Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2005 года N 531-ПП/15

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.06.2004 N 221-ПП/6

Во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", а также в целях уточнения объемов финансирования Правительство Мурманской области постановляет:

1. Внести изменение в название и текст постановления Правительства Мурманской области от 30.06.2004 N 221-ПП/6 "О региональной комплексной программе "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы", заменив слово "комплексная" словом "целевая".

2. Внести изменения в региональную комплексную программу "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы, утвержденную указанным выше постановлением Правительства Мурманской области, изложив ее в новой редакции согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор

Мурманской области

Ю. Евдокимов


Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 30.12.2005 N 531-ПП/15

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ" НА 2004 - 2006 ГОДЫ


ПАСПОРТ

региональной целевой программы

"Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

Наименование Программы

региональная целевая программа
 "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

Дата принятия решения о разработке Программы,
 дата ее утверждения

постановление Правительства Мурманской области от 19.01.2004 N 10-ПП "О Плане действий Правительства Мурманской области на 2004 год"
 постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2004 N 221-ПП/6 "О региональной комплексной программе "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

Государственные заказчики

подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области,
 - УВД Мурманской области;

 подпрограмма "Дети-инвалиды":
 - комитет п о труду и социальному развитию Мурманской области,
 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 подпрограмма "Дети-сироты":
 - комитет по образованию Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и культура":
 - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и отдых":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и труд":
 - управление Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области;

 подпрограмма "Одаренные дети":
 -комитет по образованию Мурманской области,
 - управление по делам молодежи Мурманской области,
 - комитет по культуре и искусству Мурманской области

Государственный заказчик-координатор Программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области

Основные разработчики Программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 - комитет по образованию Мурманской области;

 комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 - управление Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области;

 - управление по делам молодежи Мурманской области;

 - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области;

 -УВД Мурманской области

Цели и задачи Программы

создание условий для улучшения качества жизни детей и укрепления их здоровья;
формирование системы выявления детей из неблагополучных семей и оказание им помощи;
обеспечение условий для полноценного развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке государства, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- привлечение дополнительных средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, направленных на достижение основных целей и задач Программы;

 подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
 - сохранение позитивной тенденции снижения числа преступлений и правонарушений на 1% ежегодно (2004 г. - 1160, 2005 г. - 1148, 2006 г. - 1137), а также численности несовершеннолетних, принявших участие в их совершении, на 1% ежегодно (2004 г. - 1020 чел., 2005 г. - 1010 чел., 2006 г. - 1000 чел.);

 - увеличение сети учреждений социальной помощи семье и детям (до 18 единиц): 2004 г. - 16 учреждений, 2005 г. - 17 учреждений, 2006 г. - 18 учреждений;

 - укрепление материально-технической базы 14 учреждений социальной помощи семье и детям (2004 г. -3 учреждения, 2005 г. - 4 учреждения, 2006 г. -7 учреждений);

 подпрограмма "Дети -инвалиды":
 - увеличение количества мест в учреждениях, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов, на 15 мест (2004 г. - 8 мест, 2005 г. - 7 мест);

 подпрограмма "Дети-сироты":
 - увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семью (2004 г. -495 чел., 2005 г. - 501 чел., 2006 г. - 512 чел.);

 - увеличение удельного веса детей, устроенных в семью, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей (2004 г. - 53,8%, 2005 г. - 54,5%,2006 г. - 56%);

 - увеличение объема инвестиций на детские дома и школы-интернаты (2004 г. - 381442 тыс. руб., 2005 г. - 419586 тыс. руб., 2006 г. - 453153 тыс. руб.);

 подпрограмма "Дети и культура":
 - увеличение удельного веса детей, занимающихся в клубных формированиях и учреждениях дополнительного образования, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ на 2% ежегодно (2004 г. -9,7%, 2005 г. - 11,7%,2006 г. - 13,7 %);

 подпрограмма "Дети и отдых":
 - увеличение удельного веса детей Мурманской области, охваченных организованными формами отдыха, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ на 2% ежегодно (2004 г. - 71,5%, 2005 г. - 73,5%, 2006 г. - 75,5%);

 подпрограмма "Дети и труд":
 - обеспечение временной занятостью не менее 15 тыс. подростков (2004 г. - 5 тыс. чел., 2005 г. - 5 тыс. чел.,2006 г. - 5 тыс. чел.);

 - предоставление возможности получения необходимых знаний, умений и навыков по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, не менее чем 630 несовершеннолетним гражданам (2004 г. - 210 чел.,2005 г. - 210 чел.;
2006 г. - 210 чел.);

 - оказание профориентационных услуг 12 тыс.подросткам (2004 г. - 4 тыс. чел., 2005 г. - 4 тыс. чел.,2006 г. - 4 тыс. чел.);

 подпрограмма "Одаренные дети":
 - увеличение доли детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ (2004 г. - 5%, 2005 г. - 8%, 2006 г. - 10%);

 - увеличение количества детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей (2004 г. - 3700 чел., 2005 г. - 5200 чел., 2006 г. - 5700 чел.);

 - увеличение удельного веса детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей-инвалидов (2004 г. - 14%, 2005 г. - 20%, 2006 г. - 20%) в общем количестве детей-инвалидов;

 - увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях(2004 г. - 420 чел., 2005 г. - 520 чел., 2006 г. - 550 чел.)

