Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2010 года № 415-ПП/14


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2013 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 01.10.2012 N 495-ПП.
____________________________________________________________________



В целях оптимизации расходов бюджета Мурманской области, запланированных на реализацию долгосрочной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы, Правительство Мурманской области постановляет:

внести  изменения в долгосрочную целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2008 № 563-ПП/23 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2010 № 48-ПП), и изложить ее в новой редакции согласно приложению.


Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко



Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 14.09.2010 №415-ПП/1

Долгосрочная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы


Мурманск
2010 год

Паспорт

Наименование программы

-

 «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

постановление Правительства Мурманской области от 21.11.2008 № 552-ПП «О разработке региональной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы»

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области

Государственные заказчики Программы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области;

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области;

ГУЗ «Мурманский областной  противотуберкулезный диспансер»;

ГУЗ «Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина»;

ГУЗ «Мурманский областной консультативно-диагностический центр»;

ГУЗ «Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи»;

ГУЗ «Мурманский областной центр медицинской профилактики»;

ГУЗ «Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»;

ГУЗ «Мурманский областной психоневрологический диспансер»;

ГУЗ «Мурманская областная психиатрическая больница»;

ГУЗ «Мурманский областной наркологический диспансер»;

ГУЗ «Мурманский областной онкологический диспансер»;

Основные разработчики Программы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области;

ГУЗ «Мурманский областной противотуберкулезный диспансер»;

ГУЗ «Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина»;

ГУЗ «Мурманский областной консультативно-диагностический центр»;

ГУЗ «Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи»;

ГУЗ «Мурманский областной центр медицинской профилактики»;

ГУЗ «Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»;

ГУЗ «Мурманский областной психоневрологический диспансер»;

ГУЗ «Мурманская областная психиатрическая больница»;

ГУЗ «Мурманский областной наркологический диспансер»;

ГУЗ «Мурманский областной онкологический диспансер»

Цели Программы

-

-

-

снижение заболеваемости и смертности населения при основных социально значимых заболеваниях;

обеспечение доступности качественной медицинской помощи больным, страдающим социально значимыми заболеваниями;

предотвращение распространения инфекционных заболеваний, факторов риска неинфекционных заболеваний

Задачи Программы

-


-

-

 совершенствование и внедрение современных методов профилактики, в том числе пропаганда здорового образа жизни, диагностики и лечения при социально значимых заболеваниях, в том числе на основе передовых технологий;

улучшение материально-технической базы государственных медицинских учреждений;

привлечение и закрепление кадров в государственных медицинских учреждениях, строительство и реконструкция специализированных медицинских  учреждений

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

-

-

-


-

-

-

-

-


-


-

-

-


-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

первичная заболеваемость сахарным диабетом (СД);

охват диспансерным наблюдением  больных СД;

охват пациентов обучением в школах здоровья 18 % на 1 000 населения;

доля случаев прекращения бактериовыделения в общем числе случаев бактериовыделения среди населения при туберкулезе (оценка эффективности проводимой терапии);

смертность от туберкулеза;

доля ВИЧ-инфицированных лиц, выявленных на ранних стадиях, от числа вновь зарегистрированных в течение года пациентов;

число больных ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусную терапию;

доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, получивших противовирусное лечение для предупреждения ВИЧ-инфицирования  новорожденных;

доля медицинских работников, получивших курс экстренной противовирусной терапии с целью профилактики профессионального заражения ВИЧ-инфекцией (при своевременном обращении);

доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на ранних (I-II) стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых  на учет;

смертность от злокачественных новообразований (мужчины, женщины);

пятилетняя выживаемость больных со злокачественными заболеваниями;

доля больных сифилисом, пролеченных с использованием стационарзамещающих технологий, от числа пролеченных больных в режиме круглосуточного и дневного стационаров (в области, в ГУЗ «Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи»);

охват серологическим обследованием на сифилис беременных, состоящих на учете у врача акушера-гинеколога;

охват новорожденных профилактикой гонобленореи в родильных домах;

число случаев смерти от септических форм сифилитической инфекции;

коэффициент интенсивности обследования больных сифилисом;

коэффициент своевременности обследования больных сифилисом;

