ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2005 года № 56-ПП/2
О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП
______________________________________________________________________________
В соответствии с законами Мурманской области от 08.11.2001 N 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", от 31.05.2004 № 484-01-ЗМО "Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области" и в целях дальнейшего развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года и дополнить раздел 2 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", пунктом 2.7 "Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности".
2. Контроль за исполнением Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности возложить на руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д.
Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
Стратегия
развития науки, научно-технической и инновационной
деятельности в Мурманской области на период до 2015 года
1.Общие положения
2. Стратегические проблемы региональной научно-технической и инновационной политики
3. Состояние и тенденции развития региональной научно-технической сферы
4. Потенциал научных организаций и прогноз его использования для решения приоритетных научно-технических и инновационных задач
5. Механизмы реализации региональной научно-технической и инновационной политики
6. Заключение
Научно-техническая сфера Мурманской области в условиях экономического кризиса, который страна испытывала в 90-е годы, сохранила свой потенциал по такому показателю, как объем выполненных научно-технических работ и занимает второе место в Северо-западном федеральном округе (СЗФО). Эффективное использование и наращивание этого потенциала на основе интеграции с образованием, производством и инновационным предпринимательством является необходимым условием решения стратегической задачи по переходу на инновационный путь развития, поставленной в "Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года".
Наука становится главным инструментом экономического развития, что, в свою очередь, требует от нее адаптации к новым условиям, позволяющим обеспечить возрастающие потребности экономики в новых идеях, научно-исследовательских и конструкторских разработках. Конечным результатом этой деятельности должна стать целостная региональная инновационная система, обеспечивающая быстрое и эффективное введение в хозяйственный оборот передовых технологий, ускоренное развитие наукоемких высокотехнологических производств и разработок. С целью научного обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Мурманской области необходимо:
определить приоритетные направления развития региональной науки, научно-технической и инновационной деятельности;
сформировать новые организационные, правовые, финансовые механизмы управления развитием научной, научно-технической и инновационной деятельности;
обеспечить расширенное воспроизводство кадрового потенциала для научной, научно-технической и инновационной сферы;
сформировать инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Правовой основой научного обеспечения социально-экономического развития Мурманской области являются: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", утвержденные письмом Президента РФ от 30.03.2002 г. № ПР-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", "Перечень критических технологий Российской Федерации" и "Приоритетные направления развития науки, технологии и техники Российской Федерации", законы Мурманской области от 08.11.2001 г. № 301-01-ЗМО "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области", от 31.05.2004 г. № 484-01-3МО "Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области", постановление Правительства Мурманской области от 04.06.2004 г. № 190-ПП "О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы", а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области.
По мере развития хозяйственного комплекса Мурманской области потребность в научных исследованиях возрастает для решения задач, связанных с повышением эффективности использования природных ресурсов, обновлением технологий в промышленности и сельском хозяйстве, созданием новых перспективных технологий для рынка наукоемкой продукции, удовлетворения социальных и духовных потребностей населения.
Экономическое развитие области связано с поддержанием мощностей существующих предприятий и производств горно-перерабатывающего комплекса и вводом в строй новых. В то же время интенсивное воздействие на окружающую среду крупнейших на территории Европейской России горнодобывающих предприятий (ОАО "Апатит", Ковдорский ГОК, Оленегорский ГОК, ГМК "Печенганикель") и предприятий цветной металлургии (комбинаты "Североникель" и "Печенганикель" Кольской горнометаллургической компании, Кандалакшский алюминиевый завод) привели к возникновению техногенных пустошей, обширных зон дефолеирующих лесов и загрязнению водоемов. Поэтому проблема научной разработки новых высокоэффективных и экономичных технических и технологических решений для развития производств и восстановления нарушенных природных комплексов останется актуальной весь период до 2015 года.
В ряду приоритетных долгосрочных стратегических целей стоит развитие нового индустриального сектора - нефтегазового, включая добычу углеводородного сырья, его транспортировку и переработку (более 100 млн. тонн в год). Строительство нефтепровода через территорию области может способствовать ускоренному освоению месторождений платины и редких металлов в центральных и восточных районах полуострова, а также укреплению (развитию) всех смежных отраслей. В этом плане перед наукой стоит задача по разработке мер предупреждения или смягчения возможных социальных конфликтов в зоне пересечения нефтепроводами районов, в которых преобладает традиционное природопользование, или расположены особо охраняемые природные заповедники. Кроме того, для борьбы с возможными разливами нефти на море и суше необходимо создать в регионе мощный аварийный центр, в распоряжении которого будут находиться все необходимые противоаварийные средства, в том числе основанные на последних достижениях науки и техники.
