_____________________________________________________________________________
Утратило силу с 04.08.2009 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 21 октября 2009 года № 484-ПП
_____________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Законом Мурманской области от 10.02.2005 № 594-01-ЗМО "О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы", постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 №296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", распоряжением Губернатора Мурманской области от 27.07.2005 № 103-РЗ "О создании рабочей группы по разработке нормативной правовой базы по ипотечному жилищному кредитованию в Мурманской области", во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 12.01.2006 № 1-ПП "О разработке региональной целевой программы Мурманской области "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области" на 2006 - 2015 годы", в целях развития эффективного рынка жилья, жилищного строительства и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержки малоимущих граждан в улучшении жилищных условий Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа).
2. Возложить обязанности государственного заказчика - координатора Программы на департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Бережной Н.И.).
3. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Бережной Н.И.) совместно с департаментом финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) и органами местного самоуправления муниципальных образований согласовать вопросы ресурсного обеспечения программы на 2006 год и последующие годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н.И.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора Мурманской области
А.Селин
Региональная целевая программа
"Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области"
на 2006-2010 годы
Мурманск
2006 г.
Наименование Программы | "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области" на 2006-2010 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | |
Государственный заказчик - координатор | департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области |
Основные разработчики Программы | департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области; департамент экономического развития Мурманской области; департамент финансов Мурманской области |
Цели и задачи Программы | Цели: · создание правовых, финансовых и организационных предпосылок для обеспечения доступным комфортным жильём отдельных категорий граждан с использованием различных схем ипотечного жилищного кредитования на основе консолидации бюджетных и внебюджетных средств и средств граждан; · увеличение жилищного строительства в Мурманской области с использованием различных источников финансирования, новых технологий, современных строительных отечественных и зарубежных материалов; · преодоление кризиса в строительной отрасли с помощью увеличения объемов жилищного строительства |
Задачи: · формирование рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличение объемов жилищного строительства; · разработка нормативной правовой базы в области ипотечного жилищного кредитования на основе стандартов АИЖК (далее Агентство) применительно к условиям Мурманской области; · создание организационной инфраструктуры участников ипотечного жилищного кредитования в Мурманской области; · консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства населения Мурманской области для обеспечения граждан доступным жильем; · совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования строительства жилья на территории Мурманской области; · укрепление банковской системы, обеспечение ее ориентации на реальный сектор экономики, увеличение притока капиталов, в том числе, за счет привлечения средств населения; · создание условий для увеличения объемов жилищного строительства в Мурманской области | |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы | 1. Обеспечение жильем работников бюджетной сферы: Период
Строительство 105 тыс. кв. метров нового жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов, в том числе по годам: Период
|
Сроки и этапы реализации | Первый этап - январь - август 2006 года: · создание регионального ипотечного оператора; · подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Мурманской области и Агентством; · разработка нормативной правовой базы необходимой для развития ипотечного жилищного кредитования на территории Мурманской области в соответствии с требованиями стандартов Агентства; · начало формирования списков граждан - участников Программы Второй этап - сентябрь - декабрь 2006 года: · создание инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования (выбор на конкурсной основе уполномоченных банков, страховых и оценочных компаний, строительных организаций и предприятий, оформление договорных отношений) Третий этап - 2007 год: · начало строительства первых жилых домов с использованием системы ипотечного жилищного кредитования; · 2007 - 2010 годы - продолжение строительства жилья и выход на объемы, определенные Программой |
Объемы и источники | Назначение и источники финансирования Объем финансовых средств
2 114 909
446 099
226 599
453 198
2 114 909
3 240 805 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | · строительство 105 тыс. кв. метров нового жилья; · приобретение работниками бюджетной сферы 2 394 квартир; · привлечение в жилищную сферу средств банков и других инвесторов, включая собственные средства граждан; · способствование развитию предприятий стройиндустрии по производству строительных материалов и конструкций; · создание дополнительных рабочих мест в производственной и других сферах экономики области; · решение кадровой политики путем предоставления специалистам государственной поддержки для приобретения жилья |
1.1 Ипотечное кредитование и рынок долгосрочных финансовых обязательств Мурманской области
В настоящее время в Мурманской области строительство нового жилья может производиться в основном за счет привлеченных средств, среди которых первое место занимают средства граждан и кредиты банков. Однако лишь достаточно обеспеченные граждане имеют возможность вкладывать средства в строительство нового жилья или покупать квартиры, построенные с привлечением кредитов банков строительными организациями. Похожая проблема существует и на вторичном рынке жилья, поскольку цены на квартиры превышают покупательную способность большинства жителей области. Это происходит вследствие роста рыночных цен в условиях недостаточного предложения нового жилья и перевода части жилого фонда в нежилой.
Для решения указанных проблем необходимо разрабатывать и использовать современные финансовые инструменты, позволяющие консолидировать средства различных инвесторов, а также развивать ипотечное жилищное кредитование с использованием в качестве залога приобретаемое или уже имеющееся в собственности жильё.
Для развития и последующего широкого внедрения ипотечного жилищного кредитования Правительством Российской Федерации в 1997 году было создано ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", в основную задачу которого входит рефинансирование (выкуп) выданных первичными кредиторами ипотечных жилищных кредитов за счет средств, привлекаемых путем размещения на российском фондовом рынке ценных бумаг. Главной задачей Агентства в период становления рынка долгосрочных финансовых инструментов и развитого рынка ипотечных ценных бумаг является формирование в регионах нашей страны предложения ипотечных кредитов на доступных условиях, наиболее полно отвечающих возможностям и потребностям потенциального заемщика.