Сроки и этапы реализации Программы

2004 - 2006 годы

Перечень подпрограмм

- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

 - Дети-инвалиды";

 - "Дети-сироты";

 - "Дети и культура";

 - "Дети и отдых";

 - "Дети и труд";

 - "Одаренные дети"

Объемы и источники финансирования

общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 1022644,9 тыс. руб., в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 102532,0 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 34448,0 тыс. руб., 2005 г. - 34017,0 тыс. руб.,2006 г. - 34067,0 тыс. руб.;

 областного бюджета - 30374,4 тыс. руб., в том числе в2004 г. - 6622,7 тыс. руб., 2005 г. - 11906,8 тыс. руб.,2006 г. - 11844,9 тыс. руб.;

 бюджетов муниципальных образований - 330194,5 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 106426,0 тыс. руб., 2005 г. - 107488,0 тыс. руб., 2006 г. - 116280,5 тыс. руб.;

 внебюджетных источников - 559544 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 188612,0 тыс. руб., 2005 г. - 185767,0 тыс. руб., 2006 г. - 185165 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специализированных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями, учреждений культуры и досуговых объектов;

 - создание условий по обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество;

 - совершенствование форм взаимодействия органов власти, общественных организаций, других заинтересованных структур по вопросам оказания социальной помощи и услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

 - развитие семейных форм устройства детей-сирот;

 - создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, поддержание состояния здоровья детского населения;

 - совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, реализации их способностей и получения образования в соответствии с образовательными потребностями и запросами

Введение

Региональная целевая программа "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2004 N 10-ПП "О Плане действий Правительства Мурманской области на 2004 год" и включает в себя 7 подпрограмм: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети и культура", "Дети и отдых", "Дети и труд", "Одаренные дети".

Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Накопленный опыт по улучшению положения детей за период действия региональной комплексной программы "Дети Кольского Заполярья" в 1995-1997, 1998-2000, 2001-2003 годах, результаты анализа мероприятий её подпрограмм, социально-экономической ситуации в регионе, а также остающиеся нерешёнными и возникающие вновь проблемы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения реализации региональной программы "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Численность населения Мурманской области в 2003 году составила 879,8 тыс. человек, из них детского населения - 189,6 тыс. человек, что составляет 21,5% от общей численности населения области. В 2003 году в области родилось 8719 детей, из них у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке - 2459 человек (28,2%); у матерей в возрасте до 17 лет - 207 человек (2,4%). Начиная с 2000 года, наблюдается тенденция к росту рождаемости.

Региональная политика, проводимая в интересах семьи и детей, позволила несколько снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства, создать сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Однако остаются нерешенными многие вопросы в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей.

Важным звеном в государственной системе защиты прав детей, решении проблем детской безнадзорности являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которых в области 4. Социальная реабилитация несовершеннолетних осуществляется также в 7 отделениях реабилитации несовершеннолетних при центрах социального обслуживания населения и помощи семье и детям. Ежегодно здесь получают реабилитацию более 1000 детей и подростков.

Тем не менее, количество детских социальных учреждений области не соответствует нормативам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 \"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации\": 1 учреждение на 5-10 тыс. детского населения.

В течение 2000 - 2003 гг. на территории Мурманской области наблюдается положительная тенденция в динамике снижения уровня подростковой преступности. Количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в течение 3 лет (с 2001 по 2003 гг.) уменьшилось на 14,2%, в том числе совершивших групповые преступные деяния - на 29,2%, повторные преступления - на 42,8%. Вместе с тем удельный вес преступлений, совершаемых подростками, составляет 12,3% от общего числа зарегистрированных в области преступных посягательств, что выше среднероссийского показателя на 2,7%.

Криминальная активность подростков значительно усиливается вследствие употребления ими спиртных напитков и пива. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, составило в 2003 г. 224 случая, что всего на 7 случаев меньше, чем в 2002 году.

Способствует криминальной активности подростков семейное неблагополучие, ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей, распространение безнадзорности и бродяжничества. По данным областного оперативного штаба, в 2003 г. выявлены 1009 безнадзорных детей (в 2002 г. - 1459). Большинство безнадзорных детей были направлены в государственные учреждения для оказания необходимой помощи, возвращены в семьи - 42 %.