коэффициент адекватности терапии сифилиса;

число больных хроническими вирусными гепатитами В и С, которым в отчетном году начата противовирусная терапия;

доля пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов;

доля пациентов, нуждающихся в  стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов;

средняя продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре;

число лиц с впервые выявленной артериальной гипертонией (АГ), которым проведены диагностические, лечебные и профилактические мероприятия;

охват детей профилактическими прививками против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, в декретированные сроки;

число групповых очагов коклюша в организованных коллективах;

заболеваемость вирусным гепатитом А;

число групповых очагов ветряной оспы в домах ребенка  

  Сроки реализации Программы

-

2009-2011 годы

Перечень подпрограмм

-

-

-

-

-

-

-

-

подпрограмма «Сахарный диабет»;

подпрограмма «Туберкулез»;

подпрограмма «ВИЧ-инфекция»;

подпрограмма «Онкология»;

подпрограмма «Инфекции, передаваемые половым путем»;

подпрограмма «Вирусные гепатиты»; подпрограмма «Психические расстройства»;

подпрограмма «Артериальная гипертония»; подпрограмма «Вакцинопрофилактика»;

подпрограмма «Формирование здорового образа жизни»

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования  Программы из областного  бюджета составляет 893 095, 3 тыс.  рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

2009 год - 249 374,4 тыс. рублей;

2010 год - 196 859,9 тыс. рублей;

2011 год - 446 861,0 тыс. руб.,

в том числе за 2009-2011 годы:

Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области - 477 595,3 тыс. рублей;

Министерство строительства и территориального развития Мурманской области - 415 500, 0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации  Программы и показатели ее социально- экономической  эффективности

-

-

-


-

-


-

-


-


-


-


-

-


-

-

-

-

-

-

-

-


-

-

-

-

-


-

-

-

-

рост первичной заболеваемости СД до 209,0 случаев на 100 тыс. населения;

увеличение охвата диспансерным наблюдением больных СД до 95,6 процента;

увеличение доли случаев прекращения бактериовыделения в общем числе случаев бактериовыделения среди населения при туберкулезе (оценка эффективности проводимой терапии) до 35 процентов;

снижение уровня смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;

сохранение доли ВИЧ-инфицированных лиц, выявленных на ранних стадиях, от числа вновь зарегистрированных в течение года пациентов на уровне 80 процентов;

увеличение числа больных ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусную терапию, до 270 человек;

увеличение доли ВИЧ-инфицированных беременных женщин, получивших противовирусное лечение для предупреждения ВИЧ-инфицирования новорожденных, до 93 процентов;

сохранение 100-процентного охвата медицинских работников, получивших курс экстренной противовирусной терапии с целью профилактики профессионального заражения ВИЧ-инфекцией (при своевременном обращении);

увеличение доли больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на ранних (I-II) стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет, до 72,2 процента;

снижение смертности от злокачественных новообразований у мужчин до 168 случаев на 100 тыс. населения, у женщин - до 160 случаев на 100 тыс. населения;

увеличение пятилетней выживаемости больных со злокачественными заболеваниями до 52,4 процента;

увеличение доли больных сифилисом, пролеченных с использованием стационарзамещающих технологий, от числа пролеченных больных в режиме круглосуточного и дневного стационаров: в области до 36 процентов, в ГУЗ «Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи» - до 46 процентов;

увеличение охвата серологическим обследованием на сифилис беременных, состоящих на учете у врача акушера-гинеколога, до 96,6 процента;

сохранение охвата новорожденных профилактикой гонобленореи в родильных домах на уровне 100 процентов;

отсутствие случаев смерти от септических форм сифилитической инфекции;

увеличение коэффициента интенсивности обследования больных сифилисом до 0,9;

увеличение коэффициента своевременности обследования на сифилис до 0,83;

увеличение коэффициента адекватности терапии сифилиса до 0,9;

увеличение числа больных хроническими вирусными гепатитами В и С, которым в отчетном году начата противовирусная терапия, до 25 человек;

увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 20,5 процента;

уменьшение доли пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 22,5 процента;

