(с изменениями на 7 июля 2008 года)
_____________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2009 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 8 июля 2009 года № 297-ПП
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 7 июля 2008 года № 319-ПП
_____________________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», постановлениями Правительства Мурманской области от 24.05.2007 № 244-ПП «О разработке региональной целевой программы «Школьное здоровое питание в Мурманской области» на 2008-2010 годы» и от 28.07.2005 № 296-ПП/9 «О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области», а также в целях исполнения поручения Президента Путина В.В. Правительству Российской Федерации о разработке предложений по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов (от 10.12.2005 № Пр-2065 ГС) Правительство Мурманской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую «Школьное здоровое питание в Мурманской области» на 2008-2010 годы (далее - Программа).
2. Государственным заказчиком определить комитет по образованию Мурманской области.
3. Контроль за исполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
Губернатор
Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНОЕ ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2010 ГОДЫ
Наименование программы | - | «Школьное здоровое питание в Мурманской области» на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | постановление Правительства Мурманской области от 24.05.2007 № 244-ПП «О разработке региональной целевой программы «Школьное здоровое питание в Мурманской области» на 2008-2010 годы» |
Государственный заказчик | - | комитет по образованию Мурманской области |
Основные разработчики Программы | - | комитет по образованию Мурманской области (далее - КОМО); департамент экономического развития Мурманской области (далее - ДЭРМО); департамент промышленности и транспорта Мурманской области (далее - ДПТМО); управление Роспотребнадзора по Мурманской области (далее - РПН); комитет по здравоохранению Мурманской области (далее - КЗМО); комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Мурманской области (далее - КСХПМО); некоммерческое партнерство Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области (далее - СПиП) |
Цели и задачи Программы | цель Программы: создание в Мурманской области условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счет повышения эффективности и безопасности системы школьного питания. | |
| Задачи Программы: создание современной системы обеспечения детей школьного возраста горячим питанием с учетом внедрения новых технологий производства, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья детей; обеспечение доступности горячего питания в общеобразовательных учреждениях Мурманской области для всех школьников; повышение уровня знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризация и повышение привлекательности здорового школьного питания | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | -
| увеличение охвата школьников организованным одноразовым горячим питанием - до 100 %; увеличение охвата школьников, посещающих группы продленного дня, двухразовым питанием - до 100 %; поступательное снижение уровня заболеваемости детей алиментарно-зависимыми заболеваниями |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2008-2010 годы: I этап - 2008 г.; II этап - 2009 - 2010 гг. |
Объемы и источники финансирования | - | общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 69,22 млн. руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 18 млн. руб., в том числе: 2008 - 0 млн. руб.; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | обеспечение высокого качества, безопасности и доступности питания в школах, его соответствия физиологическим нормам; достижение стопроцентного охвата школьников организованным одноразовым горячим питанием; достижение стопроцентного охвата школьников, посещающих группы продленного дня, обеспеченных организованным двухразовым питанием; повышение уровня физического развития школьников и снижение заболеваемости; снижение средств родителей на питание учащихся; внедрение новых форм и методов обслуживания школьников |
Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в России за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство как у врачей, так и у педагогов и родителей. Одним из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребенка в современных условиях, признано ухудшение питания детей. Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных объединений в обеспечении здоровья подрастающего поколения должно стать обеспечение полноценного питания детей в период их пребывания в образовательном учреждении.
Сегодня структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением уровня потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, дефицитом полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и микроэлементов. Это является основной причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта. Согласно анализу, ежегодно проводимому специалистами органов Роспотребнадзора по Мурманской области, уровень заболеваемости детей в Мурманской области превышает общероссийские показатели по группе заболеваний желудочно-кишечного тракта - на 25 процентов, костно-мышечной системы - на 28, эндокринной системы - на 50 процентов. Среди детей, состоящих на диспансерном учете в медицинских учреждениях, более 30 процентов - это дети с алиментарно обусловленными заболеваниями. Таким образом, уже в детском возрасте неправильное питание способно сформировать заболевания, которые будут проявляться через 15-20 лет.
В общеобразовательных учреждениях Мурманской области охват учащихся организованным горячим питанием составляет в среднем по области 78 процентов. Исключение составляют закрытые административно-территориальные образования, такие как Полярный, Скалистый, Островной, Заозерск, Североморск, где охват учащихся организованным горячим питанием составляет 100 процентов. В таких городах и районах как Мурманск, Кировск, Печенгский район этот показатель ниже среднеобластного. В отдельных мурманских школах охват учащихся организованным горячим питанием составляет от 20 до 30 процентов, что ниже даже среднего показателя по городу Мурманску.
Наиболее низкий уровень охвата горячим питанием отмечается среди учащихся старших классов (в среднем около 15 процентов). В этой возрастной группе широко практикуется буфетное питание, которое, безусловно, не может являться полноценной заменой горячему питанию. В основном горячее питание получают только те учащиеся, которые по социальным показаниям имеют право на льготное и бесплатное питание.
Недостаточный охват обучающихся горячим питанием во всех возрастных категориях обусловлен несколькими факторами, в том числе:
- технологическими возможностями школьных пищеблоков, которые не всегда позволяют обеспечить горячим питанием всех школьников;
- низким уровнем материального достатка многих семей, который не позволяет родителям оплачивать питание детей в школе;
- отсутствием заинтересованности детей и родителей в получении питания в школе в связи с низким качеством пищи и ограниченным ассортиментом.
Сложившаяся ситуация может расцениваться как неблагоприятная с точки зрения укрепления здоровья и профилактики заболеваемости среди учащихся общеобразовательных учреждений Мурманской области.
