(с изменениями на 10 апреля 2007 года)
_____________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2009 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 27 февраля 2009 года № 100-ПП/5
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 10 апреля 2007 года № 175-ПП
_____________________________________________________________________________
В целях обеспечения реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 № 251-ПП, в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", а также для формирования условий повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятий Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Качество" на 2006-2009 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития Мурманской области (Рузанкин А. Д.) и департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В. Н.) при формировании областного бюджета на 2007, 2008 и 2009 годы предусмотреть расходы на финансирование Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А. Д.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора Мурманской области
А. Селин
Региональная целевая программа "Качество"
на 2006 - 2009 годы
Наименование программы | Региональная целевая программа "Качество" на 2006-2009 годы (далее - Программа) | |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
Основные задачи Программы | -повышение технического уровня и конкурентоспособности продукции и услуг местных производителей за счет создания новых и модернизации выпускаемых видов и наименований товаров (услуг), внедрения новой техники и технологий; | |||||||
Важнейшие целевые индикаторы | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||
Количество предприятий и организаций, участвующих в Программе по соглашению с госзаказчиком; | 35 | 45 | 70 | 100 | ||||
|
|
|
|
| ||||
количество предприятий и организаций, участвующих в региональных и федеральных конкурсах и выставках качества; | 80 | 100 | 120 | 150 | ||||
увеличение количества предприятий и организаций, осуществивших добровольную сертификацию на соответствие до: |
|
|
|
| ||||
количество специалистов, обученных по вопросам технического регулирования, стандартизации и менеджмента качества | 500 | 800 | 1200 | 1600 | ||||
|
| |||||||
Система мероприятий | Обеспечение повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции и услуг. | |||||||
|
| |||||||
|
|
Проблема качества охватывает глобальные вопросы международной конкуренции, экологической и социальной политики, а также непосредственно затрагивает интересы каждого человека. Этой проблемой занимаются международные организации и органы государственной власти, однако основные задачи качественного роста находятся в поле деятельности предприятий и органов местного самоуправления.
В преддверии вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) в Российской Федерации формируются правовые, организационные и финансовые условия, направленные на повышение качества во всех сферах производственной деятельности и государственном управлении. Введен в действие гармонизированный с соответствующими зарубежными законодательными актами Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". С целью устранения необоснованных технических препятствий и снижения административного давления на производителей, продавцов, поставщиков продукции и услуг вводится система технических регламентов и добровольной сертификации, государственный контроль (надзор) переносится из сферы производства продукции в сферу ее обращения, возрастает роль саморегулируемых организаций. Для предприятий и организаций Мурманской области существенно меняются условия конкуренции на рынке, применение ими стандартов качества и систем менеджмента качества становятся жизненно необходимыми.
Повышение качества продукции и услуг, внедрение систем управления качеством является приоритетным направлением Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. Стандарты менеджмента качества ИСО 9000 внедрили более пятидесяти предприятий области. На достижение высоких социальных и экономических результатов нацелены: "Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы", среднесрочные региональные целевые программы, конкурсы "Лучшие товары и услуги Мурманской области" в рамках Программы "100 лучших товаров России", выставки лучших товаров и услуг области, мероприятия по защите прав потребителей.
Высокое качество и доступность государственных и муниципальных услуг является целью осуществляемой в стране административной реформы. На региональный уровень переходят многие государственные функции по формированию партнерства между органами управления, производителями и потребителями продукции и услуг. На муниципальном уровне решаются задачи предоставления общественных услуг и повышения качества жизни населения. Для органов государственной власти и местного самоуправления становится обязательной система показателей результативности деятельности, включающая уровень удовлетворенности потребителей государственных и муниципальных услуг; снижение временных затрат потребителей на получение таких услуг; удельный вес услуг, для которых утверждены стандарты, в том числе соответствующие стандартам развитых стран. Предусматривается обязательное документирование административных процессов, разработка административных и должностных регламентов, открытых карт взаимодействия и других документов внутренней деятельности. Всё перечисленное (цели, показатели, подходы, документы) органично совмещается с международными стандартами по менеджменту качества.
