Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2004 года N 221-ПП/6

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ" НА 2004-2006 ГОДЫ


{название и текст постановления в редакции постановления Правительства Мурманской области от 30.12.2005 N 531-ПП/15, в редакции от 26.12.2006 N 529-ПП}

В целях последовательного осуществления в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей, реализации комплекса мер, направленных на создание условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечения их социальной защиты, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы" и постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2004 N 10-ПП "О Плане действий Правительства Мурманской области на 2004 год" Правительство Мурманской области

постановляет :

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы, включающую в себя подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети и культура", "Дети и отдых", "Дети и труд", "Одаренные дети" (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы комитет по труду и социальному развитию Мурманской области, государственными заказчиками подпрограмм:

"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области, Управление внутренних дел Мурманской области;

"Дети-инвалиды" - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области и комитет по здравоохранению Мурманской области;

"Дети-сироты" - комитет по образованию Мурманской области;

"Дети и культура" - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

"Дети и отдых" - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

"Дети и труд" - Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области;

"Одаренные дети" - комитет по образованию Мурманской области, управление по делам молодежи Мурманской области и комитет по культуре и искусству Мурманской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать аналогичные муниципальные программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Л.А. Чистову.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Мурманской области

Ю.Евдокимов

Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 30.12.2005 N 531-ПП/15
{в редакции постановления
Правительства Мурманской области
от 30.12.2005 N 531-ПП/15,
от 26.12.2006 N 529-ПП}

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ" НА 2004 - 2006 ГОДЫ

ПАСПОРТ региональной целевой программы "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

{паспорт Программы в редакции постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2006 N 529-ПП}

Наименование Программы

региональная целевая программа
 "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

Дата принятия решения о разработке Программы,
 дата ее утверждения

постановление Правительства Мурманской области от 19.01.2004 N 10-ПП "О Плане действий Правительства Мурманской области на 2004 год"
 постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2004 N 221-ПП/6 "О региональной комплексной программе "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

Государственные заказчики

подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области,
 - УВД Мурманской области;

 подпрограмма "Дети-инвалиды":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области,
 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 подпрограмма "Дети-сироты":
 - комитет по образованию Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и культура":
 - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и отдых":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и труд":
 - управление Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области;

 подпрограмма "Одаренные дети":
 - комитет по образованию Мурманской области,
 - управление по делам молодежи Мурманской области,
 - комитет по культуре и искусству Мурманской области

Государственный заказчик-координатор Программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области

Основные разработчики Программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 - комитет по образованию Мурманской области;

 комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 - управление Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области;

 - управление по делам молодежи Мурманской области;

 - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области;

 - УВД Мурманской области

Цели и задачи Программы

создание условий для улучшения качества жизни детей и укрепления их здоровья;
формирование системы выявления детей из неблагополучных семей и оказание им помощи;
обеспечение условий для полноценного развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке государства, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- привлечение дополнительных средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, направленных на достижение основных целей и задач Программы;

 подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
 - сохранение позитивной тенденции снижения числа преступлений и правонарушений на 1% ежегодно (2004 г. - 1160, 2005 г. - 1148, 2006 г. - 1137), а также численности несовершеннолетних, принявших участие в их совершении, на 1% ежегодно (2004 г. - 1020 чел., 2005 г. - 1010 чел., 2006 г. - 1000 чел.);

 - увеличение сети учреждений социальной помощи семье и детям (до 18 единиц): 2004 г. - 16 учреждений, 2005 г. - 17 учреждений, 2006 г. - 18 учреждений;

 - укрепление материально-технической базы 14 учреждений социальной помощи семье и детям (2004 г. -3 учреждения, 2005 г. - 4 учреждения, 2006 г. - 7 учреждений);

 подпрограмма "Дети-инвалиды":
 - увеличение количества мест в учреждениях, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов, на 15 мест (2004 г. - 8 мест, 2005 г. - 7 мест);

 подпрограмма "Дети-сироты":
 - увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семью (2004 г. - 495 чел., 2005 г. - 501 чел., 2006 г. - 512 чел.);

 - увеличение удельного веса детей, устроенных в семью, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2004 г. - 53,8%, 2005 г. - 54,5%,2006 г. - 56%);

 - увеличение объема инвестиций на детские дома и школы-интернаты (2004 г. - 381442 тыс. руб., 2005 г. - 419586 тыс. руб., 2006 г. - 453153 тыс. руб.);

