ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2008 года № 663-ПП
О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 10.10.2007 № 464-ПП
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 16.02.2009 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 8 июля 2009 года № 297-ПП
_______________________________________________________________________________
В целях приведения региональной целевой программы «Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области» на 2008-2010 годы в соответствие с требованиями постановления Правительства Мурманской области от 19.08.2008 № 395-ПП «О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом региональных целевых программ Мурманской области» Правительство Мурманской области постановляет:
1. В постановлении Правительства Мурманской области от 10.10.2007 № 464-ПП «О региональной целевой программе «Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области» на 2008-2010 годы» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 16.07.2008 № 331-ПП) в наименовании и по всему тексту слова «региональная целевая программа» заменить словами «долгосрочная целевая программа» в соответствующих падежах.
2. Внести в региональную целевую программу «Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области» на 2008-2010 годы (далее - Программа), утвержденную вышеназванным постановлением, изменения и изложить ее в новой редакции согласно приложению.
3. Настоящее постановление в части изменения наименования Программы и дополнения методикой оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ
Долгосрочная целевая программа
«Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области» на 2008-2010 годы
Мурманск
2008
Паспорт
Наименование программы | - «Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области» на 2008-2010 годы (далее - Программа) | |||
Дата принятия решения о разработке | ||||
Государственные заказчики | - Министерство экономического развития Мурманской области; | |||
Государственный заказчик-координатор | - Министерство экономического развития Мурманской области | |||
Основные разработчики Программы | - Министерство экономического развития Мурманской области; | |||
Цель Программы | - повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и качества управления социально-экономическим развитием Мурманской области | |||
Задачи Программы | 1. Внедрение в исполнительных органах государственной власти и подведомственных организациях методов и процедур управления, ориентированного на результат. Создание системы мониторинга и анализа деятельности исполнительных органов государственной власти в рамках подготовки Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Мурманской области, а также доклада о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти. 2. Создание условий для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. 3. Разработка стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. 4. Создание системы и единого информационно-технологического пространства взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в целях мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития области и муниципальных образований. 5. Расширение функциональных возможностей и развитие информационно-аналитической системы «ИАС-Прогноз/Регион». 6. Модернизация и расширение функциональных возможностей автоматизированной информационной системы «АИС-Госзакупки». 7. Повышение качества административно-управленческих процессов, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности исполнительных органов государственной власти на основе широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий. 8. Унификация использования программных продуктов участниками бюджетного процесса и прогнозирования социально-экономического развития региона и муниципальных образований. 9. Повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан и организаций в процедурах формирования и экспертизы решений по вопросам стратегического планирования, прогнозирования социально-экономического развития, бюджетирования и управления, ориентированного на результат. 10.Повышение уровня знаний руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Мурманской области, муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств по вопросам внедрения механизмов управления по результатам, применения современных технологий и программных средств расчетов бюджета, прогнозирования и планирования территориального социально-экономического развития | |||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Наименование индикаторов и показателей | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, внедривших методы и процедуры управления, ориентированного на результат, % | 20 | 60 | 100 | |
Уровень внедрения результативных принципов управления подведомственными организациями, % | 10 | 30 | 50 | |
Доля финансовых органов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, использующих ЕРС «САПФИР-Мурманск» для автоматизации процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, % | 36,8 | 68,4 | 100 | |
Количество финансовых органов муниципальных районов, городских округов Мурманской области, использующих ЕРС «САПФИР-Мурманск» для автоматизации процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, ед. | 7 | 13 | 19 | |
Повышение надежности и достоверности расчетов в процессе составления проекта бюджета, внесения изменений в него при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета, % | 36,8 | 68,4 | 100 | |
Доля главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) и их подведомственных получателей бюджетных средств (далее - ПБС), использующих подсистему «Клиент- КС» для взаимодействия с вышестоящими финансовыми органами, подведомственными бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, % | 21 | 60 | 100 | |
Доля финансовых органов муниципальных образований, ГРБС и ПБС, использующих ПК «СКИФ» и входящую в его состав программу «СКИФ-Терминал» для подготовки месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов, а также для передачи в электронном виде отчетных форм в вышестоящие финансовые органы в утвержденных форматах, % | 80 | 90 | 100 | |
Количество муниципальных образований, использующих единую систему мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, ед. | 3 | 10 | 19 | |
Доля показателей, поступающих в «ИАС- Прогноз/Регион» в автоматическом режиме от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее - Мурманскстат), Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС по Мурманской области), Министерства финансов Мурманской области, % | 10 | 50 | 100 | |
