2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
0,786 | 1,513 | 1,108 |
Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Ожидаемый результат
Утверждены порядок и методика определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на очередной финансовый год.
Повышение эффективности субсидирования бюджетов муниципальных образований
Описание текущей ситуации
Совершенствование механизма субсидирования бюджетов муниципальных образований Мурманской области осуществлялось в соответствии с Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации. В рамках Концепции осуществлялось:
- расширение состава и объема субсидий (доля субсидий из областного бюджета в общем объеме межбюджетных трансфертов в 2009 году составляла 16,5 процента, в 2010 году - 19 процентов, в 2011 году - 32 процента);
- упорядочение методик расчета субсидий бюджетам муниципальных образований. Распределение субсидий осуществлялось на основе оценки расчетного объема расходов местных бюджетов на исполнение субсидируемых расходных обязательств и в основном не учитывало уровень их бюджетной обеспеченности.
Порядок расчета субсидий устанавливается субъектами бюджетного планирования исходя из их индивидуальных позиций и существенно отличается по видам субсидий. Соответственно возникает необходимость формирования и нормативного закрепления общих подходов к определению целевого назначения, условий и порядка предоставления субсидий местным бюджетам. В составе общих требований необходимо установить обязательность расчета уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований с учетом уровня их бюджетной обеспеченности, а также корректировки объема субсидии при несоблюдении показателей эффективности использования данных межбюджетных трансфертов.
По ряду субсидий утверждаются незначительные объемы бюджетных ассигнований, что делает участие Мурманской области в софинансировании соответствующих расходных обязательств достаточно формальным.
Оценка эффективности использования субсидии строится на показателях исполнения софинансируемых расходных обязательств муниципальных образований и не связывается с оценкой влияния на социально-экономическое состояние муниципального образования. По ряду межбюджетных субсидий показатели эффективности использования средств не устанавливаются.
Множественность субсидий обострила проблему их взаимного дублирования, распыления бюджетных средств, снижения их эффективности, отсутствия мотивации муниципальных образований к принятию расходных обязательств по приоритетным направлениям. Встал вопрос об оптимизации состава субсидий муниципальным образованиям путем их консолидации либо отказа от предоставления отдельных из них, а также дальнейшего совершенствования механизма установления, предоставления и распределения межбюджетных субсидий.
Таким образом, созданный механизм субсидирования муниципальных образований лишен единой системы целеполагания, предполагающей наличие стратегии межбюджетного перераспределения, согласованных целей субсидирования по каждому из направлений, комплекса показателей, корреспондирующих с целями межбюджетных субсидий.
Повышение эффективности и результативности предоставления субсидий местным бюджетам должно реализовываться в рамках ключевых направлений государственной и муниципальной политики по вопросам местного самоуправления, реализуемым в рамках целевых программ, с установлением условий и критериев эффективности их предоставления, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей.
Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на повышение эффективности субсидирования бюджетов муниципальных образований.
Ожидаемый результат
Сокращены наименее эффективные виды финансовой помощи, повышена концентрация межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях и консолидация субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в Мурманской области.
Повышение эффективности бюджетных расходов местных бюджетов путем стимулирования муниципальных образований
Описание текущей ситуации
Одной из важных задач в области повышения эффективности бюджетных расходов на местном уровне является повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области.
В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности региональных органов власти и ОМСУ возрастает значение механизмов поддержки проводимых на местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами. Решение этой задачи в Мурманской области обеспечивается путем проведения мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Мурманской области, а также соблюдения муниципальными образованиями требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С целью стимулирования муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление финансами, в 2010 году утверждена методика распределения дотаций на поддержку муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление муниципальными финансами, предусматривающая как построение соответствующего рейтинга муниципальных образований, так и распределение дополнительных дотаций муниципальным образованиям, имеющим высокий показатель эффективности управления муниципальными финансами. Задача создания условий для повышения качества управления общественными финансами на уровне местного самоуправления, в частности, была решена в результате проведения реформирования муниципальных финансов. Предоставление субсидий из областного бюджета на реформирование муниципальных финансов позволило создать стимулы ОМСУ для внедрения передовых методов управления общественными финансами.
В дальнейшем в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р, предусматривается внедрение системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами.
В настоящее время методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления содержат направление «Организация муниципального управления», однако для повышения стимулирующего эффекта целесообразно проводить отдельный мониторинг качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях и осуществлять поощрение муниципальных образований, эффективно управляющих финансами.
С целью создания условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их качества и доступности предполагается разработать стимулирующий механизм, предусматривающий предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов на конкурсной основе. На указанные цели предусмотрены ассигнования в размере 150 млн. рублей, в том числе: 2012 - 50 млн. рублей, 2013 - 50 млн. рублей, 2014 - 50 млн. рублей.
Учитывая, что реализация положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» носит комплексный и многоаспектный характер, распоряжением Правительства Мурманской области от 06.08.2010 № 218-РП была создана рабочая группа по бюджетной реформе из специалистов различных ведомств и направлений.
Основной целью деятельности рабочей группы является координация действий всех отраслей бюджетной сферы и органов местного самоуправления по реализации бюджетной реформы и внедрению методов и процедур управления, ориентированных на результат, которая с уровня субъекта в большей степени смещается на муниципальный и институциональный уровень.
В рамках работы рабочей группы по бюджетной реформе, утвержденной распоряжением Правительства Мурманской области от 06.08.2010 № 218-РП, организованы семь рабочих подгрупп.
