ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2002 года N 447-ПП/14
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ДОНОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ И СЛУЖБЫ КРОВИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 03.03.2006 N 70-ПП}
Во исполнение Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" и в целях совершенствования донорского движения и службы крови области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие донорского движения и службы крови Мурманской области на 2003 - 2006 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить комитет по здравоохранению Мурманской области государственным заказчиком Программы.
3. Департаменту финансов Мурманской области (Никитаев) предусматривать в проектах областного бюджета на 2003 и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы.
4. Контроль за ходом реализации Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Л.А. Чистову.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОНОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ И СЛУЖБЫ КРОВИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
Наименование - "Развитие донорского движения и службы крови Мурманской
Программы области на 2003 - 2006 годы" (далее - Программа)
Дата принятия - постановление Правительства Мурманской области
Программы, постановление Правительства Мурманской области
дата ее от 27.12.2002 N 447-ПП/14 "О региональной целевой программе
утверждения "Развитие донорского движения и службы крови Мурманской
области на 2003 - 2006 годы"
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской области
заказчик
Программы
Основные - комитет по здравоохранению Мурманской области;
разработчики государственное учреждение здравоохранения "Мурманская
Программы областная станция переливания крови"
Цели и задачи - цели:
Программы развитие, организация и пропаганда донорства крови и ее
компонентов;
расширение номенклатуры компонентов крови
- задачи:
повышение качества компонентов крови, совершенствование
технологии их производства
Важнейшие 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
целевые 1. Увеличение 13,5 13,6 15,8 18,3 18,5
индикаторы количества
и показатели доноров на
1000 населения
2. Увеличение 16,0 16,9 18,0 18,5 18,6
количества
заготовленной
цельной крови
на 1 жителя (мл)
3. Увеличение 93 96 97 98,5 99
переработки
крови на
компоненты для
выдачи в ЛПУ (%)
4. Увеличение 402 410 420 425 430
объема одной
кроводачи (мл)
Сроки и этапы - 2003 - 2006 годы
реализации
Программы
Объемы - средства областного бюджета в общем объеме (ценах 2001 года)
и источники 28947 тыс. рублей, в т.ч.:
финансирования 2003 год - 7098 тыс. рублей;
2004 год - 8793 тыс. рублей;
2005 год - 6514 тыс. рублей;
2006 год - 6542 тыс. рублей
финансовые средства ежегодно уточняются в установленном
порядке с учетом имеющихся возможностей
Ожидаемые - стабилизация структуры донорских кадров;
конечные качественное улучшение производства компонентов крови;
результаты обеспечение практически достоверной инфекционной
реализации безопасности компонентов крови;
Программы и удовлетворение потребностей лечебных учреждений в
показатели компонентах крови;
социально- повышение устойчивости службы крови при возникновении
экономической чрезвычайных ситуаций
эффективности
Разработке Программы предшествовал всесторонний анализ службы крови Мурманской области, ее технологических возможностей по производству компонентов крови и устойчивости при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными для населения объектами Мурманская область относится к числу регионов с экстремальными условиями проживания. Это обусловливает значимость укрепления и дальнейшего совершенствования службы крови на территории области.
Служба крови является одним из важнейших разделов здравоохранения, направленных на снижение смертности и инвалидности населения от несчастных случаев, острых и хронических заболеваний, в том числе при катастрофах и других чрезвычайных ситуациях. Стабильное ее функционирование неразрывно связано с сохранением в области донорского потенциала, необходимостью постоянного обновления и восполнения технического и специального оснащения, организацией современного технологического производства компонентов крови.
ГУЗ "Мурманская областная станция переливания крови" ежегодно заготавливает 77% консервированной крови в области, после переработки которой около 45% произведенных компонентов и гемостандартов передаются, в том числе в лечебно-профилактические учреждения муниципальных образований.
Трансфузия крови, ее компонентов и препаратов - это весьма эффективный метод лечения больных. Альтернативы донорской крови и ее компонентам сейчас нет.
Единственным источником донорской крови и плазмы является взрослый человек в возрасте от 18 лет, не имеющий противопоказаний к крово- и плазмодаче.
В связи с комплексом экономических, социальных и медико-демографических причин число доноров в Мурманской области сократилось с 19497 в 1995 г. до 12434 в 2001 г., а объем заготавливаемой донорской крови уменьшился с 15296 литров в 1995 г. до 12375 литров в 2001 г.; число крово- и плазмодач в этот же период сократилось соответственно с 40000 до 21773 (1,8 раза).