Доля расходов областного бюджета, размещаемая на конкурсной основе, в общем объеме расходов бюджета, предусмотренных на закупки продукции для государственных нужд, % | 45 | 50 | 55 | |
Доля государственных и муниципальных заказчиков, размещающих заказы через систему «АИС- Госзакупки», в общем количестве государственных и муниципальных заказчиков, % | 80 | 90 | 95 | |
Доля закупок, проведенных в электронном виде, в общем количестве проведенных закупок, % | 5 | 7 | 12 | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2008-2010 годы | |||
Объемы и источники | - общие затраты средств областного бюджета на реализацию Программы составят 96989,1 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - 40735 тыс. рублей; в 2009 году - 31776 тыс. рублей; в 2010 году - 24478,1 тыс. рублей | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации | - внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, во всех исполнительных органах государственной власти и не менее чем в половине подведомственных организаций; - использование во всех финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области для планирования и формирования проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области распределенной системы на базе ПК «САПФИР»; - улучшение качества и обеспечение многовариантности бюджетного планирования; - унификация использования участниками бюджетного процесса Мурманской области программных продуктов; - сокращение сроков предоставления бюджетной отчетности; - обеспечение автоматизации процессов формирования предельных объемов финансирования по главным распорядителям средств областного бюджета и всем кодам бюджетной классификации, автоматизации процессов обмена и учета данных между главными распорядителями средств областного бюджета и органами Федерального казначейства, органами Федерального казначейства и бюджетополучателями; - разработка стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года; - автоматизация и переход на высокоэффективные технологии расчетов и подготовки прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований; - переход на формирование местных бюджетов на среднесрочный период в связи с переходом на разработку трехлетних бюджетов (среднесрочных финансовых планов); - расширение функциональных возможностей и развитие информационной аналитической системы «ИАС-Прогноз/Регион»; - автоматизация и сокращение сроков обработки и анализа информации, поступающей от Мурманскстата, УФНС по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области; - мониторинг показателей бедности с использованием информационных технологий для оценки ситуации в Мурманской области и в разрезе муниципальных образований; - модернизация и совершенствование автоматизированной информационной системы «АИС-Госзакупки»; - автоматизация процедур планирования, размещения и учета исполнения заказов на закупки продукции для государственных и муниципальных нужд Мурманской области; - повышение эффективности контроля за исполнением законодательства в сфере бюджетных закупок и целевым использованием средств консолидированного бюджета; - повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан и организаций в процедурах формирования и экспертизы решений по вопросам стратегического планирования, прогнозирования социально-экономического развития, бюджетирования и управления, ориентированного на результат; - повышение эффективности и качества государственного управления территориальным социально-экономическим развитием |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Повышение эффективности и качества государственного управления является одним из базовых условий обеспечения стабильности и устойчивого социально-экономического развития региона, повышения благосостояния населения.
В последние годы в Мурманской области, как и в России в целом, внедряются современные методы и механизмы государственного управления, стратегического планирования, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений. В результате внедрения передового опыта, современных информационных и коммуникационных технологий в прогнозировании, территориальном управлении, бюджетном планировании, управлении государственными закупками в области созданы условия для дальнейшего улучшения качества государственного управления, прогнозирования социально-экономического развития, перехода на трехлетнее финансовое планирование и внедрения новых методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение оптимального уровня бюджетных расходов.
В то же время возросшие требования к деятельности исполнительных органов государственной власти, цели административной реформы обязывают планировать и осуществлять конкретные меры по дальнейшему повышению качества и эффективности государственного управления, прежде всего для достижения целей социально-экономического развития области.
Концепцией программы проведения административной реформы в Мурманской области предусмотрены внедрение в исполнительных органах государственной власти методов и процедур управления, ориентированного на результат, эффективное расходование бюджетных средств, формирование целостной, взаимоувязанной системы ведомственного и межведомственного планирования их деятельности на среднесрочную перспективу.
Постановлением Правительства Мурманской области от 08.12.2006 № 476-ПП/14 «О системе целей, основных задачах социально-экономической политики Правительства Мурманской области и показателях их достижения в 2007 году» утверждены 12 важнейших целей, для каждой из которых исполнительными органами государственной власти определен набор показателей достижения целей, измеряемых количественно (всего 159 показателей). Таким образом, сделана попытка детализации наиболее важных целей регионального развития до уровня задач и целевых показателей деятельности исполнительных органов государственной власти.
Однако данная система не решает автоматически задачу оценки деятельности исполнительных органов государственной власти. Выявлены определенные расхождения между стратегическими целями Мурманской области и непосредственной деятельностью исполнительных органов государственной власти, количественным измерением эффективности и результативности их деятельности. Практика планирования деятельности исполнительных органов государственной власти и подведомственных организаций остаётся прежней и, по существу, не увязанной с конкретными целями социально-экономического развития и эффективным использованием бюджетных средств.