уменьшение средней продолжительности лечения больного в психиатрическом стационаре до 83,5 дня;

увеличение числа лиц с впервые выявленной АГ, которым проведены диагностические, лечебные и профилактические мероприятия, до 2944 человек;

охват пациентов обучением в школах здоровья 18 % на 1 000 населения;

сохранение охвата детей профилактическими прививками против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, в декретированные сроки на уровне более 95 процентов;

отсутствие групповых очагов коклюша в организованных коллективах;

снижение показателя заболеваемости вирусным гепатитом А до 12 случаев на 100 тыс. населения;

отсутствие групповых очагов ветряной оспы в домах ребенка;

число обученных в центрах здоровья

                                 

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007         № 280 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2007-2011 годы)», перечнем социально значимых заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, а также постановлениями Правительства Мурманской области от 21.11.2008 № 552-ПП «О разработке региональной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы», от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации».

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на снижение качества жизни населения, а также высокими показателями заболеваемости и смертности при социально значимых заболеваниях среди населения Мурманской области.

Заболеваемость сахарным диабетом ежегодно растет, увеличивается количество впервые выявленных осложнений при сахарном диабете (2006 год - 1304 случая, 2007 год - 1954 случая).

В 2006 году первичная заболеваемость активными формами туберкулеза составила 58,1 на 100 тыс. населения, в 2007 году - 58,2. Заболеваемость активными формами туберкулеза в 2006 году составила  124,7 на 100 тыс. населения, в 2007 году - 130,0. Смертность от туберкулеза в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась с 11,4 до 12,3 на 100 тысяч населения (2005 год - 13,0). Высокой остается доля умерших от туберкулеза до 1 года наблюдения - 38,8 процента (2005 год - 44,0; 2006 год - 42,5).

Число зарегистрированных случаев заражения ВИЧ-инфекцией достигло 2624, от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 239 детей. Ежемесячно увеличивается число пациентов, нуждающихся в дорогостоящем пожизненном лечении.

Доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли составляет 71,9 процента, доля умерших от злокачественных новообразований в течение года со дня установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, - 31,7 процента, смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения составляет у мужчин 168,8 случая, у женщин - 149,9 случая.

С курением связаны до 90 % всех случаев рака легких, 75 % случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25 % случаев ишемической болезни сердца. Регулярное пребывание в роли "пассивного курильщика" в 2,5 раза повышает риск сердечных заболеваний со смертельным исходом по сравнению с теми людьми, которые не подверглись действию вторичного табачного дыма.

Ожирение является фактором риска таких хронических неинфекционных болезней, как  сахарный диабет, сердечно-сосудистые болезни, повышенное кровяное давление и инсульты, а также некоторые виды рака.

По данным медицинской статистики, в Мурманской области наблюдается рост болезней эндокринной системы с 72,1 на 1000 населения в 2007 г. до 79,6 на 1000 населения  в 2009 г.

Низкая физическая активность и сидячий образ жизни являются независимыми факторами риска развития сердечно-сосудистых и других заболеваний, включающих ишемическую болезнь сердца, инсульт, повышенное артериальное давление, инсулиннезависимый сахарный диабет, остеопороз. У физически нетренированных людей риск развития сердечно-сосудистых заболеваний в 2 раза выше, чем у физически активных.

В 2007 году в области зарегистрировано 14503 случая инфекций, передаваемых половым путем, в т.ч. сифилиса - 517, гонореи - 620, хламидиоза - 1333. Показатели заболеваемости гонореей и хламидиозом в регионе ежегодно превышают среднероссийские показатели: в 2005 году - на 40,9 процента, в 2006  году - на 37,5 процента,  в 2007 году - на 22,7 процента.

Только за последние 5 лет на территории Мурманской области зарегистрировано более 5 тыс. больных хроническими вирусными гепатитами В и С и 15 тыс. носителей возбудителя вирусных гепатитов В и С, большинство из которых в соответствии с современными представлениями также являются больными хроническими вирусными гепатитами.

Доля пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов составляет 19,6 процента, доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов - 23,2 процента. При этом средняя продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре составляет 78,8 дня, а доля повторных (в течение года) госпитализаций в психиатрический стационар - 27 процентов.

