатационного состояния дорог общего пользования фактической интенсивности движения транспортных средств и требованиям безопасности движения.
Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведут к повышению интенсивности движения, что в существующих условиях будет способствовать появлению заторов, снижению скоростей движения, росту транспортных издержек и ухудшению экологической обстановки.