Актуальным и необходимым становится внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000, систем экологического менеджмента ИСО 14000, систем менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда OHSAS 18000, социальной защиты SA 8000, управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки). Эти меры направлены на обеспечение конкурентоспособности и повышение безопасности производимых на территории области продукции и услуг; ресурсосбережение и минимизацию затрат на производство, повышение социальной ответственности бизнеса, укрепление экспортного потенциала региона; содействие потребителям в проведении компетентной оценки безопасности и качества продукции, реализуемой на рынках региона; повышение качества жизни населения.
В рамках региональной целевой программы предстоит создать необходимые правовые, организационные и экономические условия, обеспечить подготовку персонала, организовать пропаганду и распространение передового опыта в области управления, безопасности и качества продукции, процессов и услуг. Совместными усилиями государственных органов власти и органов местного самоуправления Мурманской области, бизнеса необходимо сформировать условия и механизмы, гарантирующие потребителям права на безопасную и качественную продукцию и услуги. Необходимо наладить систему взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления, обеспечить информированность и просвещенность потребителей. Очевидно, что для решения комплекса сложных задач Программы будет недостаточно рыночных механизмов, потребуется государственная поддержка и координация совместной деятельности экономически независимых друг от друга субъектов: государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на территории Мурманской области.
Основной целью Программы является реализация региональной политики в области качества как важной составляющей общей политики социально-
экономического развития Мурманской области на среднесрочную перспективу. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) повысить технический уровень и конкурентоспособность продукции и услуг местных производителей за счет создания новых и модернизации выпускаемых видов и наименований товаров (услуг), внедрения новой техники и технологий.
Решение этой комплексной задачи потребует от предприятий и организаций Мурманской области разработать и внедрить передовые технологии, освоить новые виды продукции, отличающиеся гарантированным качеством. На многих предприятиях области будет проведена работа по расширению рынков сбыта и выпуска экспортной продукции. Большое значение имеет задача повышения качества услуг в жилищно-коммунальном секторе;
2) создать и внедрить системы менеджмента качества, экологии, безопасности, охраны труда и социальной ответственности на предприятиях и в организациях Мурманской области.
На решение задачи создания, внедрения, сертификации и подтверждения систем менеджмента качества, экологии, безопасности, охраны труда и социальной ответственности будут направлены усилия государственных организаций, органов местного самоуправления, предприятий Мурманской области;
3) подготовить и повысить квалификацию руководителей и специалистов по техническому регулированию, стандартизации, менеджменту качества.
Решением данной задачи осуществляется кадровое обеспечение комплекса работ по повышению качества продукции, услуг и менеджмента за счет: подготовки специалистов по качеству с высшим и средним образованием в учебных заведениях области; подготовки менеджеров и внутренних аудиторов по качеству и по охране окружающей среды; повышения профессиональной и методической компетентности в области технического регулирования, стандартизации, менеджмента качества руководителей и специалистов предприятий и организаций, государственных и муниципальных служащих; внедрения принципов менеджмента качества в образовательную деятельность;
4) защитить региональный потребительский рынок области от фальсифицированных и некачественных товаров и услуг.
Задача защиты регионального потребительского рынка также носит комплексный характер и включает ряд вопросов правового, экономического, информационного и организационного характера;
5) осуществить государственную и общественную поддержку, координацию, внутреннюю и внешнюю мотивацию работ по качеству.
Решение задачи находится в плоскости создания действенных побудительных мотивов для максимально широкого вовлечения предприятий, организаций, учреждений, органов государственного и муниципального управления области в деятельность по постоянному повышению качества продукции, услуг и менеджмента, а также создания и поддержания благоприятной для этой деятельности организационной, методической и информационной среды на территории области. При этом задачей исполнительных органов государственной власти Мурманской области являются: собственный положительный пример; максимальное вовлечение предприятий, предпринимателей и общественных организаций в мероприятия по внедрению систем управления качеством; обеспечение постоянного и достаточного информирования подведомственных предприятий, организаций и предпринимателей о планируемых мероприятиях и о результатах проведенных мероприятий по качеству, а также всемерное поощрение участия их в таких мероприятиях.