В 2007 году распространенность болезней системы кровообращения составила 244,32 случая на 1000 населения,  из них артериальной гипертонией - 83,96 случая на 1000 населения.

Смертность от болезней системы кровообращения занимает первое место среди всех причин смертности как в России, так и в Мурманской области (в 2007 году - 55,6 процента).

Сохраняется 95-процентный охват детей профилактическими прививками. Заболеваемость дифтерией составляет в настоящее время 0,2 случая на 100 тыс. населения.

Таким образом, острота проблем социально значимых заболеваний требует совершенствования качества медицинской помощи гражданам Мурманской области, предопределяет необходимость  их решения программно-целевым методом.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Целями Программы являются снижение заболеваемости и смертности населения при основных социально значимых заболеваниях, обеспечение доступности качественной медицинской помощи больным, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Задачами Программы являются:

- совершенствование и внедрение современных методов профилактики, в том числе пропаганда здорового образа жизни, диагностики и лечения при социально значимых заболеваниях, в том числе на основе передовых технологий;

- улучшение материально-технической базы государственных медицинских учреждений;

- привлечение и закрепление кадров в государственных медицинских учреждениях;

- строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений.

Программа реализуется в 2009-2011 годах.

Программа включает в себя подпрограммы «Сахарный диабет», «Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная гипертония», «Вакцинопрофилактика», «Формирование здорового образа жизни».

Динамика целевых индикаторов и показателей по подпрограммам представлена в приложении № 1 к Программе.

3. Программные мероприятия


Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий по профилактике, диагностике и лечению социально значимых заболеваний

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют    893 095,3 тыс. рублей.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

Объемы финансовых средств на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.

Объемы и источники финансирования Программы представлены в приложении № 2 к Программе.

5. Механизм реализации Программы


Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области, государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, ГУЗ «Мурманский областной противотуберкулезный диспансер», ГУЗ «Мурманская областная клиническая больница им. П.А. Баяндина», ГУЗ «Мурманский областной консультативно-диагностический центр», ГУЗ «Мурманский областной Центр специализированных видов медицинской помощи», ГУЗ «Мурманский областной центр медицинской профилактики», ГУЗ «Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», ГУЗ «Мурманский областной психоневрологический диспансер», ГУЗ «Мурманская областная психиатрическая больница», ГУЗ «Мурманский областной наркологический диспансер», ГУЗ «Мурманский областной онкологический диспансер».

Реализация Программы осуществляется путём совместной деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области, Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, государственных учреждений здравоохранения на основе государственных закупок в пределах выделенных средств.

Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области:

- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, осуществляет контроль деятельности государственных заказчиков Программы и управление деятельностью ее исполнителей, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

- ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию мероприятий Программы;

- ежеквартально предоставляет в Министерство экономического развития Мурманской области информацию о ходе реализации Программы, ежегодно,  до 1 февраля, - доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств;

- по завершении реализации Программы, до 1 марта 2012 года, представляет доклад о ее выполнении, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации в Правительство Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области, Министерство экономического развития Мурманской области;

- вносит в Министерство экономического развития Мурманской области и Министерство финансов Мурманской области предложения о корректировке мероприятий Программы либо о прекращении ее выполнения;

- организует размещение на официальном сайте Правительства Мурманской области информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов;

- предоставляет Программу в электронной форме сбора данных системы мониторинга и анализа «ДРОНД», разрабатываемой Министерством экономического развития Мурманской области.

Государственные заказчики Программы:

- осуществляют текущее управление реализацией Программы;

- вносят предложения об уточнении целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы и подпрограмм, а также о совершенствовании механизма ее реализации;

- обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

- организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы и подпрограмм, а также проводят мониторинг выполнения программных мероприятий;

- осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;

- осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы и подпрограмм, а также заключение государственных контрактов (договоров);

- организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля реализации Программы, обеспечивают размещение в сети «Интернет» текста Программы, материалов о ходе и результатах реализации Программы;

- согласуют с государственным заказчиком-координатором Программы и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

- ежеквартально предоставляют государственному заказчику-координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»