Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 марта 2006 года N 70-ПП

О НОВОЙ РЕДАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОНОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ И СЛУЖБЫ КРОВИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"

В целях совершенствования донорского движения и службы крови Мурманской области, во исполнение Закона Мурманской области от 17.03.1997 N 50-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки донорам крови и ее компонентов в Мурманской области" и в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Внести изменения и дополнения в региональную целевую программу "Развитие донорского движения и службы крови Мурманской области на 2003 - 2006 годы", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2002 N 447-ПП/14, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор

Мурманской области

Ю. Евдокимов

Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 03.03.2006 N 70-ПП

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОНОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ И СЛУЖБЫ КРОВИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"



ПАСПОРТ региональной целевой программы


Наименование        - "Развитие  донорского  движения и службы  крови  Мурманской

Программы             области на 2003 - 2006 годы" (далее - Программа)

Дата принятия       - постановление     Правительства     Мурманской      области

Программы,            постановление     Правительства     Мурманской      области

Государственный     - комитет по здравоохранению Мурманской области

заказчик

Программы

Основные            - комитет по здравоохранению Мурманской области;

разработчики          государственное  учреждение   здравоохранения   "Мурманская

Программы             областная станция переливания крови"

Цели и задачи       - цели:

Программы             развитие,  организация и пропаганда  донорства  крови  и ее

                      компонентов;

                      расширение номенклатуры компонентов крови

                    - задачи:

                      повышение  качества  компонентов  крови,  совершенствование

                      технологии их производства

Важнейшие                                2002 г.  2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

целевые              1. Увеличение         13,5     13,6    15,8    18,3    18,5

индикаторы           количества

и показатели         доноров на

                     1000 населения

                     2. Увеличение         16,0     16,9    18,0    18,5    18,6

                     количества

                     заготовленной

                     цельной крови

                     на 1 жителя (мл)

                     3. Увеличение           93       96      97    98,5      99

                     переработки

                     крови на

                     компоненты для

                     выдачи в ЛПУ (%)

                     4. Увеличение          402      410     420     425     430

                     объема одной

                     кроводачи (мл)

Сроки и этапы      - 2003 - 2006 годы

реализации

Программы

Объемы             - средства областного бюджета в общем объеме (ценах 2001 года)

и источники          28947 тыс. рублей, в т.ч.:

финансирования       2003 год - 7098 тыс. рублей;

                     2004 год - 8793 тыс. рублей;

                     2005 год - 6514 тыс. рублей;

                     2006 год - 6542 тыс. рублей

                     финансовые  средства  ежегодно  уточняются  в  установленном

                     порядке с учетом имеющихся возможностей

Ожидаемые          - стабилизация структуры донорских кадров;

конечные             качественное улучшение производства компонентов крови;

результаты           обеспечение     практически     достоверной     инфекционной

реализации           безопасности компонентов крови;

Программы и          удовлетворение    потребностей    лечебных    учреждений   в

показатели           компонентах крови;

социально-           повышение  устойчивости   службы  крови   при  возникновении

экономической        чрезвычайных ситуаций

эффективности


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Разработке Программы предшествовал всесторонний анализ службы крови Мурманской области, ее технологических возможностей по производству компонентов крови и устойчивости при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными для населения объектами Мурманская область относится к числу регионов с экстремальными условиями проживания. Это обусловливает значимость укрепления и дальнейшего совершенствования службы крови на территории области.

Служба крови является одним из важнейших разделов здравоохранения, направленных на снижение смертности и инвалидности населения от несчастных случаев, острых и хронических заболеваний, в том числе при катастрофах и других чрезвычайных ситуациях. Стабильное ее функционирование неразрывно связано с сохранением в области донорского потенциала, необходимостью постоянного обновления и восполнения технического и специального оснащения, организацией современного технологического производства компонентов крови.

ГУЗ "Мурманская областная станция переливания крови" ежегодно заготавливает 77% консервированной крови в области, после переработки которой около 45% произведенных компонентов и гемостандартов передаются, в том числе в лечебно-профилактические учреждения муниципальных образований.

Трансфузия крови, ее компонентов и препаратов - это весьма эффективный метод лечения больных. Альтернативы донорской крови и ее компонентам сейчас нет.

Единственным источником донорской крови и плазмы является взрослый человек в возрасте от 18 лет, не имеющий противопоказаний к крово- и плазмодаче.

В связи с комплексом экономических, социальных и медико-демографических причин число доноров в Мурманской области сократилось с 19497 в 1995 г. до 12434 в 2001 г., а объем заготавливаемой донорской крови уменьшился с 15296 литров в 1995 г. до 12375 литров в 2001 г.; число крово- и плазмодач в этот же период сократилось соответственно с 40000 до 21773 (1,8 раза).