В 2000-2005 гг. государственная политика была направлена на повышение компенсационных выплат донорам на восстановительный обед (в 4 раза за 3 года), на переоснащение службы крови современным оборудованием для полной переработки донорской крови на компоненты, на значительное улучшение условий хранения компонентов крови. Проведена большая работа по переподготовке врачей лечебных учреждений в разделе рационального подхода к гемотрансфузиям.
Результатом указанной политики за последние 3 года явилось сохранение числа доноров на уровне 12000, числа крово- и плазмодач - 21000, объема заготавливаемой консервированной крови - около 10000 литров в год, в связи с чем потребность лечебных учреждений в компонентах донорской крови практически удовлетворяется.
Однако к 2005 году только 1,6% населения Мурманской области являются донорами, тогда как по международным стандартам могут быть донорами 10-15% населения.
Ухудшение экологии и показателей здоровья населения Мурманской области увеличило количество медицинских отводов от донации крови за последние 10 лет с 7% до 19% (при этом по причине анемии в 2 раза).
Крайне острой остается проблема стратегического запаса гемотрансфузионных сред в связи с возможными природными катаклизмами, стихийными бедствиями, авариями на промышленных объектах Мурманской области, которые могут привести к многочисленным политравмам. Запасы свежезамороженной плазмы в морозильниках при t -35 С в настоящее время достаточны. Однако технологических условий для создания запаса клеточных элементов до настоящего времени не создано из-за отсутствия производства в РФ криопротекторов.
Служба крови задействована в мобилизационных мероприятиях, созданы мобилизационные мощности в соответствии с заданием - планом на производство донорской крови и ее компонентов на 2000 расчетный год, определены обязательства по поставке донорской крови и ее компонентов в Министерство обороны РФ, ФПС РФ, МВД РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций (500 л. консервированной крови, 6000 л. эритромассы, 6000 л. плазмы, 200 л. гемостандартов).
Поэтому политика в области комплектования донорских кадров и предоставления им льгот, а также заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов должна быть государственной и осуществляться именно комплексным программным методом.
В настоящее время общепризнано, что заготовка, переработка и хранение крови и ее компонентов должны производиться с использованием только современных технологий и пластикатных расходных материалов, позволяющих увеличивать заготовку плазмы крови и ее карантинизацию при одновременном уменьшении заготовки клеточного эритроцитарного компонента. Это в свою очередь ведет к снижению возможности развития посттрансфузионных осложнений, а также в целом позволит уменьшить общий объем заготовки крови.
Значимость решаемых службой крови задач требует значительных материальных затрат. Подготовка и переподготовка специалистов должна проводиться с определенной периодичностью. Медицинское и специальное имущество службы крови подлежит постоянному восполнению и освежению по мере расходования, износа и истечения срока эксплуатации.
С развитием службы появляются новые технологии производства компонентов крови, современные формы управления, прогнозирования и расчета сил и средств производственной трансфузиологии. Все большую значимость в этом направлении обретает автоматизированная система управления, основанная на высоких компьютерных технологиях.
В рамках реализации Программы ожидается стабилизация структуры донорских кадров, качественное улучшение производства компонентов крови, обеспечение практически достоверной инфекционной безопасности компонентов крови, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в качественных компонентах крови, строгий и обоснованный подход лечащих врачей к гемотрансфузиям.
Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также законов Мурманской области от 17.03.97 N 50-01-ЗМО "О дополнительных льготах донорам Мурманской области" с изменениями, внесенными законами Мурманской области от 03.06.97. N 61-01-ЗМО, от 06.10.97 N 82-01-ЗМО, от 20.11.2000 N 226-01-ЗМО, от 06.10.2003 N 426-01-ЗМО, от 02.12.2004 N 540-01-ЗМО.
Целью Программы является развитие, организация и пропаганда донорства крови и ее компонентов, расширение номенклатуры компонентов крови и повышение их качества, совершенствование технологии производства компонентов крови, а в итоге удовлетворение потребностей лечебных учреждений в компонентах крови и повышение устойчивости службы крови к функционированию при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Для достижения указанных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
- совершенствование агитационной пропаганды донорства крови и ее компонентов;
- обеспечение правовой и социальной защиты доноров;
- расширение номенклатуры компонентов крови;