Новые задачи повышения качества государственного управления определены Указом Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым утвержден перечень, включающий 77 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе показатели эффективности использования средств консолидированных бюджетов субъектов РФ. Ежегодно высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано предоставлять в Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти за отчетный период и их планируемых значениях на 3-летний период. Создание эффективной системы мониторинга и анализа показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти возможно лишь на основе применения автоматизированных средств обработки информации, интегрированных в единую информационную систему.
Таким образом, повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием, внедрение в исполнительных органах государственной власти методов и процедур управления, ориентированного на результат, требует скоординированной работы и значительных ресурсов, что может быть обеспечено программно-целевым методом.
В рамках реализации региональной целевой программы «Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 02.06.2005 № 216-ПП, в Министерстве финансов Мурманской области внедрен ПК «САПФИР-Мурманск», разработанный путем адаптации и настройки ПК «САПФИР» на условия и особенности, используемые при составлении проекта областного бюджета, внесении изменений в него и анализе его исполнения.
Опыт эксплуатации ПК «САПФИР-Мурманск» указывает на улучшение качества составления областного бюджета и внесения изменений в него при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета. Эффективность использования ПК «САПФИР-Мурманск» предполагает его дальнейшее развитие путем разработки и поэтапного внедрения во всех финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области единой распределенной системы анализа и планирования финансов региона на базе программного комплекса «САПФИР - Мурманск» для составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области. Использование ЕРС «САПФИР - Мурманск» в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области обеспечит решение полного комплекса задач составления проектов бюджетов, внесения изменений в них и анализа исполнения бюджетов непосредственно в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области. При этом планирование бюджетных ассигнований муниципальных районов и городских округов Мурманской области для формирования годового бюджета может осуществляться на основе методики, разрабатываемой соответствующим финансовым органом. При установке ЕРС «САПФИР - Мурманск» во всех муниципальных районах и городских округах будет создана единая взаимодействующая структура с центром системы в Министерстве финансов Мурманской области и узлами распределенной системы в муниципальных районах и городских округах Мурманской области.
Дальнейшее сопровождение и развитие необходимо и для ПК «Бюджет-КС», что обусловлено необходимостью эффективного взаимодействия между бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, финансовыми органами, а также для автоматизации процессов формирования предельных объемов финансирования по главным распорядителям средств областного бюджета. Для этих целей широко используется подсистема «Клиент-КС», входящая в состав ПК «Бюджет-КС», введенная в эксплуатацию у главных распорядителей, и планируется ввод в эксплуатацию у бюджетополучателей средств областного бюджета.
Сопровождение и развитие требуется для внедренного в Министерстве финансов Мурманской области, у главных распорядителей средств областного бюджета, в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области ПК «СКИФ» и программы «СКИФ-Терминал», входящей в его состав. Это обусловлено изменениями федерального и регионального законодательства, а также целями поддержания иерархии сбора отчетности в утвержденных форматах с использованием унифицированного программного обеспечения, что позволит автоматизировать процесс приема, учета, обработки и контроля месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов, а также передачи в электронном виде отчетных форм в вышестоящие финансовые органы в утвержденных форматах.
Качество государственного управления, разработка приоритетов, основных направлений и задач социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный период, определение конкретных мер и бюджетных ресурсов для повышения качества жизни населения и экономического роста во многом зависят от качества стратегических документов.
В регионе разработана и с 2001 года реализуется Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 № 251-ПП). Изменившиеся условия функционирования российской и региональной экономики, результаты реализации Стратегии обусловили необходимость её корректировки. Однако, как показал анализ, уточнения тех или иных положений Стратегии недостаточно, необходимо разработать стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года.
По поручению Правительства Российской Федерации от 03.11.2006 № АЖ-П11-5241 разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в соответствии с которой регионам дано поручение разработать прогнозы социально-экономического развития на период до 2020 года, основные показатели которых будут положены в основу долгосрочного прогноза развития Российской Федерации.
Кроме того, Минрегионом России разработаны требования к подготовке стратегических документов, согласно которым стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на срок не менее 20 лет, должна учитывать конкурентную среду и место региона в мировых хозяйственных связях и согласовываться с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, стратегиями развития отраслей и соседних субъектов Российской Федерации. Региональные стратегии теперь рассматриваются Межведомственной комиссией при Минрегионе России и на заседаниях Правительства РФ. По итогам согласования с федеральными органами исполнительной власти стратегия может являться основанием для заявок на получение частичного финансирования отдельных крупных инфраструктурных и социально значимых проектов из средств федерального бюджета (инвестиционный фонд, федеральные целевые и инновационные программы, федеральная адресная инвестиционная программа). Опыт регионов, защитивших свои стратегии, свидетельствует, что наиболее проработанными, отвечающими требованиям, предъявляемым на современном этапе к стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, являются документы, разработанные специализированными организациями.
