ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2006 года N 235-ПП/6
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" НА 2007-2011 ГОДЫ
{утратил силу - постановление Правительства Мурманской области от 08.07.2009 N 297-ПП}
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 24.07.2008 N 347-ПП}
В целях стабилизации эпидемиологической ситуации, снижения заболеваемости и профилактики осложнений, вызванных инфекциями, передаваемыми половым путем, во исполнение Закона Мурманской области от 20.04.1998 N 100-01-ЗМО "О защите населения Мурманской области от заболеваний, передаваемых половым путем, и предупреждении их дальнейшего распространения", постановлений Правительства Мурманской области от 02.05.2006 N 169-ПП/4 "О разработке региональной целевой программы "Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2007-2011 годы" и от 28.07.2005 N 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области
постановляет:
1.Утвердить прилагаемую региональную программу "Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2007-2011 годы (далее - Программа).
2.Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) предусмотреть при формировании консолидированного бюджета области на 2007-2011 годы ассигнования на реализацию Программы.
3.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Мурманской области
Ю. Евдокимов
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" НА 2007-2011 ГОДЫ г. Мурманск
Наименование программы | - | "Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2007-2011 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | постановление Правительства Мурманской области от 02.05.2006 N 169-ПП/4 "О разработке региональной целевой программы "Профилактика инфекций, передаваемых половым путем" на 2007-2011 годы" |
Государственный заказчик | - | комитет по здравоохранению Мурманской области |
Основные разработчики Программы | - | комитет по здравоохранению Мурманской области; |
Цели и задачи | - | цели: |
- | задачи: |
Целевые индикаторы и показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | ||||
-_________ внедрение стационарзамещающих технологий - амбулаторного метода лечения больных сифилисом в режиме дневного стационара (удельный вес больных от числа пролеченных в режиме круглосуточного и дневного стационаров, в %): | |||||||||
в области | 34,5 | 35,0 | 35,5 | 36,0 | 36,0 | ||||
в МОКВД | 45,0 | 45,5 | 45,5 | 46,0 | 46,0 | ||||
-_________ охват серологическим обсле-дованием на сифилис беременных, состоящих на учете у врача акушера-гинеколога (в %) | 96,0 | 96,5 | 96,5 | 96,6 | 96,6 | ||||
-_________ охват новорожденных профилактикой гонобленореи в родильных домах (в %) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||
-_________ предупреждение смертности от септических форм сифилитической инфекции(в %) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||
-_________ коэффициент интенсивности обследования больных сифилисом | 0,6 | 0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,9 | ||||
-_________ коэффициент своевременности обследования | 0,75 | 0,78 | 0,8 | 0,82 | 0,83 | ||||
-_________ коэффициент адекватности терапии сифилиса | 0,8 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | 0,9 | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | -_________ | 2007-2011 годы | |||||||
Объемы и источники финансирования | Год | Областной бюджет (тыс. руб.) | |||||||
2007-2011, | - | 41126,0 | |||||||
2007 | - | 8000,0 | |||||||
2008 | - | 8106,0 | |||||||
2009 | - | 8228,0 | |||||||
2010 | - | 8340,0 | |||||||
2011 | - | 8452,0 | |||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | -_________ стабилизация заболеваемости ИППП; |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2005 году первоочередной мерой в сфере здравоохранения является расширение профилактики заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), внесены в Перечень социально значимых заболеваний и в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В последние годы в Мурманской области, как и в целом в Российской Федерации, эпидемиологическая ситуация с ИППП остается напряженной.
В 2005 году в области зарегистрировано 18944 случая ИППП, в т.ч. сифилиса - 740, гонореи - 847, хламидиоза - 2945. Среди несовершеннолетних выявлено 1188 (6,3%) больных ИППП; среди работников детских дошкольных учреждений - 6 больных сифилисом, из числа доноров - 5 больных сифилисом.
Заболеваемость указанными инфекциями в регионе продолжает оставаться высокой и ежегодно превышает среднероссийские показатели: сифилисом - в 2003 году на 41,2%, в 2004 году на 21,6%, гонореей - в 2003 году на 28,1%, в 2004 году на 15,6%, хламидиозом - в 2003 году в 3 раза, в 2004 году в 3,3 раза.
Проблема стабилизации и снижения заболеваемости, а также совершенствование методов работы по профилактике и предупреждению распространения ИППП требует комплексного подхода к ее решению.
Программа является продолжением реализации мероприятий по профилактике ИППП, начатых в 1999 году в рамках региональной целевой программы "Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем, на 1999-2003 годы", утвержденной постановлением Губернатора Мурманской области от 08.02.1999 N 45-ПГ.
Реализация предыдущей региональной целевой программы позволила:
улучшить лабораторную диагностику ИППП, расширить скрининговые обследования населения, обеспечить трехкратное обследование беременных с использованием высокочувствительных тестов (постановка РПГА, ИФА), осуществить генодиагностику ИППП с применением ПЦР-метода, внедрить культуральную диагностику хламидиоза, являющуюся "золотым стандартом" лабораторного исследования этой инфекции;
повысить обращаемость пациентов за обследованием на ИППП на 11,4% (с 5667 в 2003 году до 6311 в 2005 году) за счет активного внедрения принципов конфиденциальности в работе кожно-венерологического диспансера, а также кожно-венерологических отделений и кабинетов Мурманской области;
продолжить работу по внедрению современных лечебных, в том числе стационарзамещающих, и диагностических технологий, позволяющих в кратчайшие сроки диагностировать заболевания и санировать больных в амбулаторных условиях. Внедрение стационарзамещающих технологий в рамках ранее действующей Программы привело к сокращению в 2005 году специализированных дерматовенерологических коек на 32 единицы (21,5% от всей коечной сети области дерматовенерологического профиля), что позволило получить показатель социально-экономической эффективности от внедрения этого метода в сумме 2200 тыс. руб. в год в ценах 2005 года;
продолжить активную деятельность Центра медико-социальной помощи детям и подросткам с ИППП, организованного на базе областного кожно-венерологического диспансера. Число пациентов, обращающихся в Центр медико-социальной помощи детям и подросткам с ИППП, остается на достаточно высоком уровне. Ежегодно в Центр обращается около 2500 несовершеннолетних. С целью профилактики ИППП среди населения ведется большая работа со средствами массовой информации, издается санитарно-просветительская литература.
