Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011 - 2014 годы» (с изменениями на 12 сентября 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


     Долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011- 2014 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», постановлением Правительства Мурманской области от 08.10.2010 № 449-ПП/15 «Об основных направлениях бюджетной политики в Мурманской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», постановлением Правительства Мурманской области от 19.07.2011 № 358-ПП «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Мурманской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в рамках достижения целей и реализации приоритетов, обозначенных в Стратегии, в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р.

     Настоящая Программа направлена на реализацию тактической задачи «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области» тактической цели «Повышение эффективности управления региональными финансами» Стратегии.

     Для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

     - консервативность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;

     - формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы, основанных на реалистичных оценках;

     - стабильность и предсказуемость налоговой политики;

     - планирование бюджетных ассигнований на основе реестра расходных обязательств Мурманской области;

     - принятие новых расходных обязательств при наличии оценки необходимых для исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и соблюдение установленных бюджетных ограничений при их принятии;

     - повышение качества государственных (муниципальных) услуг, с одной стороны, с позиций эффективности траты бюджетных средств на реализацию мероприятий, с другой стороны - с учетом социальной значимости и необходимости перехода на новый уровень качества жизни населения.

     Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:

     - необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых целевых программ в условиях сложившегося дефицита областного бюджета Мурманской области и объема государственного долга, а также снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;

     - ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;

     - необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;

     - необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности в социально-культурной сфере;

     - высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.

     В 2008 году Мурманская область была одним из победителей конкурса программ реформирования региональных и муниципальных финансов и получила соответствующие субсидии из федерального бюджета. По программе реформирования региональных финансов Мурманской области  было принято постановление Правительства Мурманской области от 13.12.2007 № 605-ПП «О программе «Реформирование региональных финансов в Мурманской области» на 2008 - 2009 годы».

     Основной целью реформы региональных финансов Мурманской области было повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области и качества управления социально-экономическим развитием Мурманской области.

     В процессе реформирования были выявлены серьезные проблемы, требующие принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности деятельности ГРБС в бюджетной сфере Мурманской области. В частности, проблема отсутствия стремления участников бюджетного процесса региона к повышению эффективности бюджетных расходов. Такая ситуация сложилась в результате:

     - применения системы сметного финансирования;

     - отсутствия связи финансирования и результатов деятельности государственных (муниципальных) учреждений;

     - не всегда актуального правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

     Некоторые затруднения возникают и в процессе реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», как следствие, остается ограниченным опыт внедрения государственных заданий.

     В настоящий момент Правительством Мурманской области ведется консультативная работа, направленная  на решение проблем, возникающих в процессе изменения правового положения государственных и муниципальных учреждений. На региональном сайте, посвященном бюджетной реформе, ежедневно публикуется нормативная правовая и консультативная информация, связанная с ходом бюджетной реформы.

     Требует совершенствования система мер, направленная на повышение эффективности деятельности ГРБС - на дальнейшую оптимизацию структуры и расходов на их содержание.

     Наряду с вышеперечисленными объективными факторами существуют некоторые системные недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:

     - недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием, слабость комплексной оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;

     - сложившаяся организационно-правовая структура бюджетной сети не способствует развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию государственных (муниципальных) услуг;

     - наличие условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, недостаточность условий для мотивации ГРБС и ОМСУ, а также бюджетных учреждений к повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

     - потребность в совершенствовании методик оценки деятельности ГРБС и ОМСУ, в том числе методики оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;

     - недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;

     - необходимость повышения эффективности деятельности отдельных государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;

     - недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из регионального бюджета Мурманской области;

     - наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;

     - пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок.

     Таким образом, стоящие перед Мурманской областью задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации деятельности всех ГРБС, а также взаимодействия с муниципальными образованиями.