Действующий

О ходе выполнения Программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы

Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 23.03.2007 № 134-ПП/5

Информация
о ходе выполнения Программы социально-экономического развития
Мурманской области на 2004 - 2008 годы



  Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы (далее - Программа) была разработана в соответствии с типовым макетом, предложенным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Программа отражает состояние экономики, социальной сферы, экологии и природопользования Мурманской области по состоянию на конец 2003 года, является увязанным по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексом мероприятий, направленных на достижение стратегических целей экономического, экологического, социального и культурного развития области.

Программа утверждена Законом Мурманской области от 10.02.2005 года № 594-01-ЗМО и зарегистрирована в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.

Основной целью Программы является создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, укрепления социальной сферы на основе экономического развития Мурманской области.

Основными задачами Программы установлены:

- создание условий для экономического развития, рост доходов населения и увеличения налоговых поступлений;

- решение экологических и социальных проблем;

- удовлетворение потребностей населения области в доступном и качественном жилье;

- максимально полное использование научного и инновационного потенциала.

Для решения поставленных Программой задач на первом этапе (в 2004-2005 годах) предусматривалось осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, которые охватывают около пятидесяти направлений. За истекший период с начала действия Программы было разработано и принято около тридцати законов Мурманской области и поправок к ним, в том числе "О государственной социальной помощи в Мурманской области" от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО, в рамках которого ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства для оказания адресной поддержки малоимущих семей и одиноко проживающих граждан. Принято более сорока постановлений Правительства. В 2006 году разработаны и приняты документы, регулирующие земельные отношения в Мурманской области.

В целях достижения целей и решения задач Программы социально-экономического развития области на 2004-2008 годы реализованы и продолжают действовать ряд региональных целевых программ. Их количество ежегодно увеличивается (в 2004 году действовало 37 программ, в 2006 году - 55). В 2004 году финансирование региональных целевых программ составило 1.5 млрд. рублей, в 2006 году - 2.3 млрд. рублей. Средняя обеспеченность программ финансированием в 2004 году составляла 40.6 млн. рублей, в 2006 - 41.6 млн. рублей.

Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы включает 255 инвестиционных проектов и мероприятий. Общий объём финансовых ресурсов этой части Программы прогнозировался на пять лет в объёме 88.7(1)) млрд. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 6.1 млрд. рублей, областного и муниципальных бюджетов - соответственно 5.2 и 3 млрд. рублей, за счет кредитов коммерческих банков и средств иностранных инвесторов - 5.4 млрд. рублей, средств других внебюджетных источников - 4.8 млрд. рублей. Основным источником финансирования являются собственные средства организаций - 64.1 млрд. рублей или 72 % всего ресурсного обеспечения Программы.

_________________________

(1)) Здесь и далее программные задания представлены в ценах 2004 года.

Мероприятия были сгруппированы в соответствии с задачами Программы и составляют три направления. Основные финансовые ресурсы сосредоточены на развитии экономики области (70.1 млрд. рублей или 79 %). На развитие социальной инфрастуктуры предполагалось направить 14.4 млрд. рублей (16 %), по блоку "Экология и природные ресурсы" - 4.2 млрд. рублей (5 %). В структуре затрат на мероприятия Программы 96 % составляют инвестиции в основной капитал.

За первые три года действия Программы на реализацию проектов и мероприятий предусматривалось направить 48.8 млрд. рублей. Фактически по данным на конец 2006 года выполнено работ в объёме 29.4 млрд. рублей или 60 %(2)) от запланированного. Объём финансирования за счёт средств бюджета субъекта федерации, составил 2.5 млрд. рублей или 77 % прогнозируемого на указанный период. Из федерального бюджета поступило 1.7 млрд. рублей или 60 % предполагаемого лимита. Финансирование заявленных на момент формирования Программы инвестиционных проектов за счёт собственных средств организаций осуществлено на 65 % и составило 22.7 млрд. рублей. Кредитами коммерческих банков воспользовались лишь на 7 % от предполагаемого объёма.

_________________________

(2)) Здесь и далее при расчёте процента выполнения инвестиционных проектов и мероприятий использованы данные в фактических ценах соответствующих лет.

За период с начала действия Программы реализовывались 177 мероприятий из 248 намеченных на 2004-2006 годы (71 %). При этом если в 2005 году работы охватывали три четверти запланированных мероприятий, то в 2006 году чуть более половины. Большинство проектов не реализуются по причине отсутствия финансирования.

Низкий процент выполнения по большинству разделов Программы связан с тем, что намеченные объёмы финансирования программных проектов и мероприятий носили прогнозный характер и значительно превысили реальные возможности бюджета и других инвесторов.

Так фактически поступившие средства федерального бюджета в 2004 году составили 87 % от предполагаемого объёма финансирования, в 2005 году - 81, а в 2006 году лишь 32 %.

В 2005 году средства регионального бюджета обеспечивали программные задания области на 64 %, а в 2006 году - на 74 %.

Реализация инвестиционных проектов с участием областного бюджета осуществляется в соответствии с региональной адресной инвестиционной программой, финансирование которой за годы действия Программы возросло в четыре раза (в сопоставимых ценах, без учёта затрат на реконструкцию областной клинической больницы). С 2004 по 2006 год адресная инвестиционная программа содержала около сорока объектов из Программы, что составляет лишь половину от общего числа её проектов, предусматривавших финансирование из областного бюджета. Доля средств, приходящихся на мероприятия Программы, по указанным годам составила 65 %, 63 и 90 % общего объёма финансирования областной адресной инвестиционной программы.

Участие муниципальных бюджетов в реализации программных мероприятий в 2004 году составило 77 % запланированного, в 2005 году - 49 %. В 2006 году финансирование из данного источника составило 76 % предусмотренного Программой годового задания.

Объём работ, выполненный за счёт собственных средств организаций, в 2004 и 2005 годах составил соответственно 74 и 79 % программного задания, а в 2006 году - 50 %.

С привлечением кредитов коммерческих банков реализовывалось 15 программных мероприятий из 35 предполагаемых.

За период с начала действия Программы финансирование с помощью иностранных кредитов осуществлено на 0.1 %, за счёт других внебюджетных источников - на 48 % объёма, намеченного на 2004-2006 годы.

В блоке Программы "Развитие социальной инфраструктуры" первое место отведено разделу "Социальная защита населения". Раздел содержит 12 проектов, из которых реализовывались восемь. На выполнение мероприятий в 2004_2006 году было предусмотрено 101 млн. рублей. Фактически за истекший период освоено 66 млн. рублей (65 %), половина из них - за счет средств областного бюджета, обязательства которого по данному разделу перевыполнены на 36 %. Средства бюджетов других уровней поступили лишь на треть от предполагаемого Программой объёма.