В 2000-2005 гг. государственная политика была направлена на повышение компенсационных выплат донорам на восстановительный обед (в 4 раза за 3 года), на переоснащение службы крови современным оборудованием для полной переработки донорской крови на компоненты, на значительное улучшение условий хранения компонентов крови. Проведена большая работа по переподготовке врачей лечебных учреждений в разделе рационального подхода к гемотрансфузиям.

Результатом указанной политики за последние 3 года явилось сохранение числа доноров на уровне 12000, числа крово- и плазмодач - 21000, объема заготавливаемой консервированной крови - около 10000 литров в год, в связи с чем потребность лечебных учреждений в компонентах донорской крови практически удовлетворяется.

Однако к 2005 году только 1,6% населения Мурманской области являются донорами, тогда как по международным стандартам могут быть донорами 10-15% населения.

Ухудшение экологии и показателей здоровья населения Мурманской области увеличило количество медицинских отводов от донации крови за последние 10 лет с 7% до 19% (при этом по причине анемии в 2 раза).

Крайне острой остается проблема стратегического запаса гемотрансфузионных сред в связи с возможными природными катаклизмами, стихийными бедствиями, авариями на промышленных объектах Мурманской области, которые могут привести к многочисленным политравмам. Запасы свежезамороженной плазмы в морозильниках при t -35 С в настоящее время достаточны. Однако технологических условий для создания запаса клеточных элементов до настоящего времени не создано из-за отсутствия производства в РФ криопротекторов.

Служба крови задействована в мобилизационных мероприятиях, созданы мобилизационные мощности в соответствии с заданием - планом на производство донорской крови и ее компонентов на 2000 расчетный год, определены обязательства по поставке донорской крови и ее компонентов в Министерство обороны РФ, ФПС РФ, МВД РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций (500 л. консервированной крови, 6000 л. эритромассы, 6000 л. плазмы, 200 л. гемостандартов).

Поэтому политика в области комплектования донорских кадров и предоставления им льгот, а также заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов должна быть государственной и осуществляться именно комплексным программным методом.

В настоящее время общепризнано, что заготовка, переработка и хранение крови и ее компонентов должны производиться с использованием только современных технологий и пластикатных расходных материалов, позволяющих увеличивать заготовку плазмы крови и ее карантинизацию при одновременном уменьшении заготовки клеточного эритроцитарного компонента. Это в свою очередь ведет к снижению возможности развития посттрансфузионных осложнений, а также в целом позволит уменьшить общий объем заготовки крови.

Значимость решаемых службой крови задач требует значительных материальных затрат. Подготовка и переподготовка специалистов должна проводиться с определенной периодичностью. Медицинское и специальное имущество службы крови подлежит постоянному восполнению и освежению по мере расходования, износа и истечения срока эксплуатации.

С развитием службы появляются новые технологии производства компонентов крови, современные формы управления, прогнозирования и расчета сил и средств производственной трансфузиологии. Все большую значимость в этом направлении обретает автоматизированная система управления, основанная на высоких компьютерных технологиях.

В рамках реализации Программы ожидается стабилизация структуры донорских кадров, качественное улучшение производства компонентов крови, обеспечение практически достоверной инфекционной безопасности компонентов крови, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в качественных компонентах крови, строгий и обоснованный подход лечащих врачей к гемотрансфузиям.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также законов Мурманской области от 17.03.97 N 50-01-ЗМО "О дополнительных льготах донорам Мурманской области" с изменениями, внесенными законами Мурманской области от 03.06.97. N 61-01-ЗМО, от 06.10.97 N 82-01-ЗМО, от 20.11.2000 N 226-01-ЗМО, от 06.10.2003 N 426-01-ЗМО, от 02.12.2004 N 540-01-ЗМО.

Целью Программы является развитие, организация и пропаганда донорства крови и ее компонентов, расширение номенклатуры компонентов крови и повышение их качества, совершенствование технологии производства компонентов крови, а в итоге удовлетворение потребностей лечебных учреждений в компонентах крови и повышение устойчивости службы крови к функционированию при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для достижения указанных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:

- совершенствование агитационной пропаганды донорства крови и ее компонентов;

- обеспечение правовой и социальной защиты доноров;

- расширение номенклатуры компонентов крови;

- совершенствование технологического процесса производства компонентов крови;

- повышение изосерологической и инфекционной безопасности компонентов крови;

- совершенствование технологии хранения компонентов крови;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»