Для достижения поставленной цели и решения задач предусматривается проведение системы следующих связанных по срокам, ресурсам и исполнителям программных мероприятий (приложение к Программе):
1) обеспечение повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции и услуг.
В первом разделе системы программных мероприятий содержатся конкретные мероприятия по созданию и освоению новых видов и повышению качества продукции, осуществляемые как на градообразующих предприятиях, так и на средних и малых предприятиях всех видов собственности. Особое место отводится повышению качества услуг жилищно-коммунального сектора на муниципальных и областных предприятиях;
2) внедрение и развитие современных систем управления.
В мероприятиях раздела 2 предусматривается разработка, внедрение и развитие систем управления качеством, основанных на международных стандартах ИСО серии 9000, систем экологического менеджмента (стандарты ИСО серии 14000), систем менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда OHSAS 18000, социальной защиты SA 8000, систем управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) предприятиями и организациями Мурманской области. Одним из механизмов реализации указанных мероприятий может быть добровольная сертификация качества продукции, услуг. Предусмотрены меры по субсидированию из областного бюджета расходов малых и средних предприятий по разработке, внедрению систем качества и сертификации экспортно-ориентированной продукции;
3) правовое и методическое обеспечение внедрения систем качества.
В разделе 3 предусматривается разработка региональной правовой базы, направленной на мотивацию и государственную поддержку предприятий, вносящих существенный вклад в повышение качества продукции и услуг, выравнивание условий конкуренции, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую и хозяйственную деятельность, повышение эффективности управления государственной собственностью. В методических целях предполагается разработать типовые системы менеджмента качества. Требования к системному обеспечению качества (гарантиям качества) будут учитываться в условиях проведения конкурсов на размещение государственных и муниципальных заказов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, финансируемых из средств областного и муниципального бюджетов;
4) содействие продвижению товаров и услуг местных производителей на российские и международные рынки.
Для поддержания марки качества и выявления лучших производителей продукции (товаров, услуг) области планируются мероприятия по участию предприятий области в федеральных конкурсах и выставках, проведение региональных конкурсов, организация постоянно действующей выставки "Лучшие товары и услуги Мурманской области" в краеведческом музее областного центра и в муниципальных образованиях;
5) подготовка и повышение квалификации специалистов в области качества.
Мероприятия раздела 5 направлены на осуществление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с бизнесом в изучении потребности в кадрах в области стандартизации, сертификации и менеджмента качества и их подготовку в подведомственных учреждениях. Систематическая работа в сфере обучения и просвещения позволит организовать подготовку специалистов в области стандартизации, сертификации и менеджмента качества, предоставить необходимый объем теоретических знаний и методов практического применения специалистам предприятий, учреждений всех направлений деятельности, в том числе специалистам структурных подразделений органов власти всех уровней;
6) метрологическое и инженерно-техническое обеспечение.
Мероприятия раздела 6 нацелены на развитие материально-технической базы поверочной, сертификационной и испытательной базы в Мурманской области. Предполагается оснастить современными приборами измерения предприятия и организации для осуществления контроля технологических процессов и проверки соблюдения норм охраны окружающей среды. Получение достоверных данных о потреблении воды и тепла, расходе энергоресурсов нацелено на решение экономических проблем, в том числе предоставление возможности оплаты только фактически израсходованных ресурсов;
7) защита потребительского рынка от фальсифицированных и некачественных товаров и услуг.
Мероприятия раздела 7 нацелены на выявление совместных направлений деятельности участников Программы по улучшению качества продукции, услуг, управления и обеспечение на этой основе защиты прав потребителей и интересов производителей товаров и услуг на территории Мурманской области. Предусматривается координация деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе организация комплексных проверок с участием специалистов, контролирующих организации города и области, формирование банка данных осуществляемых проверок с целью исключения дублирования проверок, а также создание системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие несоблюдения требований технических регламентов. Создание единого информационно-методического центра качества позволит оперативно размещать данные о лучших товарах, услугах, а также о недобросовестных производителях;