Действующий

О новой редакции региональной целевой программы "Совершенствование скорой медицинской помощи и переоснащение лечебно-профилактических учреждений области санитарным транспортом" на 2006-2008 годы (с изменениями на 23 октября 2012 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа разработана во исполнение Закона Мурманской области от 10.02.2005 № 594-01-ЗМО «О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы» и постановления Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 «О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области».

Территория Мурманской области относится к числу регионов с экстремальными условиями проживания, что обусловлено как особыми климатогеографическими особенностями Кольского полуострова, так и высокой концентрацией в непосредственной близости от мест проживания населения объектов радиационной и химической опасности, взрывоопасных и пожароопасных объектов.

Основной задачей службы скорой медицинской помощи является оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в минимально короткие сроки и максимально полном объеме как на месте происшествия, так и при транспортировке в лечебные учреждения.

Существенно выросло значение скорой медицинской помощи как одного из ведущих факторов национальной безопасности. Рост числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, рост международного терроризма, ухудшение криминогенной обстановки возлагают на службу скорой медицинской помощи дополнительные задачи, направленные на повышение оперативности прибытия бригад скорой помощи на вызовы.

Работа специалистов скорой медицинской помощи связана с повышенным риском заражения туберкулезом и ВИЧ, другими опасными инфекциями, повышенной возможностью травматизации при экстренных выездах.

Продолжает оставаться высоким уровень обращаемости населения в скорую помощь - 399 на 1000 жителей (среднероссийский показатель - 361,3 на 1000 жителей).

В структуре вызовов ведущее место занимают заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы и психические расстройства. Острой проблемой становится оказание скорой медицинской помощи пациентам с различными травмами, внезапными заболеваниями, связанными со значительным употреблением спиртных напитков и их суррогатов, наркотических веществ.

Увеличивается количество выездов к лицам без определенного места жительства. Возрастает обращаемость за скорой медицинской помощью лиц пожилого и старческого возраста.

На территории области сложилась критическая ситуация с обновлением изношенного и выработавшего ресурс парка санитарного автотранспорта учреждений здравоохранения. При среднем нормативном сроке службы, определенном в интервале от 3 до 5 лет, более 70% автотранспорта имеет срок эксплуатации от 6 лет и выше.

С 1996 года централизованные поставки санитарного автотранспорта по фондам Минздрава были прекращены. Разовое приобретение отдельными руководителями учреждений здравоохранения по несколько единиц санитарного транспорта не меняет общей картины критического состояния парка машин.

Дальнейшая эксплуатация таких машин представляет собой угрозу безопасности при транспортировке больных и медработников, так как изношенный транспорт, даже подготовленный и прошедший техосмотр в ГИБДД, в экстремальных условиях Крайнего Севера непредсказуемо выходит из строя.

Служба скорой медицинской помощи в области представлена 25 отделениями и пунктами. Из них 4 отделения скорой медицинской помощи обеспечивают оказание медицинской помощи в городах с населением свыше 50 тысяч человек. Радиус обслуживания составляет от 2 до 145 км.

Ежесуточно 83 бригады оказывают помощь больным и пострадавшим. Удельный вес вызовов, обслуженных врачебными бригадами, составляет 35%, фельдшерскими - 65%. В отделениях скорой медицинской помощи трудятся 1052 работника, из них 114 врачей и 555 средних медицинских работников.

Укомплектованность службы скорой медицинской помощи физическими лицами составляет 72,8%, в том числе: врачами - 43,8%, средним медицинским персоналом - 83,2%; 66% персонала скорой медицинской помощи имеют квалификационные категории (по РФ - 30%), 92% врачей и 90% фельдшеров получили сертификат специалиста по скорой помощи.

Одним из важнейших является вопрос оснащения бригад скорой помощи аппаратурой, лекарственными препаратами, перевязочным материалом, инструментарием, что в значительной степени определяет качество оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе.

Бригады недостаточно обеспечены электрокардиографами, ингаляционной, дыхательной и реанимационной аппаратурой, средствами транспортной иммобилизации, имеется дефицит современного оборудования, наборов для проведения экстренной лабораторной экспресс-диагностики.

Рабочие места диспетчеров не оснащены средствами записи разговоров, автоматическими определителями номеров телефонов и не компьютеризированы. Только в четырех отделениях прием вызовов от населения производится с записью на магнитный носитель, в двух отделениях функционирует компьютерный комплекс «Спрут-7», производящий запись и обработку информации.

Не сформирована единая персонифицированная база данных пациентов, обратившихся за оказанием скорой медицинской помощи.

Радиосвязь остается несовершенной, радиостанции системы «Лен» не обеспечивают качественную и своевременную связь с отделениями скорой медицинской помощи и ее структурными подразделениями. Не везде отделения скорой медицинской помощи обеспечены прямой телефонной связью с лечебно-профилактическими учреждениями, экстренными службами.

Персонал службы скорой помощи не обеспечен спецодеждой (48%), обувью (100%).

Существенные проблемы имеются в подготовке кадров для скорой медицинской помощи, крайне редко выпускники медицинских институтов трудоустраиваются в отделения скорой медицинской помощи. Утрачен социальный престиж профессии врача скорой помощи. Эта проблема может быть решена только при значительной активизации работы руководителей муниципальных образований и медицинских учреждений по удовлетворению социальной заинтересованности молодых специалистов (повышение заработной платы, выплата надбавок за напряженный труд, обеспечение жильем).

Выполнение мероприятий Программы даст возможность повысить эффективность системы оказания скорой медицинской помощи жителям Мурманской области, укрепить материально-техническую базу и обновить парк санитарного автотранспорта.