 подпрограмма "Дети и культура":
 - увеличение удельного веса детей, занимающихся в клубных формированиях и учреждениях дополнительного образования, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ на 2% ежегодно (2004 г. - 9,7%, 2005 г. - 11,7%, 2006 г. - 13,7 %);

 подпрограмма "Дети и отдых":
 - увеличение удельного веса детей Мурманской области, охваченных организованными формами отдыха, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ на 2% ежегодно (2004 г. - 71,5%, 2005 г. - 73,5%, 2006 г. - 75,5%);

 подпрограмма "Дети и труд":
 - обеспечение временной занятостью не менее 15 тыс. подростков (2004 г. - 5 тыс. чел., 2005 г. - 5 тыс. чел.,2006 г. - 5 тыс. чел.);

 - предоставление возможности получения необходимых знаний, умений и навыков по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, не менее чем 630 несовершеннолетним гражданам (2004 г. - 210 чел.,2005 г. - 210 чел.;
2006 г. - 210 чел.);

 - оказание профориентационных услуг 12 тыс. подросткам (2004 г. - 4 тыс. чел., 2005 г. - 4 тыс. чел.,2006 г. - 4 тыс. чел.);

 подпрограмма "Одаренные дети":
 - увеличение доли детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ (2004 г. - 5%, 2005 г. - 8%, 2006 г. - 10%);

 - увеличение количества детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей (2004 г. - 3700 чел., 2005 г. - 5200 чел., 2006 г. - 5700 чел.);

 - увеличение удельного веса детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей-инвалидов (2004 г. - 14%, 2005 г. - 20%, 2006 г. - 20%) в общем количестве детей-инвалидов;

 - увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях (2004 г. - 420 чел., 2005 г. - 520 чел., 2006 г. - 550 чел.)

Сроки и этапы реализации Программы

2004 - 2006 годы

Перечень подпрограмм

- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

 - Дети-инвалиды";

 - "Дети-сироты";

 - "Дети и культура";

 - "Дети и отдых";

 - "Дети и труд";

 - "Одаренные дети"

Объемы и источники финансирования

общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 1021698,40 тыс. руб., в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 102532,0 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 34448,0 тыс. руб., 2005 г. - 34017,0 тыс. руб.,2006 г. - 34067,0 тыс. руб.;

 областного бюджета - 29427,9 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 6602,7 тыс. руб., 2005 г. - 11352,3 тыс. руб.,2006 г. - 11472,9 тыс. руб.;

 бюджетов муниципальных образований - 330194,5 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 106426,0 тыс. руб., 2005 г. - 107488,0 тыс. руб., 2006 г. - 116280,5 тыс. руб.;

 внебюджетных источников - 559544 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 188612,0 тыс. руб., 2005 г. - 185767,0 тыс. руб., 2006 г. - 185165 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- укрепление материально-технической базы учреждений сист емы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специализированных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями, учреждений культуры и досуговых объектов;

 - создание условий по обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество;

 - совершенствование форм взаимодействия органов власти, общественных организаций, других заинтересованных структур по вопросам оказания социальной помощи и услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

 - развитие семейных форм устройства детей-сирот;

 - создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, поддержание состояния здоровья детского населения;

 - совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, реализации их способностей и получения образования в соответствии с образовательными потребностями и запросами

Введение

Региональная целевая программа "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2004 N 10-ПП "О Плане действий Правительства Мурманской области на 2004 год" и включает в себя 7 подпрограмм: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети и культура", "Дети и отдых", "Дети и труд", "Одаренные дети".

Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Накопленный опыт по улучшению положения детей за период действия региональной комплексной программы "Дети Кольского Заполярья" в 1995-1997, 1998-2000, 2001-2003 годах, результаты анализа мероприятий её подпрограмм, социально-экономической ситуации в регионе, а также остающиеся нерешёнными и возникающие вновь проблемы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения реализации региональной программы "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Численность населения Мурманской области в 2003 году составила 879,8 тыс. человек, из них детского населения - 189,6 тыс. человек, что составляет 21,5% от общей численности населения области. В 2003 году в области родилось 8719 детей, из них у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке - 2459 человек (28,2%); у матерей в возрасте до 17 лет - 207 человек (2,4%). Начиная с 2000 года, наблюдается тенденция к росту рождаемости.