Одним из наиболее приоритетных и перспективных направлений экономического развития области является освоение объектов промышленных платина-палладиевых руд, таких, как Федорова тундра и Малая Пана. В настоящее время здесь подсчитанные запасы первого этапа освоения составляют сотни тонн этих металлов. Разработка этих месторождений должна начаться в 2007 году. Важным аспектом этого направления является положительный пример инновационной деятельности Геологического института КНЦ РАН, осуществляемой через ОАО "Пана", которая привела к привлечению для разведки платина-палладиевых месторождений региона иностранных и российских компаний.
Важным для инновационного экономического развития области и национальной безопасности является реализация проекта по созданию Кольского горно-химического комплекса в совокупности с системой долговременных хранилищ национального резерва стратегических материалов. В этом случае откроется перспектива развития промышленности в Ревде и Африканде и появится возможность создания новых горных предприятий в Кольском и Ловозерском районах.
Актуальной научной и практической проблемой является проблема безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). В Мурманской области велика концентрация работающих ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на Кольской АЭС, на атомных судах Северного флота и Мурманского морского пароходства (ММП), от эксплуатации которых уже накоплено и продолжает накапливаться значительное количество РАО и ОЯТ. Результаты уже выполненных исследований позволили обосновать концептуальные положения подземных объектов изоляции РАО и ОЯТ и приступить к разработке научно-методической базы для создания научных основ радиогеоэкологии подземных объектов долговременного хранения и захоронения ядерных и радиационно-опасных материалов в геологических формациях региона.
В последующие годы прогнозируется рост электропотребления в Мурманской области со среднегодовыми темпами до 2,5%. В основном он обусловлен перспективами появления новых производств при освоении месторождений углеводородного сырья арктических морей и организации его переработки на территории области, а также ожидаемым возрождением военно-промышленного комплекса и флота. Возможно появление новых потребителей электрической энергии, таких как проектируемый алюминиевый завод (300 МВт) компании "СУАЛ". Научно-технические задачи связаны с поиском новых энергетических ресурсов, с разработкой путей модернизации существующей энергосистемы, сочетающей постепенную замену старого оборудования с параллельным обоснованием надежной работы оставшейся части. Для выполнения этих задач необходима разработка соответствующей методологии и экспериментальной научной базы.
На сегодняшний день остро стоит проблема рыболовной и рыбообрабатывающей промышленности. Ограниченность сырьевой базы побуждает к поиску новых путей развития рыбной отрасли, в том числе к созданию аквакультурных хозяйств и технологий использования нетрадиционных видов гидробионтов. Необходимо объединить усилия коллективов ученых ПИНРО и ММБИ КНЦ РАН для научного обоснования и прогноза биоресурсов в Арктике и Северной Атлантике и их эффективного использования.
Важнейшей проблемой для научных исследований является изучение динамики социальных и экономических процессов развития региона в условиях глобализации. Принятие своевременных и обоснованных решений в области управления региональным развитием требует эффективной информационной поддержки. Информационное обеспечение должно включать в себя базы актуальной и достоверной информации, а также средства оперативной обработки данной информации для прогнозирования возможных результатов принимаемых решений и выработки наиболее эффективных стратегий развития региона. Анализ существующего состояния информационных и телекоммуникационных услуг, а также анализ разработки и внедрения информационных технологий и средств вычислительной техники в Мурманской области показывают, что данные системы разрабатываются, внедряются и функционируют, как правило, разобщенно, без координации и согласования структуры, содержания, способов и форматов хранения информации и доступа к ней. Это приводит к дублированию работ, избыточности первичной информации, многократному ее вводу, приводящему к нарушению ее целостности и снижению достоверности, значительному удорожанию разработок и эксплуатации систем. В этих условиях крайне необходимо выработать и последовательно реализовать научно-обоснованную единую информационную политику.
Одной из важнейших составляющих регулирования развития региона в рыночных условиях является социальная политика. Изучение динамики миграционных процессов и здоровья населения, формирования и распределения трудовых ресурсов, согласования интересов обороны, хозяйственной деятельности коренного населения Заполярья должно завершиться разработкой концепции, которая позволит сформулировать новые принципы построения социальной политики и механизмы ее реализации.
Проведение исследований в важнейших направлениях развития региона решает двоякую задачу: создает условия для роста научно-технического потенциала и одновременно формирует основу модернизации технического базиса Мурманской области. В настоящее время требуется радикальный переход от произвольного формирования тематики исследований и разработок самими научными организациями к программно-целевому планированию на основе потребностей региона, для чего при определении важнейших направлений исследований необходимо привлечение потенциальных потребителей в виде экономической, промышленной общественности.