С учетом проживания в условиях Крайнего Севера и длительного пребывания обучающихся в общеобразовательных учреждениях (шесть и более часов в день) в школах должно быть организовано полноценное горячее питание для всех обучающихся как за счет бюджетных средств для льготных категорий обучающихся, так и путем активного привлечения средств родителей.
Основным путем преодоления дефицита микронутриентов и витаминов в климатических условиях Мурманской области является включение в рационы питания детей продуктов, обогащенных микронутриентами.
Согласно рекомендациям Научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук, самыми оптимальными продуктами для профилактики микронутриентной недостаточности у детей школьного возраста являются обогащенные молоко и кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия, витаминизированные напитки. Поэтому включение указанных продуктов в используемые рационы питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Мурманской области является одним из направлений преодоления микронутриентной недостаточности.
Кроме того, морально устаревшая материально-техническая база, значительный износ технологического и холодильного оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве питания школьников. На сегодняшний день износ оборудования столовых школ области составляет в среднем 60 процентов. В Терском районе этот показатель достигает 100 процентов, Ковдорском районе - 87, Кандалакше - 85, Апатитах - 80 процентов. Десятая часть от общего числа школ в области вообще не имеют столовых. В более чем 12 процентов школ пищеблоки работают на сырье, не имея для этого достаточного набора помещений.
Уровень организации питания детей в сельских школах также остается низким: отсутствие необходимой материально-технической базы, централизованного водоснабжения, надлежащего производственного контроля за качеством приготовленной пищи негативно сказываются на питании школьников.
Не менее актуальной остается проблема низкого уровня культуры питания у детей и подростков, основанной на стереотипах, сформировавшихся в последние годы, когда основными в рационе питания семьи становятся продукты быстрого приготовления и полуфабрикаты, а количество потребляемых овощей, фруктов, рыбы, молочных продуктов сокращается.
Обеспечение детей школьного возраста в достаточном количестве доброкачественной и безопасной питьевой водой, оптимальной по минеральному составу, является необходимым условием их роста и гармоничного развития. Вместе с тем, по данным лаборатории питьевого водоснабжения Научно-исследовательского института экологии человека и окружающей среды Российской академии медицинских наук значительное количество употребляемой воды не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты.
Поскольку вопрос организации питания школьников лежит в области межведомственного взаимодействия, решение перечисленных проблем требует комплексного, системного подхода. Необходимо сформировать систему школьного питания, обеспечить современное материально-техническое оснащение, внедрить новые технологий производства, формы и методы обслуживания, усилить контроль за качеством и безопасностью продуктов.
Таким образом, проблема организации питания детей школьного возраста является комплексной, требует координации межотраслевых связей, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями. Все вышеназванные факторы являются критериями отбора проблемы для программной разработки.
1.2. Социально-экономическая значимость проблемы для населения
Мурманской области
Реализация мероприятий Программы позволит:
- обеспечить стопроцентный охват школьников горячим питанием в период их пребывания в образовательном учреждении;
- повысить качество питания учащихся в образовательных учреждениях в соответствии с рационами питания, учитывающими физиологические нормы питания детей и включающими обогащенные продукты профилактического назначения, что будет способствовать улучшению их здоровья;
- осуществить модернизацию материально-технической базы школьных столовых в соответствии с современными технологиями и формами обслуживания;
- обеспечить безопасность и доступность питания.
Основной целью Программы является создание в Мурманской области благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счет повышения эффективности и безопасности системы школьного питания. Основными принципами современной системы школьного питания является индустриализация и централизация.
Основные направления деятельности для решения поставленной цели:
- развитие и внедрение новых технологий, производства и новых форм организации питания и обслуживания;
- организация базовых школьных столовых для централизованного выпуска полуфабрикатов в городах области;
- обеспечение общеобразовательных учреждений хлебобулочной, кисломолочной и молочной продукцией, напитками и соками, обогащенными минерально-витаминными комплексами, йодированной солью в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями;
- повышение уровня квалификации работников школьных столовых и пищеблоков, предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников;
- повышение эффективности организации и государственного регулирования школьного питания;
- разработка и внедрение системы мер, направленных на повышение культуры здорового питания;
- усиление общественного контроля за организацией питания школьников и качеством приготовления пищи.
Программой предусмотрено выполнение основных мероприятий в течение 2008-2010 годов в два этапа.
I этап - 2008 год.
На данном этапе планируется:
1. Проведение качественной оценки меню школьных столовых.
2. Проведение анализа уровня заболеваемости школьников алиментарно-зависимыми заболеваниями и его связи с качеством питания детей в школе.
3. Разработка и утверждение в установленном порядке примерных меню для школьных столовых с учетом возрастных физиологических потребностей детей, а также климатических особенностей региона.
4. Детальный анализ оснащенности пищеблоков школьных столовых торгово-технологическим и холодильным оборудованием.
5. Изучение вопроса необходимости и наличия условий для строительства специализированных предприятий (цехов) по централизованному производству продуктов для школьного питания.
6. Разработка методических рекомендаций об осуществлении конкурсного отбора поставщиков продуктов для организации школьного питания.
7. Выбор нескольких муниципальных образований в качестве экспериментальных площадок для апробации различных форм и методов производства продуктов школьного питания и организации обслуживания школьников.
8. Разработка и внедрение мер, направленных на улучшение информированности детей и их родителей в вопросах здорового питания, а также популяризацию здорового питания и здорового образа жизни.
9. Создание единого областного реестра продуктов, рекомендуемых для использования в питании школьников.
11. Разработка системы мер, направленных на повышение заинтересованности педагогов и классных руководителей в увеличении охвата учащихся горячим организованным питанием, в том числе за счет средств родителей.
12. Разработка системы показателей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения и органов управления образованием в организации питания учащихся.