_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП
______________________________________________________________________________
Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Мурманской области, предприятиям, организациям и иным хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности основными положениями Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
3. Преобразовать комиссию по разработке Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (с согласия ее членов) в постоянно действующую комиссию по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
4. Возложить на департамент экономики администрации Мурманской области функцию рабочего аппарата данной комиссии.
5. Департаменту экономики администрации Мурманской области (Довгань):
5.1. Внести предложения Губернатору Мурманской области по утверждению структуры, положения и персонального состава комиссии по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
5.2.При разработке ежегодного плана действий Правительства Мурманской области учитывать решения комиссии по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
6. Опубликовать в газете "Мурманский вестник" тезисы Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Мурманской области Селина А.А.
Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
Внедрение методов стратегического управления регионом - это не дань моде или чьим-то амбициям. Специфика экономики нашей области, ее природно-географических условий диктует необходимость иметь достаточно обоснованные долговременные ориентиры и перспективы, владение которыми позволит не только принимать сбалансированные во всех отношениях решения, но и определять механизм их реализации, своевременно корректируя отклонения и, таким образом избежать фатальной зависимости от изменений внешней и внутренней среды.
Именно эти цели мы преследовали при разработке Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года и именно этим целям должна отвечать наша деятельность по ее воплощению в жизнь.
Естественно, этот документ возник не спонтанно. Уже в конце 90-х годов администрация области совместно с Кольским научным центром Российской академии наук провели целый ряд научно-прикладных исследований стратегического характера по проблемам социально-экономического развития нашей области, повышения инвестиционной привлекательности, экономического оздоровления депрессивных территорий, повышения эффективности бизнеса, совершенствования инфраструктурного обеспечения.
Хотел бы обратить внимание на такую деталь, что методика разработки Стратегии регионального развития в нашей стране пока не имеет практики широкого применения и хотя она хорошо освоена в экономически развитых странах, а также для систем корпоративного управления, ее нельзя адекватно использовать для региональной экономики России. Это наш первый опыт, который, не исключено, в дальнейшем будет тиражирован с учетом слабых и сильных сторон, проявившихся в процессе реализации Стратегии.
Данный документ разработан под руководством комиссии, состоящей из членов правительства области, ученых, руководителей и ведущих специалистов предприятий отраслей народнохозяйственного комплекса области, специалистов отраслевых комитетов администрации области и депутатов областной Думы.
Полагаю, что руководствуясь им мы все вместе сумеем находить оптимальные решения, создавать и реализовывать новые проекты и целевые программы развития, и умело управлять сложными социально-экономическими процессами в быстроменяющейся обстановке первых 15-ти лет нового тысячелетия.
Губернатор Мурманской области
Ю. Евдокимов
Мурманск, декабрь 2001 г.
Предмет Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (далее - Стратегия) - будущее экономики Мурманской области в виде нескольких альтернативных вариантов. Следует сразу оговорить одно допущение, которое состоит в том, что основу экономики области составляет промышленность и обеспечивающая её деятельность производственная инфраструктура и, следовательно, общее состояние всей экономики области и ее социальной сферы определяются состоянием базовых отраслей. Поэтому, рассматривая функционирование и развитие базовых отраслей, мы будем в ряде случаев проецировать выявляемые тенденции и закономерности на весь хозяйственный комплекс и социальную сферу.
В этом документе дается описание возможных путей развития базовых отраслей экономики в период до 2015 года с промежуточными оценками положения, которое может сложиться в 2004 и 2010 годах.
Настоящий документ разработан в соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области от 09.12.2000 года № 510-ПГ и планом действий Правительства Мурманской области на 2001 год, утвержденным его Постановлением от 22.03.2001 г. № 49-ПП/2.
При разработке Стратегии использованы статистические данные о социально-экономическом положении Мурманской области, представленные Мурманским областным комитетом государственной статистики на основании Генерального договора № 01/2000 от 07 апреля 2000 года "Об оказании статистических и информационных услуг".
Стратегия развивает основные положения Концепции социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Губернатора Мурманской области от 08.02.2001 г. № 47-ПГ, а также долгосрочных стратегических планов ведущих предприятий и организаций базовых отраслей экономики Мурманской области всех форм собственности.