Вместе с тем, чтобы привлечь в Мурманскую область средства Агентства, необходимо создать условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования, которые включают:
а) участие Правительства Мурманской области в программе ипотечного
жилищного кредитования;
б) разработку областной законодательной и нормативной правовой базы с
учетом требований стандартов Агентства;
в) создание механизма ипотечного жилищного кредитования путем
гарантирования банкам рефинансирования выданных ипотечных жилищных кредитов;
г) консолидация финансовых средств бюджетов всех уровней с финансовыми
средствами кредитных организаций и других инвесторов.
Средства областного и муниципальных бюджетов, направляемые в виде прямого финансирования на ипотечное кредитование, рекомендуется использовать в первую очередь на субсидирование первоначальных взносов и снижение кредитной ставки по кредитам работников бюджетной сферы, что сделает ипотечные кредиты более доступными для этой категории граждан.
Первоначальный взнос на приобретение жилья должен составлять 30% его стоимости, и должен вноситься либо покупателем, либо предприятием для своих работников.
На сегодняшний день число нуждающихся в жилье, по данным администраций муниципальных образований, составляет 15089 семей. Время ожидания в очереди у значительной части нуждающихся в улучшении жилищных условий превышает пятнадцать лет. При этом, примерно 10000 семей могли бы стать потенциальными участниками ипотеки при условии государственной поддержки.
1.2. Анализ жилищного строительства в Мурманской области
Переход плановой экономики страны в рыночную, уход государства из сферы жилищного строительства и как следствие резкое сокращение инвестиций в строительную отрасль в целом и в строительство жилья в первую очередь привели к обострению проблемы с жильем, в том числе и в Мурманской области. Объемы строительства жилья за прошедшие десять лет сократились в десятки раз. Осуществлять жилищное строительство исключительно за счет средств областного бюджета возможности нет.
Как видно из нижеследующей таблицы, строительство жилья в регионе находится в кризисном состоянии и требует принятия нестандартных решений.
Показатели по вводу в действие жилья в Мурманской области
| |||||||
Показатели
| Ед. изм.
| отчет | |||||
2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005 | ||
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования | кв. м общей пл. | 27947 | 7784 | 4465 | 13263 | 6474 | 5271 |
Помимо этого приближается ситуация, связанная с необходимостью реконструкции жилых домов первых массовых серий, построенных в период 1945 - 1960 годов.
Поэтому, во избежание критического состояния в жилищной сфере, необходимо уже сегодня начинать поэтапно решать обозначенные проблемы посредством нового строительства, реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда за счет консолидации различных источников финансовых средств.
Программой социально-экономического развития Мурманской области до 2008 года предусмотрено:
- построить, реконструировать и модернизировать 322.5 тыс. кв. метров жилья; - снести около 350 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья;
- улучшить жилищные условия 3.8 тыс. семьям;
Однако без реализации настоящей Программы указанные задачи будут невыполнимы.
1.3. Основные риски Программы и варианты решения
Основные риски программы:
1.3.1. Законодательный - отсутствие федеральных и региональных законов, устанавливающих все процедуры ипотеки от ипотечного кредитования до использования имеющегося в собственности жилья, в качестве залога, переселения граждан, не возвративших кредит по различным причинам, а также по условиям вторичных финансовых рынков.
Включение строительства жилья в перечень общенациональных проектов, а также внесенные изменения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" дают основания в уменьшении законодательного риска. В случае, если федеральное законодательство останется неизменным, следует принимать региональные нормативные правовые акты, развивающие систему ипотечного кредитования.
1.3.2. Инфраструктурный - отсутствие инфраструктуры участников в сфере ипотечного жилищного кредитования. Инфраструктурный риск сокращается заключением соглашения и созданием в Мурманской области регионального оператора, а также разработкой и утверждением настоящей Программы.
1.3.3. Финансовый - отсутствие финансовых средств и инструментов для привлечения достаточного количества участников системы ипотечного кредитования и снижения кредитной ставки до приемлемой.
1.3.4. Социальный - сохранение на сегодняшнем уровне или снижение существующих доходов населения Мурманской области.
Финансовый и социальный риски обеспечиваются теми же нормативными правовыми актами, что и законодательный риск, а также существующими у населения тенденциями к накоплению и возможностью их использования в экономике региона, изложенными в разделе I настоящей Программы.
1.3.5. Кредитный - лежит в значительной мере на региональном ипотечном операторе, так как при не возврате кредита региональный ипотечный оператор обязан выкупить у Агентства кредит, при этом дополнительной гарантией выступают гарантии региональных властей, причем впоследствии, после реализации имущества, находящегося в ипотеке, вероятные убытки делятся в равных долях между Агентством и региональным ипотечным оператором.
1.3.6. Риск ликвидности в данной схеме минимизируется, так как кредиты, выданные банками, рефинансируются Агентством через Регионального оператора;
1.3.7. Риск досрочного погашения кредита - на Агентстве.
Данный риск частично управляется путем установления моратория на досрочные платежи по кредиту сроком на 6 месяцев.
Основными целями Программы являются:
· создание правовых, финансовых и организационных предпосылок для обеспечения доступным комфортным жильём отдельных категорий граждан с использованием различных схем ипотечного жилищного кредитования на основе консолидации бюджетных и внебюджетных средств и средств граждан;
· увеличение жилищного строительства в Мурманской области с использованием различных источников финансирования, новых технологий, современных строительных отечественных и зарубежных материалов;
· преодоление кризиса в строительной отрасли с помощью увеличения объемов жилищного строительства.
Основными задачами Программы являются:
· формирование рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства;
· разработка нормативной правовой базы в области ипотечного жилищного кредитования на основе стандартов Агентства применительно к условиям Мурманской области;
· создание организационной инфраструктуры участников ипотечного жилищного кредитования в Мурманской области;
· консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства населения Мурманской области, для обеспечения граждан доступным комфортным жильем;