Региональная политика, проводимая в интересах семьи и детей, позволила несколько снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства, создать сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Однако остаются нерешенными многие вопросы в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей.

Важным звеном в государственной системе защиты прав детей, решении проблем детской безнадзорности являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которых в области 4. Социальная реабилитация несовершеннолетних осуществляется также в 7 отделениях реабилитации несовершеннолетних при центрах социального обслуживания населения и помощи семье и детям. Ежегодно здесь получают реабилитацию более 1000 детей и подростков.

Тем не менее, количество детских социальных учреждений области не соответствует нормативам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 \"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации\": 1 учреждение на 5-10 тыс. детского населения.

В течение 2000 - 2003 гг. на территории Мурманской области наблюдается положительная тенденция в динамике снижения уровня подростковой преступности. Количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в течение 3 лет (с 2001 по 2003 гг.) уменьшилось на 14,2%, в том числе совершивших групповые преступные деяния - на 29,2%, повторные преступления - на 42,8%. Вместе с тем удельный вес преступлений, совершаемых подростками, составляет 12,3% от общего числа зарегистрированных в области преступных посягательств, что выше среднероссийского показателя на 2,7%.

Криминальная активность подростков значительно усиливается вследствие употребления ими спиртных напитков и пива. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, составило в 2003 г. 224 случая, что всего на 7 случаев меньше, чем в 2002 году.

Способствует криминальной активности подростков семейное неблагополучие, ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей, распространение безнадзорности и бродяжничества. По данным областного оперативного штаба, в 2003 г. выявлены 1009 безнадзорных детей (в 2002 г. - 1459). Большинство безнадзорных детей были направлены в государственные учреждения для оказания необходимой помощи, возвращены в семьи - 42 %.

Характер сохраняющихся негативных явлений в подростковой среде вызывает необходимость укрепления и совершенствования профилактической деятельности, внедрения новых форм и методов работы с несовершеннолетним и его непосредственным окружением, осуществления координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подпрограмма \"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних\", направленная на поддержку несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусматривает неотложные меры по созданию условий для организации досуга детей и подростков, развитию сети специализированных учреждений, а также мероприятия по организации социально-реабилитационной помощи подросткам.

Нуждаются в социальной защите дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются.

В течение последних лет в Мурманской области сокращается количество детей-инвалидов. На 1 января 2004 года количество детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, составляло 3155 человек, что на 407 человек меньше, чем в 2002 году. Сокращение числа зарегистрированных детей-инвалидов происходит в связи со снятием инвалидности у детей в результате проведения реабилитационных мероприятий, улучшением работы учреждений медико-социальной экспертизы. Уровень детской инвалидности и первично освидетельствованных детей остается ниже, чем в целом по России.

Ведущими причинами, обусловившими инвалидность, остаются врожденные аномалии развития среди детей в возрасте до 10 лет, заболевания нервной системы и психические расстройства в старших возрастных группах.

По сравнению со среднероссийскими показателями в Мурманской области значительно больше детей-инвалидов с двигательными нарушениями, но меньше - со зрительными и психологическими.

С целью профилактики детской инвалидности в области постоянно проводятся скрининговое обследование новорожденных для раннего выявления нарушения слуха у детей, ультразвуковой скрининг всем беременным на выявление врожденных пороков развития, медико-генетическая и пренатальная диагностика беременных "групп риска".

Медицинскую реабилитацию детей проводят все лечебно-профилактические учреждения области. Лечение и медицинская реабилитация детей-инвалидов проводится как в лечебно-профилактических учреждениях Мурманской области, так и в центральных клиниках г.г. Москвы, Санкт-Петербурга, в других городах России.

Реабилитация детей-инвалидов осуществляется и в учреждениях социальной защиты населения, образования.

Несмотря на принимаемые меры, в том числе в рамках выполнения подпрограммы "Дети-инвалиды" за период с 1995 по 2003 годы, проблемными вопросами остаются создание доступной для детей-инвалидов среды жизнедеятельности, обеспечения их индивидуальными техническими средствами, возможность получения образования, участие в культурных и спортивных мероприятиях, развитие детских реабилитационных учреждений. Необходима разработка и внедрение единой и полной системы учета детей-инвалидов.