Рабочая подгруппа, курирующая имущественные вопросы и вопросы изменения типов учреждений, в 2011 году осуществляла работу с муниципальными образованиями по выработке единых подходов к изменению типа учреждений на период 2011-2013 годов, по определению целесообразности перевода учреждений в тот или иной тип.
Рабочая подгруппа по вопросам целеполагания и вопросам, связанным с государственными услугами, систематически проводит совещания с главными распорядителями средств областного бюджета, координирует их работу с муниципальными образованиями по формированию единого перечня государственных и муниципальных услуг (работ), а также проводит большую работу по корректировке, а в отдельных случаях по разработке стандартов качества муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в соответствующей сфере деятельности, а также по оценке соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг утвержденным муниципальным стандартам качества.
Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов местных бюджетов путем стимулирования муниципальных образований.
Ожидаемые результаты
Дотации на поддержку муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление муниципальными финансами, предусмотрены в областном бюджете и распределены между муниципальными образованиями.
Утвержден Порядок проведения мониторинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах.
Разработан порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов (приложение № 2 к Программе «Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов»).
Разработана методика оценки результатов, достигнутых муниципальными образованиями в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
Разработана форма соглашения между Министерством финансов Мурманской области и органами местного самоуправления о предоставлении субсидий из областного бюджета на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
По результатам конкурсного отбора среди муниципальных образований распределена субсидия на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Своевременно и в полном объеме осуществляется реализация мероприятий в рамках Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления
Описание текущей ситуации
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р с 2009 года проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Мурманской области. Кроме того, с 2009 года проводится мониторинг соблюдения установленных в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса РФ нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Мурманской области.
Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления.
Ожидаемые результаты
Снижена доля неэффективных расходов на управление.
Повышена эффективность использования ресурсов органов местного самоуправления Мурманской области.
Переход от «управления ресурсами» к «управлению результатами».
Задача 8. Развитие системы государственного финансового контроля
Совершенствование действующей системы государственного финансового контроля
Описание текущей ситуации
В настоящее время формы осуществления финансового контроля определены на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Законом Мурманской области от 11.12.2007 № 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области», постановлением Правительства Мурманской области от 27.02.2009 № 96-ПП «О формах осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Мурманской области».
Необходимо создание системы управленческого учета с внесением дополнений в Соглашение об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению областного бюджета при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенное между органом Федерального казначейства и Правительством Мурманской области, на предмет возможности осуществления кассовых расходов по кодам аналитического учета. Система управленческого учета является основой формирования информационной системы для контроля за расходованием бюджетных средств, оценки эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности в целом, отсутствие системы управленческого учета создает значительные трудности в информационном обеспечении организации управления по видам деятельности, оценки результатов по центрам ответственности. При этом в период реализации мер по совершенствованию правового положения государственных и муниципальных учреждений оценка результатов деятельности государственных и муниципальных учреждений является необходимым условием для реализации требований оптимизации расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг при обеспечении их надлежащего качества.
Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на совершенствование действующей системы государственного финансового контроля.
Ожидаемые результаты
Создан Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области.
Внесены изменения в действующее постановление Правительства Мурманской области «О формах осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Мурманской области».
Экономия бюджетных средств вследствие сокращения неэффективных расходов областного бюджета в соответствии с предупреждениями контролирующих органов.
Контроль на всех стадиях размещения государственных закупок
Описание текущей ситуации
Совершенствование системы размещения государственного заказа Мурманской области находится на начальной стадии развития. В целях повышения эффективного использования бюджетных средств необходимо дальнейшее совершенствование процедур государственных закупок путем внедрения эффективных методов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, обеспечивающих потребности бюджета Мурманской области при минимальных затратах бюджетных средств, за счет:
- создания исполнительного органа государственной власти Мурманской области, осуществляющего функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Мурманской области, а также функции по предоставлению государственных услуг в указанной сфере деятельности;
- внедрения передовых информационных технологий и электронной системы закупок, тестирования в целях начала промышленной эксплуатации с 2011 года;
- создания межведомственной комиссии по повышению эффективности расходов областного бюджета на всех этапах размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Мурманской области.
Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на совершенствование контроля на всех стадиях размещения государственных закупок.
Ожидаемые результаты
Значительно повышен контроль за осуществлением государственных закупок, повышена финансовая дисциплина заказчиков, начиная с момента формирования заявки на закупку и заканчивая финансовым обеспечением государственных контрактов, за счет совместного применения автоматизированной информационной системы закупок и программного комплекса по исполнению областного бюджета.
Обоснованы начальные цены продукции для разных ее типов исходя из мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг, выявление неэффективных на предмет начальной цены, состава закупки расходов областного бюджета до начала конкурсных процедур.
Повышена доля расходов бюджета, осуществляемых через проведение конкурсных процедур, повышена конкуренция при размещении государственного заказа, проводится мониторинг заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации за счет обязательной регистрации всех заказчиков на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Снижена доля закупок малого объема за счет укрупнения закупки (однотипные закупки).
Усилена взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, размещения заказов на их поставки и исполнения государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов.
Обеспечено планирование бюджетных ассигнований исходя из государственного задания, взаимоувязки реестра расходных обязательств с реестром государственных контрактов, совершенствования методологии кассового планирования.
Повысилось качество управления государственными финансами, улучшена практическая реализация государственных закупок как инструмента экономического роста, создан инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.