В рамках приоритетного национального проекта "Образование", в целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р, и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" проектной группой, созданной по распоряжению Правительства Мурманской области, разработан Комплексный проект модернизации образования в Мурманской области на 2007-2009 годы.
Учитывая социальную значимость разработанного проекта комплексной модернизации, его направленность на обеспечение доступности и высокого качества общего образования в регионе, повышение материального благосостояния учителей общеобразовательных учреждений, Правительство Мурманской области
постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Комплексный проект* модернизации образования в Мурманской области в 2007-2009 годах.
2. Считать реализацию Комплексного проекта модернизации образования в Мурманской области в 2007-2009 годах одним из приоритетных направлений социальной политики.
3. Ввести к 2010 году новую систему оплаты труда работников общего образования, направленную на повышение доходов учителей.
4. Комитету по образованию Мурманской области (Костюкевич В. Ф.):
4.1. Обеспечить реализацию мероприятий Комплексного проекта модернизации образования в Мурманской области в 2007-2009 годах.
4.2. Внести соответствующие изменения и дополнения в региональную целевую программу "Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы".
4.3. Обеспечить предоставление ежегодного отчета Правительству Мурманской области о ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области:
5.1. Принять участие в реализации мероприятий Комплексного проекта модернизации образования в Мурманской области в 2007-2009 годах.
5.2. Разработать и принять соответствующие проекты в муниципальных образованиях.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л. А.
Губернатор Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ
Комплексный проект модернизации образования
в Мурманской области в 2007-2009 годах
Анализ ситуации, предпосылки изменения системы оплаты труда
С 1 января 2005 года изменен принцип построения заработной платы работников бюджетных организаций.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (статьи 29, 41), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", (статья 26.14.) органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ.
В Мурманской области вопросы оплаты труда регламентируются следующей нормативной базой:
- Законом Мурманской области от 21.11.1997 № 83-01-ЗМО "О библиотечном деле в Мурманской области";
- областной тарифной сеткой, утвержденной п.1 вышеназванного постановления Правительства Мурманской области.
В Мурманской области сохраняется тенденция снижения количества обучающихся. В 2007 году общая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 87,6 тыс. человек. Темпы снижения численности несколько замедлились и составили в 2007 году 7 % против 9 % в предыдущие годы.
Уменьшение численности обучающихся влияет на сокращение штатной численности работающих в образовании. Ежегодное сокращение численности работающих по группам персонала в указанных учреждениях составляло до 2004 года в среднем 3-4 процента, в 2004 -2005 годах - 7 %, в 2006 году 6 %. Изменение темпов сокращения численности должностей обусловлено введением в регионе нормативного финансирования общеобразовательных учреждений с 2004 года. В 2005-2006 годах в общеобразовательных учреждениях области проведены значительные мероприятия по оптимизации штатных расписаний.
Соотношение между учителями и административно-управленческим персоналом (АУП), учебно-вспомогательным персоналом (УВП), младшим обслуживающим персоналом (МОП) и категориями педагогических работников, не относящихся к учителям, составляет 56 % к 44 %.
Перевод на нормативное финансирование с 2004 года всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений повлиял и на увеличение расходов консолидированного бюджета на общее образование. По сравнению с 2000 годом расходы увеличились практически в 4 раза, в том числе в расчете на одного ученика более чем в 6 раз, составив в 2006 году 34,3 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата работающих в общем образовании в 2006 году составила в среднем 9581 руб., в том числе учителей- 11129 руб., АУП, МОП, УВП - 7086 руб.
Рост заработной платы обусловлен, в основном, введением нормативного финансирования. Утверждение законодательно надтарифного фонда (по группам персонала) позволило повысить его до 25 % (до введения нормативов - надтарифный фонд составлял 8-15 %). Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, поправочным коэффициентом и утверждается сметой.
Кроме того, ежегодное повышение первого разряда областной тарифной сетки также влияет на повышение заработной платы работников сферы образования.
Введение новой системы оплаты труда (НСОТ)
Цель введения НСОТ: повышение средней заработной платы учителей к 2009 году не менее чем на 60 %.
В рамках комплексного проекта модернизации образования Мурманской области на 2007-2009 годы предполагается разработка НСОТ работников общего образования, не допускающей снижения уровня заработной платы учителей по отношению к году начала перехода на НСОТ.
Новая система оплаты труда будет отвечать следующим принципам:
- наличие механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;
- повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;
- рост заработной платы учителей;
- разделение фонда оплаты труда и зарплаты работников общеобразовательных учреждений на базовую и стимулирующую части (установление доли стимулирующей части фонда оплаты труда в интервале от 20 % до 40 % общего фонда оплаты труда);
- наличие механизмов нормирования и учета в оплате труда всех видов деятельности учителей (почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами и др. виды деятельности, определенные должностными обязанностями);
- введение примерного регионального регламента участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений (совета общеобразовательного учреждения, попечительского совета и др.), профсоюзов, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
Введение НСОТ будет осуществляться в 2 этапа. Первый этап - повышение в 2008 году заработной платы учителей в среднем на 20 % (без учета повышения тарифной ставки) за счет введения коэффициентов за категорийность (наличие второй, первой или высшей категории) и сложность предмета.
На втором этапе, в 2009 году предполагается установить базовые оклады (укрупненная тарифная сетка) и ряд повышающих коэффициентов, учитывающих особенности труда. Введение базовых окладов позволит повысить заработную плату низкооплачиваемых работников.
Введение в области с 2004 года нормативного финансирования образовательных учреждений позволило провести ряд подготовительных мероприятий для ведения НСОТ. В большинстве муниципальных образований произошли изменения сети учреждений, штатной численности работников. Высвобождающиеся средства направляются на ресурсное обеспечение и развитие отрасли.
Введение НСОТ будет осуществляться за счет изыскания дополнительных внутренних ресурсов отрасли, снижения неэффективных расходов и оптимизации сети и штатов. Кроме того, учитывая сложность введения НСОТ, нами разработан план мероприятий, направленный на недопущение негативных социальных последствий.
Формирование и распределение фонда оплаты труда
образовательного учреждения
Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, поправочным коэффициентом и утверждается сметой.
Фонд оплаты труда образовательного учреждения распределяется следующим образом:
- 70 % - базовая часть (ФОТб);
- 30 % - стимулирующая часть (ФОТст).
На первом этапе:
- 75 % - базовая часть (ФОТб);
- 25 % - стимулирующая часть (ФОТст).
Базовая часть фонда оплаты труда
Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения.
Фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, устанавливается в объеме, как правило, не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год.
Фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала устанавливается в объеме, как правило, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
Рекомендуемое оптимальное соотношение численности педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, к численности руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала составляет 70 % на 30 %.
Базовая часть фонда оплаты труда в сумме обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей учреждения, педагогических работников, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала.
При сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет соответственно увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс.
Тем самым, закрепляется обеспечение сбалансированного штатного расписания.
Гарантии по оплате труда
Заработная плата работников образовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.
Наименование показателя | Обязательства | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
1.2. Рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 года, в % | 25 | 40 | 60 |
Наименование показателя | Факт | Обязательства | ||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
1.3. Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, в % | 55 | 60 | 65 | 70 |
Наименование показателя | Факт | Обязательства | ||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
1.4. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на новую систему оплаты труда, в % | - | - | 100 | 100 |