Комитетом по здравоохранению Мурманской области было организовано централизованное обеспечение антибактериальными препаратами для лечения больных сифилисом, средствами индивидуальной профилактики ИППП.
Осуществление указанных мероприятий позволило добиться снижения:
-показателей заболеваемости сифилисом в 2003 году - до 134,8 на 100 тыс. населения, в 2004 году - до 96,3, в 2005 году - до 88,3 (против 270,0 в 1997 году);
-показателей заболеваемости гонореей в 2003 году - до 105,4, в 2004 году - до 90,6, в 2005 году - до 101,0 (против 276,6 в 1997 году);
-показателей заболеваемости хламидиозом в 2003 году - до 299,1, в 2004 году - до 335,6, в 2005 году - до 351,3 (против 585,0 в 1997 году).
В 2005 году число случаев сифилиса среди несовершеннолетних снизилось до 27 (в 2003 году - 46 случаев, в 2004 году - 30 случаев); гонореи - до 63 случаев (в 2003 году - 68 случаев, в 2004 году - 78 случаев).
Проводимые в рамках ранее действующей Программы мероприятия, в том числе увеличение охвата серологическим обследованием на сифилис беременных, состоящих на учете, обязательное трехкратное серологическое обследование на сифилис, обеспечение преемственности между акушерской и дерматовенерологической службами в области позволили уменьшить число случаев врожденного сифилиса в области с 6 случаев в 2004 году до 3 случаев в 2005. Врожденный сифилис диагностирован у 3 детей, матери которых не состояли на учете по беременности в женской консультации.
Однако ситуация с ИППП остается неблагополучной. За последние годы по числу зарегистрированных случаев на первый план выходят ИППП "второго поколения" - урогенитальный хламидиоз, уреа-микоплазмоз, урогенитальный герпес и другие, вызывающие серьезные осложнения, влияющие на репродуктивное здоровье населения.
Крайнюю тревогу вызывает ежегодная регистрация случаев сифилиса у беременных. Отмечается рост удельного веса данного контингента в общей структуре больных сифилисом с 5,5% - в 2001 году до 12,0% - в 2005 году.
Для улучшения эпидемиологической обстановки по ИППП в области необходимо дальнейшее совершенствование профилактических мероприятий. В связи с недостатком средств на приобретение современного лабораторного оборудования и необходимых тест-систем не в полном объеме организована лабораторная диагностика ИППП, в том числе при проведении профилактических медицинских осмотров (в гг. Кола, Заполярный, Оленегорск, ЗАТО г.Заозерск, ЗАТО Скалистый, ЗАТО г.Полярный, п.Никель, Ловозерском районе), что способствует их дальнейшему распространению. Имеющие место перебои в постановке специфических тестов на сифилис не исключают возможность несвоевременной диагностики сифилиса у беременных и создают предпосылки для врожденного сифилиса.
Материально-техническая база лабораторий в областном кожно-венерологическом диспансере, кожно-венерологических отделениях и кабинетах области, осуществляющих диагностику ИППП, требует укрепления и оснащения современным медицинским оборудованием (Мурманский областной кожно-венерологический диспансер, дерматовенерологические отделения ЦГБ гг.Апатиты, Мончегорска, кожно-венерологические кабинеты ЦГБ гг.Кировска, Оленегорска, ЦРБ гг. Колы, Кандалакши, Ковдора).
Принятие в 2003-2004 гг. новых федеральных законов, определяющих разграничение полномочий между федеральным уровнем, субъектами РФ и органами местного самоуправления, принципиально изменило порядок оказания и финансирования медицинской помощи населению.
Изменения федерального законодательства привели к изменению в определении ответственности и компетенции органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в вопросах оказания специализированной медицинской помощи.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной дерматовенерологической помощи является расходными обязательствами субъекта РФ. В соответствии со ст. 41, 42 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2005 N 633 "Об организации медицинской помощи" организация этих мероприятий осуществляется в учреждениях здравоохранения на уровне субъекта РФ - в Мурманском областном кожно-венерологического диспансере.
Предусматривается возможность делегирования государственных полномочий с уровня субъекта Федерации на муниципальный уровень. Муниципальные органы управления здравоохранением по наделенным полномочиям несут ответственность в пределах своей компетенции.
Программно-целевое планирование в виде разработки конкретных мероприятий по оказанию специализированной дерматовенерологической помощи населению в регионе будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с ИППП и их осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, соответствовать задачам федерального уровня.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целями Программы являются:
-стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с ИППП;
-уменьшение и профилактика осложнений, вызываемых ИППП, их влияния на репродуктивное здоровье, а также здоровье будущих поколений;
-улучшение качества жизни населения региона.
Основными задачами Программы являются:
-дальнейшее совершенствование мероприятий по предупреждению распространения ИППП, сохранение постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ИППП;
-совершенствование эпидемиологического надзора за ИППП, обеспечение проведения в полном объеме противоэпидемиологических мероприятий в очагах ИППП и среди групп повышенного риска;