(с изменениями на 27 апреля 2024 года)
(в ред. Законов Мурманской области от 13.05.2009 N 1100-01-ЗМО, от 07.11.2013 N 1674-01-ЗМО, от 08.04.2014 N 1723-01-ЗМО, от 10.05.2016 N 1994-01-ЗМО, от 08.07.2019 N 2393-01-ЗМО, от 05.07.2022 N 2791-01-ЗМО, от 27.04.2024 N 2994-01-ЗМО)
Принят
Мурманской
областной Думой
24 октября 2001 года
Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической и инновационной (внедренческой) деятельности, органами государственной власти Мурманской области и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), устанавливает основные принципы организации региональных научных исследований в целях более широкого привлечения научных сотрудников, потенциала научных организаций к решению проблем развития Мурманской области.
Регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, "О статусе наукограда Российской Федерации" от 07.04.1999 N 70-ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Мурманской области.
В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
областной научный комплекс - совокупность организаций и предприятий сферы науки и научного обслуживания различного статуса, форм собственности и ведомственной принадлежности, функционирующих в составе хозяйственного комплекса Мурманской области как единое целое с характерными для него формами взаимодействия и использования результатов деятельности в интересах устойчивого развития Мурманской области;
приоритетные направления развития науки, технологий и техники областного научного комплекса - исследования и разработки, направленные на решение наиболее актуальных и важных проблем обеспечения устойчивого развития Мурманской области;
(в ред. Закона Мурманской области от 10.05.2016 N 1994-01-ЗМО)
региональная научно-техническая программа - комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение конкретных целей научного, научно-технического развития Мурманской области, эффективного использования научного и научно-технического потенциала Мурманской области в интересах ее устойчивого развития;
устойчивое развитие Мурманской области - стабильное положительное изменение состояния социально-экономической обстановки в хозяйственном комплексе Мурманской области, последовательное улучшение качества жизни населения и экологических условий среды обитания человека.
(в ред. Закона Мурманской области от 08.04.2014 N 1723-01-ЗМО)
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, и юридическими лицами при условии, что научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
(в ред. Закона Мурманской области от 08.04.2014 N 1723-01-ЗМО)
2. Общие положения о субъектах научной деятельности, научном работнике, специалисте научной организации и работнике сферы научного обслуживания, об общественных объединениях научных работников регламентируются Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
1. Научной организацией признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность.
(в ред. Закона Мурманской области от 10.05.2016 N 1994-01-ЗМО)
2. Утратил силу. - Закон Мурманской области от 13.05.2009 N 1100-01-ЗМО.
3. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Органы государственной власти Мурманской области могут привлекать на добровольной основе научных работников, общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета.
1. Управление деятельностью субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, действующих на территории Мурманской области, осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
2. Органы исполнительной власти Мурманской области, в компетенции которых находятся вопросы научной, научно-технической и инновационной политики, в пределах своих полномочий и с учетом предложений субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности определяют приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Мурманской области, обеспечивают формирование системы научных организаций Мурманской области, осуществление межотраслевой координации научной, научно-технической и инновационной деятельности, разработку и реализацию научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
(в ред. Законов Мурманской области от 13.05.2009 N 1100-01-ЗМО, от 10.05.2016 N 1994-01-ЗМО)
3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью субъектов областного научного комплекса осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества и компетенцию федеральных или межрегиональных органов управления научными организациями.
4. Органы исполнительной власти Мурманской области, учреждающие государственные научные организации Мурманской области:
утверждают уставы государственных научных организаций Мурманской области;
осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям Мурманской области имущества;
осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.
(пункт 4 в ред. Закона Мурманской области от 13.05.2009 N 1100-01-ЗМО)
5. Руководители государственных и негосударственных областных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, предусмотренном их уставами.
1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и научно-технической продукции являются договоры (контракты), заключенные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", а также иными федеральными законами, законами Мурманской области.
2. Правительство Мурманской области вправе устанавливать для государственных научных организаций, учрежденных органами исполнительной власти Мурманской области, обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и научно-технической деятельности и потребителей научной и научно-технической продукции.
Государственный заказчик, выступающий от имени Правительства Мурманской области, при заключении договора о выполнении регионального государственного заказа обеспечивает включение в договор положений о том, что право на использование результатов соответствующих научно-технических работ принадлежит Мурманской области при соблюдении авторских прав исполнителей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Введение указанных результатов в хозяйственный оборот для обеспечения региональных государственных нужд осуществляется в порядке, определяемом Правительством Мурманской области, после решения вопросов о правовой охране результатов работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В договор о выполнении регионального государственного заказа могут включаться особые условия.
1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на обмен информацией с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации или заключенными договорами ограничений на распространение сведений, содержащих государственные, служебные или коммерческие тайны.
2. Органы исполнительной власти Мурманской области в пределах своих полномочий содействуют созданию региональных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, а также изданию научной и научно-технической литературы, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах.
3. В случае ликвидации государственных областных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, должны быть обеспечены сохранность указанных банков и баз данных и передача их учредившему организацию органу исполнительной власти для принятия решения об их дальнейшем использовании в соответствии с действующим законодательством. В случае реорганизации таких организаций должны быть обеспечены сохранность банков и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке.
(в ред. Закона Мурманской области от 08.07.2019 N 2393-01-ЗМО)
Органы государственной власти Мурманской области осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области международное сотрудничество, в том числе приграничное сотрудничество, в научной и научно-технической сферах.
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность в Мурманской области строится на принципах:
разделения функций управления наукой в рамках разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти Мурманской области;