Потребность в разработке Стратегии развития области на 15-летний период определяется следующими обстоятельствами:
· необходимостью иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития области, с четкими представлениями о базовых принципах, основных приоритетах, источниках и механизмах их реализации;
· необходимостью в определенности, четкости, предсказуемости государственной региональной социально-экономической политики, понятной для всего населения области;
· особенностью специализации экономики области, ориентированной на добычу и первичную переработку сырьевых ресурсов, имеющей высокую капиталоемкость, энергоемкость и длительные сроки окупаемости капитальных вложений в производство;
· особенностью географического положения области, определяющего ее геостратегическое значение, суровый климат, предъявляющий повышенные требования к созданию благоприятных условий для жизнедеятельности и труда населения и будущих поколений.
При этом следует принимать во внимание то, что Стратегия формируется в существующем правовом поле Российской Федерации, которое пока не отличается совершенством и порой противоречиво во многих своих секторах и еще длительное время будет меняться. Кроме того, будут сохраняться экономические риски, связанные с инфляцией, административными барьерами, коррупцией, преступностью, недостоверной экономической информацией, а также, такими факторами, как проходящие в мире процессы глобализации, интеграции, специализации, интернационализации и др. Все это, несомненно, скажется на социально-экономической ситуации в Мурманской области, входящей в Северо-Западный Федеральный округ Российской Федерации и являющейся неотъемлемой частью суверенного государства Россия.
Исходя из этих предпосылок, Стратегия учитывает два сценария развития:
Первый - пессимистический, предполагающий неблагоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, а именно: значительные колебания конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов, резкое падение или рост курса рубля, рост внутренних цен и тарифов на топливо, электроэнергию, услуги транспорта и связи и других негативных процессов, не регулируемых на региональном уровне. В этом случае формируется вариант, ориентированный на удержание предприятий от банкротств и закрытия, сдерживание роста безработицы и резкого падения уровня жизни населения, существенного оттока трудоспособного населения из области.
Второй - оптимистический, основанный на востребованности ресурсов области, относительно стабильных мировых ценах на них, приемлемом уровне инфляции, а также неизменных налоговых, таможенных и иных макроэкономических регуляторов, т.е. исключающий возможность резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики.
Формирование сценарных условий на перспективу до 2015 года учитывает комплекс позитивного потенциала экономики области, ограничений, угроз и негативных тенденций развития национальной и мировой хозяйственных систем.
Принципиальной особенностью данной Стратегии является необходимость формирования макроэкономической политики устойчивого экономического роста региона, скоординированной как с намерениями основных хозяйствующих субъектов области, с одной стороны, так и интересам населения области, с другой.
Наличие в области учреждений фундаментальной и прикладной науки дает возможность раскрыть пути перехода от нынешнего состояния сырьевого региона к технологическому развитию.
Стратегии является обеспечение устойчивого функционирования базовых отраслей Мурманской области на долгосрочную перспективу, что, в свою очередь, явится основой стабильной деятельности производственной инфраструктуры и в конечном итоге создаст благоприятные условия для:
· повышения качества жизни населения области;
· обеспечения существенного улучшения состояния окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.
Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
· анализ и прогнозирование конкурентоспособности продукции базовых предприятий области на внешнем и внутреннем рынках с учетом тенденций развития мировой и национальной экономик;
· определение приоритетных направлений функционирования промышленных комплексов на базе технико-технологического совершенствования (инноваций) производства и повышения комплексности и завершенности использования добываемого сырья;
· оценка последствий реализации Стратегии развития базовых комплексов для состояния социальной сферы Мурманской области (динамика объемов производства и налогооблагаемой базы, занятости, оплаты труда наемных работников и т.д.);
· определение форм и механизмов поддержки органами власти приоритетных направлений и проектов в базовых отраслях экономики области.
Мурманская область объективно является одним из стратегических регионов Российской Федерации в составе Северо-Западного Федерального округа (рис. 1).
Рис. 1 . Северо-Западный Федеральный округ
Это определяется двумя важнейшими факторами:
Первый - особое геополитическое и военно-стратегическое положение. Область расположена на крайнем северо-западе России за Полярным кругом и занимает территорию Кольского полуострова, часть материка, а также множество островов Баренцева и Белого морей.
Область граничит с Республикой Карелия, а на западе и северо-западе -с Финляндией и Норвегией (отрезок прямого соприкосновения территорий России и стран Европейского Союза и НАТО).