Характер сохраняющихся негативных явлений в подростковой среде вызывает необходимость укрепления и совершенствования профилактической деятельности, внедрения новых форм и методов работы с несовершеннолетним и его непосредственным окружением, осуществления координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подпрограмма \"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних\", направленная на поддержку несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусматривает неотложные меры по созданию условий для организации досуга детей и подростков, развитию сети специализированных учреждений, а также мероприятия по организации социально-реабилитационной помощи подросткам.

Нуждаются в социальной защите дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются.

В течение последних лет в Мурманской области сокращается количество детей-инвалидов. На 1 января 2004 года количество детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, составляло 3155 человек, что на 407 человек меньше, чем в 2002 году. Сокращение числа зарегистрированных детей-инвалидов происходит в связи со снятием инвалидности у детей в результате проведения реабилитационных мероприятий, улучшением работы учреждений медико-социальной экспертизы. Уровень детской инвалидности и первично освидетельствованных детей остается ниже, чем в целом по России.

Ведущими причинами, обусловившими инвалидность, остаются врожденные аномалии развития среди детей в возрасте до 10 лет, заболевания нервной системы и психические расстройства в старших возрастных группах.

По сравнению со среднероссийскими показателями в Мурманской области значительно больше детей-инвалидов с двигательными нарушениями, но меньше - со зрительными и психологическими.

С целью профилактики детской инвалидности в области постоянно проводятся скрининговое обследование новорожденных для раннего выявления нарушения слуха у детей, ультразвуковой скрининг всем беременным на выявление врожденных пороков развития, медико-генетическая и пренатальная диагностика беременных "групп риска".

Медицинскую реабилитацию детей проводят все лечебно-профилактические учреждения области. Лечение и медицинская реабилитация детей-инвалидов проводится как в лечебно-профилактических учреждениях Мурманской области, так и в центральных клиниках г.г. Москвы, Санкт-Петербурга, в других городах России.

Реабилитация детей-инвалидов осуществляется и в учреждениях социальной защиты населения, образования.

Несмотря на принимаемые меры, в том числе в рамках выполнения подпрограммы "Дети-инвалиды" за период с 1995 по 2003 годы, проблемными вопросами остаются создание доступной для детей-инвалидов среды жизнедеятельности, обеспечения их индивидуальными техническими средствами, возможность получения образования, участие в культурных и спортивных мероприятиях, развитие детских реабилитационных учреждений. Необходима разработка и внедрение единой и полной системы учета детей-инвалидов.

На решение этих проблем нацелена подпрограмма "Дети-инвалиды" на 2004-2006 годы.

Одной из актуальных проблем детства остается сиротство, поэтому улучшение условий развития, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одно из важнейших направлений защиты прав детей.

Благодаря принятию законов Мурманской области, постановлений Губернатора и Правительства Мурманской области, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления улучшены условия для реализации прав детей-сирот на развитие, воспитание, образование. Кроме того, развивалась сеть учреждений с целью создания в них условий, приближенных к семейным. Приняты меры по укреплению материально-технической базы учреждений для данной категории детей.

Вместе с тем потребность в данной программе остается острой. В Мурманской области в 2003 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 4966 человек. Ежегодно более 900 детей лишаются попечения родителей. Несмотря на принимаемые меры, только около 58% из них устраивается на воспитание в семью. Почти 1,5 тысячи детей-сирот воспитываются в детских домах и школах-интернатах. Решение проблемы - в развитии и поддержке института приемной семьи, организации патронатного воспитания и реорганизации интернатных учреждений в детские дома семейного типа с созданием в них условий, приближенных к семейным.

Не отвечает потребностям уровень обеспеченности учреждений для детей-сирот лечебно-профилактическим оборудованием, техническими средствами обучения и воспитания. Требуется увеличение финансирования на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря. Необходимо дальнейшее развитие региональной нормативно-правовой базы по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации и потребностями области. На решение этих проблем направлена подпрограмма "Дети-сироты".

Сфера культуры играет немаловажную роль в профилактической работе по преодолению негативных явлений в детской среде в части организации досуга детей и подростков, проведения различных мероприятий, направленных на сближение детей и родителей. Однако материально-техническая база практически всех учреждений культуры и искусства области, особенно клубов и Домов культуры, слабая, мизерно поступление новой литературы, недостаточно количество периодических изданий в детских библиотеках.

Учреждения культуры и искусства должны стать культурно-досуговыми, просветительными центрами, имеющими условия для нравственного и духовного развития детей и подростков. На решение этих проблем направлена подпрограмма "Дети и культура".

