Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАУКИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы


В Мурманской области научными исследованиями и разработками заняты 29 научных организаций, два государственных университета - технический и педагогический, а также ряд филиалов вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска. Ядром научного комплекса области являются 11 научных организаций Кольского научного центра РАН. В проведении прикладных рыбохозяйственных исследований ведущая роль принадлежит ПИНРО. В 2004 году общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила 2595 человек, в том числе 4 академика РАН, 105 докторов и 383 кандидата наук. Общие затраты на научные исследования и разработки в 2004 году составили 1119,6 млн. рублей.

В последние три года Правительством Мурманской области были приняты меры по укреплению регионального научно-технического потенциала: утверждена Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года, в которой сформулированы предложения науки для промышленности; реализованы две региональные целевые научно-технические Программы - на 2003 и 2004-2005 годы. Проекты научных исследований, финансируемые из региональных источников, стали более четко сфокусированы на актуальных проблемах развития Мурманской области. Отработаны механизмы взаимодействия с Российским фондом фундаментальных исследований и Фондом поддержки малых и средних предприятий в научно-технической сфере, проявились положительные тенденции в формировании инновационного комплекса Мурманской области. В г. Апатиты ведется работа по подготовке программы развития города Апатиты как наукограда Российской Федерации. Начал работу ключевой для внедрения научных разработок объект инфраструктуры - "Технопарк - Апатиты", в КНЦ РАН создан региональный Центр трансфера технологий. Число организаций, использовавших передовые производственные технологии, выросло с 50 в 2001 году до 154 в 2004 году. За этот же период существенно повысился уровень использования информационных технологий. В 2004 году 66% обследованных организаций использовали локальные и глобальные информационные сети.

В ближайшие три года для эффективного использования и развития имеющегося научного и инновационного потенциала в Мурманской области предстоит осуществить мероприятия, среди которых: создание информационных систем поддержки работы и управления природно-техническими комплексами, разработка новых технологий поиска, разведки, добычи и переработки комплексного минерального сырья и биологических ресурсов, разработка базового пакета технологий и механизма формирования национального резерва стратегических материалов на основе рудно-сырьевых ресурсов Кольского полуострова, обеспечение условий для коммерциализации разработок научных коллективов КНЦ РАН, ПИНРО, МГТУ, других организаций, создание системы подготовки и переподготовки кадров для осуществления научно-инновационной деятельности. В 2006-2008 годы продолжатся структурные преобразования в государственном управлении и местном самоуправлении, которые существенно повлияют на процессы взаимодействия экономики, науки и образования. Нарастающие процессы глобализации и вступление России в ВТО также заметно отразятся на состоянии научно-технического потенциала Мурманской области. Это требует от органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, научных и образовательных организаций Мурманской области деятельного участия в создании национальной инновационной системы.

На решение этих проблем, а также на обеспечение в 2006-2008 г.г. реализации Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года направлена очередная Программа. В Программе учтены научно-технические и технологические приоритеты Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Мурманской области на период 2004-2008 годы.

Применение программно-целевых методов управления научно-техническими разработками и продвижение их результатов на рынок инноваций позволит обеспечивать координацию межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств в научно-технической сфере, с наименьшими издержками разрешать возможные проблемные ситуации, а также успешно взаимодействовать с федеральными органами в решении задач интеграции науки, образования, научно-технического и инновационного развития Мурманской области. Ожидается, что такой подход к управлению научной и инновационной сферой региона повысит конкурентоспособность экономики Мурманской области за счет развития научного потенциала и его эффективного использования в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения.

Правовой основой разработки и реализации Программы являются: федеральные законы от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", законы Мурманской области от 08.11.2001 N 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", от 31.05.2004 N 484-01-3МО "Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области", постановления Правительства Мурманской области от 24.02.2005 N 56-ПП/2 "О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области до 2015 года", а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области.