С военной точки зрения, моря Северного Ледовитого океана по своему географическому положению и природным факторам обеспечивают наиболее благоприятные условия для размещения российского стратегического ракетно-ядерного потенциала морского базирования и сил общего назначения, ограничивающих возможности для действий в этом районе ВМС других государств (в настоящем документе этот фактор не рассматривается в силу его специфики).
Второй фактор - наличие достаточных для промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов, наибольшую ценность из которых имеют руды, содержащие фосфор, титан, железо, алюминий, медь, никель, цирконий, редкие металлы. Значительны запасы слюды, керамического сырья и сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. В шельфовых отложениях Баренцева моря разведаны крупные месторождения углеводородов.
Приморское положение, относительная близость к промышленно развитым центрам России, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевой и рыбопромысловой базой и важным геополитическим положением обусловили формирование на территории области крупного индустриального хозяйственного комплекса.
Область является одним из наиболее экономически развитых регионов Северо-Западного Федерального округа, что лучше всего отражает показатель валового регионального продукта (ВРП). По объему ВРП область занимала 28-е место в 1998 году, а в расчете на душу населения - 7-е место (1999 г.) среди 89 субъектов Российской Федерации.
В развитии промышленности Мурманской области наблюдались те же тенденции, что и в динамике ВРП, поскольку доминирующее значение в составе валового регионального продукта имеет продукция промышленного производства.
Вместе с тем, темпы роста объемов промышленного производства в 1999 и 2000 гг. в Мурманской области были ниже, чем среднероссийские. Это объясняется преобладанием в регионе отраслей тяжелой промышленности, основанных на добыче природного сырья.
Доля отраслей горнопромышленного комплекса, традиционно являющихся отраслями производственной специализации региона, в национальном и международном разделении труда возросла с 40,2 % в стоимостной структуре промышленной продукции в 1990 году до 61,3 % в 2000. Доля рыбной промышленности, являющейся также отраслью специализации, сократилась за истекшее десятилетие в два раза (с 30,7 % до 15,7 %).
В структуре промышленности области устойчивую тенденцию к снижению имели отрасли, удовлетворяющие преимущественно внутрирегиональные потребности - лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка (табл. 1).
Таким образом, за годы реформ действие рыночных факторов привело к росту доминирующего положения отраслей специализации, которые удовлетворяют спрос на свою продукцию в рамках более крупной системы (национальной и мировой), а внутренние потребности на большинство товаров народного и производственного потребления в возросшей степени покрываются за счет поставок из-за пределов области.
Изменение отраслевой структуры производства промышленной продукции Мурманской области
Отрасли Удельный вес отрасли (в % к итогу) 1990 1991 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
100 100 100 100 100 100 100 100 100
6,5 7,2 19,8 19,6 23,7 24,0 22,5 13,2 13,5
4,5 5,3 8,0 6,7 7,7 8,1 9,9 10,0 9,3
26,6 27,8 31,9 35,8 28,7 35,9 32,5 38,5 37,7
9,1 9,8 8,8 10,3 11,1 11,0 10,9 11,9 14,3
8,2 8,6 5,0 4,9 7,2 4,8 3,9 4,2 4,5
1,8 1,9 0,6 0,6 0,4 0,3 0,4 0,3 0,3
3,8 4,4 1,8 1,5 1,2 1,2 1,0 0,7 0,8
35,2 30,9 22,5 19,2 18,1 13,3 17,1 19,4 18.0
30,7 23,6 18,5 15,1 13,7 10,1 14,0 17,1 15,7
4,3 4,1 1,6 1,4 1,9 1,4 1,8 1,8 1,6 |
Пик объема экспорта товаров был достигнут в 1997 году, когда он составил 1330,5 млн. долл. США, что превышало уровень 1992 г. в 3,4 раза (рис. 2).
Рис. 2. Внешнеторговый оборот, млн. долл. США
Заметное сокращение объемов экспорта в 1998 и 1999 годах вызвано падением мировых цен на основные экспортируемые товары (в основном цветные металлы). Несмотря на это, из-за девальвации национальной валюты, рублевый эквивалент от экспортной выручки возрос, что привело к повышению доли экспорта в общем объеме промышленного производства с 46% в 1997 году до 56,7% в 1999. В 2000 году объем экспорта (включая услуги) сократился незначительно (на 0,7 % по сравнению с 1999 годом), в то время как импорта на 29%. В результате традиционно высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса возросло и коэффициент валютного покрытия импорта (без услуг), имевший в 1995 году значение 2,8, достиг по итогам 2000 года 5,6.