Климатогеографические условия Крайнего Севера, неблагоприятная экологическая обстановка оказывают негативное воздействие на состояние здоровья детей и подростков, поэтому важным условием для развития юных северян является организация полноценного отдыха и оздоровления как в области, так и за ее пределами, в благоприятных климатических условиях.

Реализация подпрограммы \"Дети и отдых\" позволила увеличить количество детей и подростков, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, в том числе за пределами региона. Ежегодный рост численности оздоровленных детей составил около 10%. Если в 2001 г. были оздоровлены 60369 детей, то в 2003 г. - 74156 детей, из них за пределами Мурманской области соответственно - 33006 и 36342 человека. На проведение оздоровительных мероприятий только в 2003 году было выделено 306,4 млн. рублей.

При организации детской оздоровительной кампании в первоочередном порядке обеспечивается отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных детей, детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Активно развивается практика оздоровления и отдыха детей, нуждающихся в социальной поддержке, в зарубежных странах: в Испании, Швеции, Норвегии, Болгарии, Венгрии, США, Финляндии. Только в Испании в 2003 году отдохнуло 262 ребенка (в 2002 г. - 207) - воспитанников детских домов, школ-интернатов, опекаемых детей и детей, находящихся в приютах Мурманской области.

Для отдыха значительной части детей, не имеющих возможности выехать за пределы области, используется местная база. Ежегодно организуются профильные лагеря и смены, позволяющие оптимально реализовать интеллектуально-творческий потенциал подростков. Основные направления организации содержательного досуга в этих лагерях - краеведческое, экологическое, оборонно-спортивное, туристское, информационно-технологическое.

В 2003 году особое внимание было уделено проблеме оздоровления детей-инвалидов, для которых органами социальной защиты населения были организованы специализированные заезды в оздоровительные учреждения: как для тех, которые могут находиться в организованной группе, так и для нуждающихся в сопровождении взрослых. В 2003 году был оздоровлен 1271 ребенок-инвалид - в 2 раза больше, чем в 2002 году. Несмотря на принятые меры, проблема оздоровления детей-инвалидов, нуждающихся в сопровождении взрослых, остается по-прежнему острой, что связано с недостаточностью путевок, поступающих в комитет по здравоохранению Мурманской области, и средств, выделяемых на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

На решение комплекса этих проблем направлена подпрограмма "Дети и отдых" на 2004-2006 годы.

В связи со сложным материальным положением семей многие подростки вынуждены рано приступать к трудовой деятельности. В 2003 году в органы службы занятости обратилось 7725 подростков, из них трудоустроены 5791 человек, в том числе 5356 учащихся школ и учреждений начального профессионального образования в свободное от учебы время. Подростки испытывают значительные трудности в трудоустройстве.

Низкая конкурентоспособность молодых людей на рынке труда во многом обусловлена следующими факторами: недостатком профессиональных знаний, трудовых навыков и опыта, а также слабой подготовленностью к рыночным отношениям; нежеланием работодателей нести дополнительные финансовые расходы, связанные с обучением подростков, не имеющих необходимой для предприятия профессии; стремлением подростков совмещать работу с учебой, что создает дополнительные трудности для предприятия. Статус безработного они могут получить лишь с 16 лет, хотя по действующему законодательству разрешено трудиться с 14 лет.

Осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей, создание системы их выявления, максимальное раскрытие способностей и талантов одаренных детей важно как для самих детей, так и для общества.

С целью осуществления государственной политики поддержки талантливых детей и молодежи в Мурманской области с 1993 г. действует подпрограмма \"Одаренные дети\", являющаяся составной частью региональной комплексной программы \"Дети Кольского Заполярья\".

За период реализации программы в Мурманской области сложилась определенная система выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Разработаны формы материального поощрения одаренных детей и молодежи за особые успехи в изучении основ наук, успехи в научной, художественной, спортивной, общественной деятельности. Ежегодно с 1993 г. присуждаются стипендии и премии одаренным детям за высокие достижения в различных областях деятельности. В 2001 г. этим стипендиям и премиям присвоен статус \"Губернаторских\".

В рамках реализации мероприятий Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников \"Шаг в будущее\" ежегодно проводится региональная научная и инженерная выставка молодежи и школьников \"Будущее Севера\". Дипломанты выставки ежегодно удостаиваются самых высоких наград на Российской конференции \"Шаг в будущее\". С 2002 г. под эгидой Губернатора Мурманской области Ю.А.Евдокимова проходит Региональная выставка \"Будущее Севера\". Обеспечена деятельность Координационного центра Российской научно-социальной программы \"Шаг в будущее\" по Мурманской области.

Юные спортсмены, музыканты области успешно участвуют в мероприятиях всероссийского и международного уровней. Многие спортсмены входят в состав сборных команд России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»