На решение этих проблем нацелена подпрограмма "Дети-инвалиды" на 2004-2006 годы.

Одной из актуальных проблем детства остается сиротство, поэтому улучшение условий развития, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одно из важнейших направлений защиты прав детей.

Благодаря принятию законов Мурманской области, постановлений Губернатора и Правительства Мурманской области, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления улучшены условия для реализации прав детей-сирот на развитие, воспитание, образование. Кроме того, развивалась сеть учреждений с целью создания в них условий, приближенных к семейным. Приняты меры по укреплению материально-технической базы учреждений для данной категории детей.

Вместе с тем потребность в данной программе остается острой. В Мурманской области в 2003 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 4966 человек. Ежегодно более 900 детей лишаются попечения родителей. Несмотря на принимаемые меры, только около 58% из них устраивается на воспитание в семью. Почти 1,5 тысячи детей-сирот воспитываются в детских домах и школах-интернатах. Решение проблемы - в развитии и поддержке института приемной семьи, организации патронатного воспитания и реорганизации интернатных учреждений в детские дома семейного типа с созданием в них условий, приближенных к семейным.

Не отвечает потребностям уровень обеспеченности учреждений для детей-сирот лечебно-профилактическим оборудованием, техническими средствами обучения и воспитания. Требуется увеличение финансирования на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря. Необходимо дальнейшее развитие региональной нормативно-правовой базы по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации и потребностями области. На решение этих проблем направлена подпрограмма "Дети-сироты".

Сфера культуры играет немаловажную роль в профилактической работе по преодолению негативных явлений в детской среде в части организации досуга детей и подростков, проведения различных мероприятий, направленных на сближение детей и родителей. Однако материально-техническая база практически всех учреждений культуры и искусства области, особенно клубов и Домов культуры, слабая, мизерно поступление новой литературы, недостаточно количество периодических изданий в детских библиотеках.

Учреждения культуры и искусства должны стать культурно-досуговыми, просветительными центрами, имеющими условия для нравственного и духовного развития детей и подростков. На решение этих проблем направлена подпрограмма "Дети и культура".

Климатогеографические условия Крайнего Севера, неблагоприятная экологическая обстановка оказывают негативное воздействие на состояние здоровья детей и подростков, поэтому важным условием для развития юных северян является организация полноценного отдыха и оздоровления как в области, так и за ее пределами, в благоприятных климатических условиях.

Реализация подпрограммы \"Дети и отдых\" позволила увеличить количество детей и подростков, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, в том числе за пределами региона. Ежегодный рост численности оздоровленных детей составил около 10%. Если в 2001 г. были оздоровлены 60369 детей, то в 2003 г. - 74156 детей, из них за пределами Мурманской области соответственно - 33006 и 36342 человека. На проведение оздоровительных мероприятий только в 2003 году было выделено 306,4 млн. рублей.

При организации детской оздоровительной кампании в первоочередном порядке обеспечивается отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных детей, детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, а также других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Активно развивается практика оздоровления и отдыха детей, нуждающихся в социальной поддержке, в зарубежных странах: в Испании, Швеции, Норвегии, Болгарии, Венгрии, США, Финляндии. Только в Испании в 2003 году отдохнуло 262 ребенка (в 2002 г. - 207) - воспитанников детских домов, школ-интернатов, опекаемых детей и детей, находящихся в приютах Мурманской области.

Для отдыха значительной части детей, не имеющих возможности выехать за пределы области, используется местная база. Ежегодно организуются профильные лагеря и смены, позволяющие оптимально реализовать интеллектуально-творческий потенциал подростков. Основные направления организации содержательного досуга в этих лагерях - краеведческое, экологическое, оборонно-спортивное, туристское, информационно-технологическое.

В 2003 году особое внимание было уделено проблеме оздоровления детей-инвалидов, для которых органами социальной защиты населения были организованы специализированные заезды в оздоровительные учреждения: как для тех, которые могут находиться в организованной группе, так и для нуждающихся в сопровождении взрослых. В 2003 году был оздоровлен 1271 ребенок-инвалид - в 2 раза больше, чем в 2002 году. Несмотря на принятые меры, проблема оздоровления детей-инвалидов, нуждающихся в сопровождении взрослых, остается по-прежнему острой, что связано с недостаточностью путевок, поступающих в комитет по здравоохранению Мурманской области, и средств, выделяемых на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»