В 2003 году научными исследованиями и разработками в Мурманской области были заняты 30 организаций (в 1998 году - 32), в том числе: научно-исследовательские организации - 23, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации - 4, высшие учебные заведения - 3, опытные базы - 1, прочие - 1.
В числе организаций, занятых исследованиями и разработками, преобладают организации государственной формы собственности (87%). Наибольший удельный вес (20 из 30 организаций или 67%) принадлежит организациям, где численность занятых исследованиями и разработками не превышает 100 человек (до 15 человек - 8; от 16 до 100 - 12; от 101 до 200 - 6; 201 и более человек - 4 организации). Общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, на конец 2003 года составила 2604 человек (к 1998 году - 96%) и характеризуется следующими данными: ( на конец года, человек)
1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Всего | 2709 | 2765 | 2815 | 2720 | 2604 | 1895 |
исследователи | 1240 | 1197 | 1184 | 1164 | 1134 | 704 |
доктора наук | 89 | 94 | 102 | 107 | 105 | 100 |
кандидаты наук | 358 | 58 | 355 | 358 | 374 | 311 |
техники | 382 | 78 | 416 | 386 | 372 | |
вспомогательный персонал | 603 | 719 | 749 | 721 | 673 | |
прочие | 484 | 471 | 466 | 449 | 425 |
На 100 специалистов, непосредственно занятых исследованиями и разработками (исследователи и техники), на конец 2003 года приходилось в среднем 56 человек, выполнявших вспомогательные функции, функции по хозяйственному обслуживанию и общего характера (в 1998 году - 67). В составе персонала, занятого исследованиями и разработками, на конец 2003 года работало 105 докторов наук и 374 кандидата наук, или 41% исследователей (в 1998 году - 36%). Из общей численности специалистов высшей квалификации 86% занято в системе академии наук.
Экономика научных исследований и разработок.
В 2003 году выполненный объем научно-технических работ, которые включают исследования и разработки, а также научно-технические услуги, в фактических ценах составил 1607,8 млн. рублей (в 2002 - 794,8), в том числе 99% работ выполнено собственными силами. Большая часть исследований и разработок (63%) выполнялась в 2002 году организациями отраслевой науки, 36% - академической, 1% - ВУЗами (в 1998 году их доля составляла соответственно 50, 49 и 1%). Изменяется структура финансирования научных исследований и разработок: если в 1998 году 56.5% составляли средства государственного бюджета (предпринимательский сектор финансировал 43.5%), то в 2003 году основным источником становится предпринимательский сектор (73.5%), за счет государственных источников финансируется только 26.5%.
Общие затраты на научные исследования и разработки составили за 2003 год 1309,6 млн. рублей (в 2002 - 660,3 млн. рублей). В структуре расходов по видам основная доля приходится на расходы на материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, услуги производственного характера) - 52%, расходы по оплате труда составили 26%, отчисления на социальные нужды - 8%. Затраты на приобретение специального оборудования составили всего около 2 %, прочие расходы - 13%.
Произошла переориентация деятельности научных организаций в сторону увеличения доли прикладных исследований с 56,3% в 1998 году до 80% в 2003 году, а доля фундаментальных исследований возвратилась к среднему дореформенному уровню - около 20%.
Распределение внутренних текущих затрат на исследования и разработки по областям наук представлено в следующей таблице: (в фактически действовавших ценах, млн. рублей)
1998 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Всего | 114,7 | 347,0 | 379,0 | 536,7 |
естественные науки | 88,1 | 265,6 | 286,7 | 383,2 |
технические науки | 20,7 | 69,9 | 78,0 | 135,4 |
медицинские науки | 0,3 | 1,3 | 1,6 | 1,2 |
сельскохозяйственные науки | 1,1 | 1,9 | 2,5 | 4,5 |
общественные науки | 4,2 | 7,2 | 8,3 | 12,0 |
гуманитарные науки | 0,3 | 0,9 | 1,9 | 0,4 |
Продолжается процесс старения основных фондов научных организаций.
Состояние основных фондов (средств) и инвестиционной деятельности в отрасли "Наука и научное обслуживание" | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Стоимость основных средств (с учетом переоценок), на конец года: |
|
|
|
| |
|
|
| |||
Коэффициент износа основных средств, в % | 39,7 | 39,0 | 39,4 | 38,9 | |
Инвестиции в основной капитал в действовавших ценах, млн. рублей | 6,7 | 45,3 | 55,4 | 55,7 | 142,5 |
в % к общему объему инвестиций по всем отраслям | 0,4 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 1,2 |