Основой для принятия управленческих решений и формирования консолидированного бюджета области, местных бюджетов на среднесрочный период являются данные прогноза социально-экономического развития территорий и области. В рамках реализации региональной целевой программы «Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы» разработана и введена в эксплуатацию информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Мурманской области («ИАС-Прогноз/Регион»). Её внедрение позволило улучшить информационно-аналитическую и инструментальную поддержку принятия решений Правительством Мурманской области и исполнительными органами государственной власти по вопросам прогнозирования и перспективного планирования развития области. Министерством экономического развития Мурманской области применяется многовариантность в расчётах, повышено качество мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития региона на среднесрочный период.
В 2006 году проведено комплексное обследование муниципальных образований Мурманской области, по итогам которого сделан вывод о целесообразности создания единого информационно-технологического пространства взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области в целях мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития области и муниципальных образований.
Создание и внедрение системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований на основе использования современных программных средств, сопряжения её с информационно-аналитической системой «ИАС-Прогноз/Регион» обеспечит повышение качества прогнозов развития муниципальных образований и области в целом на среднесрочный период, что весьма важно в связи с переходом на разработку трёхлетних бюджетов (финансовых планов). В целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления необходимо также разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на внедрение принципов поощрительной системы муниципальных образований, формирование стимулов для улучшения социально-экономической ситуации в них.
Осуществление этой задачи в рамках Программы приведет к экономии бюджетных средств, обеспечит возможность сравнения оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований и комфортности проживания населения и, соответственно, активизирует деятельность органов местного самоуправления по анализу социально-экономической ситуации и принятию мер по ее улучшению.
Дальнейшей модернизации и развития требует и система «ИАС-Прогноз/Регион», поскольку не в полной мере решены задачи формирования информационных ресурсов системы в автоматическом режиме на основе данных, поступающих от Мурманскстата, УФНС по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области и других исполнительных органов государственной власти, что снижает эффективность совместной работы.
Требуется модификация существующей методики прогнозирования с учетом всей специфики региональных условий, многовариантного прогнозирования индексов цен и тарифов, определения степени влияния различных факторов на формирование макроэкономических показателей социально-экономического развития области. Необходимо решение и новых аналитических задач в управлении социально-экономическим развитием, включая разработку и внедрение модели долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Мурманской области, что обусловлено возрастающими требованиями к повышению качества разработки стратегических планов и прогнозов социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.
Все большую актуальность в оптимизации бюджетных расходов приобретает планирование региональных закупок для государственных и муниципальных нужд как инструмента достижения максимальной экономической эффективности. В рамках реализации региональной целевой программы «Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы» с 01.01.2007 введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система управления государственными закупками Мурманской области («АИС-Госзакупки»). Система позволила централизовать и автоматизировать процесс планирования региональных закупок для государственных нужд Мурманской области, а также процедуры по их размещению и исполнению в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, обеспечить проведение анализа эффективности расходования бюджетных средств на основе аккумулируемой информации.
В настоящее время к «АИС-Госзакупки» подключено 267 государственных заказчиков области, реализуются мероприятия по подключению к системе муниципальных заказчиков области.
Однако система «АИС-Госзакупки» требует дальнейшей модернизации и расширения функциональных возможностей, что обусловлено изменениями федерального и регионального законодательства, а также необходимостью совершенствования базы данных, развития взаимодействия с внешними автоматизированными системами, расширения перечня задач по анализу размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, создания инфраструктуры взаимодействия с участниками размещения заказов при проведении торгов в электронной форме.
В целях исключения двойной работы специалистов по планированию региональных закупок и разработке прогнозов объемов продукции для государственных и муниципальных нужд области, ежегодно представляемых в Минэкономразвития России, предполагается совмещение этих документов в «АИС-Госзакупки» путем сопряжения форм прогнозов и формируемого в системе перечня потребностей Мурманской области, а также формирования по результатам размещения заказов формы ежеквартальной статистической отчетности «Ф1-торги».
Таким образом, для эффективного проведения комплекса мероприятий по повышению качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области, координации деятельности исполнительных органов государственной власти, формированию ресурсного обеспечения и рациональному использованию бюджетных средств необходимо применение программно-целевого метода.